РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 июля 2012 года г.Курск Ленинский районный суд г.Курска в составе: председательствующего судьи Мазаловой Е.В., при секретаре Ушкаловой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костюкова № к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в <адрес> (межрайонному) об обязании произвести расчет размера трудовой пенсии по инвалидности по сведениям о заработной плате, содержащимся в партийном билете, УСТАНОВИЛ: Костюков Н.М. обратился в суд с иском к УПФР в <адрес> (межрайонному), в котором указал, что является инвалидом детства второй группы и получателем социальной пенсии. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии по инвалидности и просил произвести расчет размера трудовой пенсии по инвалидности по сведениям заработной платы, указанным в партийном билете, за период работы с октября 1987 г. по июнь 1991 г., поскольку не имеет возможности представить справки о заработной плате за этот период ввиду ликвидации предприятия, в котором работал, и отсутствия первичных документов в архивах. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ в расчете размера пенсии с учетом данных партийного билета отказано, что, по мнению истца, не соответствует действующему законодательству, поскольку партийный билет является косвенным доказательством заработной платы, и, кроме того, лишает его возможности получать пенсию в большем размере, чем получаемая им социальная. Просит обязать УПФР в <адрес> (межрайонное) принять для расчета ему размера трудовой пенсии по инвалидности партийный билет №, выданный Курским райкомом КПСС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, содержащий сведения о заработной плате за период с октября 1987 г. по июнь 1991 г. включительно. В судебное заседание истец Костюков Н.М., надлежаще извещенный о рассмотрении дела, не явился. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя по доверенности. Представитель истца по доверенности Яковлев В.В. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске. При этом уточнил их и просил обязать ответчика произвести с ДД.ММ.ГГГГ расчет размера трудовой пенсии по инвалидности Костюкова Н.М. по сведениям о заработной плате за период с октября 1987 года по июнь 1991 года включительно, содержащимся в партийном билете №, выданным Курским райкомом КПСС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика УПФР в <адрес> (межрайонное) по доверенности Качко М.В. уточненные исковые требования не признала, пояснив, что правовых оснований для расчета размера трудовой пенсии из сумм заработной платы, указанной в партийном билете, являющемся косвенным документом, при наличии сведений о заработной плате за период с 1993 г. по 1997 г., выданных на основании первичных документов, не имеется. Просила в иске отказать. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В силу ст.15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ размер трудовой пенсии по инвалидности устанавливается в зависимости от группы инвалидности. Размер трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле: При этом в соответствии со ст.29.1 вышеуказанного закона сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле: ПК = ПК1 + СВ + ПК2, где ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; ПК1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона; СВ - сумма валоризации (статья 30.1 настоящего Федерального закона); ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст.17 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. В судебном заседании установлено, что Костюкову Н.М. решением № от ДД.ММ.ГГГГ была назначена с ДД.ММ.ГГГГ социальная пенсия по инвалидности по категории инвалид с детства в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ», а в дальнейшем он являлся получателем социальной пенсии по инвалидности по категории инвалид с детства в соответствии с пп.1 п.1 ст.11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии по инвалидности в соответствии со ст.8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом предоставил письменное заявление о расчете ее размера из сумм заработка, указанных в партийном билете. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Костюкову Н.М. назначена трудовая пенсия по инвалидности в соответствии со ст.8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ и расчетом размера пенсии, исходя из данных справок за 1993-1997 г.. При этом в расчете размера трудовой пенсии по инвалидности по сведениям заработной платы, указанным в партийном билете за период с октября 1987 г. по июнь 1991 г., являющихся косвенными документами, при наличии сведений о заработной плате, выданных на основании первичных документов, решением УПФР в <адрес> (межрайонного) № от ДД.ММ.ГГГГ отказано. Данные обстоятельства подтверждаются материалами выплатного дела и не оспаривались сторонами. Однако суд не может согласиться с данным выводом пенсионного органа по следующим основаниям. Расчетный размер трудовой пенсии в силу п.2 ст.30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи. Согласно п.3 ст.30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по желанию пенсионера исчисление размера трудовой пенсии может быть произведено из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ № и Пенсионного фонда РФ № па от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «Государственном пенсионном обеспечении в РФ». Согласно п.26 Перечня среднемесячный заработок подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов; в случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам, указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями. Вместе с тем согласно письму Минтруда РФ №-ЮЛ, Пенсионного фонда Российской Федерации №ЛЧ-06-27/9704 «О некоторых вопросах определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников» от ДД.ММ.ГГГГ, в случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, и этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, необходимо дать соответствующие рекомендации пострадавшим лицам об обращении в суд. Органы Пенсионного фонда Российской Федерации оказывают потерпевшему работнику содействие в предъявлении исковых требований к причинителю вреда. В случае невозможности определения причинителя вреда, в частности, в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. В судебном заседании установлено, что Костюков Н.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал старшим инженером-наладчиком, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ инженером 1 категории ХМНУ «Курскводавтоматика», реорганизованного в СМНУ «Курскводавтоматика», что подтверждается записями в трудовой книжке. Согласно данным ИФНС по России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Специализированное монтажно-наладочное управление «Курскводавтоматика» (СМНУ «Курскводавтоматика») по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре юридических лиц по <адрес> не значится. Документы СМНУ «Курскводавтоматика» не были переданы на хранение в архив, о чем свидетельствуют ответы Архивного отдела Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ОКУ «Государственный архив документов по личному составу <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, ОКУ «Государственный архив <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, первичные документы о заработке Костюкова Н.М. за период работы в ХМНУ «Курскводавтоматика», реорганизованном в СМНУ «Курскводавтоматика», утрачены, и определить причинителя вреда в настоящее время не представляется возможным, также, как и подтвердить размер заработка иначе, как данными в партийном билете, невозможно. При этом словосочетание «в частности», присутствующее в тексте письма Минтруда РФ №-ЮЛ, ПФ РФ №ЛЧ-06-27/9704 от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствует о том, что перечень случаев, которые могут повлечь за собой уничтожение документов и перечисленные в письме, не является исчерпывающим. Данное словосочетание лишь расшифровывает возможные случаи, но не исчерпывает их. Согласно партийному билету члена КПСС №, выданному Курским райкомом КПСС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, Костюков Н.М. вступил в члены КПСС с сентября 1987 года, и, начиная с октября 1987 года по июнь 1991 года включительно уплачивал из заработной платы членские взносы, что также подтверждается и учетной карточкой №. Из листов уплаты членских взносов партийного билета члена КПСС №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что членские взносы за вышеуказанный период им уплачивались ежемесячно. При этом в графе «месячный заработок» за период с октября 1987 года по июнь 1991 года проставлены суммы заработной платы. Согласно Уставу КПСС члены КПСС должны были уплачивать членские взносы. При этом в соответствии с Инструкцией о членских взносах членов и кандидатов в члены КПСС, утвержденной Секретариатом ЦК КППС ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячные членские взносы для членов партии и кандидатов устанавливались в следующем размере: члены партии и кандидаты, имеющие заработок в месяц: - до 50 рублей вносят 10 копеек; - от 51 до 100 рублей вносят 0,5 % от месячного заработка; - от 101 до 150 рублей вносят 1,0 % от месячного заработка; - от 151 до 200 рублей вносят 1,5 % от месячного заработка; - от 201 до 250 рублей вносят 2,0 % от месячного заработка; - от 251 до 300 рублей вносят 2,5 % от месячного заработка; - свыше 300 рублей 3,0 % от месячного заработка. Согласно пункту 2 вышеуказанной Инструкции при приеме членских партийных взносов должна учитываться как основная заработная плата коммунистов, так и надбавки к зарплате, премии и другое денежное вознаграждение за их трудовую деятельность. Согласно пункту 7 вышеуказанной Инструкции секретарь первичной или цеховой партийной организации при приеме членских взносов обязан записать принятую сумму в партийном билете коммуниста, поставить штамп об уплате членских взносов, свою подпись и записать полученные взносы в ведомость (форма №). Из обозренного в судебном заседании партийного билета члена КПСС Костюкова Н.М., копия которого имеется в материалах дела, следует, что требования пункта 7 Инструкции о членских взносах членов и кандидатов в члены КПСС, при приеме у него членских взносов соблюдены. Таким образом, партийный билет №, выданный Курским райкомом КПСС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, соответствующий требованиям действовавшего на момент его заполнения законодательства, подтверждает фактический заработок истца за период с ДД.ММ.ГГГГ г. включительно, а потому подлежит принятию и рассмотрению в качестве документа, необходимого для установления среднемесячного заработка в целях реализации права истца на исчисление пенсии, исходя из заработной платы, полученной им при осуществлении трудовой деятельности ХМНУ «Курскводавтоматика» (СМНУ «Курскводавтоматика») как косвенно подтверждающий фактический заработок Костюкова Н.М. за выбранный им период. Исходя из сведений, содержащихся в партийном билете Костюкова Н.М. №, выданном Курским райкомом КПСС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, его заработок составлял: в <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> С учетом вышеуказанных положений действующего законодательства суд приходит к выводу, что этот заработок и следует учитывать при исчислении Костюкову Н.М. размера трудовой пенсии по инвалидности, поскольку в этом случае будет реализовано его право на назначение пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка. Согласно ст.19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). При этом днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона. Как установлено в судебном заседании, Костюков Н.М. обратился с соответствующим заявлением о назначении и расчете размера пенсии по инвалидности по зарплате, указанной в партийном билете ДД.ММ.ГГГГ, а потому расчет размера его трудовой пенсии по инвалидности по сведениям о заработной плате за период с октября 1987 г. по июнь 1991 г. включительно, содержащимся в партийном билете №, выданном Курским райкомом КПСС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, следует произвести с ДД.ММ.ГГГГ При вынесении решения суд также учитывает, что в тех случаях, когда период трудовой деятельности застрахованного лица составляет более 60 месяцев, но отсутствуют сведения о заработке за часть периода, предусмотренного п.2 ст.30 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ, исключительно по его желанию, определение расчетного размера трудовой пенсии может быть произведено из заработка за неполные 60 месяцев. В этом случае среднемесячный заработок пенсионера определяется путем деления заработка за фактически проработанные месяцы на 60. Данный механизм расчета подтверждается письмами Исполнительной дирекции ПФР в адрес региональных отделений и не отрицался в судебном заседании представителем ответчика. Из заявления Костюкова Н.М. от ДД.ММ.ГГГГ и пояснений его представителя в судебном заседании следует, что истец настаивает на расчете его пенсии именно из данных о заработке за вышеуказанный период, составляющий менее 60 месяцев, а потому оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не имеется. С учетом того, что заявленные требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме, в соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в бюджет муниципального образования «<адрес>» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб. 00 коп., от уплаты которой истец был освобожден в силу НК РФ. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Костюкова № удовлетворить. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> (межрайонное) произвести с ДД.ММ.ГГГГ расчет размера трудовой пенсии по инвалидности Костюкову № по сведениям о заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ года включительно, содержащимся в партийном билете №, выданном Курским райкомом КПСС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в <адрес> (межрайонного) в бюджет муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в размере 200 (двести) руб. 00 коп.. Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г.Курска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме. Судья:
П = ПК / (Т x К) + Б, где П - размер трудовой пенсии по инвалидности; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (инвалида) (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается трудовая пенсия по инвалидности; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 14 настоящего Федерального закона); К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев; Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности. Данной нормой также регламентированы фиксированные базовые размеры трудовой пенсии по инвалидности в зависимости от наличия иждивенцев и ряда других условий.