решение по заявлению об оспаривании решения ФГБУ



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 августа 2012 года г.Курск

Ленинский районный суд г.Курска в составе:

председательствующего судьи Мазаловой Е.В.,

при секретаре Першиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фомичевой <данные изъяты> об оспаривании решения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>», возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Фомичева Л.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>», возложении обязанности. Свои требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>» было подано заявление о постановке на кадастровый учет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: <адрес>. Решением ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ отказано в осуществлении кадастрового учета земельных участков, в связи с тем, что заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям ФЗ №221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости». Данное решение считает незаконным и нарушающим ее права и свободы, поскольку документы в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>» были подготовлены и представлены в соответствии с требованиями ФЗ №101-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в редакции, действовавшей на момент выдела. К межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ прилагались документы, которые подтверждают соблюдение процедуры выдела земельного участка в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок. В решении же об отказе в осуществлении кадастрового учета филиал ссылается на статьи 13, 13.1, 14, 14.1 ФЗ от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» с изменениями ФЗ № 435-ФЗ, которые действуют с 01.07.2011 г. Считает, что на момент вступления в силу с 01.07.2011 г. изменений уже была начата процедура выдела земельного участка, а потому оснований для применения норм ФЗ от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», действующих на момент подачи заявления о постановке на кадастровый учет не имелось. Просит признать незаконным решение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении кадастрового учета; обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>» принять решение об осуществлении кадастрового учета земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>; взыскать с ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>» судебные расходы по оплате госпошлины в размере 200 руб. 00 коп..

В судебное заседание Фомичева Л.А., надлежаще извещенная о рассмотрении дела, не явилась, о причинах неявки не известила.

Суд, с учетом мнения участников процесса, счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>» по доверенности Соколова М.Д. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований. При этом пояснила, что с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка обращалась Шаповалова Л.П., а потому, по ее мнению, оспариваемым решением права заявителя Фомичевой Л.А. не затрагиваются. Кроме того, указала, что при проверке представленных документов было установлено, что они по форме и содержанию не соответствуют требованиям ФЗ №221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости», поскольку процедура выдела земельного участка осуществлена не в соответствии с требованиями ФЗ от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», межевой план по содержанию не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а также не был приложен проект межевания земельных участков. В связи с этим и было вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении кадастрового учета.

Заинтересованное лицо Шаповалова Л.П. в судебном заседании требования Фомичевой Л.А. признала обоснованными и подлежащими удовлетворению. Считает, что к межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ прилагались документы, которые подтверждают соблюдение процедуры выдела земельного участка в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, требованиям ФЗ от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ в редакции на момент выдела. Оснований для применения норм ФЗ от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», действующих на момент подачи заявления о постановке на кадастровый учет 13.02.2012 г., то есть с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ № 435-ФЗ от 29.12.2010 г. и вступившими в законную силу 01.07.2011 г., не имелось, поскольку процедура выдела начата еще до 01.07.2011 г.

Представитель заинтересованного лица Старогородского сельсовета <адрес>, надлежаще извещенный о рассмотрении дела, не явился. Суд с учетом мнения сторон счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 ч. 1 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

В силу ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если читают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с п.13 ст.27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года №221-ФЗ решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.

В судебном заседании установлено, что Фомичевой Л.А. на праве общей долевой собственности принадлежит земельная доля общей площадью 7,07 га, в земельном участке, расположенном в Старогородском сельсовете <адрес>, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю .

ДД.ММ.ГГГГ Шаповалова Л.П. обратилась в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>» с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет вышеуказанного земельного участка.

К заявлению прилагался межевой план от ДД.ММ.ГГГГ с приложением, состоящим из следующих документов: надлежаще заверенная копия публикации объявления о предстоящем общем собрании собственников земельных долей в газете «Курская правда» (25141) от ДД.ММ.ГГГГ; протокол общего собрания участников долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ с приложением (список (явочный лист)); надлежаще заверенная копия публикации о намерении выделить земельный участок в газете «Курская правда» (25217) от ДД.ММ.ГГГГ; справка представителя от участников долевой собственности об отсутствии возражений от других участников долевой собственности по местоположению выделяемого земельного участка; справка Дмитриевского межрайонного отдела Управления Росреестра по <адрес> об отсутствии возражений от других участников долевой собственности по местоположению выделяемого земельного участка; копии правоустанавливающих и правоподтверждающих документов; копии нотариальных доверенностей.

Решением ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в осуществлении кадастрового учета, поскольку заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиями ФЗ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (п.2 ч.2 ст. 27), а именно: межевой план не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 г. № 412 «Об утверждении формы межевого плата и требований к его подготовке, примерной формы извещений о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков, поскольку в приложении к нему отсутствуют документы, подтверждающие исполнение норм ст.13, ст. 13.1, ст. 14, ст.14.1 ФЗ от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», то есть соблюдение процедуры выдела земельного участка в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 46:26:070700:1; реквизит «3» титульного листа межевого плана оформлен не в соответствии с требованиями п.33 Приказа №412; нарушен порядок согласования местоположения границ земельных участков, то есть требования ч.8 ст. 27 Закона о кадастре; не приложен проект межевания земельных участков.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами учетного дела.

Согласно ч.3 ст.1 ФЗ от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с ч.2 ст.16 Закона о кадастре установлено, что постановка на кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов.

Статьей 22 Закона о кадастре определен состав необходимых для кадастрового учета документов, в число которых входит межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.

Сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета (п.31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 г. № 42).

Основания для отказа в осуществлении кадастрового учета предусмотрены ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Так, в соответствии с п.2 ч.2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.3 ст.11.5 Земельного кодекса Российской Федерации особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Законом РФ №101-ФЗ об обороте, в соответствии с которым (в редакции, действовавшей до 01 июля 2011 года) земельный участок в счет земельной доли (земельных долей) мог быть выделен на основании: решения общего собрания либо извещения остальных участников общей собственности о намерении выделить земельный участок.

При этом перечень документов, необходимых для включения в приложение межевого плана, был установлен п.24 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008г. №412 (далее - Требования) и включал в себя:

1) протокол общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения об утверждении границ части такого земельного участка, предназначенной для выделения земельных участков в счет земельных долей, в том числе для выделения в первоочередном порядке;

2) направленное участникам долевой собственности с соблюдением сроков, установленных Законом об обороте, извещение о намерении выделить земельный участок в счет земельной доли, содержащего описание местоположения такого земельного участка;

3) экземпляр печатного издания, в котором опубликовано сообщение, содержащее описание местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка;

4) вступившее в законную силу судебного акта (если основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей в отношении земельного участка является такой акт);

5) документ, свидетельствующий о разрешении в порядке, установленном Законом об обороте, спора о местоположении земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения (если имел место соответствующий спор).

Извещение должно содержать описание местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка, которое позволяет определить его местоположение на местности, а также указание на необходимость направления в письменной форме возражений остальных участников долевой собственности относительно местоположения этого земельного участка требующему выделения земельного участка в счет его земельной доли участнику долевой собственности или указанному в извещении представителю участника долевой собственности (ст.13 Закона РФ №101-ФЗ об обороте).

В случае если в течение тридцати дней со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с п. 3 ст. 13 Закона об обороте не поступят возражения относительно местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка от участников долевой собственности, предложение о местоположении такого земельного участка считается согласованным.

Исходя из анализа документов, представленных в регистрирующий орган по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ считать процедуру выдела земельного участка состоявшейся до ДД.ММ.ГГГГ, нельзя.

Так общее собрание собственников земельных долей ДД.ММ.ГГГГ, о котором дано извещение в газете «Курская правда» от ДД.ММ.ГГГГ, не состоялось, что подтверждено соответствующим протоколом.

Объявление о намерении выделить земельный участок с описанием его местоположения было дано в газете «Курская правда» только ДД.ММ.ГГГГ

Исходя из положений ст.ст. 13 и 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в редакции ФЗ № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» от 29.12.2011 г., земельный участок, образуемый из земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, путем выдела в счет земельной доли, определяется на основании решения общего собрания участников общей долевой собственности, которым утверждается проект межевания земельных участков, или путем выдела на основании проекта межевания земельного участка, утвержденного решением собственника земельной доли или земельных долей и согласованного с участниками общей долевой собственности.

Таким образом, по смыслу указанных новаций при образовании земельного участка путем выделения в счет земельной доли или земельных долей кадастровым инженером обязательно подготавливается проект межевания земельного участка, которым определяются его размеры и местоположение, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности.

С учетом требований ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Согласно статье 8 ФЗ № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» данный закон вступил в силу 01 июля 2011 года, каких-либо исключений относительно его применения во времени не содержит.

Из вышеизложенного следует, что если, в соответствии с ранее установленным порядком, извещение о намерении выделить земельный участок в счет земельной доли было опубликовано до 01.07.2011 г. и заявление о постановке на государственный кадастровый учет такого земельного участка было подано до вступления в силу приказа Минэкономразвития России от 03.08.2011 г. № 388 «Об утверждении требований к проекту межевания земельного участка», то постановка на государственный кадастровый учет земельного участка осуществляется в порядке, действовавшем до 01.07.2011 г..

В противном случае кадастровый учет земельного участка, образуемого путем выдела в счет земельной доли, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в редакции Федерального закона № 435-ФЗ.

Поскольку процедура выдела фактически была начата после ДД.ММ.ГГГГ, заявление о кадастровом учете подано после ДД.ММ.ГГГГ, а приложенные к нему документы необходимые для кадастрового учета по форме и содержанию не соответствовали требованиям изменившегося законодательства, по мнению суда, у ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>» отсутствовали основания для рассмотрения документов, подготовленных и представленных с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет указанного земельного участка в разрезе законодательства, изменившегося при вступлении в силу положений Федерального закона №435-ФЗ от 29.12.2010 г..

Кроме того, в соответствии с требованиями п.33 Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 г. № 412 «Об утверждении формы межевого плата и требований к его подготовке, примерной формы извещений о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» как в ранее действовавшей редакции, так и на сегодняшний день, на титульном листе межевого плана приводятся сведения о заказчике кадастровых работ: в отношении физического лица - фамилия, имя, отчество (отчество указывается при наличии); в отношении юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, иностранного юридического лица - полное наименование. В случае, если заказчиком кадастровых работ является юридическое лицо, на титульном листе приводится подпись представителя юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, иностранного юридического лица с расшифровкой подписи в виде фамилии и инициалов представителя и занимаемой должности.

Как усматривается из имеющегося в деле межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Шаповаловой Л.П. ДД.ММ.ГГГГ, реквизит «3» титульного листа межевого плана оформлен не в соответствии с требованиями п.33 Приказа , поскольку он не содержит расшифровки подписи лица, представляющего заказчика кадастровых работ ООО «Агрокультура плюс».

При таких обстоятельствах, требования заявителя необоснованны и удовлетворению не подлежат.

Вместе с тем доводы относительно того, что оспариваемое решение не затрагивает права и законные интересы Фомичевой Л.А., поскольку с заявлением обращалась Шаповалова Л.П., суд не может принять во внимание, поскольку заявитель является собственником доли земельного участка, в постановке на кадастровый учет которого отказано оспариваемым решением.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Фомичевой <данные изъяты> об оспаривании решения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении кадастрового учета, возложении обязанности принять решение об осуществлении кадастрового учета земельных участков отказать.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья: