Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 09 июля 2012 года Ленинский районный суд г.Курска в составе: председательствующего судьи Ходячих О.В., при секретаре Халиной М.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тишиных <данные изъяты> и <данные изъяты> о признании незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в государственной регистрации права общей совместной собственности на земельный участок, обязании произвести государственную регистрацию права общей совместной собственности на земельный участок, У С Т А Н О В И Л: Тишины И.В. и Н.В. обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в государственной регистрации права общей совместной собственности на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым №, находящийся по адресу: <адрес>, для обслуживания двухквартирного жилого дома, площадью 342 кв.м. за ними, обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> произвести государственную регистрацию права общей совместной собственности на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым №, находящийся по адресу: <адрес>, для обслуживания двухквартирного жилого дома, площадью 342 кв.м. за ними, мотивируя свои требования тем, что Управление Росреестра не уполномочено действующим законодательством на решение вопросов по оценке правовых оснований по распоряжению органом местного самоуправления объектами муниципальной собственности, в компетенции которого находятся эти полномочия. Решая вопрос о соблюдении процедуры предоставления объекта недвижимого имущества, регистрирующий орган, по сути, вмешивается в компетенцию других органов власти, выходя за пределы собственной компетенции. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена обязанность лица, обратившегося за государственной регистрацией гражданских прав, предоставлять какие-либо документы, подтверждающие надлежащее исполнение органом местного самоуправления полномочий по распоряжению муниципальным имуществом. В судебном заседании представитель заявителей Тишиных И.В. и Н.В. по доверенности Башкатов Н.Н. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и в дополнении к нему. В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> по доверенности Васильева М.И. заявленные требования не признала, указав, что заявителями не представлены документы, подтверждающие порядок предоставления земельного участка в соответствии с действующим законодательством РФ. Управление Росреестра по <адрес> действовало в соответствии с законом в пределах предоставленных ему полномочий и не нарушило права и законные интересы заявителей. В судебное заседание представители заинтересованных лиц – Администрации <адрес> и Земельного комитета <адрес> не явились о месте, дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, причина их не явки суду не известна. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Тишиным И.В. и Тишиной Н.В. с Земельным комитетом <адрес> был заключен договор купли-продажи земельного участка № В 134001ф. в соответствии с которым заявителями был приобретен в общую совместную собственность земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым №, находящийся по адресу: <адрес>, для обслуживания двухквартирного жилого дома, площадью 342 кв.м. Данный договор купли-продажи был заключен на основании постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка по <адрес> Тишину И.В. и Тишиной Н.В.». ДД.ММ.ГГГГ заявители обратились в Управление Федеральной службы ДД.ММ.ГГГГ письмом № Управлением Росреестра по Курской участка в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В связи с этим, заявители были вынуждены обратиться за разъяснениями в Администрацию Центрального округа города Курска, которая письмом от ДД.ММ.ГГГГ №/ДД.ММ.ГГГГ сообщила, что земельный участок предоставлен заявителям в соответствии с порядком, установленным решением Курского городского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ №-РС «Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории муниципального образования «<адрес>». Данные разъяснения были предоставлены заявителями в управление Росреестра по <адрес>. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Тишину И.В. и Тишиной Н.В. отказано в государственной регистрации права общей совместной собственности на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым №, находящийся по адресу: <адрес>, для обслуживания двухквартирного жилого дома, площадью 342 кв.м, со ссылкой на абзацы 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122-ФЗ). На основании этих норм в государственной регистрации может быть отказано: 1) если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по 2). если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Порядок проведения государственной регистрации прав, перечень документов, необходимых при подаче заявления о регистрации, основания для государственной регистрации, а также исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав определены в статьях 13, 16, 17, 20 Закона № 122-ФЗ. Согласно статье 16 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора. Основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним определены в статье 17 названного Закона. К числу таких оснований, перечень которых предусмотрен пунктом 1 указанной статьи, относятся наряду с другими документами -договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки. В статье 18 Закона № 122-ФЗ указано, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав, должны содержать описание недвижимого имущества, вид регистрируемого права, а в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц. Тишиным И. В. и Тишиной Н.В. наряду с заявлением о регистрации в регистрирующий орган в установленном порядке были представлены все необходимые для государственной регистрации спорной сделки документы. Об отсутствии каких-либо конкретных документов, требующихся для осуществления государственной регистрации, Управление Росреестра по <адрес> Тишиных И.В. и Н.В. ни при приостановлении регистрации, ни при направлении отказа в государственной регистрации, ни в рамках судебного процесса не уведомляло. В соответствии со статьями 13. 17 Закона N 122-ФЗ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок. Пунктом 32 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 N 184, предусмотрено, что при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона). Пунктом 38 названных Методических рекомендаций органам, осуществляющим государственную регистрацию прав, рекомендуется при проверке юридической силы правоустанавливающих документов в зависимости от вида документа, в том числе, проверить соответствие требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа, формы и содержания документа (пункт 1 статьи 17, пункт 1 статьи 18, пункт 1 статьи 20 Закона); обладал ли орган государственной власти (орган местного самоуправления) соответствующей компетенцией на издание акта, а также соблюден ли порядок издания таких актов, в том числе уполномоченное ли лицо подписало этот акт (статья 9, пункт 1 статьи 17, пункт 1 статьи 20 Закона); наличие соответствующих прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица (статья 9, пункт 1 статьи 20 Закона), например, у продавца и его представителя (если сделка совершается представителем). Согласно пункту 40 Методических рекомендаций при проведении правовой экспертизы (проверке законности сделки) рекомендуется проверять право- и дееспособность сторон, наличие полномочий у представителей (если сделка совершена представителями), наличие установленных законом или соглашением сторон существенных условий договора, соблюдение формы договора, принадлежность имущества лицу, распоряжающемуся недвижимостью, или полномочия по распоряжению недвижимостью лицами, не являющимися собственниками имущества, соблюдение прав и законных интересов третьих лиц. Таким образом, проводя правовую экспертизу представленного в качестве правоустанавливающего документа договора аренды земельного участка, регистрирующий орган проверяет соответствие этого договора требованиям законодательства, устанавливающим форму и содержание указанных сделок, а также наличие соответствующих полномочий у подписавших его лиц. При этом, в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 9 Закона № 122-ФЗ к компетенции регистрирующего органа относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. Контроль за соблюдением порядка предоставления земельного участка, предшествовавшего подписанию договора аренды, не входит в предмет проверки, проводимой регистрирующим органом в рамках правовой экспертизы. Регистрирующему органу в процессе осуществления действий по государственной регистрации прав не предоставлено право подменять другие органы, в том числе судебные, в случае если решение определенных вопросов действующим законодательством напрямую отнесено к их компетенции. Администрация <адрес> является органом, уполномоченным распоряжаться спорным земельным участком. Договор купли-продажи данного земельного участка, заключенный последней с Тишиным И.В. и Тишиной Н.В., подписан надлежащими лицами, в установленном законом порядке не оспорен, а основания считать его незаключенным либо ничтожной сделкой отсутствуют и Управлением Росреестра по <адрес> не приведены ни в отказе, ни в отзыве на заявление Тишиных. При этом, Управление Росреестра не уполномочено действующим законодательством на решение вопросов по оценке правовых оснований по распоряжению органом местного самоуправления объектами муниципальной собственности, в компетенции которого находятся эти полномочия. Решая вопрос о соблюдении процедуры предоставления объекта недвижимого имущества, регистрирующий орган, по сути, вмешивается в компетенцию других органов власти, выходя за пределы собственной компетенции. Следовательно, выводы регистрирующего органа о нарушении порядка предоставления земельного участка Тишиным И.В. и Н.В. являются ошибочными. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена обязанность лица, обратившегося за государственной регистрацией гражданских прав, предоставлять какие-либо документы, подтверждающие надлежащее исполнение органом местного самоуправления полномочий по распоряжению муниципальным имуществом. С учетом изложенного, требования регистрирующего органа о представлении Тишиными дополнительных сведений являются неправомерными. Что касается режима права собственности земельного участка, то, учитывая, что данный земельный участок является самостоятельным объектом недвижимости не предназначенным для последующего разделения или для застройки, считаем, что в данном случае определение конкретного вида права общей собственности (общей совместной или общей долевой) является прерогативой Тишиных как собственников. Таким образом, поскольку Управлению Росреестра по <адрес> были На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в государственной регистрации права общей совместной собственности на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым №, находящийся по адресу: <адрес>, для обслуживания двухквартирного жилого дома, площадью 342 кв.м. за Тишиным <данные изъяты> и за Тишиной <данные изъяты>. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> произвести государственную регистрацию права общей совместной собственности на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым №, находящийся по адресу: <адрес>, для обслуживания двухквартирного жилого дома, площадью 342 кв.м. за Тишиным <данные изъяты> и за Тишиной <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий судья <данные изъяты> <данные изъяты> Именем Российской Федерации <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (далее —
Управление Росреестра по <адрес>) с заявлением о государственной регистрации
права общей совместной собственности на указанный земельный участок, приложив к
заявлению все необходимые документы.
области в адрес заявителей было направлено уведомление о приостановлении
государственной регистрации права общей совместной собственности заявителей, в
котором было указано, что, по мнению Управления Росреестра по <адрес>,
заявителями не представлены документы, подтверждающие порядок предоставления
форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
Законом № 122-ФЗ для государственной регистрации прав.
представлены все необходимые для государственной регистрации договора купли-
продажи земельного участка документы, отказ управления в государственной регистрации этих прав незаконен