решение по иску об оспаривании действий, связанных с исключением из состава участников программы



№ 2- 3560/15-2012г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Курск 04 сентября 2012 года

Ленинский районный суд г. Курска в составе:

председательствующего судьи Великих А.А.,

с участием заявителя Ларина В.В.,

представителя администрации <адрес> Толстых Н.В.,

представителя Управления молодежной,

семейной и демографической политики <адрес> Мезенцевой Г.И.,

при секретаре Каменевой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ларина <данные изъяты> об оспаривании действий, связанных с исключением из состава участников подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы»,

УСТАНОВИЛ:

Ларин А.А. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением об отмене приказа Управления молодежной, семейной и демографической политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения семьи Лариных в составе 4-х человек из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015г. г.»; о восстановлении семьи Лариных в составе 4-х человек в качестве участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы». Полагает данный приказ незаконным ввиду того, что на момент принятия его семьи на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Управления по учету и распределению жилья <адрес> и на момент признания семьи изъявившей желание получить социальную выплату в 2012г. (ДД.ММ.ГГГГ) возраст каждого из супругов не превышал 35 лет и у Администрации Курской области были все основания для вынесения решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году. Считает, что действующим законодательством, в том числе и Подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением правительства РФ от 17.12.2010г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 г. г.» исключение из состава подпрограммы в связи с превышением предельного возраста для участия в подпрограмме одного из супругов недопустимо. Таким образом, полагает, что у Администрации <адрес> не имелось законных оснований для исключения его семьи в составе 4-х человек из состава участников подпрограммы, а оспариваемый им приказ Управления молодежной, семейной и демографической политики <адрес> в части исключения семьи Лариных из состава участников подпрограммы не основан на нормах действующего законодательства и нарушает его имущественные права, заключающиеся в ограничении возможности получения социальной выплаты.

В ходе рассмотрения дела, заявленные требования уточнил, в редакции дополнения к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ просил признать незаконным приказ Управления молодежной, семейной и демографической политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения семьи Лариных в составе 4-х человек из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015г. г.»; восстановить семью Лариных в составе 4-х человек в качестве участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2012г. г.»

В судебном заседании Ларин В.В. заявление поддержал, настаивал на его удовлетворении по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.

Представитель Управления молодежной, семейной и демографической политики <адрес> (далее Управление) по доверенности Мезенцева Г.И. в судебном заседании полагала заявленные требования не обоснованными по основаниям, изложенным в отзыве на заявление Ларина В.В. Дополнительно пояснила, что семья Лариных, исходя из даты признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, объема бюджетных средств, выделяемых в 2012 году на реализацию подпрограммы, в сводный список молодых семей по <адрес> не включалась, а, следовательно, не могла быть включена в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году, поскольку ДД.ММ.ГГГГ Ларину В.В. исполнилось 36 лет. По указанному основанию семья Лариных утратила право на участие в подпрограмме. В обоснование своих возражений сослалась на административный регламент Управления по предоставлению муниципальной услуги «Включение молодых семей <адрес> в списки участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в планируемом году по муниципальному образованию «<адрес>», утвержденный постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с п. п. «а» п. 3.7. которого основанием для исключения из списка является прекращение права на участие в подпрограмме в связи с достижением предельного возраста одного из супругов в семье, включенной в список участников. Пояснила, что оспариваемый заявителем приказ /ДД.ММ.ГГГГ-20 об исключении из состава участников подпрограммы, был издан на законных основаниях, а действия Управления соответствуют нормам Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением правительства РФ от 17.12.2010г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 г. г.» и Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г., утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050, в связи с чем отмена приказа Управления и восстановление семьи Лариных в качестве участников подпрограммы не могут служить основанием для получения семьей Лариных социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Представитель Администрации <адрес> по доверенности Толстых Н.В. также полагала необоснованным и не подлежащим удовлетворению заявление Ларина В.В., поддержав позицию представителя Управления по доверенности Мезенцевой Г.И.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

Частью 1 ст. 254 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действию (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации (п. 2, 3) органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-215г. г.», составной частью которой является подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г. г.».

Полномочия по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» переданы Управлению молодежной, семейной и демографической политики <адрес> на основании постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (п. 1).

Как установлено в ходе судебного разбирательства, постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Ларин В.В. с семьей из 4-х человек (он, жена, дочь 1999 года рождения, дочь 2001 года рождения) приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На основании заявления супругов Лариных от ДД.ММ.ГГГГ приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ /ДД.ММ.ГГГГ-20 семья Лариных в составе 4 человек признана изъявившей желание получить социальную выплату в 2012 году в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».

Письмом Управления от ДД.ММ.ГГГГ /ДД.ММ.ГГГГ-25 семья была уведомлена о результатах рассмотрения заявления:

-      признании семьи Лариных в составе 4 человек изъявившей желание получить социальную выплату в 2012 году в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы»;

-      включении в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году, в соответствии с датой принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в управлении по учету и распределению жилья <адрес> - ДД.ММ.ГГГГ

Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ра утвержден список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году по муниципальному образованию «<адрес>» в количестве 471 семьи, в который семья Лариных была включена по<адрес>.

Приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ .501-20 семья Лариных в составе 4-х человек исключена из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г. г. в связи с превышением предельного возраста для участия в Подпрограмме одного из супругов - достижением Лариным В.В. ДД.ММ.ГГГГ возраста 36 лет.

Данный приказ суд полагает законным и обоснованным по следующим основаниям.

Порядок предоставления социальной выплаты и полномочия органов местного самоуправления по предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья установлены Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г., утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г.» (далее Правила) (в редакции Постановлений Правительства РФ от 14.07.2011г. № 575, от 12.09.2011г. № 771, от 06.10.2011г. № 825, от 27.12.2011г. № 1161, от 20.07.2012г. № 745).

В соответствии с пунктом 6 Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 825)

б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

На основании п. п. 3, 4 Правил право молодой семьи - участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - свидетельство), которое не является ценной бумагой. Выдача свидетельства на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

В соответствии с п. п. 23, 24 Правил после определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетом, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

В соответствии с п. п. «а» п. 3.7 административного регламента Управления по предоставлению муниципальной услуги «Включение молодых семей <адрес> в списки участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в планируемом году по муниципальному образованию «<адрес>» (далее -регламент) основанием для исключения из списка является прекращение права на участие в подпрограмме в связи с достижением предельного возраста одного из супругов, в семье, включенной в список участников.

Учитывая, что ДД.ММ.ГГГГ Ларину В.В. исполнилось 36 лет, он и его семья на законных основаниях утратили право на участие в подпрограмме в связи с достижением одним из супругов предельного возраста, определенного для участия в подпрограмме, о чем семья Лариных была извещены надлежащим образом.

Учитывая изложенные обстоятельства, подтвержденные исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый заявителем приказ Управления от ДД.ММ.ГГГГ /ДД.ММ.ГГГГ-20 об исключении семьи Лариных из состава участников подпрограммы был издан в соответствии с вышеуказанным регламентом, нормами Подпрограммы, Правилами и не противоречит им, в связи с чем, оснований для отмены приказа Управления и восстановления семьи Лариных в качестве участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г. г., суд не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Ларину <данные изъяты> в удовлетворении заявления об оспаривании действий, связанных с исключением из состава участников подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд <адрес>.

Судья Великих А.А.