Дело № 2-4350/11-2012 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04 октября 2012 года г.Курск Ленинский районный суд г. Курска в составе: председательствующего судьи Шуровой Л.И. с участием прокурора Долинной Т.В. при секретаре Гнездиловой О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Территориальной избирательной комиссии <адрес> об отмене регистрации кандидата в депутаты Курского городского Собрания пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Колаева <данные изъяты>, УСТАНОВИЛ: Решением территориальной избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Колаев М.Н. включенный в заверенный решением МУК «Избирательная комиссия <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, список кандидатов в депутаты Курского городского Собрания пятого созыва, выдвинутых избирательным объединением Курским региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатным избирательным округам, зарегистрирован кандидатом в депутаты Курского городского Собрания пятого созыва по одномандатному избирательному округу №. Председатель территориальной избирательной комиссии <адрес> обратился в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Курского городского Собрания пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Колаева М.Н. В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ в территориальную избирательную комиссию <адрес>, осуществляющую в соответствии с решением муниципального казенного учреждения «Избирательная комиссия <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Курского городского Собрания пятого созыва, поступило письмо председателя избирательной комиссии <адрес> с информацией о том, что зарегистрированный кандидат в депутаты Курского городского Собрания пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Колаев М.Н., выдвинутый Курским региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», был осужден ДД.ММ.ГГГГ Суджанским районным судом <адрес> по ст.30 ч. 3 ст.291 ч.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. Указанное преступление (Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие)) на момент осуждения Колаева М.Н. являлось тяжким в силу положений ст. 15 Уголовного кодекса Российской Федерации, поскольку максимальная мера наказания, предусмотренная законом за его совершение, определена в виде 8 лет лишения свободы. В настоящее время, в связи с изменениями, внесенными в Уголовный кодекс Российской Федерации, данное деяние квалифицируется по ч.3 статьи 291 Уголовного кодекса Российской Федерации и также признается законом тяжким преступлением. В силу пп. «а» п.3.2 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, когда-либо осужденные за совершение тяжких и/или особо тяжких преступлений, не имеют права быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, за исключением случаев, когда новым уголовным законом данное преступление не признается тяжким либо особо тяжким. В соответствии с вышеуказанными нормами закона, Колаев М.Н. не обладает пассивным избирательным правом на выборах депутатов Курского городского Собрания пятого созыва. Данные обстоятельства существовали, но не были известны территориальной избирательной комиссии <адрес> на момент принятия решения о регистрации Колаева М.Н. кандидатом в депутаты Курского городского Собрания пятого созыва, поскольку данная информация в первоначальных материалах проверки УМВД по <адрес>, поступившая в избирательную комиссию, отсутствовала, в связи с чем, указанные обстоятельства являются вновь открывшимися. В судебном заседании представитель заявителя – территориальной избирательной комиссии <адрес> по доверенности Мальцев С.Я. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Заинтересованное лицо Колаев М.Н. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что положения п.п. «а» п. 3.2 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» противоречат п. 3 ст. 32 Конституции РФ, в соответствии с которой «не имеют права избираться и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». Указанные в Конституции РФ основания являются исчерпывающими. Изменения, внесенные в ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора Долинной Т.В., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему. В соответствии с требованиями ст. 259 ГПК РФ с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор. В силу п.п. «а» п. 3.2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ в редакции закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации» (далее – Закон) не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, в том числе осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями. На основании п.п. «а» п. 7 ст. 76 Закона регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата. В судебном заседании установлено, что Решением территориальной избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Колаев М.Н. включенный в заверенный решением МУК «Избирательная комиссия <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, список кандидатов в депутаты Курского городского Собрания пятого созыва, выдвинутых избирательным объединением Курским региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатным избирательным округам, зарегистрирован кандидатом в депутаты Курского городского Собрания пятого созыва по одномандатному избирательному округу №. ДД.ММ.ГГГГ в территориальную избирательную комиссию <адрес>, осуществляющую в соответствии с решением муниципального казенного учреждения «Избирательная комиссия <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Курского городского Собрания пятого созыва, поступило письмо председателя избирательной комиссии <адрес> с информацией о том, что зарегистрированный кандидат в депутаты Курского городского Собрания пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Колаев М.Н., выдвинутый Курским региональным отделением Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», был осужден ДД.ММ.ГГГГ Суджанским районным судом <адрес> по ст.30 ч. 3 ст.291 ч.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. Указанные обстоятельства, кроме объяснений сторон подтверждаются исследованными в судебном заседании решением территориальной избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, письмом председателя муниципального казенного учреждения «Избирательная комиссия <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ территориальная избирательная комиссия <адрес> приняла решение об обращении в суд с заявлением об отмене регистрации в депутаты Курского городского Собрания пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Колаева М.Н., в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, предусмотренными п.п. «а» п. 24 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ в редакции закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации», поскольку стало известно, что Колаев М.Н. приговором Суджанского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был признан виновным и осужден по ст.ст. 30 ч. 3 и 291 ч. 2 УК РФ к 1 году лишения свободы. В судебном заседании установлено, что Колаев М.Н., выдвинутый Курским региональным отделением Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», был осужден ДД.ММ.ГГГГ Суджанским районным судом <адрес> по ст.30 ч. 3, ст.291 ч.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. Данные обстоятельства подтверждаются приговором Суджанского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, информацией информационного центра УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Указанное преступление (Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие)) на момент осуждения Колаева М.Н. являлось тяжким в силу положений ст. 15 Уголовного кодекса Российской Федерации, поскольку максимальная мера наказания, предусмотренная законом за его совершение, определена в виде 8 лет лишения свободы. В настоящее время Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 97-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции", данное деяние квалифицируется по ч.3 статьи 291 Уголовного кодекса Российской Федерации и также признается законом тяжким преступлением, поскольку максимальная мера наказания, предусмотренная законом за его совершение, определена в виде 8 лет лишения свободы. В силу пп. «а» п.3.2 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, когда-либо осужденные за совершение тяжких и/или особо тяжких преступлений, не имеют права быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, за исключением случаев, когда новым уголовным законом данное преступление не признается тяжким либо особо тяжким. В соответствии с вышеуказанными нормами закона, суд приходит к выводу о том, что Колаев М.Н. не обладает пассивным избирательным правом на выборах депутатов Курского городского Собрания пятого созыва. Также в судебном заседании установлено, что данные обстоятельства существовали, но не были известны территориальной избирательной комиссии <адрес> на момент принятия решения о регистрации Колаева М.Н. кандидатом в депутаты Курского городского Собрания пятого созыва, поскольку информация о совершении Колаевым М.Н. тяжкого преступления в первоначальных материалах проверки УМВД по <адрес>, поступившая в избирательную комиссию, отсутствовала, что подтверждается исследованными в судебном заседании списком кандидатов в депутаты Курского городского Собрания пятого созыва, выдвинутых избирательным объединением Курским региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатным избирательным округам; заявлением Колаева М.Н. о даче согласия баллотироваться кандидатом в депутаты Курского городского Собрания пятого созыва по одномандатному избирательному округу №; обращением председателя территориальной избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника УМВД России по <адрес> о проведении проверки достоверности сведений, предоставленных кандидатами в депутаты Курского городского Собрания пятого созыва; сообщением начальника информационного центра УМВД России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии сведений о наличии неснятой и непогашенной судимости. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что указанные заявителем обстоятельства являются вновь открывшимися. В соответствии с подпунктом «а» пункта 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, в данном случае предусмотренных подпунктом «а» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а именно - отсутствие у кандидата пассивного избирательного права. При таком положении суд приходит к выводу об удовлетворении заявления территориальной избирательной комиссии <адрес> об отмене регистрации кандидата в депутаты Курского городского Собрания пятого созыва по одномандатному избирательному округу №. При этом наличие у Колаева М.Н. погашенной судимости, не является основанием для отказа в удовлетворении заявления, так как данное обстоятельство в контексте п.п. «а» п. 3.2 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не свидетельствует о признании права гражданина быть избранным. Доводы Колаева М.Н. о том, что положения п.п. «а» п. 3.2 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» противоречат п. 3 ст. 32 Конституции РФ, в соответствии с которой «не имеют права избираться и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суд», суд находит несостоятельными. Конституция Российской Федерации, признавая в статье 32 (часть 2) право граждан избирать и быть избранными, в части 3 той же статьи устанавливает, что указанного права - как активного, так и пассивного, не имеют граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Это конституционное положение, однако, не дает ни прямых указаний, ни оснований к такому его истолкованию, которое полностью исключало бы иные ограничения избирательного права. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации возможность установления исключений из принципа всеобщности пассивного избирательного права федеральным законом вытекает из Конституции Российской Федерации, ее статей 32 (часть 3), 55 (часть 3) и 62 (часть 2), а также норм международного права, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации (Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 797-О-О). В частности, Международный пакт о гражданских и политических правах признает право и возможность каждого гражданина голосовать и быть избранным без необоснованных ограничений (пункт "b" статьи 25), таким образом, оставляя государствам-участникам право вводить обоснованные ограничения. При этом Пакт содержит общее указание на запрет такого истолкования закрепленных в нем положений, которое влекло бы ограничение прав и свобод в большей мере, чем это в нем предусмотрено (пункт 1 статьи 5), и тем самым оставляет перечень обоснованных правоограничений открытым. Однако усмотрение федерального законодателя относительно установления ограничений избирательного права и их распространения на отдельные категории лиц связано требованиями Конституции Российской Федерации, которая провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, обязывает государство признавать, соблюдать их и защищать (статья 2), устанавливает, что права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов (статья 18), что законы, отменяющие или умаляющие права и свободы, не должны издаваться (статья 55, часть 2) и что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом исключительно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства и только в той мере, в какой это необходимо в указанных конституционно значимых целях (статья 55, часть 3). Избирательные права, выступая в качестве элемента конституционного статуса избирателя, в то же время являются элементом публично-правового института выборов, в них воплощаются как личный интерес каждого конкретного избирателя, так и публичный интерес, реализующийся в формировании выборных органов публичной власти (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17-П). Закрепляя право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, Конституция Российской Федерации непосредственно не определяет порядок его реализации. Как следует из ее статей 71 (пункт "в"), 72 (пункт "н" части 1) и 76 (части 1 и 2), регулирование избирательного права и установление порядка проведения выборов входят в компетенцию законодателя, реализуя которую он обязан соблюдать конституционные требования, в частности учитывать, что любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов избирательных правоотношений, допустима, если она объективно оправдана, обоснована и преследует конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1). Таким образом, изменения внесенные законодателем в ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ограничивающие право кандидата быть избранным в органы государственной власти и в органы местного самоуправления при наличии судимости за совершение тяжкого и/или особого тяжкого преступления, предусмотрены в интересах избирателей и направлены на исключение из избирательного процесса тех его участников, когда–либо преступивших закон, а поэтому нет оснований полагать, что при разрешении данного спора необходимо руководствоваться лишь положениями п. 3 ст. 32 Конституции Российской Федерации. Неосновательно и ссылка Колаева М.Н. на то, что Федеральный закон № от ДД.ММ.ГГГГ, который вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ не имеет обратной силы и не может распространяться на правоотношения до введения этого Закона в действие, поскольку выборы депутатов Курского городского Собрания пятого созыва на назначены на ДД.ММ.ГГГГ решением Курского городского Собрания №-ОС от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в период действия Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ Другие доводы Колаева М.Н. также не являются основанием для отказа в удовлетворении заявления. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Заявление Территориальной избирательной комиссии <адрес> удовлетворить. Отменить регистрацию кандидата в депутаты Курского городского Собрания пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Колаева <данные изъяты> На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение 5 дней с момента его вынесения. Судья: Л.И. Шурова.
не подлежат применению, т.к. Закон установивший такие изменения не имеет обратной силы. Кроме того, в настоящее время постановлением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судимость по приговору Суджанского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ снята с него до истечения срока погашения судимости.