решение по иску о предоставлении жилого помещения



Дело год

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Ходячих О.В.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к <адрес> о предоставлении жилого помещения, мотивируя заявленные требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ Щигровский районный суд <адрес> лишил родительских прав ее родителей. Согласно справке Ивановской школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <адрес> она обучалась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на полном государственном обеспечении. Статьей 1 закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав детей-сирот, в том числе в жилищных отношениях. Пунктом 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 19 ФЗ № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», полномочия органов местного самоуправления, установленные ФЗ и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным данным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Статьей 14 ФЗ -Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилыми помещениями не отнесено. В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 19 ФЗ № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов. На основании п. 7 ч. 1 ст. <адрес> -ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>. Пунктом 8 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>» жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также гражданам, относящимся к этой категории, имевшим, но не реализовавшим право на получение жилья. В соответствии с п. 19 Постановления жилые помещения приобретаются на первичном и вторичном рынках жилья, в том числе по договорам долевого участия в строительстве на территории тех муниципальных образований, в которых граждане, относящиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенные в сводный список, проживают. Пунктом 20 Постановления стоимость жилого помещения для установления начальной цены аукциона определяется из расчета 33 кв. м. и стоимости 1 кв. м. жилья, утвержденной по соответствующему муниципальному образованию, но не выше стоимости 1 кв. м. общей площади жилья, утвержденной Министерством регионального развития РФ для <адрес> на соответствующий период. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Постановлением Собрания депутатов Косоржанского сельсовета, <адрес> от .1 от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на льготную очередь на жилье ФИО3» она поставлена на льготную очередь на получение жилья как, оставшаяся без попечения родителей, имеющая право на внеочередное предоставление жилья. Учитывая положения ст. ст. 11, 49, 57 ЖК РФ, ст. 12 ГК РФ и ст. 4 ФЗ РФ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Администрация <адрес> обязана предоставить ФИО5 жилое помещение. Согласно информации Управления по учету и распределению жилья <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списках лиц из числа детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения ФИО5 зарегистрирована под № 69. В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>», обеспечение жилыми помещениями этих лиц осуществляется органами местного самоуправления, за счет средств, предоставляемых им на эти цели из областного бюджета. До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено ввиду отсутствия в наличии у Администрации <адрес> для данной категории жилья. С момента вынесения Постановления Собранием депутатов Косоржанского сельсовета <адрес> от .1 от ДД.ММ.ГГГГ о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещений до настоящего времени органы местного самоуправления свои обязанности по предоставлению жилого помещения, предусмотренные вышеуказанными положениями законодательства не исполнили, чем нарушили ее право на получение жилого помещения вне очереди, жилой площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с требованиями законодательства. На основании изложенного, просила обязать <адрес> предоставить ей благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не ниже установленных социальных норм на территории <адрес>, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Просила обязать <адрес> и Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить ей благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не ниже установленных социальных норм на территории <адрес>, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Представитель ответчика <адрес> по доверенности ФИО6 в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель соответчика Комитета социального обеспечения <адрес> по доверенности ФИО7 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представители третьих лиц Комитета строительства и стройиндустрии <адрес>, Управления по учету и распределению жилья <адрес> в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. О причинах не явки суду не сообщили. С учетом мнения лиц, участвующих в деле суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся представителей третьих лиц Комитета строительства и стройиндустрии <адрес>, Управления по учету и распределению жилья <адрес>.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратится в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Частью 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами РФ.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в определении Конституционного суда РФ -О-П от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Названые положения ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.

Так, согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным ФЗ, указом президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Судом установлено, что ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей (мать ФИО8 и отец ФИО9 решением Щигровского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав, ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 умер, согласно данным свидетельства о смерти серии I-ЖТ от ДД.ММ.ГГГГ), была помещена в интернатное учреждение: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в Ивановской школе-интернате <адрес> на полном государственном обеспечении. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила обучение в Курском профессиональном лицее ; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ФГОУ СПО «Курский монтажный техникум».

Согласно свидетельству о заключении брака серии I-ЖТ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО3 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о заключении брака . После заключения брака присвоены фамилии: мужу – ФИО2, жене – ФИО2.

Решением .1 от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на льготную очередь на жилье ФИО3 Татьяну» решено поставить на льготную очередь на получение жилья ФИО3 - 1987 года рождения, воспитанницу ОГОУ «Ивановской школы-интерната», оставшуюся без попечения родителей, имеющую право на внеочередное предоставление жилья.

Согласно сообщению Департамента по опеке и попечительству, семейной и демографической политике <адрес> .7 ПР-03-19/3138 от ДД.ММ.ГГГГ в сводном списке граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения на 2011 год, утвержденном заместителем председателя Комитета строительства и архитектуры <адрес> ФИО3 состоит под № 93.

В соответствии с уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав не недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений запрашиваемые сведения о правах отдельных лиц на имеющиеся у них объекты недвижимости в отношении ФИО3, ФИО11, ФИО2 не может быть предоставлена, поскольку в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав этих субъектов отсутствуют.

Согласно акту о сохранности жилой площади от ДД.ММ.ГГГГ Главой Косоржанского сельсовета, депутатом округа , заместителем Главы администрации в присутствии ФИО8 проведено обследование состояния жилой площади по адресу: <адрес> в интересах несовершеннолетнего ФИО3 Описание жилого помещения домовладение, закрепленное за ФИО3 находится в ветхом состоянии непригодном для жилья. Вывод: домовладение, закрепленное за ФИО3 для жилья не пригодно.

С учетом того, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имела право, но не была обеспечена жилым помещением в соответствии с ФЗ № 159-ФЗ после окончания обучения в Курском профессиональном лицее , а также с учетом того, что она в настоящее время проживает в <адрес>, суд приходит к выводу о необходимости признания за нею права на внеочередное обеспечение жилым помещением по месту жительства в <адрес>, площадью не ниже установленных социальных норм.

<адрес> -ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» предусмотрено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>.

Согласно данному порядку (в редакции Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>.

Вышеназванным Порядком уполномоченным органом по приобретению жилых помещений граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определен Комитет строительства и архитектуры <адрес>.

В соответствии с п. 22 Порядка приобретенные Комитетом строительства и архитектуры <адрес> жилые помещения и зарегистрированные в установленном порядке в Управлении федеральной регистрационной службы по <адрес> подлежат включению в реестр государственного имущества <адрес>.

Комитет по управлению имуществом <адрес> в установленном порядке закрепляет принятые в государственную собственность <адрес> жилые помещения на праве оперативного управления за подведомственным Комитету социального обеспечения <адрес> областным государственным учреждением «Отдел материального, транспортного обеспечения, технического надзора и контроля за капитальным ремонтом и строительством объектов социального обеспечения» при комитете социального обеспечения <адрес>.

Согласно п. 24 указанного Порядка предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением <адрес> список, осуществляет Комитет социального обеспечения <адрес> в соответствии с <адрес> -ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах управления жилищным фондом, находящимся в государственной собственности <адрес>».

В соответствии с Постановлением <адрес> -па от ДД.ММ.ГГГГ органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на обеспечение жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определен Комитет социального обеспечения <адрес>.

В то же время, удовлетворяя требования к <адрес>, суд исходит из того, что данное обязательство является расходным обязательством органа исполнительной власти субъекта РФ, каковым и является <адрес>. То обстоятельство, что установленным Порядком <адрес> распределила конкретные функции по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями между Комитетом по управлению имуществом <адрес>, Комитетом строительства и архитектуры, Комитетом социального обеспечения <адрес>, не освобождает <адрес> от выполнения обязанности, возложенной на нее ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что надлежащими ответчиками по делу являются <адрес> и Комитет социального обеспечения <адрес>, на которых необходимо возложить обязанность предоставить ФИО1 в <адрес> жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить ФИО1 в <адрес> жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда – ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>