решение по ст. 20.4 ч.4 КоАП РФ



№12-599/18-2012 г.

РЕШЕНИЕ

27 сентября 2012 года г.Курск

Судья Ленинского районного суда <адрес> Мазалова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Детушевой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, работающей генеральным директором ООО «Акрополис», на постановление государственного инспектора <адрес> и <адрес> по пожарному надзору ФИО3 отдела надзорной деятельности <адрес> и <адрес> управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.20.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ

Постановлением государственного инспектора <адрес> и <адрес> по пожарному надзору ФИО3 Отдела надзорной деятельности <адрес> и <адрес> управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «Акрополис» Детушева И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4. КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 руб. 00 коп..

Из оспариваемого постановления следует, что Детушева И.В. ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 00 мин. по адресу: <адрес>А (<адрес>) в помещениях, арендуемых ООО «Акрополис» у ФИО4, нарушила требования пожарной безопасности к эвакуационным путям и системам пожарной сигнализации в зданиях и сооружениях, а именно:

- встроенные в жилое здание помещения общественного назначения, расположенные по адресу: <адрес> (<адрес>), арендуемые у ФИО4 в соответствии с договором аренды помещения от ДД.ММ.ГГГГ, не отделены от помещений жилой части глухими противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не ниже REI 45 или ЕI 45 соответственно п.7.1.12 СП (Свод правил) 54.13330.2011 (ст.88 п.1 ФЗ №123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

- в помещениях, расположенных по адресу: <адрес>. <адрес> (<адрес>), арендуемых у ФИО4 в соответствии с договором аренды помещения от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствует эвакуационный выход, соответствующий требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам из зданий п.3 ст.89 ФЗ -Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- помещения, расположенные по адресу: <адрес>. <адрес> (<адрес>), арендуемые у ФИО4 в соответствии с договором аренды помещения от ДД.ММ.ГГГГ, не оборудованы автоматический установкой пожарной сигнализации п.4 НПБ 110-03 (п.38 табл.3).

Не согласившись с указанным постановлением, Детушева И.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просила отменить постановление и прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 КоАП РФ. При этом сослалась на то, что арендуемое помещение, расположенное по адресу: <адрес> - <адрес> является квартирой, промышленные производства по указанному адресу не располагаются, данный адрес заявлен исключительно как адрес государственной регистрации юридического лица и его почтовый адрес. Считает, что квартира незаконно была отнесена к помещениям общественного назначения. А потому к квартире как жилому помещению не могут применяться требования соблюдения пожарной безопасности, предназначенные для зданий функциональной пожарной опасности Ф 4.3. По данному поводу прокуратурой ЦО <адрес> рассматривался вопрос о внесении в адрес начальника ОНД по <адрес> и <адрес> представления с требованием устранения допущенных нарушений.

Заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изучив показания ранее допрошенного свидетеля и исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет административное дело в полном объеме.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправное действие (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность; характер и размер причиненного ущерба; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ч.4 ст.20.4. КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет административную ответственность, как в отношении граждан, так и в отношении должностных и юридических лиц.

Детушева И.В. привлечена к административной ответственности по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ. как должностное лицо - как генеральный директор ООО «Акрополис». При этом ей в вину вменены следующие нарушения требования пожарной безопасности к эвакуационным путям и системам пожарной сигнализации в зданиях и сооружениях, а именно:

- встроенные в жилое здание помещения общественного назначения, расположенные по адресу: <адрес>А (<адрес>), арендуемые у ФИО4 в соответствии с договором аренды помещения от ДД.ММ.ГГГГ, не отделены от помещений жилой части глухими противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не ниже REI 45 или ЕI 45 соответственно п.7.1.12 СП (Свод правил) 54.13330.2011 (ст.88 п.1 ФЗ №123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

- в помещениях, расположенных по адресу: <адрес>. <адрес> (<адрес>), арендуемых у ФИО4 в соответствии с договором аренды помещения от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствует эвакуационный выход, соответствующий требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам из зданий п.3 ст.89 ФЗ -Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- помещения, расположенные по адресу: <адрес>. <адрес> (<адрес>), арендуемые у ФИО4 в соответствии с договором аренды помещения от ДД.ММ.ГГГГ, не оборудованы автоматический установкой пожарной сигнализации п.4 НПБ 110-03 (п.38 табл.3).

При этом ранее при отмене постановления по данному делу от ДД.ММ.ГГГГ в решении судьи Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ имелась ссылка на то, что из постановления не ясно, какие именно помещения общественного назначения не отделены глухими противопожарными перегородками с указанным пределом огнестойкости от помещений жилой части, а также на то, что данные обстоятельства не образуют того перечня нарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.

Относительно второго нарушения в части отсутствия эвакуационного выхода имелась ссылка на то, что неясно, по какой причине коридор или лестничная клетка не может быть эвакуационным выходом и какими доказательствами это подтверждается.

По поводу нарушения требований пожарной безопасности в виде отсутствия в помещениях автоматической установки пожарной сигнализации в решении суда указано, что данное указание распространяется на помещения иного административного и общественного назначения, в то время как <адрес> <адрес> является жилым помещением.

Однако данным обстоятельствам должной оценки при новом рассмотрении административного материала не дано.

Так, в обжалуемом постановлении от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания указывается, что помещения, используемые ООО «Акрополис», признаются помещениями общественного назначения, в связи с чем к ним применяются соответствующие требования пожарной безопасности.

Помещение, в котором находится офис ООО «Акрополис», расположенный в <адрес> имеет класс функциональной пожарной опасности Ф 4.3., а жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>А <адрес>, имеет класс пожарной опасности Ф 1.3.

Однако с таким выводом нельзя согласиться.

Так, согласно статье 28 Федерального закона - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарно-техническая классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков применяется для установления требований пожарной безопасности к системам обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности.

Статья 32 данного Федерального закона - ФЗ устанавливает классификацию зданий, сооружений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности. Указанной статьей определено, что здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) подразделяются по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна.

Так, класс функциональной пожарной опасности Ф.1.3. согласно пп. в, п.1 ч.1 ст.32 ФЗ - ФЗ определяется для многоквартирных жилых домов, а класс Ф 4.3 для здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов.

Следовательно, <адрес> жилом многоквартирном <адрес>А по
<адрес> определена как относящаяся к зданиям органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов, что не соответствует фактическим обстоятельствам.

Из пояснений допрошенного ранее судом свидетеля ФИО5 следует, что данное помещение на предмет соответствия требованиям пожарной безопасности проверялось ФИО3. При этом вывод о том, что обследуемое помещение относится к зданиям органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов был сделан исходя из того, что квартира была арендована под офис. При этом не отрицал, что документов о переводе помещения из жилого в нежилое не имеется, поскольку такого перевода не осуществлялось.

Из сообщения прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Государственной жилищной инспекцией <адрес> проведено обследование <адрес>А по <адрес>.

В ходе проведения проверки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нарушений Правил пользования жилым помещением в <адрес> не установлено. Данная квартира оборудована всем необходимым для приготовления пищи, отдыха и другими условиями для проживания. Таким образом, указанное помещение является жилым помещением и используется для осуществления предпринимательской деятельности, что не противоречит статье 17 Жилищного кодекса РФ. В связи с чем, оснований для привлечения к административной ответственности инспекцией не усмотрено.

Согласно части 2 статьи 17 Жилищного кодекса РФ допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Таким образом, закон допускает возможность осуществлять предпринимательскую деятельность в жилом помещении без его перевода в нежилое, при этом необходимо соблюдать права и законные интересы других граждан, а также требования пожарной безопасности, предъявляемые для жилого помещения.

Согласно технической документации указанное помещение – <адрес>А по <адрес> является жилым помещением и находится в общей совместной собственности ФИО4 и Детушевой И.В..

В связи с тем, что данная квартира является жилым помещением, находящимся в многоквартирном жилом доме, каких-либо переустройств в ней не проводилось, так же как и перевода из жилого в нежилое, она не является встроенной в жилое здание, для данного помещения должен быть установлен класс функциональной опасности, соответствующий классификации самого жилого дома.

И, соответственно, к жилому помещению не могут быть предъявлены требования соблюдения пожарной безопасности, предназначенные для зданий функциональной пожарной опасности Ф 4.3, в частности ст.88 п.1 ФЗ №123-ФЗ в части необходимости ограждающих конструкций с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, автоматической установки пожарной сигнализации п.4 НПБ 110-03 (п.38 табл.3), а также требований к эвакуационному выходу, каковым в данном случае может быть непосредственно лестничная клетка или иной выход, ведущий из квартиры, как и из любого иного жилого помещения данного жилого дома.

Таким образом, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности с учетом относимости и допустимости, судья не находит в действиях генерального директора ООО «Акрополис» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.

А потому в силу ст.30.7 КоАП РФ с учетом положений ст.24.5 КоАП РФ производство по делу в отношении генерального директора ООО «Акрополис» Детушевой И.В. подлежит прекращению.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора <адрес> и <адрес> по пожарному надзору ФИО3 отдела надзорной деятельности <адрес> и <адрес> управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Детушевой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, работающей генеральным директором ООО «Акрополис», отменить, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Акрополис» Детушевой <данные изъяты> прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Курский областной суд через Ленинский районный суд г.Курска.

Судья: