ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Ленск 12 октября 2010 года Ленский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Бабикова В.М., с участием государственного обвинителя – помощника прокурора Ленского района Пласкеевой О.П., защитника адвоката Яковлева Н.А., представившего удостоверение и ордер [НОМЕР] от [ДАТА] г., при секретаре Овчинниковой О.В., рассмотрев в закрытом судебном заседании на предварительном слушании материалы уголовного дела в отношении Федосова Алексея Аркадьевича, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 263 ч. 1 УК РФ, УСТАНОВИЛ: Согласно обвинительному заключению, Федосов А.А. обвиняется в следующем: «Федосов А.А., [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ], назначенный на должность [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] воздушного судна - вертолёта [МАРКА] открытого акционерного общества «АЮ» [ДАТА] приказом [НОМЕР][ДАТА] (далее по тексту ОАО «АЮ»), в соответствии с должностной инструкцией, утвержденной Заместителем генерального директора - лётным директором ОАО «АЮ» С. [ДАТА], обязанный: - владеть техникой пилотирования и самолётовождения в такой степени, чтобы обеспечивать безопасное выполнение полёта; - уметь правильно оценивать метеорологическую и аэронавигационную - отказаться от выполнения задания на полёт, если он считает его - контролировать в соответствии с Руководством лётной эксплуатации и - выполнять полёт в соответствии с флайт-планом и требованиями - принимать окончательные решения о взлёте, полёте и посадке воздушного - принимать решения о сливе топлива в полёте, сбросе багажа, груза и почты, если это необходимо для обеспечения безопасности полёта воздушного судна и его посадки; - принимать решение о прекращении полёта и возвращении в пункт вылета [ДАТА] экипаж в составе: [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] воздушного судна Федосов А.А. имеющий свидетельство линейного [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] [НОМЕР], выдано [ДАТА], допущенный к выполнению полётов с внешней подвеской в равнинной и холмистой местности на основании приказа и.о. заместителя отдельной авиационной эскадрильи [НОМЕР] ОАО «АЮ» [НОМЕР] от [ДАТА]); [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] Г. (имеющий свидетельство коммерческого [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] [НОМЕР], выдано [ДАТА]); [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] Я. (имеющий свидетельство [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] [НОМЕР], выдано [ДАТА], допущенный к полётам [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] на вертолёте [МАРКА] приказом командира отдельной авиационной эскадрильи [НОМЕР] ОАО АЮ» [НОМЕР] от [ДАТА]); [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] Ч. (имеющий свидетельство [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] [НОМЕР], выдано [ДАТА]) должен был осуществить полёт в районе Талаканского месторождения Ленского района республики Саха (Якутия) по маршруту: вертолётная площадка П-48 - буровая 363/04, на воздушном судне, вертолёте [МАРКА], государственный регистрационный опознавательный знак [НОМЕР], принадлежащем ОАО «АЮ». Перед выполнением указанного полета внутрь вертолёта был помещен груз общим весом 442 кг, кроме того, в грузовую кабину вертолёта проследовали работники ОАО «НФ» Б., З., [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] Д., члены экипажа Ч., Я., а Федосов А.А. и Г. проследовали в кабину пилотов. После чего, в 17 часов 30 минут местного времени [ДАТА] командиром воздушного судна Федосовым А.А. было принято решение о начале полёта. После взлета указанное воздушное судно, под управлением Федосова А.А., проследовало к месту погрузки вертолётной площадки П-48, где к внешней подвеске вертолёта, при помощи тросов, был прикреплен груз в виде амортизатора для буровой, весом около 900 кг. Взлётный вес воздушного судна составил 10773 кг, центровка вертолёта +122 мм, что не выходило за допустимые пределы. Во время выполнения полёта по указанному маршруту обязанности между экипажем были распределены следующим образом: [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] воздушного судна Федосов А.А. осуществлял активное пилотирование, [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] Г. - навигацию и контролирующее управление, [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] Я. и [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] Ч. - наблюдали за грузом на внешней подвеске. Полёт указанного воздушного судна проходил на скорости 120-150 км/ч и высоте от 600 до 520 метров (над уровнем моря), являющейся в нарушение требований п. 5.1.3.9 «Руководства по лётной эксплуатации вертолёта [МАРКА]», а также п. 7.5.3 «Наставления по производству полётов в гражданской авиации», ниже рассчитанной безопасной высоты - равной 150 метров (истинной), и не отвечающей требованиям безопасности движения воздушного транспорта. В пути следования, на удалении 10-15 км от пункта посадки - буровая 363/04, экипаж заметил ухудшение метеоусловий в виде облачности с нижней границей ниже высоты полёта. Однако, в нарушение требований должностной инструкции, а также «Руководства по лётной эксплуатации вертолёта [МАРКА]» и «Наставления по производству полётов в гражданской авиации СССР», [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] воздушного судна Федосов А.А., являясь лицом, обязанным соблюдать указанные нормативно-правовые акты, регламентирующие правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, действуя умышленно, предвидя возможность наступления общественно-опасных последствий в виде нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывая на предотвращение этих последствий, продолжил полёт со снижением высоты около 550 метров (над уровнем моря) для сохранения визуального контакта с землёй. В дальнейшем, несмотря на неоднократные срабатывания сигнализации радиовысотомера «Опасная высота», [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] воздушного судна Федосов А.А. продолжил полёт к месту посадки с постоянным снижением и изменением вертикальной скорости снижения от 0,2 до 0,5 м/сек, тем самым нарушил требования п.п. 5.3.11, 5.3.13 «Наставления по производству полётов в гражданской авиации СССР», что явилось нарушением правил безопасности движения. После повторного срабатывания сигнализации радиовысотомера «Опасная высота», на высоте полёта 490 метров (над уровнем моря), Федосов А.А. увеличил тангаж до + 4°, без увеличения шага несущего винта, в результате чего произошел небольшой набор высоты за счет уменьшения скорости с 125 до 97 км/ч. Высота полёта равнялась 470 метров (над уровнем моря), в связи с чем Федосов А.А. увеличил тангаж до +3°, а затем до +10° с увеличением шага несущего винта до 8,8 градусов, в результате чего произошел набор высоты приблизительно до 580 метров (над уровнем моря) с дальнейшим уменьшением скорости полёта до 75 км/ч, при этом полёт продолжался в условиях плохой видимости. В дальнейшем [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] Я. доложил Федосову А.А. о том, что расстояние от груза на внешней подвеске до деревьев равняется 10 метрам, а затем 20 метрам, то есть является ниже допустимого - 150 метров, предусмотренного требованиями п.п. 5.1.3.9 «Руководства летной эксплуатации [МАРКА]» и п. 7.1.9. части А «Руководства по производству полётов» ОАО «АЮ». После чего [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] воздушного судна Федосов А.А. принял запоздалое решение о возврате на вертолётную площадку П-48 и попытался выполнить правый разворот с креном до 10°, с уменьшением тангажа до 0° и сохранением величины шага несущего винта 8,8 градусов. В процессе разворота, в результате нескоординированных действий Федосова А.А. органами управления в условиях ограниченной видимости на малой скорости полёта, началась поперечная раскачка груза, расположенного на внешней подвеске вертолёта. Пытаясь прекратить раскачку, Федосов А.А. за 6 секунд увеличил угол тангажа до 10°, что привело к уменьшению скорости с 70 км/ч до около нулевых значений и вызвало продольную раскачку груза, прикрепленного к внешней подвеске вертолёта, и значительно усложнило пилотирование вертолёта. В последующем Федосов А.А. хаотично изменял параметры полёта в интервале значений: - по тангажу от -3 ° до +30°; - по крену от 0° до + 31°, при этом изменяя шаг несущего винта в незначительных пределах от 8,7 ° до 10,4°. Указанные действия Федосова А.А. привели к снижению воздушного судна с высоты 570 метров до 500 метров (над уровнем моря) с вертикальной скоростью около 10 м/сек, а также попаданию вертолёта в режим «вихревого кольца», возникающему при скорости полёта менее 40 км/ч, и вертикальной скорости снижения более 3 м/сек, для которого характерно продолжение снижения вертолёта, независимо от мощности, подаваемой на несущий винт. Далее Федосов А.А. произвел запоздалый сброс груза, прикрепленного к внешней подвеске, увеличил шаг несущего винта до 12 градусов, что привело к уменьшению оборотов несущего винта до 90 %, но не остановило снижение вертолёта. Подав экипажу воздушного судна [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ]: «Садимся», Федосов А.А. вновь увеличил шаг несущего винта до 13°, что привело к падению оборотов несущего винта до 72 %. После чего, около 18 часов 05 минут, вертолёт лопастями несущего и хвостового винтов вошёл в кроны деревьев, произвел аварийную посадку на удалении 3,4 км от буровой 363/4 (в месте, имеющем координаты 60°03.690" СШ, 110°08.700" ВД), в ходе которой был причинен вред здоровью лицам, следовавшим в вертолёте в качестве пассажиров, членам экипажа, а также повреждено воздушное судно. В результате совершения Федосовым А.А. умышленных противоправных действий потерпевшему Ч. было причинено телесное повреждение в виде лицевой травмы, сопровождавшейся проникающим корнеосклеральным ранением правого глаза, с выпадением внутренних оболочек, излитием крови в среды глаза, отслойкой сетчатки и полной потерей зрения на данный глаз, ранами на правой половине лица, переломом костей носа, переломами костей лица справа (скуловой кости, передней и задней стенок гайморовой пазухи, альвеолярного отростка верхней челюсти, стенок решетчатой кости), относящееся к категории повреждений, причинивших тяжкий вред здоровью по признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности более чем на 1/3. Нарушение Федосовым А.А. правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта в силу занимаемой им должности, в обязанности которого входит соблюдение этих правил, выразилось в несоблюдении им должностной инструкции, утвержденной заместителем генерального директора - лётным директором ОАО «АЮ» С. [ДАТА]; ст.ст. 57, 58 Воздушного кодекса РФ (в редакции Федерального закона № 179-ФЗ от 18.17.2009); п.п. 1.2, 5.1.1.7, 5.1.3.9, 6.16.1 «Руководства по лётной эксплуатации вертолёта [МАРКА]» (введено в действие отделом летной эксплуатации Департамента Воздушного транспорта Министерства транспорта РФ от 18.03.1996); п.п. 5.3.11; 5.3.13, 7.5.3 «Наставления по производству полётов в гражданской авиации СССР», утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 08.04.1985 № 77 «Об утверждении и введении в действие Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР»; п. 7.1.9. части А-8 «Руководства по производству полётов» ОАО «АЮ», утвержденного приказом генерального директора ОАО «АЮ» [НОМЕР] от [ДАТА]; во время следования по маршруту: вертолётная площадка П-48 - буровая 363/04, он не обеспечил безопасное выполнение полёта, ненадлежаще оценил метеорологическую и аэронавигационную обстановку, самонадеянно рассчитывал на выполнение полётного задания в условиях ухудшившейся метеорологической обстановки, кроме того, во время полёта не выполнил требования указанных нормативных документов гражданской авиации, предписывающих обязанность возвратиться на аэродром вылета в случае ухудшения метеорологической обстановки, своевременно не принял решение о прекращении полёта и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке при наличии явной угрозы безопасности полёта воздушного судна в целях спасения жизни людей, а также о сбросе груза с внешней подвески, что повлекло причинение тяжкого вреда здоровью Ч. Таким образом, своими действиями Федосов Алексей Аркадьевич совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 263 УК РФ, квалифицируемое как нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта лицом, в силу занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека». В судебное заседание подсудимый не явился, иногородний, извещен. От него в суд поступило письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие и о прекращении уголовного дела в связи с его примирением с потерпевшим. В судебное заседание потерпевший Ч. также не явился, проживает в г, Иркутске, извещен, представил в суд письменное заявление с просьбой прекратить уголовное дело в отношении Федосова А.А. в связи с примирением, ущерб ему возмещен, претензий он не имеет. Государственный обвинитель и защитник не возражают против проведения предварительного слушания по делу в отсутствие обвиняемого и потерпевшего. Согласно ст. 234 УПК РФ проведение предварительного слушания в отсутствие обвиняемого и потерпевшего не запрещается, в данном случае от них поступили в суд ходатайства рассмотреть дело в их отсутствие. В связи с этим суд пришел к выводу о возможности проведения предварительного слушания по делу в отсутствие обвиняемого и потерпевшего. В суд от потерпевшего Ч. поступило ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении Федосова А.А. в связи с его примирением с ним. Это явилось основанием для проведения по делу предварительного слушания для решения вопроса о возможности прекращения уголовного дела. В соответствии со ст. 76 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред. В данном случае совершенное обвиняемым Федосовым А.А. преступление относится к категории небольшой тяжести, ранее он не судим, он загладил причиненный потерпевшему вред, потерпевший просит прекратить производство по делу в связи с примирением, это ходатайство поддержал обвиняемый, государственный обвинитель Пласкеева О.П. и защитник адвокат Яковлев Н.А. не возражают против прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон. В связи с этим суд пришел к выводу о том, что уголовное дело следует прекратить. На основании изложенного и руководствуясь ст. 236 УПК РФ, суд ПОСТАНОВИЛ: Прекратить уголовное дело в отношении Федосова Алексея Аркадьевича, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 263 ч. 1 УК РФ, в связи с его примирением с потерпевшим Ч. Меру пресечения обвиняемому Федосову А.А. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении отменить. Вещественные доказательства: вертолет [МАРКА] с бортовым номером [НОМЕР] – считать переданным в ОАО «АЮ» по принадлежности; хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации: медицинскую карту [НОМЕР] на имя Ч., медицинскую карту [НОМЕР] на имя Я., 4 рентгеновских снимка на имя Я. - передать ГУЗ Иркутская областная клиническая больница, [АДРЕС]; медицинскую карту [НОМЕР] на имя З., медицинскую карту [НОМЕР] на имя Б., копию медицинской карты [НОМЕР] на имя З., медицинскую карту [НОМЕР] на имя Б., медицинскую карту [НОМЕР] на имя Б. – передать Травматологическому центру Окружной клинической больницы, [АДРЕС]; медицинскую карту [НОМЕР] на имя Я., медицинскую карту [НОМЕР] на имя Федосова А.А., медицинскую карту [НОМЕР] на имя Г., медицинскую карту [НОМЕР] на имя Д., рентгеновские снимки Федосова А.А. в количестве 3 штук, рентгеновские снимки Г. в количестве 4 штук, рентгеновский снимок Д. - передать Киренской центральной районной больнице [АДРЕС]; компакт-диск «[МАРКА]» - передать Межгосударственному авиационному комитету, [АДРЕС]; компакт-диск «[МАРКА]» - передать передать Травматологическому центру Окружной клинической больницы, [АДРЕС]. Копию настоящего постановления направить обвиняемому, прокурору и потерпевшему. Настоящее постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток. Судья Бабиков В.М.
обстановку при принятии решения на вылет в соответствии с нормативными
документами гражданской авиации и Руководства по производству полётов
авиакомпании;
неисполнимым для себя и экипажа или не уверен в безопасности его
выполнения;
технологией работы экипажа состояние и готовность воздушного судна,
правильность его загрузки;
нормативных документов гражданской авиации, эксплуатировать воздушное
судно в соответствии с Руководством лётной эксплуатации;
судна, а также о прекращении полёта и возвращении на аэродром или о
вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полёта воздушного судна в целях спасения жизни людей, предотвращения нанесения ущерба окружающей среде. Такие решения могут быть приняты с отступлением от плана полёта, указаний соответствующего органа единой системы организации воздушного движения и задания на полёт, с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полётами) и по возможности в соответствии с установленными правилами полётов;
или направлении на запасной аэродром или о вынужденной посадке, когда
продолжение полёта небезопасно по условиям полёта, состоянию здоровья членов экипажа и пассажиров, состоянию авиационной техники или другим причинам, совершил нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, хотя в силу занимаемой им должности был обязан соблюдать эти правила, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека при следующих обстоятельствах: