Дело № 2-308/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Ленск Республики Саха (Якутия), «28» февраля 2011 года. Ленский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Довбыш Г.В., при секретаре Гладковой В.М., с участием заместителя прокурора Ленского района РС(Я) Сокольниковой О.В., государственного инспектора Ленского района по пожарному надзору Александровой Г.А., представителя ответчика - главы администрации МО «Ярославский наслег» Манхаевой Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Ярославский наслег» Ленского района Республики Саха (Якутия) о признании незаконным бездействия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л: В рамках системного надзора за органами местного самоуправления исполнения законодательства о пожарной безопасности, прокурор Ленского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Ярославский наслег» Ленского района РС(Я) с иском о признании бездействия незаконным. В обоснование своих требований указывает на то, что в апреле 2010 г. отделом Государственного пожарного надзора Управления Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по РС (Я) (далее ОГПН Ленского района) проведена проверка населённых пунктов с. Ярославский и с. Хамра расположенных на территории МО «Ярославский наслег». По результатам проверки, в адрес главы муниципального образования выданы предписания № 80/1/1, № 80/1/2 от 30.04.2010 которыми в целях устранения нарушений требований пожарной безопасности было предложено провести следующие мероприятия: провести обучение по программе пожарно-технического минимума, в организации имеющей лицензию на данный вид деятельности руководителей предприятий, ответственных лиц за противопожарное состояние, председателей пожарно-технических комиссий, начальников и членов добровольных пожарных дружин, лиц, обучающих население мерам пожарной безопасности, населения, рабочих, служащих и учащихся РС(Я); организовать обучение населения мерам пожарной безопасности, проводить разъяснительную работу с населением о мерах пожарной безопасности и действиях в случае возникновения пожара в жилых домах и в лесном массиве (ПППБ 01-03 в РФ п. 116); обеспечить членов ДПД специальной формой одежды; решить вопрос по обеспечению населенных пунктов пожарной охраной и противопожарным водоснабжением в целях профилактики и тушения пожаров (ППБ 01-03 в РФ п.114, Закон РС(Я) от 09.10.2008 № 607-З №105, ст.10, ст.68 ФЗ-123 от 22.07.2008); подготовить (обеспечить) для возможного использования водовозную и землеройную технику для целей пожаротушения (ППБ 01-03 в РФ п. 114); установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара (ППБ 01-03 в РФ п.114); территорию населенных пунктов очистить от горючих отходов мусора (ППБ 01-03 в РФ п. 21); по периметру населенных пунктов выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания, сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление сухой растительности) (ППБ 01-03 в РФ п.112); к естественным водоёмам (реки, озера) выполнить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием, размером не менее 12Х12 м для установки пожарной и приспособленной техники (п.94 ППБ 01-03 в РФ); предусмотреть расстояние от границ застройки сельских поселений до лесных массивов не менее 15 м (прил. №1 п.5 СниП 2.07.01-89*); населенные пункты обеспечить наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения мест противопожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам (п.27 ППБ 01-03 в РФ). Срок для устранения нарушений установлен до 22.09.2010 г. Также, в июне 2010 г. прокуратурой района в адрес главы МО «Ярославский наслег» вносились представления об устранении нарушений правил пожарной безопасности, однако соответствующие меры приняты не были. Бездействие ответчика свидетельствует об игнорировании требований федерального законодательства, подрывает авторитет органов местного самоуправления, а также влечет за собой непосредственную угрозу населенному пункту, проживающем на его территории неопределенному кругу лиц, имуществу в случае возникновения пожаров. В связи с изложенным, просят суд признать незаконным бездействие администрации МО «Ярославский наслег» по неисполнению предписаний ОГПН Управления Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по РС(Я) и представлений прокурора района и обязать в трехмесячный срок выполнить указанные выше мероприятия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности. В судебном заседании заместитель прокурора Ленского района РС(Я) Сокольникова О.В. исковые требования поддержала в полном объёме, настаивая на и удовлетворении. Государственный инспектор Ленского района по пожарному надзору Александрова Г.А. поддержала позицию прокурора, пояснив о том, что выявленные в апреле 2010 г. нарушения по пожарной безопасности в настоящее время устранены частично, территория сел очищена от горючих отходов мусора, наружное освещение в тёмное время суток обеспечено. Также просит снять требование об устройстве защитной полосы от границ застройки сельских поселений до лесных массивов 15 м, поскольку вокруг посёлка дорога шириной 3 м, этого достаточно. Представитель ответчика - глава МО «Ярославский наслег» Ленского района Манхаева Р.В. исковые требования признала частично. Суду пояснила о том, что нарушения законодательства о пожарной безопасности действительно устранены не в полном объёме. Обучение не проводилось. Обеспечить членов ДПД формой одежды невозможно в силу недостаточного финансирования. В с. Хамра пожарное водоснабжение осуществляется, у населения есть мотопомпы и водонасосные ёмкости, землеройная техника. Речевых оповещателей в г. Ленске в продаже нет. Горючий мусор убирается в летний период силами жителей села. Устроить защитную противопожарную полосу не представляется возможным, поскольку ГУ Ленское лесничество не даёт разрешение на вырубку леса. Устройство площадок с твёрдым покрытием для подъезда пожарной техники к естественным водоёмам нецелесообразно, поскольку берег реки состоит из гравия и машины в нём не проваливаются. Просят для устранения нарушений предоставить срок до 01.06.2011 г. Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара и др. В силу п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения. По итогам проверки проведённой в апреле 2010 г. Государственным пожарным надзором Управления Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) населенных пунктов МО «Ярославский наслег» Ленского района РС(Я) – с. Хамра и с. Ярославский были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, выданы предписания № 80/1/1 № 80/1/2 от 30.04.2010 г. о проведении мер направленных на устранение нарушений. Для исполнения предписания установлен срок до 01.06.2010 г. В соответствии со ст. 19 Федерального закона №69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарём; организация и оповещение населения и подразделений государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов РФ и информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Предложенные Ленским ОГПН меры являются обязательными для руководителей, организаций, должностных лиц, юридических, юридических лиц и граждан на которые возложена в соответствии с законодательством РФ обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Согласно акту проверки №247 от 22.09.2010 г. ОГПН Ленского района выявлен факт невыполнения в установленные сроки п.п.2 – 11 предписаний № 80/1/1 (с.Ярославский), п.2, п.3, п.5, п.11 предписания № 80/1/2 (с. Хамра). Прокуратурой Ленского района в адрес главы МО «Ярославский наслег» вносилось представление от 03.06.2010 г. об устранении нарушений правил пожарной безопасности в течение 1 месяца. Несмотря на то, что работа по проведению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности администрацией МО «Ярославский наслег» ведётся, на данный момент нарушения устранены частично. Поскольку с момента выдачи предписаний прошло более полугода и установленные сроки истекли, суд находит бездействие ответчика незаконным, нарушающим права и законные интересы граждан, проживающих, а также временно пребывающих на территории муниципального образования. В этой связи, администрацию МО «Ярославский наслег» следует обязать выполнить мероприятия указанные в предписаниях Ленского ОГПН № 80/1/1 № 80/1/2 от 30.04.2010 г. и представления прокурора Ленского района от 03.06.2010 г. направленные на устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности, за исключением уже проведенных. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Ленского района Республики Саха (Якутия) удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Ярославский наслег» Ленского района РС(Я) по неисполнению предписаний ОГПН Управления Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Республики Саха (Якутия) и представлений прокурора Ленского района по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности. Обязать администрацию муниципального образования «Ярославский наслег» Ленского района Республики Саха (Якутия) обеспечить обучение по программе пожарно-технического минимума в организации имеющей лицензию на данный вид деятельности следующих категорий лиц: руководителей предприятий, ответственных лиц за противопожарное состояние, председателей пожарно-технических комиссий, начальников и членов добровольных пожарных дружин, лиц, обучающих население мерам пожарной безопасности, населения, рабочих, служащих и учащихся РС(Я); организовать обучение населения мерам пожарной безопасности, проводить разъяснительную работу с населением о мерах пожарной безопасности и действиях в случае возникновения пожара в жилых домах и в лесном массиве; обеспечить членов ДПД специальной формой одежды; решить вопрос по обеспечению населенных пунктов пожарной охраной и противопожарным водоснабжением в целях профилактики и тушения пожаров; подготовить (обеспечить) для возможного использования водовозную и землеройную технику для целей пожаротушения; установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара; по периметру населенных пунктов выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания, сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление сухой растительности); к естественным водоёмам (реки, озера) выполнить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием, размеров не менее 12Х12 м для установки пожарной и приспособленной техники. Установить срок для выполнения мероприятий - 4 (четыре) месяца. Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в кассационную инстанцию Верховного суда Республики Саха (Якутия) через Ленский районный суд Республики Саха (Якутия). Судья: Г.В. Довбыш