О признании незаконным бездействия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности



Дело № 2-309/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ленск Республики Саха (Якутия), «28» февраля 2011 года.

Ленский районный суд Республики Саха (Якутия)

в составе председательствующего судьи Довбыш Г.В.,

при секретаре Гладковой В.М.,

с участием заместителя прокурора Ленского района РС(Я) Сокольниковой О.В.,

государственного инспектора Ленского района по пожарному надзору Василенко С.А.,

представителя ответчика - главы администрации МО «Мурбайский наслег» Костенко Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Мурбайский наслег» Ленского района Республики Саха (Якутия) о признании незаконным бездействия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

В рамках системного надзора за органами местного самоуправления исполнения законодательства о пожарной безопасности, прокурор Ленского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Мурбайский наслег» Ленского района РС(Я) с иском о признании бездействия незаконным. В обоснование своих требований указывает на то, что в июне 2010 г. отделом Государственного пожарного надзора Управления Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по РС (Я) (далее ОГПН Ленского района) проведена проверка населённых пунктов с. Северная Нюя и с. Дорожный расположенных на территории МО «Мурбайский наслег». По результатам проверки, в адрес главы муниципального образования выданы предписания № 173/1/1, 173/1/2 от № 21.07.2010 которыми в целях устранения нарушений требований пожарной безопасности было предложено провести следующие мероприятия: населённые пункты обеспечить запасом воды для целей пожаротушения (п.94 ППБ 01-03 в РФ); в с. Дорожный у естественного водоёма предусмотреть площадку для установки пожарной техники на расстоянии, обеспечивающем не затопляемость (п. ППБ 01-03 в РФ); населённые пункты обеспечить переносной пожарной мотопомпой и другой пожарной и приспособленной техникой (п. 31 ППБ 01-03 в РФ); членов ДПД обеспечить специальной формой одежды; решить вопрос по обеспечению населенных пунктов пожарной охраной (п. 114 ППБ 01-03, Закон РС(Я) от 09.10.2008 607-3 №105, ФЗ «123 от 22.07.2008); в с. Северная Нюя обеспечить обучение по программе пожарно-технического минимума, в организации имеющей лицензию на данный вид деятельности руководителей предприятий, ответственных лиц за противопожарное состояние, председателей пожарно-технических комиссий, начальников и членов добровольных пожарных дружин, лиц, обучающих население мерам пожарной безопасности, населения, рабочих, служащих и учащихся РС(Я). Срок для устранения нарушений до 21.08.2010 г. Также, в июне и августе 2010 г. прокуратурой района в адрес главы МО «Мурбайский наслег» вносились представления об устранении нарушений правил пожарной безопасности, однако соответствующие меры приняты не были. Бездействие ответчика свидетельствует об игнорировании требований федерального законодательства, подрывает авторитет органов местного самоуправления, а также влечет за собой непосредственную угрозу населенному пункту, проживающем на его территории неопределенному кругу лиц, имуществу в случае возникновения пожаров. В связи с изложенным, просят суд признать незаконным бездействие администрации МО «Мурбайский наслег» по неисполнению предписаний ОГПН Управления Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по РС(Я) и представлений прокурора района и обязать в трехмесячный срок выполнить указанные выше мероприятия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.

В судебном заседании заместитель прокурора Ленского района РС(Я) Сокольникова О.В. исковые требования поддержала в полном объёме, настаивая на и удовлетворении.

Государственный инспектор Ленского района по пожарному надзору Василенко С.А. поддержала позицию прокурора, пояснив о том, что в настоящее время выявленные нарушения по пожарной безопасности в с. Северная Нюя и с. Дорожный не устранены. Площадка у естественного водоёма в с. Дорожный есть, но она требует увеличения на случай подъёма вод в период паводка. Договор на обучение по пожарно-техническому минимуму заключен с центром подготовки кадров, но занятия еще не проводились.

Представитель ответчика - глава МО «Мурбайский наслег» Ленского района Костенко Л.В. исковые требования не признала. Суду пояснила о том, что нарушения законодательства о пожарной безопасности частично устранены, принять меры в полном объёме невозможно в силу недостаточного финансирования. Емкости для хранения запаса воды в с.Дорожный и с.Северная Нюя действительно нет, однако села обеспечены водой для целей пожаротушения за счёт озера о. Сис-Кюель и р. Нюя, которые используются как круглогодичные естественные резервуары. У водоёма в п. Дорожный имеется бетонированная площадка для установки пожарной техники, в целях не затопляемости она ежегодно корректируется (отсыпается). На момент проверки действительно был высокий уровень воды, площадка была подтоплена. В 2011 г. планируется приобретение мотопомпы в с. Северная Нюя. Покупать мотопомпу в с.Дорожный нецелесообразно, поскольку в случае возникновение бытового пожара используется техника расположенного на территории села предприятия МУАД АК АЛРОСА (ЗАО) в частности пожарная машина с вакуумным насосом и водовозная машина, укомплектованная помпой. Ведётся работа по заключению договора с МУАД на оказание услуг тушения бытовых пожаров в с. Дорожный, устное соглашение с руководством предприятия достигнуто. В ноябре 2010 г. в ИП «Васильев» магазин «Спецодежда» сделана заявка на приобретение боевой одежды пожарных. Создание муниципальной пожарной охраны требует значительных финансовых затрат, которыми их бюджет не располагает. Кроме того, на предложение делегатов III съезда Совета муниципальных образований РС(Я) – ассоциации межмуниципального сотрудничества от 29.12.2010 г. органы государственной власти РС(Я) разъяснили, что поселение и городской округ могут, но не обязаны создавать муниципальную пожарную охрану». Договор на обучение работников организаций и населения мерам пожарной безопасности заключен 26 ноября 2010 г. с Центром подготовки кадров АК «АЛРОСА». По представлению прокурора от июня 2010 г. администрацией МО «Мурбайский наслег» принимались меры по устранению нарушений правил пожарной безопасности, в частности связанные с устройством минерализованных полос.

Допрошенная в качестве свидетеля зам. главы МО «Мурбайский наслег» Примак А.Л. дала аналогичные пояснения, дополнив о том, что нет необходимости иметь запас воды, поскольку есть естественные водоёмы, из которых села обеспечиваются водой круглогодично. Договор с МУАД на оказание услуг пожаротушения будет заключен в течение 2-х недель. На приобретение техники и создание муниципальной пожарной охраны не хватает финансирования. В бюджет муниципального образования на 2011 год выделено всего 325000 руб., в то время как необходимый минимум составляет 600000 руб.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара и др.

В силу п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

По итогам проверки проведённой в июле 2010 г. Государственным пожарным надзором Управления Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) населенных пунктов МО «Мурбайский наслег» Ленского района РС(Я) – с. Северная Нюя и с. Дорожный были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, выданы предписания № 173/1/1, №173/1/2 от 21.07.2010 г. о проведении мер направленных на устранение нарушений. Для исполнения предписания установлен срок 3 месяца.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона №69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарём; организация и оповещение населения и подразделений государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов РФ и информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Предложенные Ленским ОГПН меры являются обязательными для руководителей, организаций, должностных лиц, юридических, юридических лиц и граждан на которые возложена в соответствии с законодательством РФ обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Прокуратурой Ленского района в адрес главы МО «Мурбайский наслег» вносились представления от 03.06.2010 г. и 04.08.2010 г. об устранении нарушений правил пожарной безопасности в течение 1 месяца.

В судебном заседании установлено, что, несмотря на то, что работа по проведению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности администрацией МО «Мурбайский наслег» ведётся, фактически, на сегодня нарушения не устранены. Поскольку с момента выдачи предписаний прошло более полугода и установленные сроки истекли, суд находит бездействие ответчика незаконным, нарушающим права и законные интересы граждан, проживающих, а также временно пребывающих на территории муниципального образования. В этой связи администрацию МО «Мурбайский наслег» следует обязать выполнить мероприятия указанные в предписаниях Ленского ОГПН № 173/1/1, №173/1/2 от 21.07.2010 г. и представлениях прокурора Ленского района от 03.06.2010 г. и 04.08.2010 г. направленные на устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности в срок 4 месяца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ленского района Республики Саха (Якутия) удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Мурбайский наслег» Ленского района РС(Я) по неисполнению предписаний ОГПН Управления Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Республики Саха (Якутия) и представлений прокурора Ленского района по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.

Обязать администрацию муниципального образования «Мурбайский наслег» Ленского района Республики Саха (Якутия) обеспечить населенные пункты запасом воды для целей пожаротушения; в селе Дорожный у естественного водоёма предусмотреть площадку (для установки пожарной техники) на расстоянии, обеспечивающем не затопляемость; населённые пункты обеспечить переносной пожарной мотопомпой и другой пожарной и приспособленной техникой; членов ДПД обеспечить специальной формой одежды; решить вопрос по обеспечению населенных пунктов пожарной охраной; с. Северная Нюя обеспечить обучение по программе пожарно-технического минимума, в организации имеющей лицензию на данный вид деятельности следующих категорий лиц: руководителей предприятий, ответственных лиц за противопожарное состояние, председателей пожарно-технических комиссий, начальников и членов добровольных пожарных дружин, лиц, обучающих население мерам пожарной безопасности, населения, рабочих, служащих и учащихся РС(Я).

Установить срок для выполнения мероприятий - 4 (четыре) месяца.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в кассационную инстанцию Верховного суда Республики Саха (Якутия) через Ленский районный суд Республики Саха (Якутия).

Судья: п/п Г.В. Довбыш

.