Об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Саха (Якутия)



Дело №2-1060/2011 г

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ленский районный суд Республики Саха (Якутия)

в составе председательствующего судьи Довбыш Г.В.,

с участием помощника прокурора Ленского района Битухеевой Т.Ю.,

заявителя Зинько Н.А.,

представителя заявителя по доверенности Б.,

представителя Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Саха (Якутия) по доверенности Лукьяновой О.И.,

при секретаре Васильевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ленске РС(Я) 11 октября 2011 года гражданское дело по заявлению Зинько Н.А. об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Саха (Якутия),

У С Т А Н О В И Л :

Заявитель Зинько Н.А., обратилась в суд с заявлением о признании незаконным заключения УФМС России по Республике Саха (Якутия) об отсутствии у неё гражданства РФ, а также необоснованной выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, указывая на то, что в [ДАТА] она с дочерью обратились в ТО УФМС по РС(Я) в Ленском районе с целью оформления её внуку гражданства Российской Федерации, рождённого на территории Республики Украина. После проверки их документов на наличие гражданства РФ, в [ДАТА] получила письмо ТП УФМС России по РС(Я) в Ленском районе о необоснованности выдачи им паспортов граждан Российской Федерации согласно Заключению УФМС России по РС(Я).

Не согласившись с данным Заключением обращалась в Следственное управление следственного комитета по РС(Я), а также к руководителю УФМС России по РС(Я), на что [ДАТА] получила ответ.

В своём заявлении также ссылается на то, что она, Зинько Н.А. [ДАТА] рождения является уроженкой п.Мухтуя Якутской АССР. В [ДАТА] вступила в брак с В. [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] [ДАТА] выезжали с супругом в г.Кривой Рог Днепропетровской области. [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] После расторжения брака с В., в [ДАТА] возвратилась с сыном в г.Ленск, при этом имея при себе паспорт старого советского образца, поскольку гражданство Украины не получала и от Российского гражданства не отказывалась. В [ДАТА] получила паспорт нового образца, а в [ДАТА] обменяла его в связи с достижением возраста 45 лет. По прибытии в г.Ленск в [ДАТА] была зарегистрирована по адресу: [АДРЕС]. Её дочь с [ДАТА] проживала в г.Ленске, где в [ДАТА] окончила школу и получила паспорт, выданный ОВД по Ленскому району.

Считает, что лишение её и её дочери гражданства РФ нарушает их права и свободы. Кроме того, ссылается на то, что лишение гражданства и изъятие паспорта РФ лишает её единственного источника дохода, трудовой пенсии. Просит признать незаконным Заключение УФМС России по РС(Я), а также подтвердить факт наличия гражданства Российской Федерации Зинько Н.А. и З.

В судебном заседании Зинько Н.А., а также её представитель по доверенности Б. заявление поддержали.

Представитель заинтересованного лица УФМС России по Республике Саха (Якутия) по доверенности Лукьянова О.И., с заявлением Зинько Н.А. не согласилась, считает Заключение УФМС России по Республике Саха (Якутия) от [ДАТА] законным и обоснованным, поддержав доводы, изложенные в представленном отзыве на заявление, согласно которых в соответствии с п. «а» ст.30 Федерального закона от 31.05.2002 года №62-ФЗ « О гражданстве Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы, являющиеся согласно ст.28 названного федерального закона полномочным органом, ведающим делами о гражданстве, вправе определять наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории РФ. В связи с п.51 Указа Президента РФ от 14.11.2002 года №1325 «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ», п.15-15.13 приказа ФМС России от 19.03.2008 года №64 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации» в связи с возникшими сомнениями в обоснованности выдачи Зинько Н.А. документа, удостоверяющего гражданство РФ, полномочным органом – УФМС осуществлена соответствующая проверка законности выдачи заявителю указанной документа. Проверкой установлено, что Зинько Н.А. паспортом гражданина Российской Федерации была документирована Ленским ОВД РС(Я) [ДАТА]. на основании паспорта гражданина РФ, выданного [ДАТА] ОВД г.Ленска, в связи с достижением 45 летнего возраста. Паспортом гражданина РФ, выданного [ДАТА] была документирована в связи с обменом. Паспортом гражданина СССР образца 1974 года, выданного [ДАТА] Ленским ОВД ЯАССР документирована в связи с изменением фамилии с К. на Зинько на основании паспорта, выданного [ДАТА] Ленским РОВД ЯАССР, свидетельства о заключении брака. По регистрационным учётам значится зарегистрированной с [ДАТА] по адресу: [АДРЕС] Из пункта 7 карточки прописки (форма№16) следует, что З. прибыла из г.Кривой Рог Днепропетровской области Украины [ДАТА]. Согласно трудовой книжке Зинько Н.А. в период с [ДАТА] по [ДАТА] осуществляла на территории Украины. С [ДАТА] по настоящее время работает на Территории Российской Федерации в Ленском районе Республики Саха (Якутия). Из объяснений Зинько Н.А следует, что до [ДАТА] проживала в г.Ленск. В [ДАТА] вместе с мужем и дочерью переехала на постоянное место жительство в г.Ингулец Днепропетровской области, где проживала и осуществляла трудовую деятельность с [ДАТА] по [ДАТА]. В [ДАТА] расторгнув брак с В., вернулась в Ленск, где проживает по настоящее время. Из положений части 1 статьи 13 Закона РСФСР от 28.11.1991 года [НОМЕР] «О гражданстве Российской Федерации», утратившего силу [ДАТА], следует что гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона [ДАТА], если в течение года после этого дня они не заявят о своём нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что лица, родившиеся [ДАТА] и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшимися в гражданстве Российской Федерации по рождению, если родились на территории Российской Федерации. Проведённой проверкой УФМС от [ДАТА] установлена, что Зинько Н.А. в Российскую Федерацию прибыла из Украины в [ДАТА] с заявлением о приобретении гражданства по рождению не обращалась, соответственно, не может быть признана гражданкой Российской Федерации. Также ссылаются на то, что часть 2 указанного закона в данном случае не применима, поскольку, поскольку из названного положения вытекает, что такие лица считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению, если они родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребёнка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, и после этого они продолжали и продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления. В соответствии с п.5 Постановления Конституционного Суда РФ от [ДАТА] [НОМЕР] для признания гражданином по рождению, необходимы определённые формы уведомления гражданином государства для подтверждения того, что гражданин бывшего СССР прибыл на территорию Российской Федерации именно для постоянного проживания, что он не изъявил желания прекратить принадлежность к российскому гражданству по рождению, а также что он не принадлежит к гражданству другого государства, входившего в состав бывшего СССР. На основании ч.1 ст.3 Закона Украины «О гражданстве Украины» гражданами Украины являются все граждане бывшего СССР, которые на момент провозглашения независимости Украины ([ДАТА]) постоянно проживали на территории Украины. В настоящее время для оформления приобретения гражданства Российской Федерации рекомендуют представить в территориальный пункт УФМС России по Республике Саха (Якутия) в Ленском районе заявление произвольной форме и обеспечить сбор необходимых документов и сведений, конкретизированных должностным лицом: рождение на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации, состояние в гражданстве бывшего СССР, отсутствие его свободного желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации, выезд ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах вывшего СССР, отсутствие гражданства других государств, входивших в состав бывшего СССР, возвращение впоследствии на постоянное место жительство в пределы Российской Федерации. Для исполнения государственной функции также требуется представление заявителем документа, подтверждающего снятие лица с регистрационного учёта по прежнему месту жительства в другом государстве. В соответствии с указаниями ФМС России от 01.04.2009 года №КР-!/10-4579 и от 20.04.2009 года №СК-1/8-5841 для нормативного регулирования вопроса определения правового статуса проживающих (проживавших) на территории Российской Федерации лиц, у которых не подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, но получивших в нарушение установленного порядка паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации территориальным органом ФМС России рассматривается вопрос о возможности выдачи вида на жительство, при этом в качестве документа, удостоверяющего личность, принимаются не изъятые паспорта гражданина Российской Федерации, выданные в нарушение установленного порядка. Предлагают Зинько Н.А. представить заявление и документы для приобретения гражданства Российской Федерации по рождению, либо при невозможности их представления рассмотреть вопрос о документировании её видом на жительство.

Допрошенные в судебном заседании свидетели Ф. и Б. подтвердили факт проживания Зинько Н.А. на территории Российской Федерации.

Старший помощник прокурора Битухеева Т.Ю., не усматривает оснований для удовлетворения заявления, поскольку действия УФМС России по Республике Саха (Якутия) считает основанными на законе.

Заслушав мнения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление подлежит оставлению без удовлетворения на основании следующего.

Согласно п. «а» ст.30 Федерального закона №62 от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы полномочны определять наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии с п.51 Положения «О порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», утверждённого Указом Президента РФ 14 ноября 2002 года №1325, пунктом 15.10 Административного регламента исполнения федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утверждённого

приказом Федеральной миграционной службы России от [ДАТА] [НОМЕР] в случае возникновения сомнений в подлинности или обоснованности выдачи документа, удостоверяющего личность, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, ФМС России или территориальный орган имеет право проводить аналогичную проверку по своей инициативе.

В соответствии с п.15.6 Административного регламента по результатам рассмотрения заявления по проведённой проверке территориальный орган в установленные сроки выносит мотивированное заключение, составленное в произвольной форме и утверждённое его руководителем или лицом, исполняющим его обязанности, либо, в соответствии с разграничением полномочий, руководителем структурного подразделения территориального органа.

Так, в связи с возникшими сомнениями в обоснованности выдачи документов, удостоверяющих гражданство РФ, полномочным органом УФМС была осуществлена соответствующая проверка законности выдачи заявителю и её дочери указанного документа.

Согласно Заключения о проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации у Зинько Н.А., Зинько Т.В. и Зорина Б.М., а также в обоснованности выдачи паспортов Зинько Н.А. и З. гражданина Российской Федерации, от [ДАТА], утверждённым начальником УФМС России по Республике Саха (Якутия) Х. установлен факт отсутствия постоянной регистрации у вышеуказанных граждан, а также факт отсутствия постоянного проживания их на [ДАТА] на территории Российской Федерации.

В соответствии с п.5 Постановления Конституционного Суда РФ от [ДАТА] [НОМЕР]-П для признания гражданином Российской Федерации необходимы соответствующие документы, подтверждающие рождение на территории, входившей на момент их рождения в составе территории Российской Федерации, состояние в гражданстве бывшего СССР, отсутствие его свободного желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации, выезд ранее на постоянное место жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего ССР, отсутствие гражданства других государств( входивших в состав бывшего ССР), и в последствии вернулись на постоянное место жительство в пределы Российской Федерации.

На основании п.23 Административного регламента Федеральной миграционной службы по представлению государственной услуги по выдаче замене и по исполнении государственной функции по учёту паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории Российской Федерации, утверждённого приказом ФМС от [ДАТА] [НОМЕР] основанием для отказа в выдаче паспорта является отсутствие у лица гражданства Российской Федерации.

Статьёй 13 Закона РСФСР от 28.11.1991 г. «О гражданстве РФ», (действовавшего на период 1992 года и утратившего силу 01 июля 2002 года) гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона на 6 февраля 1992 года, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своём нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

На основании ч.1 ст.3 Закона Украины «О гражданстве Украины» гражданами Украины являются все граждане бывшего СССР, которые на момент провозглашения независимости Украины ([ДАТА]) постоянно проживали на территории Украины.

Показания свидетелей Ф. и Б. не являются доказательствами проживания заявителя Зинько Н.А. в г.Ленске в вышеуказанный период времени, так как факт её отсутствия проживания на территории Российской Федерации на [ДАТА] подтверждается следующими материалами дела.

Копией трудовой книжки Зинько Н.А., где указано, что с [ДАТА] по [ДАТА] она осуществляла трудовую деятельность на территории Украины.

По данным карточки прописки Формы [НОМЕР] в графе сведений о прибытии Зинько Н.А. указано «прибыла из Днепропетровской области Ингулецкого района г.Кривой Рог.-[АДРЕС]», дата прибытия [ДАТА]. Здесь же в сведениях об отметке о прописке указано «[АДРЕС] г.Ленск» дата регистрации [ДАТА].

Из объяснений самой заявительницы Зинько Н.А.. установлено, что до [ДАТА] проживала в г.Ленске. В 1984 году вместе мужем и дочерью переехала на постоянное место жительства в [АДРЕС], где она проживала и осуществляла трудовую деятельность с [ДАТА] по [ДАТА]. После расторжения брака с В. в [ДАТА] вернулась в г.Ленск, где и проживает по настоящее время.

Кроме того, в материалах дела имеется письмо вице-консула Т. генерального консульства во Владивостоке от [ДАТА] [НОМЕР] в котором указано, о том, что [ДАТА] Зинько Н.А. обращалась в Генеральное консульство Украины во Владивостоке по вопросу принадлежности к гражданству Украины.

Таким образом, Зинько Н.А. не представлены документы, подтверждающие наличие условий для признания лица гражданином Российской Федерации.

Частью 2 ст. 13 Закона РСФСР от 28.11.1991 г. «О гражданстве РФ», (действовавшего на 1992 год и утратившего силу 01 июля 2002 года) также предусмотрено, что лица, родившееся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего ССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если родились на территории Российской Федерации.

На основании постановления Конституционного Суда РФ от [ДАТА] [НОМЕР]-П в соответствии с п.18-18.6 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утверждённого приказом ФМС России от [ДАТА] [НОМЕР] заявитель по оформлению приобретения гражданства Российской Федерации по рождению предоставляет территориальному органу мотивированное заявление произвольной формы и имеющийся у него пакет документов должностному лицу.

С письменным заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации по рождению Зинько Н.А. в территориальный орган ФМС России по Республике Саха (Якутия) не обращалась, следовательно, невозможно установить факт наличия Российского гражданства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.254-258, 197 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Зинько Н.А. об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Саха (Якутия) – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в кассационную инстанцию Верховного суда Республики Саха (Якутия) через Ленский районный суд Республики Саха (Якутия).

Судья: п/п Г.В. Довбыш

Копия верна:-