О признании права на получение государственного жилищного сертификата



Дело № 2-1556/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Ленск, Республики Саха (Якутия), «16» января 2011 года.

Ленский районный суд Республики Саха (Якутия)

в составе председательствующего судьи Аммосова Н.Г.,

с участием истца Костенко С.П.,

представителя ответчика МО «Город Ленск» по доверенности Копытовой О.В.,

при секретаре Васильевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костенко С.П. к администрации МО «Ленский район», Администрации МО «Город Ленск», Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Саха (Якутия), Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству Республики Саха (Якутия) по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительству Российской Федерации, Правительству Республики Саха (Якутия) о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата,

УСТАНОВИЛ:

Костенко С.П. обратился в суд с требованием о признании права, на получение государственного жилищного сертификата и возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата: на Администрацию МО «Город Ленск» в части включения его в список на получение государственного жилищного сертификата; на Администрацию МО «Ленский район» в части внесения его в список на получение государственного жилищного сертификата и направления списка в Правительства РС (Я) и РФ; на Министерства РС (Я) и РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в части согласования измененного списка; на Правительства РС (Я) и РФ в части принятия решения о выпуске в отношении него государственного жилищного сертификата; на Министерства финансов РС (Я) и РФ в части выпуска дополнительного государственного жилищного сертификата в отношении него и перечисления средств в орган исполнительной власти субъекта РФ на компенсацию стоимости утраченного во время стихийного бедствия жилья.

Требования мотивированы тем, что Костенко С.П. проживал в жилом помещении по адресу: г.Ленск РС(Я) [АДРЕС] с [ДАТА], что подтверждается штампом в паспорте о регистрации. [ДАТА] по данному адресу произошел пожар. В результате пожара огнем был уничтожен дом полностью, что подтверждается справкой от [ДАТА] После пожара Костенко С.П. был переселен в общежитие [НОМЕР] по адресу: РС (Я), г. Ленск, [АДРЕС], которое являлось для него единственным жильем. Во время стихийного бедствия – наводнения в г.Ленске в [ДАТА], дом подвергся затоплению и был разрушен. По минованию критической ситуации на основании Распоряжения Правительства РФ, на территории Ленского района РС (Я) была сформирована межведомственная рабочая группа и в Администрации Ленского улуса работали отделы, в которые граждане, чьё жильё подверглось затоплению, должны были принести и сдать документы для постановки в очередь на предоставление жилья либо государственного жилищного сертификата на приобретение жилья. Документы на получение государственного жилищного сертификата принимались улусной администрацией вплоть до [ДАТА]. Подав все необходимые документы в администрацию, Костенко С.П. включили в список граждан имеющих право на внеочередное получение жилья под [НОМЕР]. В последующем, на неоднократные обращения в органы местного самоуправления ему поясняли, что вопросы финансирования относятся к компетенции органов власти РФ. Считает, что учитывая положения Федерального закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства РФ «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» от 07 июня 1995 года №561 и Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» от 09 октября 1995 года №982, он имеет право на получение государственного жилищного сертификата.

Истец Костенко С.П. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил о том, что в результате стихийного бедствия в г.Ленске в [ДАТА] он утратил единственное жильё. Несмотря на его неоднократные обращения в орган местного самоуправления, другое жилое помещение ему предоставлено не было.

Представитель Администрация МО «Город Ленск» по доверенности Копытова О.В. иск не признала, мотивируя тем, что Костенко С.П. в жилом помещении по адресу: г. Ленск, [АДРЕС] не был зарегистрирован.

Администрация МО «Ленский район» представила ходатайство, требования, предъявленные к МО «Ленский район», считают не обоснованными, поскольку ответственность за выдачу государственных жилищных сертификатов несет эмитент государственных жилищных сертификатов, либо уполномоченный им орган субъекта РФ, а ведение списков на получение жилищных сертификатов не относится к полномочиям органов местного самоуправления, в МО «Ленский район» такие списки отсутствуют. Считают, что являются ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Министерство финансов Республики Саха (Якутия) представило отзыв, согласно которому в удовлетворении предъявленных к ним исковых требований просят отказать, на том основании, что данное министерство производит выдачу и погашение государственных жилищных сертификатов строго на основании списков, утвержденных Правительством РС (Я). Список граждан, лишившихся жилья, на получение государственных жилищных сертификатов, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация или стихийное бедствие. В [ДАТА] список составлялся межведомственной комиссией с местной администрацией и согласовывался с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Министерство Республики Саха (Якутия) по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий представило отзыв на иск, из которого следует, что выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ осуществляется Министерством финансов РФ, а ГУ МЧС РФ по РС (Я) является территориальным органом МЧС России и не уполномочено осуществлять деятельность, являющуюся предметом иска, поэтому считают себя ненадлежащим ответчиком.

В настоящее судебное заседание представители ответчиков - Администрации МО «Ленский район», Министерства финансов Республики Саха (Якутия), Министерства Республики Саха (Якутия) по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительства Республики Саха (Якутия), Министерства финансов Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительства Российской Федерации не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Министерство финансов Республики Саха (Якутия), Администрация МО «Ленский район» представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав истца и изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

Согласно Федеральному Закону Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация, есть обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, которое повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Статьёй 18 указанного Федерального закона РФ определены права граждан в Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.

Во исполнение данных положений Правительством РФ принято постановление от 09 октября 1995 года №982 «Об утверждении порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» в редакции Постановления Правительства РФ от 03.09.2001 г. №651.

В соответствии со ст.1 Постановления Правительства РФ от 07 июня 1995 года №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», государственные жилищные сертификаты выпускаются на основании решения Правительства РФ.

В соответствии с п.4 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09 октября 1995 года №982, эмитентом сертификатов выступает Министерство финансов Российской Федерации.

Из п.5 указанного Порядка следует, что выпуск сертификатов осуществляется в течение двух месяцев с момента стихийного бедствия (чрезвычайной ситуации) на основании решения Правительства Российской Федерации и данных Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошло стихийное бедствие (чрезвычайная ситуация), о количестве семей, лишившихся жилья, и их численном составе. В решении Правительства Российской Федерации отражается количество семей, лишившихся жилья, состав семьи, на который выдаётся именной сертификат.

Выпуск сертификатов осуществляется в пределах норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 07 июня 1995 года №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий».

Так, согласно п.2 указанного Постановления Правительства РФ государственные жилищные сертификаты выдаются из расчёта предоставления гражданам жилой площади по социальной норме, определяемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту предоставления жилья, но не менее 18 кв. м. общей площади на одного члена семьи из двух человек и более человек и 29-33 кв.м. общей площади на одинокого гражданина.

В соответствии с п.9 ч.2 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09 октября 1995 года №982, выпуск сертификатов осуществляется в пределах норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 07 июня 1995 года №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий».

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошло стихийное бедствие (чрезвычайная ситуация), в соответствии с действующим законодательством принимает решение о поименной выдаче сертификатов гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, и запрашивает у Министерства финансов Российской Федерации необходимое количество сертификатов.

Таким образом, государством гарантируется получение жилья гражданам, утратившим его в результате стихийного бедствия (чрезвычайной ситуации).

Указом Президента Республики Саха (Якутия) №1415 от 18 мая 2001 г. в связи с крайне неблагоприятным течением вскрытия рек Лены и Алдан, на территориях Республики Саха (Якутия), включая Ленский улус, была объявлена чрезвычайная ситуация.

Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 18 мая 2011 г. №691-р «О составе межведомственной рабочей группы по восстановлению условий жизнедеятельности г.Ленска и других населенных пунктов Республики Саха (Якутия), подвергшихся наводнению в [ДАТА]»

Из материалов дела установлено, что Костенко С.П. проживал в жилом помещении по адресу: г.Ленск РС(Я) [АДРЕС] с [ДАТА], что подтверждается штампом в паспорте о регистрации. [ДАТА] по данному адресу произошел пожар. В результате пожара огнем был уничтожен дом полностью, что подтверждается справкой от [ДАТА] После пожара Костенко С.П. был переселен в общежитие [НОМЕР] по адресу: РС (Я), г. Ленск, [АДРЕС], которое являлось для него единственным жильем, что подтверждается справкой ООО «Л.». Во время стихийного бедствия – наводнения в г.Ленске в [ДАТА], дом подвергся затоплению и был разрушен.

Согласно ст.20 Гражданского кодекса РФ местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.

Согласно ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Таким образом, на момент наводнения [ДАТА] в г.Ленске, комната [АДРЕС] в г.Ленске была постоянным местом жительства истца.

В соответствии с Актами от [ДАТА] и [ДАТА] здание дома по вышеуказанному адресу не существует, выявлен снос строения. На основании Заключения от [ДАТА] дом признан не пригодным для проживания в связи с разрушением в [ДАТА]

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Костенко С.П. удовлетворить.

Признать право Костенко С.П., [ДАТА] рождения на получение государственного жилищного сертификата.

Обязать ответчиков произвести следующие действия:

Администрации муниципального образования «Город Ленск» Ленского района Республики Саха (Якутия) включить Костенко С.П. в список на получение государственного жилищного сертификата.

Администрации муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) внести Костенко С.П. в список на получение государственного жилищного сертификата и направить его в Правительство Республики Саха (Якутия) и Правительство Российской Федерации.

Министерству Республики Саха (Якутия) по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийных бедствий согласовать изменённый список на гражданина Костенко С.П.

Правительству Республики Саха (Якутия) и Правительству Российской Федерации принять решение о выпуске государственного жилищного сертификата на гражданина Костенко С.П.

Министерству финансов Российской Федерации выпустить дополнительный государственный жилищный сертификат на гражданина Костенко С.П., и в установленном порядке осуществить перечисление средств в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на компенсацию стоимости жилья, или на оплату жилья по договору купли-продажи.

Министерству финансов Республики Саха (Якутия) произвести выдачу и погашение государственного жилищного сертификата.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд РС (Я) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: п/п Н.Г. Аммосов

Копия с подлинным верна: Н.Г.Аммосов