О признании незаконным заключения УФМС России по Республике Саха (Якутия) об отсутствии гражданства РФ



Дело №2-53/2012 г

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ленский районный суд Республики Саха (Якутия)

в составе председательствующего судьи Аммосова Н.Г.,

заявителя Зинько Н.А.,

представителя заявителя по доверенности М.,

представителя Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Саха (Якутия) по доверенности Лукьяновой О.И.,

при секретаре Авдеевой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ленске РС(Я) 21 февраля 2012 года гражданское дело по заявлению Зинько Н.А. об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Саха (Якутия),

У С Т А Н О В И Л :

Заявитель Зинько Н.А., обратилась в суд с заявлением о признании незаконным заключения УФМС России по Республике Саха (Якутия) об отсутствии у неё гражданства РФ, а также необоснованной выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, указывая на то, что в [ДАТА] она с дочерью обратились в ТО УФМС по РС (Я) в Ленском районе с целью оформления её внуку гражданства Российской Федерации, рождённого на территории Республики Украина. После проверки их документов на наличие гражданства РФ, в [ДАТА] получила письмо ТП УФМС России по РС (Я) в Ленском районе о необоснованности выдачи им паспортов граждан Российской Федерации согласно Заключению УФМС России по РС(Я).

В своём заявлении также ссылается на то, что она, Зинько Н.А. [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ]. В [ДАТА] вступила в брак с В. В [ДАТА] родилась дочь Т. В [ДАТА] выехали с супругом в г.Кривой Рог Днепропетровской области. В [ДАТА] у них родился второй ребёнок З. После расторжения брака с Зинько В.П., в [ДАТА] возвратилась с сыном в г.Ленск, при этом имея при себе паспорт старого советского образца, поскольку гражданство Украины не получала и от Российского гражданства не отказывалась. В [ДАТА] получила паспорт нового образца, а в [ДАТА] обменяла его в связи с достижением возраста 45 лет. По прибытии в г. Ленск в [ДАТА] была зарегистрирована по адресу: г. Ленск, ул.Дзержинского, д.27 кв.5. Её дочь с [ДАТА] проживала в г.Ленске, где в [ДАТА] окончила школу и получила паспорт, выданный ОВД по Ленскому району.

Считает, что лишение её и её дочери гражданства РФ нарушает их права и свободы. Кроме того, ссылается на то, что лишение гражданства и изъятие паспорта РФ лишает её единственного источника дохода, трудовой пенсии. Просит признать незаконным Заключение УФМС России по РС (Я), а также подтвердить факт наличия гражданства Российской Федерации Зинько Н.А. и Т.

В судебном заседании от [ДАТА] заявление Зинько было уточнено: просит признать заключение УФМС по РС (Я) в отношении заявителя Зинько Н.А. незаконным и признать ее гражданкой РФ по рождению, а от требования подтвердить факт наличия гражданства РФ отказалась.

Дело рассмотрено Ленским районным судом РС (Я) [ДАТА] и в удовлетворении заявления Зинько Н.А. отказано.

Решение было обжаловано в кассационную инстанцию Верховного суда РС (Я). Определением Верховного суда РС (Я) от [ДАТА] решение Ленского районного суда от [ДАТА] отменено и направлено на новое рассмотрение.

В судебном заседании Зинько Н.А., а также её представитель по доверенности М. заявление поддержали, заявили, что согласно ст.51 Конституции РФ гражданин имеет прав не свидетельствовать против себя и на основании этого она не должна доказывать, что она не является гражданкой Украины.

Представитель заинтересованного лица УФМС России по Республике Саха (Якутия) по доверенности Лукьянова О.И., с заявлением Зинько Н.А. не согласилась, считает Заключение УФМС России по Республике Саха (Якутия) от [ДАТА] законным и обоснованным. В соответствии с п. «а» ст.30 Федерального закона от 31.05.2002 года №62-ФЗ « О гражданстве Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы, являющиеся согласно ст.28 названного федерального закона полномочным органом, ведающим делами о гражданстве, вправе определять наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории РФ. В соответствии с п.51 Указа Президента РФ от 14.11.2002 года №1325 «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ», п.15-15.13 приказа ФМС России от [ДАТА] [НОМЕР] «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации» в связи с возникшими сомнениями в обоснованности выдачи Зинько Н.А. документа, удостоверяющего гражданство РФ, полномочным органом – УФМС осуществлена соответствующая проверка законности выдачи заявителю указанного документа. В соответствии с указаниями ФМС России от [ДАТА] №КР-!/10-4579 и от [ДАТА] №СК-1/8-5841 для нормативного регулирования вопроса определения правового статуса проживающих (проживавших) на территории Российской Федерации лиц, у которых не подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, но получивших в нарушение установленного порядка паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, территориальным органом ФМС России рассматривается вопрос о возможности выдачи вида на жительство, при этом в качестве документа, удостоверяющего личность, принимаются не изъятые паспорта гражданина Российской Федерации, выданные в нарушение установленного порядка. Предлагают Зинько Н.А. представить заявление и документы для приобретения гражданства Российской Федерации по рождению, либо при невозможности их представления рассмотреть вопрос о документировании её видом на жительство.

Заслушав мнения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление подлежит оставлению без удовлетворения на основании следующего.

Согласно п. «а» ст.30 Федерального закона №62 от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы полномочны определять наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии с п.51 Положения «О порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», утверждённого Указом Президента РФ 14 ноября 2002 года №1325, пунктом 15.10 Административного регламента исполнения федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утверждённого

приказом Федеральной миграционной службы России от [ДАТА] [НОМЕР] в случае возникновения сомнений в подлинности или обоснованности выдачи документа, удостоверяющего личность, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, ФМС России или территориальный орган имеет право проводить аналогичную проверку по своей инициативе.

В соответствии с п.15.6 Административного регламента по результатам рассмотрения заявления по проведённой проверке территориальный орган в установленные сроки выносит мотивированное заключение, составленное в произвольной форме и утверждённое его руководителем или лицом, исполняющим его обязанности, либо, в соответствии с разграничением полномочий, руководителем структурного подразделения территориального органа.

В связи с возникшими сомнениями в обоснованности выдачи документов, удостоверяющих гражданство РФ, полномочным органом УФМС была осуществлена соответствующая проверка законности выдачи Зинько Н.А. и её дочери указанного документа.

Заключением о проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации у Зинько Н.А., Т. и Б., а также в обоснованности выдачи паспортов Зинько Н.А. и Т. гражданина Российской Федерации, от [ДАТА], утверждённым начальником УФМС России по Республике Саха (Якутия) Х., установлен факт отсутствия постоянной регистрации у вышеуказанных граждан, а также факт отсутствия постоянного проживания их на [ДАТА] на территории Российской Федерации.

На основании п.23 Административного регламента Федеральной миграционной службы по представлению государственной услуги по выдаче замене и по исполнении государственной функции по учёту паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории Российской Федерации, утверждённого приказом ФМС от [ДАТА] [НОМЕР] основанием для отказа в выдаче паспорта является отсутствие у лица гражданства Российской Федерации.

Согласно части седьмой статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» наличие у лица гражданства Российской Федерации определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Статьёй 13 Закона РСФСР от 28.11.1991 г. «О гражданстве РФ», (действовавшего на период 1992 года и утратившего силу 01 июля 2002 года) гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона на 6 февраля 1992 года, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своём нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

Копией трудовой книжки Зинько Н.А подтверждается, что с [ДАТА] по [ДАТА] она осуществляла трудовую деятельность на территории Украины.

По данным карточки прописки Формы [НОМЕР] в графе сведений о прибытии Зинько Н.А. указано «прибыла из Днепропетровской области Ингулецкого района г.Кривой Рог.-102 [АДРЕС]», дата прибытия «[ДАТА]. Здесь же в сведениях об отметке о прописке указано «[АДРЕС]» дата регистрации «[ДАТА]

Из объяснений самой заявительницы Зинько Н.А. установлено, что до [ДАТА] проживала в г.Ленске. В [ДАТА] вместе мужем и дочерью переехала на постоянное место жительства в г. Ингулец Днепропетровской области, где она проживала и осуществляла трудовую деятельность с [ДАТА] по [ДАТА]. После расторжения брака с Зинько В.П. в [ДАТА] вернулась в г. Ленск, где и проживает по настоящее время.

Кроме того, в материалах дела имеется письмо вице-консула А. генерального консульства во Владивостоке от [ДАТА] [НОМЕР] в котором указано, о том, что [ДАТА] Зинько Н.А. обращалась в Генеральное консульство Украины во Владивостоке по вопросу принадлежности к гражданству Украины.

[ДАТА] Украина стала независимым государством и лица, которые на этот момент постоянно проживали на территории Украины, приобрели гражданство Украины. В то время Зинько Н.А., постоянно проживая на территории Украины, могла приобрести гражданство Украины, что исключает возможность сохранения гражданства Российской Федерации в соответствии со ст. 3 Закона РФ о 28.11.1991 г. 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации».

При проверке конституционности пункта «г» статьи 18 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. №1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» Конституционный Суд РФ в Постановлении от [ДАТА] [НОМЕР]-П (далее Постановление) признал его не соответствующим Конституции РФ в части, распространяющей правило о приобретении гражданства Российской Федерации в части, распространяющей правило о приобретении гражданства Российской Федерации путем регистрации на лиц, которые: родились а территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации; являлись гражданами бывшего СССР; не изъявили свободно своего желания прекратить принадлежность государству Российской Федерации; выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР; не являются гражданами других государств (входивших в состав бывшего СССР) и впоследствии вернулись на постоянное место жительства в пределы Российской Федерации. Следовательно, для оформления приобретения гражданства Российской Федерации по рождению в соответствии с Постановлением необходимо наличие совокупности условий, установленных п.5 данного Постановления.

В судебном заседании Зинько Н.А. и ее представитель М., ссылаясь на статью 51 Конституции РФ, отказались предоставить данные о том, что она не приобретала гражданство Украины, а также пояснили, что проверку таких сведений УФМС должна производить сама.

Доводы Зинько Н.А. и ее представителя М. о том, что проверку сведений УФМС должна проводить сама, а не перекладывать эту обязанность на граждан, является ошибочным, поскольку действующее законодательство на данную службу такой обязанности не возлагает.

Исходя из этого, установление судом принадлежности Зинько Н.А. к гражданству Украины оказалось невозможным, поскольку для осуществления указанной процедуры необходимо, чтобы ею были предоставлены соответствующие сведения и оплачен консульский сбор.

Соответственно, нет сведений, о том, что Зинько Н.А. не является гражданкой Украины, входившей ранее в состав бывшего СССР, и не выполняется п.5 Постановления Конституционного Суда РФ от [ДАТА] [НОМЕР]-П.

На основании постановления Конституционного Суда РФ от [ДАТА] [НОМЕР]-П в соответствии с п.18-18.6 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утверждённого приказом ФМС России от [ДАТА] [НОМЕР] заявитель по оформлению приобретения гражданства Российской Федерации по рождению предоставляет территориальному органу мотивированное заявление произвольной формы и имеющийся у него пакет документов должностному лицу.

С письменным заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации по рождению Зинько Н.А. в территориальный орган ФМС России по Республике Саха (Якутия) не обращалась, следовательно, невозможно установить факт наличия Российского гражданства.

Соответственно, оспариваемое Заключение принято в соответствии с законом, права и свободы гражданина не нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.254-258, 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Зинько Н.А. о признании заключения Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Саха (Якутия) в отношении заявителя Зинько Н.А. незаконным и признании ее гражданкой Российской Федерации по рождению – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Саха (Якутия) через Ленский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: п/п Н.Г. Аммосов

Копия с подлинным верна: Н.Г.Аммосов