О признании права на получение государственного жилищного сертификата



Дело № 2-37/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 января 2012 года г.Ленск РС(Я)

Ленский районный суд Республики Саха (Якутия)

в составе председательствующего судьи Адзимовой Е.Н.,

с участием истца Хайлова А.Ю.,

при секретаре Хайрулиной П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хайлова А.Ю. к администрации МО «Ленский район», Администрации МО «Город Ленск», Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Саха (Якутия), Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству Республики Саха (Якутия) по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительству Российской Федерации, Правительству Республики Саха (Якутия) о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата,

УСТАНОВИЛ:

Хайлов А.Ю. обратился в суд с требованием о признании права, на получение государственного жилищного сертификата и возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата: на Администрацию МО «Город Ленск» в части включения его в список на получение государственного жилищного сертификата; на Администрацию МО «Ленский район» в части внесения его в список на получение государственного жилищного сертификата и направления списка в Правительства РС (Я) и РФ; на Министерства РС (Я) и РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в части согласования измененного списка; на Правительства РС (Я) и РФ в части принятия решения о выпуске в отношении него государственного жилищного сертификата; на Министерства финансов РС (Я) и РФ в части выпуска дополнительного государственного жилищного сертификата в отношении него и перечисления средств в орган исполнительной власти субъекта РФ на компенсацию стоимости утраченного во время стихийного бедствия жилья.

Хайлов А.Ю. в обоснование своих требований указал, что проживал в жилом доме, расположенном по адресу: [АДРЕС] с [ДАТА], что подтверждается решением Ленского федерального суда в РС (Я) от 24 сентября 2001г. Указанное жилое помещение являлось для него единственным жильем. Во время стихийного бедствия – наводнения в г.Ленске в мае 2001 года, дом подвергся затоплению и был разрушен. По минованию критической ситуации на основании Распоряжения Правительства РФ, на территории Ленского района РС (Я) была сформирована межведомственная рабочая группа и в Администрации Ленского улуса работали отделы, в которые граждане, чьё жильё подверглось затоплению, должны были принести и сдать документы для постановки в очередь на предоставление жилья либо государственного жилищного сертификата на приобретение жилья. Документы на получение государственного жилищного сертификата принимались улусной администрацией вплоть до 2002 года. Подав все необходимые документы в администрацию, по устному заверению её сотрудников, Хайлов А.Ю. был уверен, что состоит в списках на получение государственного жилищного сертификата. В последующем, на неоднократные обращения в органы местного самоуправления ему поясняли, что вопросы финансирования относятся к компетенции органов власти РФ.

Истец обратился к Уполномоченному по правам человека в РС (Я) Захаровой Ф.Н. Установлено нарушение прав Хайлова А.Ю. Администрацией Ленского района РС (Я) на оформление документов для включения Правительственной Комиссией в Списки пострадавших от наводнения, таким образом, на приобретение жилья с 2001г., что подтверждается Заключением №92 от 02 декабря 2005г. Распоряжением Правительства РС (Я) №1109-р от 01 августа 2001г. ответственными исполнителями по реализации государственных жилищных сертификатов в улусах и городах назначены главы администраций соответствующих улусов и городов. Считает, что учитывая положения Федерального закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства РФ «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» от 07 июня 1995 года №561 и Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» от 09 октября 1995 года №982, он имеет право на получение государственного жилищного сертификата.

Истец Хайлов А.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил о том, что в результате стихийного бедствия в г.Ленске в 2001 году он утратил единственное жильё. Несмотря на его неоднократные обращения в орган местного самоуправления, другое жилое помещение ему предоставлено не было. Истец просит предоставить ему жилье взамен утраченного в наводнение, в любом порядке – либо посредством выдачи жилищного сертификата, либо непосредственно предоставив жилое помещение.

Ответчик Правительство РФ, извещен о времени и месте судебного разбирательства, представителя для участия в судебном разбирательстве не направил, отзыв не представил.

Ответчик Министерство финансов РФ, извещен о времени и месте судебного разбирательства, представителя для участия в судебном разбирательстве не направил, отзыв не представил.

Представитель Правительства РС (Я), извещенный о времени и месте судебного разбирательства, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представил краткий отзыв, в котором считает, что исковые требования требуют дополнительного исследования на предмет их законности и обоснованности: причины отказа комиссии администрации г. Ленска либо не обращения граждан, наличие регистрации по месту жительства в затопленном жилом помещении, подвергся ли дом стихийному бедствию, либо это ветхое строение.

Министерство финансов Республики Саха (Якутия) представило отзыв, согласно которому в удовлетворении предъявленных к ним исковых требований просят отказать, на том основании, что данное министерство производит выдачу и погашение государственных жилищных сертификатов строго на основании списков, утвержденных Правительством РС (Я). Список граждан, лишившихся жилья, на получение государственных жилищных сертификатов, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация или стихийное бедствие. В 2001 году список составлялся межведомственной комиссией с местной администрацией и согласовывался с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Просят данное дело рассмотреть в их отсутствии.

Представитель Администрации МО «Ленский район», извещенный о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явился просят рассмотреть дело без их участия, представлен отзыв, согласно которому, требования, предъявленные к муниципальному району считают не обоснованными, поскольку ответственность за выдачу государственных жилищных сертификатов несет эмитент государственных жилищных сертификатов либо уполномоченный им орган субъекта РФ, а ведение списков на получение жилищных сертификатов не относится к полномочиям органов местного самоуправления, в МО «Ленский район» такие списки отсутствуют. Считают себя не надлежащими ответчиками и просят рассмотреть данное дело в их отсутствии.

Представитель Администрации МО «Город Ленск», извещенный о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представил в суд отзыв, согласно которому считают исковые требования правомерными.

В судебном заседании представитель ответчиков Министерств РФ и РС (Я) по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Доронина И.Г. исковые требования не признала, заявила ходатайство об отказе в иске ввиду пропуска истцом срока исковой давности.

Истец Хайлов А.Ю. разрешение ходатайства представителя ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности оставляет на усмотрение суда.

Заслушав объяснения истцов, принимая во внимание возражения ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 5 ст. 26 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О рынке ценных бумаг" срок исковой давности для признания решений, принятых эмитентом, регистрирующим органом и связанных с осуществлением эмиссии ценных бумаг, выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, сделок, совершенных в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, недействительными составляет три месяца с момента государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или с момента представления в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Указанный срок в случае его пропуска восстановлению не подлежит.

Суду не представлено доказательств государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) жилищных сертификатов или представления в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) жилищных сертификатов. В связи с чем, суд отказывает в удовлетворении ходатайства представителя ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности.

Согласно Федеральному Закону Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация, есть обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, которое повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Статьёй 18 указанного Федерального закона РФ определены права граждан в Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.

Во исполнение данных положений Правительством РФ принято постановление от 09 октября 1995 года №982 «Об утверждении порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» в редакции Постановления Правительства РФ от 03.09.2001 г. №651.

В соответствии со ст.1 Постановления Правительства РФ от 07 июня 1995 года №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», государственные жилищные сертификаты выпускаются на основании решения Правительства РФ.

В соответствии с п.4 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09 октября 1995 года №982, эмитентом сертификатов выступает Министерство финансов Российской Федерации.

Из п.5 указанного Порядка следует, что выпуск сертификатов осуществляется в течение двух месяцев с момента стихийного бедствия (чрезвычайной ситуации) на основании решения Правительства Российской Федерации и данных Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошло стихийное бедствие (чрезвычайная ситуация), о количестве семей, лишившихся жилья, и их численном составе. В решении Правительства Российской Федерации отражается количество семей, лишившихся жилья, состав семьи, на который выдаётся именной сертификат.

Выпуск сертификатов осуществляется в пределах норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 07 июня 1995 года №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий».

Так, согласно п.2 указанного Постановления Правительства РФ государственные жилищные сертификаты выдаются из расчёта предоставления гражданам жилой площади по социальной норме, определяемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту предоставления жилья, но не менее 18 кв. м. общей площади на одного члена семьи из двух человек и более человек и 29-33 кв.м. общей площади на одинокого гражданина.

В соответствии с п.9 ч.2 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09 октября 1995 года №982, выпуск сертификатов осуществляется в пределах норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 07 июня 1995 года №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий».

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошло стихийное бедствие (чрезвычайная ситуация), в соответствии с действующим законодательством принимает решение о поименной выдаче сертификатов гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, и запрашивает у Министерства финансов Российской Федерации необходимое количество сертификатов.

Таким образом, государством гарантируется получение жилья гражданам, утратившим его в результате стихийного бедствия (чрезвычайной ситуации).

Указом Президента Республики Саха (Якутия) №1415 от 18 мая 2001г. в связи с крайне неблагоприятным течением вскрытия рек Лены и Алдан, на территориях Республики Саха (Якутия), включая Ленский улус, была объявлена чрезвычайная ситуация.

Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 18 мая 2011 г. №691-р «О составе межведомственной рабочей группы по восстановлению условий жизнедеятельности г.Ленска и других населенных пунктов Республики Саха (Якутия), подвергшихся наводнению в мае 2001г.»

Из анализа выше приведенных нормативных актов следует, что общественные отношения по оказанию помощи в приобретении жилья гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, урегулированы федеральным законодательством таким образом, что на органы местного самоуправления возложена лишь обязанность – выдать справку в подтверждение факта утраты гражданином жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, остальную работу в этой сфере обязаны проводить органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо самостоятельно, либо совместно с федеральными органами, для чего в бюджете Российской Федерации и субъектах Российской Федерации ежегодно предусматривается соответствующее финансирование.

Согласно приведенным выше нормативно-правовым актам, право на получение государственной помощи в виде выдачи государственного жилищного сертификата имеют только те граждане, которые в результате стихийного бедствия лишились единственного жилья, в котором постоянно проживали на законных основаниях.

Из материалов дела установлено, что Хайлов А.Ю. с [ДАТА] постоянно проживал по адресу: [АДРЕС], что подтверждается решением Ленского федерального суда в РС (Я) от [ДАТА] На момент наводнения в 2001 году истец проживал по указанному адресу.

Заключением №9 от 17 августа 2006г. жилой дом признан не пригодным для постоянного проживания.

Истец состоит в списках граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья с [ДАТА] в связи с утратой собственного жилья по вышеуказанному адресу в период наводнения в 2001г., что подтверждается правкой от [ДАТА]

Заключением №92 Уполномоченного по правам человека в РС (Я) от 02 декабря 2005г. установлено нарушение прав Хайлова А.Ю. Администрацией Ленского района на оформление документов для включения Правительственной Комиссией в Списки пострадавших от наводнения, таким образом, на приобретение жилья с 2001г.

Актом от [ДАТА] был выявлен снос строения.

Согласно ст.20 Гражданского кодекса РФ местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.

Согласно ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Таким образом, суд считает установленным факт того, что в результате наводнения 2001 года в г.Ленске истцом утрачено жильё, которое являлось для него единственным и постоянным. Другого жилого помещения он не имеет.

Однако, поскольку в силу Постановления Правительства РФ от 09.10.1995года № 982 «Об утверждении порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации и стихийных бедствий», выпуск сертификатов осуществляется в течение 2 месяцев с момента стихийного бедствия, Администрацией Ленского района РС (Я) прием заявлений прекращен в 2002 году.

Судом не установлено обстоятельств, подтверждающих право Хайлова А.Ю. на получение государственного жилищного сертификата, возможность его получения и погашения.

Из материалов дела видно, что Хайлов А.Ю. состоит в списках граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья с [ДАТА] в связи с утратой собственного жилья по адресу: [АДРЕС] период наводнения 2001г.

Таким образом, судом установлена обязанность муниципального образования «Город Ленск» по предоставлению Хайлову А.Ю. жилого помещения взамен утраченного.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Хайлова А.Ю. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Ленск» Ленского района Республики Саха (Якутия) в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить Хайлову А.Ю. жилое помещение взамен утраченного в связи со стихийным бедствием.

Правительство Российской Федерации, Правительство Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Республики Саха (Якутия), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство Республики Саха (Якутия) по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийных бедствий, администрацию муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) от ответственности по настоящему гражданскому делу освободить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РС (Я) через Ленский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: п/п Е.Н.Адзимова

Копия верна:-

Судья: