О признании права на получение государственного жилищного сертификата



Дело № 2-34/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 января 2012г. г.Ленск РС (Я)

Ленский районный суд Республики Саха (Якутия)

в составе председательствующего судьи Адзимовой Е.Н.,

с участием истцов Подкорытовой Е.А., Подкорытова Г.А., Подкорытова А.А.,

представителя ответчиков Министерств РФ и РС (Я) по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Доронина И.Г. (по доверенности),

при секретаре Хайрулиной П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Подкорытовой Е.А., Подкорытова Г.А., Подкорытова А.А. к администрации МО «Ленский район», Администрации МО «Город Ленск», Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Саха (Якутия), Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству Республики Саха (Якутия) по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительству Российской Федерации, Правительству Республики Саха (Якутия) о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата,

УСТАНОВИЛ:

Подкорытова Е.А., Подкорытов Г.А., Подкорытов А.А., обратились в суд с требованием о признании права, на получение государственного жилищного сертификата и возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата: на Администрацию МО «Город Ленск» в части включения его в список на получение государственного жилищного сертификата; на Администрацию МО «Ленский район» в части внесения его в список на получение государственного жилищного сертификата и направления списка в Правительства РС (Я) и РФ; на Министерства РС (Я) и РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в части согласования измененного списка; на Правительства РС (Я) и РФ в части принятия решения о выпуске в отношении него государственного жилищного сертификата; на Министерства финансов РС (Я) и РФ в части выпуска дополнительного государственного жилищного сертификата в отношении него и перечисления средств в орган исполнительной власти субъекта РФ на компенсацию стоимости утраченного во время стихийного бедствия жилья.

Требования мотивированы тем, что Подкорытова Е.А., А., Подкорытов Г.А., Подкорытов А.А., П. проживали в жилом помещении по адресу: РС(Я), [АДРЕС], которое являлось для них единственным жильем. Во время стихийного бедствия – наводнения в г.Ленске в [ДАТА], дом подвергся затоплению и был разрушен. По минованию критической ситуации на основании Распоряжения Правительства РФ, на территории Ленского района РС (Я) была сформирована межведомственная рабочая группа и в Администрации Ленского улуса работали отделы, в которые граждане, чьё жильё подверглось затоплению, должны были принести и сдать документы для постановки в очередь на предоставление жилья либо государственного жилищного сертификата на приобретение жилья. Документы на получение государственного жилищного сертификата принимались улусной администрацией вплоть до [ДАТА]. Подав все необходимые документы в администрацию, по устному заверению её сотрудников, истцы был уверены, что стоят в списках на получение государственного жилищного сертификата, для приобретения жилья. С [ДАТА]. Подкорытова Е.А., оставшись вдовой с тремя несовершеннолетними детьми, неоднократно обращалась в органы местного самоуправления с просьбами о выделении жилья, на что ей так же неоднократно, предлагалось «подождать» и «потерпеть».

Считают, что учитывая положения Федерального закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства РФ «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» от [ДАТА] [НОМЕР] и Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» от [ДАТА] [НОМЕР], они имеет право на получение государственного жилищного сертификата.

Истцы Подкорытова Е.А., Подкорытов Г.А., Подкорытов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержали, пояснил о том, что в результате стихийного бедствия в г.Ленске в [ДАТА] они утратили единственное жильё. Несмотря на их неоднократные обращения в орган местного самоуправления, другое жилое помещение им предоставлено не было.

Ответчик Правительство РФ, извещен о времени и месте судебного разбирательства, представителя для участия в судебном разбирательстве не направил, отзыв не представил.

Ответчик Министерство финансов РФ, извещен о времени и месте судебного разбирательства, представителя для участия в судебном разбирательстве не направил, отзыв не представил.

Представитель Правительства РС (Я), извещенный о времени и месте судебного разбирательства, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представил краткий отзыв, в котором считает, что исковые требования требуют дополнительного исследования на предмет их законности и обоснованности: причины отказа комиссии администрации г. Ленска либо не обращения граждан, наличие регистрации по месту жительства в затопленном жилом помещении, подвергся ли дом стихийному бедствию, либо это ветхое строение.

Министерство финансов Республики Саха (Якутия) представило отзыв, согласно которому в удовлетворении предъявленных к ним исковых требований просят отказать, на том основании, что данное министерство производит выдачу и погашение государственных жилищных сертификатов строго на основании списков, утвержденных Правительством РС (Я). Список граждан, лишившихся жилья, на получение государственных жилищных сертификатов, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация или стихийное бедствие. В [ДАТА] список составлялся межведомственной комиссией с местной администрацией и согласовывался с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Просят данное дело рассмотреть в их отсутствии.

Представитель Администрации МО «Ленский район», извещенный о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явился просят рассмотреть дело без их участия, представлен отзыв, согласно которому, требования, предъявленные к муниципальному району считают не обоснованными, поскольку ответственность за выдачу государственных жилищных сертификатов несет эмитент государственных жилищных сертификатов либо уполномоченный им орган субъекта РФ, а ведение списков на получение жилищных сертификатов не относится к полномочиям органов местного самоуправления, в МО «Ленский район» такие списки отсутствуют. Считают себя не надлежащими ответчиками и просят рассмотреть данное дело в их отсутствии.

Представитель Администрации МО «Город Ленск», извещенный о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представил в суд отзыв, согласно которому считают исковые требования правомерными.

В судебном заседании представитель ответчиков Министерств РФ и РС (Я) по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Доронина И.Г. исковые требования не признала, поддержала отзыв на иск, из которого следует, что выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ осуществляется Министерством финансов РФ, а ГУ МЧС РФ по РС (Я) является территориальным органом МЧС России и не уполномочено осуществлять деятельность, являющуюся предметом иска, поэтому считают себя ненадлежащим ответчиком.

Также заявила ходатайство об отказе в иске ввиду пропуска истцами срока исковой давности.

Заслушав объяснения истцов, принимая во внимание возражения ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.

В соответствии со ст.1 Постановления Правительства РФ от 07 июня 1995 года №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», государственные жилищные сертификаты выпускаются на основании решения Правительства РФ.

В соответствии с п.4 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09 октября 1995 года №982, эмитентом сертификатов выступает Министерство финансов Российской Федерации.

Из п.5 указанного Порядка следует, что выпуск сертификатов осуществляется в течение двух месяцев с момента стихийного бедствия (чрезвычайной ситуации) на основании решения Правительства Российской Федерации и данных Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошло стихийное бедствие (чрезвычайная ситуация), о количестве семей, лишившихся жилья, и их численном составе. В решении Правительства Российской Федерации отражается количество семей, лишившихся жилья, состав семьи, на который выдаётся именной сертификат.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошло стихийное бедствие (чрезвычайная ситуация), в соответствии с действующим законодательством принимает решение о поименной выдаче сертификатов гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, и запрашивает у Министерства финансов Российской Федерации необходимое количество сертификатов.

Таким образом, государством гарантируется получение жилья гражданам, утратившим его в результате стихийного бедствия (чрезвычайной ситуации).

Указом Президента Республики Саха (Якутия) №1415 от 18 мая 2001г. в связи с крайне неблагоприятным течением вскрытия рек Лены и Алдан, на территориях Республики Саха (Якутия), включая Ленский улус, была объявлена чрезвычайная ситуация.

Правительством Российской Федерации издано распоряжение от [ДАТА] [НОМЕР] «О составе межведомственной рабочей группы по восстановлению условий жизнедеятельности г.Ленска и других населенных пунктов Республики Саха (Якутия), подвергшихся наводнению в [ДАТА]»

Из материалов дела установлено, что Подкорытова Е.А., Подкорытов Г.А., Подкорытов А.А., П. с [ДАТА] и на период наводнения в [ДАТА] проживали в индивидуальном жилом доме по адресу: РС (Я), [АДРЕС], который являлся их постоянным и единственным местом жительства.

МО «Город Ленск» выдана справка [НОМЕР] от [ДАТА] о том, что Подкорытова Е.А. утратила единственное жилое помещение по адресу: РС (Я), [АДРЕС] в результате паводка [ДАТА]. Решение о предоставлении ей жилья в замен утраченного во время паводка [ДАТА]. Ленским районным судом не выносилось.

Из пояснений истца Подкорытовой Е.А. видно, что им устно предлагали включить их в список на получение жилищного сертификата, они отказались, так как жилье по сертификатам предоставлялось только в других городах России, они же не имели намерений выезжать из г. Ленска. На протяжении десяти лет ждут, когда им предоставят жильё взамен утраченного в наводнение.

Разрешение ходатайства представителя ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности, истцы оставляют на усмотрение суда.

В соответствии с п. 5 ст. 26 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О рынке ценных бумаг" срок исковой давности для признания решений, принятых эмитентом, регистрирующим органом и связанных с осуществлением эмиссии ценных бумаг, выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, сделок, совершенных в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, недействительными составляет три месяца с момента государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или с момента представления в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Указанный срок в случае его пропуска восстановлению не подлежит.

Таким образом, суд считает, что истцами пропущен срок исковой давности, установленный для обращения за судебной защитой.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Подкорытовой Е.А., Подкорытова Г.А., Подкорытова А.А. к администрации МО «Ленский район», Администрации МО «Город Ленск», Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Саха (Якутия), Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству Республики Саха (Якутия) по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительству Российской Федерации, Правительству Республики Саха (Якутия) о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд республики Саха (Якутия) через Ленский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: п/п Е.Н.Адзимова

Копия верна:-

Судья: