Дело № 2-168/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Ленск Республики Саха (Якутия), «28» марта 2012 года. Ленский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Довбыш Г.В., при секретаре Мордосовой Н.Л., с участием истца Белик М.П., действующей как в своих интересах, так и в интересах истцов Белик В.Д. по доверенности [НОМЕР] от [ДАТА] и Белик Д.В. по доверенности [НОМЕР] от [ДАТА], представителя ответчика администрации МО «Город Ленск» Копытовой О.В. по доверенности от [ДАТА] [НОМЕР], представителя ответчиков – Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РС(Якутия) Дорониной И.Г. по доверенностям [НОМЕР] от [ДАТА] и б/н от [ДАТА], рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белик Д.В., Белик М.П., Белик В.Д. к Администрации МО «Ленский район», Администрации МО «Город Ленск», Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Саха (Якутия), Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству Республики Саха (Якутия) по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительству Российской Федерации, Правительству Республики Саха (Якутия) о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата, УСТАНОВИЛ: Белик Д.В., Белик М.П. и их сын Белик В.Д. обратились в суд требованием о признании права на получение государственного жилищного сертификата и возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата: на Администрацию МО «Город Ленск» в части включения их в список на получение государственного жилищного сертификата; на Администрацию МО «Ленский район» в части внесения их в список на получение государственного жилищного сертификата; на Министерства РС(Я) и РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в части согласования измененного списка; на Правительства РС(Я) и РФ в части принятия решения о выпуске в отношении них государственного жилищного сертификата; на Министерства финансов РС(Я) и РФ в части выпуска дополнительного государственного жилищного сертификата в отношении них и перечисления средств в орган исполнительной власти субъекта РФ на компенсацию стоимости утраченного во время стихийного бедствия жилья. Требования мотивированы тем, что семья Белик из [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ] проживали и были зарегистрированы в жилом доме по адресу: [АДРЕС], который являлся для них единственным жильем. Во время стихийного бедствия – наводнения в г.Ленске в мае 2001 года дом подвергся затоплению, был частично разрушен и включен в списки под снос. После предоставления необходимых документов в администрацию Ленского улуса, семья была поставлена в очередь на получение строящихся в мкр.Чанчик домов для пострадавших граждан, утративших единственное жильё. Позже, Белик Д.В. и члены его семьи были исключены из списка, поскольку он являлся работником АК А., которая самостоятельно строила и обеспечивала своих работников жильём. На тот момент квартиры АК АЛРОСА уже были распределены и он был включен в списки на получение еще строящихся коттеджей. Однако, на момент их предоставления его дочь с внуком выписались из дома по [АДРЕС] и уехали на новое место жительства в другой город, для получения 3-х комнатного коттеджа им не хватило состава семьи и было отказано. Их прежний дом был снесен. В последующем, на неоднократные обращения в органы местного самоуправления в постановке в очередь им было отказано. Считают, что учитывая положения Федерального закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства РФ «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» от 07.06.1995 года №561 и Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» от 09 октября 1995 года №982, они имеют право на получение государственного жилищного сертификата. Истец Белик Д.В. и Белик В.Д. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Истец Белик М.П., действующая как в своих интересах, так и в интересах не явившихся истцов Белик Д.В. и Белик В.Д., исковые требования поддержала, ссылаясь на изложенные выше обстоятельства. Пояснила о том, что жильём они не обеспечены до настоящего момента. Проживают на том же месте по [АДРЕС] до глубокой осени в бане, а зимой снимают квартиры. Представитель ответчика Администрации МО «Город Ленск» Копытова О.В. исковые требования не признала, заявила о пропуске исковой давности, так как истцы в течение 10 лет никуда не обращались с требованием о предоставлении жилья. В списках граждан пострадавших от стихийного бедствия и нуждающихся в предоставлении жилья они никогда не состояли. Дом по [АДРЕС] действительно включен в списки строений подлежащих сносу в результате наводнения 2001 г. Представитель ответчиков – Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РС(Я) Доронина И.Г. исковые требования не признала, заявила о пропуске исковой давности. Пояснила о том, что согласно установленному законом порядку, заявления от пострадавших в результате наводнения граждан и утративших единственное жилье принимаются в течение 2 месяцев после стихийного бедствия, после чего формируется соответствующий список, который утверждается исполнительным органом государственной власти. Представитель ответчика Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в суд не явился, направив возражения, согласно которым в удовлетворении иска просят отказать, на том основании, что данное министерство производит выдачу и погашение государственных жилищных сертификатов строго на основании списков, утвержденных Правительством РС(Я). Список граждан, лишившихся жилья, на получение государственных жилищных сертификатов, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация или стихийное бедствие. В 2001 году список составлялся межведомственной комиссией с местной администрацией и согласовывался с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Просит рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель ответчика администрации МО «Ленский район» в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие с пояснениями по иску. Требования Белик не признают, указывая на то, что ответственность за выдачу государственных жилищных сертификатов несет эмитент сертификатов или уполномоченный им орган. Ведение списков на получение сертификатов к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов не относится, в администрации МО «Ленский район» такие списки отсутствуют. Представители ответчиков Министерства финансов Российской Федерации, Министерств Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительств Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщили. В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям. В целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российском Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями принято Постановление Правительства РФ «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» от 07 июня 1995 года №561. Согласно данному постановлению, признан необходимым выпуск государственных жилищных сертификатов для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями. В соответствии с «Порядком и условиями выдачи государственных жилищных сертификатов» разработанным во исполнение Постановления Правительства РФ от 7 июня 1995 года N561 и утвержденным МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ, государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. В целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата. Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти в частности справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. В соответствии с п.4 «Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09 октября 1995 года №982, эмитентом сертификатов выступает Министерство финансов Российской Федерации. Из п.5 указанного Порядка следует, что выпуск сертификатов осуществляется в течение 2-х месяцев с момента стихийного бедствия (чрезвычайной ситуации) на основании решения Правительства Российской Федерации и данных Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошло стихийное бедствие (чрезвычайная ситуация), о количестве семей, лишившихся жилья, и их численном составе. В решении Правительства Российской Федерации отражается количество семей, лишившихся жилья, состав семьи, на который выдаётся именной сертификат. Согласно справке администрации МО «Город Ленск» от [ДАТА], жилое строение по [АДРЕС] включено в список домов, подлежащих сносу в результате наводнения 2001 г. по Ленскому улусу РС(Я). В результате личного осмотра специалистом Ленского филиала ГУП РС(Я) «Республиканского центра технического учёта и технической инвентаризации» от [ДАТА] выявлен снос жилого дома и служебных строений по [АДРЕС], о чем оформлен соответствующий акт. Факт существования дома на момент наводнения и его принадлежность семье Белик подтверждается домовой книгой, техническим паспортом строения, решением исполкома Ленского городского совета народных депутатов и актом об отводе земельного участка и т.д. Заявители до настоящего времени остаются зарегистрированными по данному адресу, о чем имеется штамм в паспортах. Согласно справкам Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а также ГУП РС(Я) «Республиканского центра технического учёта и технической инвентаризации» на момент рассмотрения дела информация о правах Белик В.Д., Белик Д.В. и Белик М.П. на недвижимое имущество отсутствует. Таким образом установлено, что Белик Д.В. и члены его семьи проживали в доме по адресу [АДРЕС], который подвергся затоплению в наводнение 2001 года, был разрушен и в результате снесен. На момент обращения в суд истцы другого жилья не имеют, сохраняют регистрацию по прежнему месту жительства. Вместе с тем, в суде не нашли своего доказательственного подтверждения доводы истцов о том, что они в предусмотренный законом 2-месячный срок предоставили в орган исполнительной власти документы, подтверждающие факт того, что они лишились жилья в результате стихийного бедствия. Как пояснила в суде представитель администрации МО «Город Ленск», истцы никогда в списках граждан нуждающихся в предоставлении жилья не значились и по данному вопросу не обращались. Представители ответчиков в суде заявили о пропуске исковой давности. В соответствии со ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. В соответствии с ч.2 ст.199 ГПК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Принимая во внимание, что истцы более 10 лет не предпринимали никаких мер к защите своих нарушенных жилищных прав, суд отказывает в удовлетворении иска в связи с истечением исковой давности. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении иска Белик Д.В., Белик М.П., Белик В.Д. к Администрации МО «Ленский район», Администрации МО «Город Ленск», Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Саха (Якутия), Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству Республики Саха (Якутия) по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительству Российской Федерации, Правительству Республики Саха (Якутия) о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Саха (Якутия) в течение 1 месяца через Ленский районный суд Республики Саха (Якутия). Судья: п/п Г.В. Довбыш Копия верна: -