о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Ленск РС(Я), 12 апреля 2012 года

Ленский районный суд Республики Саха (Якутия)

в составе председательствующего судьи Герасимовой У.А., с участием:

истца Гладких Ю.Н.,

представителя ответчика Администрации МО «Ленский район» по доверенности от [ДАТА] [НОМЕР] Маринова О.В.,

представителя ответчика Администрации МО «Город Ленск» по доверенности от [ДАТА] [НОМЕР] Копытовой О.В.,

представителя ответчиков: Министерства Российской Федерации и Республике Саха(Якутия) по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по доверенностям от [ДАТА] [НОМЕР] и от [ДАТА] Дорониной И.Г.,

представителя ответчиков: Министерства финансов Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по доверенности от [ДАТА] Дергачевой Н.К.,

представителя ответчика Правительства РС(Я) по доверенности от [ДАТА] [НОМЕР] Варламовой М.А.,

при секретаре Давыдовой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гладких Ю.Н. к Администрации МО «Ленский район», Администрации МО «Город Ленск», Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Саха (Якутия), Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству Республики Саха (Якутия) по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительству Российской Федерации, Правительству Республики Саха (Якутия) о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата,

УСТАНОВИЛ:

Гладких Ю.Н. обратилась в суд, требуя признать её с дочерью Г. право на получение государственного жилищного сертификата и возложения обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата: на Администрацию МО «Город Ленск» в части включения его в список на получение государственного жилищного сертификата; на Администрацию МО «Ленский район» в части внесения его в список на получение государственного жилищного сертификата и направления списка в Правительства РС(Я) и РФ; на Министерства РС(Я) и РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в части согласования измененного списка; на Правительства РС(Я) и РФ в части принятия решения о выпуске в отношении него государственного жилищного сертификата; на Министерства финансов РС(Я) и РФ в части выпуска дополнительного государственного жилищного сертификата в отношении него и перечисления средств в орган исполнительной власти субъекта РФ на компенсацию стоимости утраченного во время стихийного бедствия жилья.

Свои требования Гладких Ю.Н. мотивирует тем, что она с дочерью Гладких А.А. проживали в жилом помещении по адресу: [АДРЕС], которое являлось для них единственным жильем. Во время стихийного бедствия – наводнения в г.Ленске в мае 2001 года, данное жилое помещение подверглось затоплению и частичному разрушению. После данного наводнения, на основании Распоряжения Правительства РФ, на территории Ленского района РС(Я) была сформирована межведомственная рабочая группа и в Администрации Ленского улуса работали отделы, в которые граждане, чьё жильё подверглось затоплению, должны были принести и сдать документы для постановки в очередь на предоставление жилья либо государственного жилищного сертификата на приобретение жилья. Документы на получение государственного жилищного сертификата принимались улусной администрацией вплоть до 2002 года. После представления документов в администрацию и устному заверению её сотрудников, она была уверена, что состоит в списках на получение государственного жилищного сертификата. Однако позже ей стало известно, что снос ветхого жилья производиться не будет из-за отсутствия финансирования. В последующем, на неоднократные обращения в органы местного самоуправления ей поясняли, что вопросы финансирования относятся к компетенции органов власти РФ. Считает, что учитывая положения Федерального закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства РФ «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» от 07 июня 1995 года №561 и Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» от 09 октября 1995 года №982, она имеет право на получение государственного жилищного сертификата.

В судебном заседании Гладких Ю.Н. исковые требования поддержала, также суду пояснила, что в результате наводнения в г.Ленске в 2001 году они лишились жилья по [АДРЕС]. На обращение в администрацию ей поясняли, что дом не будут сносить, пока там проживают жильцы. Трем жильцам указанного дома жильё и сертификаты выделили. В настоящее время дом не подлежит ремонту. С письменным заявлением на получение государственного жилищного сертификата она не обращалась. Также истец отказалась от иска к Министерству РФ, РС(Я) по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Представитель ответчика Администрации МО «Город Ленск» Копытова О.В. признала исковые требования Гладких Ю.Н., считая их правомерными.

Суд не принимает признание иска представителем ответчика Администрации МО «Город Ленск» Копытовой О.В., поскольку право на признание иска не указано в её доверенности на представительство в суде.

Согласно ст.54 Гражданского процессуального кодекса РФ, представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия. Однако право представителя на, в том числе признание иска, должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом.

Представитель ответчика Администрации МО «Ленский район» Маринов Д.Б. исковые требования не признал, ссылаясь, что районная администрация является ненадлежащим ответчиком.

Представитель ответчиков Министерства финансов и Правительства Российской Федерации Дергачева Н.К. иск не признала и пояснила, что указанный орган уполномочен только на эмиссию (выпуск) ГЖС на основании утвержденных списков. Список утверждает Правительство РС(Я). Считают себя ненадлежащими ответчиками, а также заявила пропуск истцом срока исковой давности.

Представитель ответчика Правительства Республики Саха (Якутия) Варламова М.А. требования истца оставила на усмотрение суда.

Представитель ответчика Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в суд не явился, направив возражения, согласно которым в удовлетворении требования Гладких Ю.Н. к ним просят отказать, на том основании, что данное министерство производит выдачу и погашение государственных жилищных сертификатов строго на основании списков, утвержденных Правительством РС(Я). Список граждан, лишившихся жилья, на получение государственных жилищных сертификатов, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация или стихийное бедствие. В 2001 году список составлялся межведомственной комиссией с местной администрацией и согласовывался с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Также в возражении просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска Гладких Ю.Н. по следующим основаниям.

В целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российском Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями принято Постановление Правительства РФ «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» от 07 июня 1995 года №561.

Согласно данному постановлению, признан необходимым выпуск государственных жилищных сертификатов для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.

В соответствии с «Порядком и условиями выдачи государственных жилищных сертификатов» разработанным во исполнение Постановления Правительства РФ от 7 июня 1995 года N561 и утвержденным МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ, государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. В целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата. Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти в частности заявления о выдаче государственного жилищного сертификата и справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Как следует из представленных документов Гладких Ю.Н. действительно проживал и в настоящее время проживает в жилом помещении по адресу: [АДРЕС].

Установлено, что истцом не представлено доказательств о предоставлении в орган исполнительной власти документов, подтверждающих утрату жилья в результате стихийного бедствия. В материалах дела отсутствуют списки лиц, включая Гладких Ю.Н., на очередь для получения жилищного сертификата, её заявление на получение данного сертификата.

Более того, представителем ответчиков Министерства финансов РФ и Правительства РФ Дергачевой Н.К. заявлено о пропуске исковой давности.

В соответствии со ст.196 Гражданского кодекса РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского Кодекса РФ об исковой давности», суд вправе отказать в удовлетворении иска при наличии заявления о пропуске срока исковой давности только от одного из соответчиков при условии, что в силу закона или договора либо исходя из характера спорного правоотношения требования истца не могут быть удовлетворены за счет других соответчиков.

В данном случае, требования заявлены в порядке, предусмотренной указанными нормативно-правовыми актами последовательности, то есть ответчиками выступают начиная от органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации и заканчивая Министерством финансов Российской Федерации.

Следовательно, без Правительства РФ и Министерства финансов РФ, остальными соответчиками требования истца не могут быть исполнены.

Поскольку истец более 10 лет не предпринимал никаких мер к защите своих жилищных прав, суд считает в удовлетворении иска отказать.

Также суд обращает внимание, что в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда г. Ленска и обеспечения граждан жильем взамен утраченному в результате паводка 2001 года, в рамках подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» республиканской целевой программы «Жилище"» на 2011 - 2015 годы, принято Распоряжение Правительства РС(Я) «О мерах по обеспечению жильем граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда г. Ленска и утративших свое жилье в результате паводка 2001 года» от 11 августа 2011 года N 850-р, согласно которому рекомендовано администрациям муниципальных образований «Ленский район» и «Город Ленск» при формировании местных бюджетов на 2012 - 2013 годы предусмотреть выделение средств на софинансирование мероприятий по переселению граждан из аварийных жилых домов г. Ленска и обеспечению жильем граждан, утративших жилье в результате паводка 2001 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Гладких Ю.Н. к Администрации МО «Ленский район», Администрации МО «Город Ленск», Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Саха (Якутия), Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству Республики Саха (Якутия) по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительству Российской Федерации, Правительству Республики Саха (Якутия) о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) через Ленский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: п/п У.А. Герасимова

Копия верна: