об устранении нарушений трудового законодательства РФ и перерасчете заработной платы



Дело № 2-279/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Ленск РС(Я) 18 апреля 2012 года

Ленский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Герасимовой У.А., с участием:

истца Скорик С.П.,

представителя истца Путинцева О.Л. по доверенности от [ДАТА],

представителей ответчика АК «АЛРОСА» (ОАО) Кузаковой И.В. по доверенности от [ДАТА] [НОМЕР], Семчука С.О. по доверенности от [ДАТА] [НОМЕР], Рыжовой М.Ю. по доверенности от [ДАТА] [НОМЕР],

при секретаре Давыдовой А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скорик С.П. к АК «АЛРОСА (ОАО) об устранении нарушений трудового законодательства РФ и перерасчёте заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

На основании трудового договора от [ДАТА] [НОМЕР] и соглашения к нему от [ДАТА] [НОМЕР] Скорик С.П. с [ДАТА] работает [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ]. Часовая тарифная ставка установлена ему в размере [СУММА].

Скорик С.П. обратился в суд с иском к ПУ «Алмаздортранс» мотивируя тем, что в ходе его трудовой деятельности в указанном предприятии работодателем систематически нарушается трудовое законодательство РФ по предоставлению ему работы, начислению и выплате заработной платы. Нарушения выражены в неисполнении и неприменении норм Трудового кодекса РФ и другого законодательства, регулирующего труд в области транспорта, а также в применении внутренних локальных актов, несоответствующих требованиям указанного законодательства. В частности считает, что некоторые пункты «Положения по организации оплаты труда в условиях ПУ «Алмаздортранс», приказ по ПУ «Алмаздортранс» от [ДАТА] [НОМЕР] и приказ по ПУ «Алмаздортранс» от [ДАТА] [НОМЕР], регулирующие оплату труда водителей данного предприятия, занятых на транзитных перевозках груза, противоречат статьям 21, 152, 157, 329 Трудового кодекса РФ, а также «Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 года №15, что ухудшает его положение и нарушает его право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии с его квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполняемой работы. Поэтому требует обязать ПУ «Алмаздортранс» устранить соответствующие нарушения трудового законодательства по отношению к нему и произвести перерасчет заработной платы, начиная с [ДАТА] по настоящее время.

В судебном заседании истец Скорик С.П. и его представитель Путинцев О.Л. исковые требования поддержали в полном объёме и пояснили о доводах, изложенных в исковом заявлении.

Представитель ответчика Кузакова И.В. исковые требования не признала, мотивируя тем, что оплата труда в ПУ «Алмаздортранс» осуществляется в соответствии с единой тарифной системой АК «АЛРОСА» и коллективным договором, а также «Положением по организации оплаты труда в условиях ПУ «Алмаздортранс». Начиная с [ДАТА] в АК «АЛРОСА» введена новая система оплаты труда. Приказом ПУ «Алмаздортранс» от [ДАТА] [НОМЕР] для водителей сдельных и грузовых почасовых перевозок был установлен суммированный учёт рабочего времени 6 месяцев, поскольку водители транзитных перевозок осуществляют сезонные перевозки, которые указывают на сезонность производства данных работ, что не противоречит ст. 329 Трудового кодекса РФ и п.8 «Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 года №15. Трудовой кодекс предусматривает, что порядок введения суммированного учёта рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. В правилах внутреннего трудового распорядка ПУ «Алмаздортранс» указано основание для введения суммированного учёта рабочего времени и установлена длительность учётного периода. Все составляющие Твн (времени в наряде на одну езду) были оплачены Скорику С.П. согласно установленным нормативно-правовым актам. Сверхнормативное время под погрузкой-разгрузкой не по вине работодателя и работника оплачивается на основании актов простоя, представляемых водителями с ТТН, где ставиться отметки о сверхнормативном времени нахождения под погрузкой-разгрузкой. Истцу оплата простоя, при представлении актов простоя, оплачивалась. Проблем в ПУ «Алмаздортранс» по оплате сверхнормативном времени, при наличии акта простоя, не имеется. Также Скорику С.П., при выполнении им сезонных перевозок по автозимникам, то есть в полевых условиях, производилась оплата за охрану груза и прогрев автомобиля. В первом полугодии [ДАТА] Скорик С.П. отработал сверх нормы 15,5 часов и данные часы ему были оплачены как работа в праздничные дни в двойном размере. За второе полугодие [ДАТА] сложилась недоработка, в связи с тем, что проводились антикризисные мероприятия. Для сохранения коллектива работники АК «АЛРОСА» направлялись в простой, согласно приказов ПУ «Алмаздортранс», с оплатой простоев в размере 2/3 среднего заработка, Скорик С.П. находился в простое, который оплачивался ему в размере 2/3 среднего заработка. В первом полугодии [ДАТА] - 57 часов переработки, из них 26,92 часа работа в праздничный день (оплата в двойном размере), 30,08 часа оплачены как сверхурочные часы. За 2 полугодие [ДАТА] сложилась недоработка в количестве 128,75 час, не по вине работодателя, Скорик СП. 23 дня находился на больничном. В первом полугодии [ДАТА] сложилась недоработка 14,67 часов из длительного ремонта автомобиля. За второе полугодие [ДАТА] переработка составила 114,75 часов, что не превышает 120 часов в год согласно Трудового кодекса РФ. Данные часы были оплачены как сверхурочная работа. В пределах суммированных учетных периодов Скорику С.П. работа предоставлялась, сверхурочные часы были оплачены, следовательно, работой в полной мере он был обеспечен, согласно трудового договора. По личному заявлению Скорика СП., без принуждения, ему предоставлялись дни отгулов за работу в сверхурочное время с [ДАТА] по [ДАТА], с [ДАТА] по [ДАТА]; с [ДАТА] по [ДАТА] и [ДАТА]. В соответствии с п. 12.6. Положения о системе оплате труда работников АК «АЛРОСА», при участии в ремонте автотранспорта оплата труда производится по исходной ставке присвоенного разряда. Для своевременного выхода автотранспортных средств на линию и выполнения производственных заданий, доведенных до предприятия, привлекаются водители для участия в ремонте своих автотранспортных средств на добровольной основе. Скорик С.П. не отказывался от участия в ремонте автомобиля, что говорит о его согласии принимать участие в ремонте автомобиля. При участии водителей в ремонте, оплата производится по часовой тарифной ставке присвоенного разряда, в данном случае по часовой тарифной ставке 7 разряда. Разряд слесаря по ремонту автомобилей при выполнении ремонтных работ данного уровня не превышает 3. Скорику С.П. были оплачены 122 часа участия в ремонте по часовой тарифной ставке 7 разряда. Данные обстоятельства подтверждаются документально. Кроме того, она обращает внимание суда на то, что вопрос о правомерности порядка начисления заработной платы в АК «АЛРОСА» возникает регулярно. По искам водителей в г.Мирном в судебном порядке дважды проводились экспертизы, по результатам которых существенных нарушений не выявлено. Также в [ДАТА] в АК «АЛРОСА» проводилась проверка соблюдения норм трудового права, после которой нарушений режима работы и порядка оплаты не установлено.

Представители ответчика Семчук С.О. и Рыжова М.Ю. также не признали иск Скорика С.П., указывая, что нарушений норм трудового законодательства в ПУ «Алмаздортранс» не имеется.

Свидетели Т., Б. и Д. в суде показали, что они знают о суммированном учете рабочего времени 6 месяцев и ответственности за охрану перевозимого груза, а также пояснили порядок подготовительно- заключительного времени для выполнения работ перед выездом на работу.

Выслушав участников процесса, изучив материалы настоящего дела, суд считает, что исковые требования Скорик С.О. подлежат оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Истец состоит в трудовых правоотношениях с Ленским автотранспортным предприятием [НОМЕР] производственного управления «Алмаздортранс» АК «Алроса» (ПУ «Алмаздортранс») с [ДАТА] в должности [ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ]. Истцу установлен суммированный учет рабочего времени – шесть месяцев. Оплата труда осуществляется в соответствии с Единой тарифной системой АК «Алроса» и Коллективным договором, а также Положением по организации оплаты труда в условиях ПУ «Алмаздортсранс».

В соответствии со ст. 100 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002г. №877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России. В связи с этим издан Приказ Минтранса России от 20.08.2004 №15, которым утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.

Согласно ст. 104 ТК РФ в организациях или при выполнении отдельных видов работ, где по условиям производства работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормального числа рабочих часов.

Как следует из Приказа от 10 мая 2007г. об изменении условий труда водителей с целью снижения сверхурочных часов и в соответствии со ст. 329 ТК РФ и Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей, утвержденного приказом Минтранса России от 20.08.2004г. установлено, что с 01.08.2007г. вводится суммированный учет рабочего времени с учетным периодом 6 месяцев для водителей сдельных и грузовых почасовых перевозок. Данным приказом истец ознакомлен лично, был согласен и подписался. Также истец [ДАТА] заключил соглашение об изменении условий по оплате труда, а в [ДАТА]дополнительное соглашение к трудовому договору от [ДАТА] об установлении учетного периода 6 месяцев с дополнительным отпуском за работу с вредными и опасными условиями труда продолжительностью до 14 календарных дней. Кроме того, истцу при отказе работать в новых условиях, была предложена другая работа по вакантным должностям и соответствующая квалификации от чего он отказался. Суммированный учет рабочего времени 6 месяцев не противоречит п.8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей и ст. 329 ТК РФ т.к. водители транзитных перевозок в ПУ «Алмаздортранс» осуществляют сезонные перевозки ТМЦ - 1) перевозки по дорогам временного назначения (автозимники), которые функционируют только в зимнее время, 2)перевозка грузов из речного порта [АДРЕС], осуществляется только летние месяцы. Данные перевозки указывают на сезонность производства работ. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. В правилах внутреннего трудового распорядка ПУ «Алмаздортранс» указано основание введения суммированного учета рабочего времени и установлена длительность учетного периода.

В исковых требованиях об оплате сверхурочных работ, времени простоя, прогрева автомобиля, охране груза и о времени подготовки к работе: из предоставленных доказательств ответчика следует, что время управления автомобилем, время специальных перерывов, подготовительно-заключительное время и прохождение медицинского осмотра, время под погрузкой-разгрузкой входит в 021 вид оплаты - оплата сдельно-премиальная. Время простоев не по вине работника оплачивается на основании актов простоя. Акты простоя в отношении Скорик С.П. за три года работы отсутствуют, кроме акта и приказа простоя при сверхнормативном времени нахождения под погрузкой-разгрузкой по метеоусловиям. Также на основании личного заявления истца Скорик С.П.были предоставлены дни отгула за сверхурочные работы [ДАТА], [ДАТА]. Приказом ПУ «Алмаздортранс» от [ДАТА] «О внесении изменения в Положение об оплате» истец ознакомился и согласился с оплатой и учетом сверхурочных часов, что подтверждается личной подписью. Время по устранению эксплуатационных неисправностей на линии оплачивается по часовой тарифной ставке и отмечается в путевом листе о часах ремонта - вид оплаты 051. Оплата простоя не по вине работодателя и работника 2\3 тарифной ставке – вид оплаты 108. Прогрев автомобиля и охрана груза засчитываются в рабочее время не менее 1/3 – вид оплаты по расчетному листу 061, но оплата производится на объектах, которые оговорены приказом. Истцу отработанные сверх нормы в часах и недоработки были оплачены, что подтверждаются расчетными листами. В соответствии с п.12.6 Положения о системе оплате труда работников АК «Алроса» при участии в ремонте автотранспорта оплата труда производится по исходной ставке присвоенного разряда. Согласно расчетного листка вид оплаты 052 и приказа ЛАТП «2 ПУ «Алмаздортранс» от [ДАТА] истцу были оплачены 122 часа участия в ремонте по часовой тарифной ставке 7 разряда. Согласно приказу ПУ «Алмаздортранс» от [ДАТА] и [ДАТА] «Об организации прогрева автомобилей» утверждено перечень участков направлений перевозок груза, где отсутствуют дежурные водители (прогревальщики) прогрев автомобилей производится в полевых условиях, оплата производится по фактическим остановкам, но более нормативных (согласно графика движения по ЦДС), сверхнормативные остановки оплачиваются только после подтверждения в ЦДС.

Также суд принимает доводы ответчиков о том, что практически все работники приходят на работу заблаговременно, чтобы подготовить рабочее место, во многом это зависит от личности работника т.к. кому-то необходимо подготовится за 1 час, а другим хватит и нескольких минут.

По коллективному договору АК «Алроса» (ОАО) в ПУ «Алмаздортарнс» расчетные листки по выплачиваемой заработной плате вручаются всем работникам не менее чем за день до выплаты заработной платы. В предприятии, где работает истец, заработная плата выдается с 13 по 16 числа ежемесячно, расчетный листок выдается за день до этого потому моментом, когда работник должен был узнать о неправильном исчислении зарплаты, является день выдачи расчетного листка. Следовательно, согласно ст. 136 ТК РФ работодатель в письменной форме извещал каждого работника о составных частях заработной платы, причитающийся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Заработная плата начислялась своевременно, расчетные листки истец получал своевременно. Данное обстоятельство подтвердил истец Скорик С.П. в суде. Таким образом, работник должен быть знать о неправильном по его мнению, начислению заработной платы в день получения расчетного листка однако он претензий не имел. Также, по требованию истца ответчик предоставил копии всех сдельных путевых листов с двух сторон за период с [ДАТА] по [ДАТА]где имеются сведения о порядке оплаты труда истца Скорик, с которыми истец в полном объеме ознакомился.

Глава 40 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации регулирует отношения, вытекающие из договора перевозки, в Единые нормы времени на перевозку грузов применяются в той части, в которой они не противоречат Гражданскому законодательству, и являются обязательными для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях, имеющих подвижной состав автомобильного транспорта, независимо от их ведомственной подчиненности, поэтому суд находит, что их применение ответчиком при начислении заработной платы Скорик не противоречит действующему законодательству.

С учетом установленных, при рассмотрении дела обстоятельств, суд считает исковые требования истца оставить без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Скорика С.П. к АК «АЛРОСА (ОАО) об устранении нарушений трудового законодательства РФ и перерасчёте заработной платы отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) через Ленский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: п/п У.А. Герасимова.

Копия верна: