об обязывании осуществить государственную регистрацию объекта недвижимости, находящегося по адресу: г. Ленск



Дело №2-887/2012 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 июля 2012 года город Ленск РС (Я)

Ленский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Герасимова У.А., при секретаре Давыдовой А.Р.,

с участием заместителя прокурора Ленского района РС (Я) Сидорова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленского района РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Город Ленск» об обязывании осуществить государственную регистрацию объектов недвижимого имущества,

установил:

Прокурор Ленского района РС (Я) обратился в Ленский районный суд РС (Я) с исковым заявлением об обязывании осуществить государственную регистрацию объектов недвижимого имущества по адресу: РС (Я), [АДРЕС] кв.[НОМЕР], [НОМЕР], [НОМЕР], [НОМЕР], [НОМЕР], [НОМЕР], [НОМЕР]. Свои требования обосновывает тем, что в ходе проведенной проверки по соблюдению требований законодательства о местном самоуправлении администрацией МО «Город Ленск» не зарегистрировано право собственности на данные квартиры. Отсутствие государственной регистрации права собственности у муниципального образования на имущество в виде жилых помещений, переданных от другого муниципального образования, исключает возможность предоставление жилых помещений по договорам социального найма малоимущим гражданам, зарегистрированным в муниципальном образовании. Кроме того, ограничивает право муниципального образования осуществлять иные свои полномочия в области жилищных отношений.

В судебном заседании заместитель прокурора Ленского района РС (Я) Сидоров В.В. исковые требования поддержал в полном объеме, при этом уточнил, что просит обязать администрацию МО «Город Ленск» осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности МО «Город Ленск» на вышеуказанные объекты недвижимости.

Представитель ответчика администрации «Город Ленск» РС (Я) в судебное заседание не явился, о рассмотрении в его отсутствии не заявлял ходатайства, извещен надлежащим образом.

Заслушав заместителя прокурора Ленского района РС (Я) Сидорова В.В., исследовав материалы дела и доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора по следующим основаниям.

В соответствии со ст.130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Согласно статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Статья 215 ГК РФ гласит, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Согласно положения Федерального Закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При отсутствии права собственности распоряжение этим имуществом является неправомерным.

Согласно статье 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

Согласно ст. 38 Бюджетного Кодекса Российской Федерации любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства.

Отсутствие государственной регистрации права собственности у муниципального образования на имущество в виде жилых помещений, переданных от другого муниципального образования, исключает возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма малоимущим гражданам, зарегистрированным в муниципальном образовании. Кроме того, ограничивается право муниципального образования осуществлять иные свои полномочия в области жилищных отношений.

Таким образом, имеют препятствия выделению бюджетных средств на содержание указанных объектов недвижимости, так как расходные обязательства бюджета могут быть предназначены только для содержания имущества, находящегося в муниципальной собственности, причем право на это имущество должно быть оформлено в соответствии с действующим законодательством. В противном случае будет иметь место нецелевое расходование бюджетных средств.

Согласно положения Федерального Закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При отсутствии права собственности распоряжение этим имуществом является неправомерным.

В силу ст. 217 ГК РФ приватизация подлежит только имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности.

Отсутствие государственной регистрации права собственности у муниципального образования создает препятствие гражданам муниципального образования в реализации права на приватизацию жилого помещения, то есть осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а так же улучшения использования и сохранности жилищного фонда, возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Непринятие администрацией МО «Город Ленск» РС (Я) мер по государственной регистрации прав муниципальной собственности на вышеуказанные объекты недвижимости, исключает возможность сдачи не зарегистрированных объектов муниципальной собственности в аренду и распоряжения с учетом интересов муниципального образования, возможность приватизации гражданами муниципального образования жилых помещений, поступление в доход местного бюджета средств от использования муниципального имущества, чем существенно нарушаются интересы неопределенного круга лиц.

Учитывая, что судом установлено нарушение ответчиком требований Федерального законодательства, считает необходимым удовлетворить исковые требования в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

решил:

Исковое требование прокурора Ленского района РС (Я) удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования «Город Ленск» РС (Я) обязанность произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества в городе Ленске Республики Саха (Якутия), находящиеся по адресу: [АДРЕС]; [АДРЕС], [АДРЕС]; [АДРЕС]; [АДРЕС]; [АДРЕС]; [АДРЕС].

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РС (Я) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья п/п У.А. Герасимова. Копия верна: