2-1420/2010 решение от 28.07.2010



Р

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июля 2010 года город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Блиновской Е.В.,

с участием: старшего помощника прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области Масленникова В.А.,

представителя ответчика - главного специалиста-эксперта (юрисконсульта) юридического отдела Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области Толстоноженко Ю.А., действующей на основании доверенности № 03-5106 от 29.04.2010 года, выданной сроком на 1 год,

при секретаре Агеевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1420/2010 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах Барышевой А.И. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о взыскании недоплаченного пособия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г. Нижний Тагил Свердловской области обратился в суд в интересах Барышевой А.И. с иском к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о взыскании недоплаченной суммы единовременной денежной выплаты как вдове погибшего военнослужащего, приравненной к участникам Великой отечественной войны, в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и возложении на ответчика обязанности с ДД.ММ.ГГГГ выплачивать Барышевой А.И. единовременную денежную выплату в том же размере, как и участникам Великой отечественной войны.

В обоснование требований указал, что Барышева А.И. обратилась в прокуратуру с заявлением, которым просила принять участие в решении вопроса по выплате компенсации по ЕДВ за период с ДД.ММ.ГГГГ. Барышева А.И. пользовалась льготами в соответствии с Законом СССР от 1 августа 1989 года «О неотложных мерах пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» (статья 7), установленными для участников ВОВ из числа военнослужащих. Принятый 12 января 1995 года Федеральный закон «О ветеранах» определил меры социальной защиты участников ВОВ (статья 15) и членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников ВОВ и ветеранов боевых действий (статья 21), распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга или обязанностей военной службы. При этом пункт 3 статья 11 Закона «О ветеранах» (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) предусматривал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены. Барышева А.И. пользовалась до ДД.ММ.ГГГГ объемом льгот, предусмотренных Законом СССР от 1 августа 1989 года. С ДД.ММ.ГГГГ Государственное учреждение Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Н.Тагиле и Пригородном районе Свердловской области установил ей статус «член семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ, участников ВОВ и ветеранов боевых действий» и назначил ей размер ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) <данные изъяты> рублей.

Определением Конституционного Суда от 4 апреля 2007 года №331-0-Г1 было установлено, что взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ не допускают в рамках длящихся правоотношений установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социально обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны.

Таким образом было разъяснено, что с ДД.ММ.ГГГГ Барышевой А.И., как вдове погибшего участника Великой отечественной войны, полагалось выплачивать ЕДВ в том же размере, что и участникам Великой отечественной войны. Данное Определение Конституционного суда от 4 апреля 2007 года №331-О-П в отношении Барышевой А.И. с 4 апреля 2007 года (дата вступления в силу данного Определения) УПФР в г.Н.Тагиле и Пригородном районе не было выполнено: ей не была назначена ежемесячная денежная выплата по категории «родители и жены погибших военнослужащих, приравненные к участникам ВОВ» и не был произведен перерасчет ЕДВ с учетом ранее выплаченных сумм за период с ДД.ММ.ГГГГ. Вплоть до ДД.ММ.ГГГГ выплаты ЕДВ ей продолжались по-прежнему как «члену семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ, участников ВОВ и ветеранов боевых действий», хотя в ее удостоверении № имеется запись об отнесении ее к категории «жена погибшего военнослужащего» от ДД.ММ.ГГГГ.

Данное толкование Определения Конституционного суда является неверным, так как поскольку оно улучшает положение граждан, то подлежит применению с даты введения в действие редакции Федерального закона №122 «О ветеранах» от 22 августа 2004 года, то есть с 1 января 2005 года.

В соответствии с пенсионным делом №, Барышевой А.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислялась и выплачивалась ЕДВ в размере <данные изъяты> рублей, как члену семьи погибшего ветерана боевых действий. В то же время, участникам ВОВ ЕДВ выплачивалась в размере <данные изъяты> рублей.

Таким образом, истцу фактически было выплачено <данные изъяты> рублей, полагалось выплатить <данные изъяты> рублей, недоплаченный размер ЕДВ составляет <данные изъяты> рублей.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Барышевой А.И. начислялась и выплачивалась ЕДВ в размере <данные изъяты> рублей как члену семьи погибшего ветерана боевых действий, участникам ВОВ ЕДВ выплачивалась в размере <данные изъяты> рублей.

Таким образом, всего за этот период выплачено <данные изъяты> рублей, полагалось выплатить <данные изъяты> рублей, недоплачено истцу <данные изъяты> рублей.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислялась и выплачивалась ЕДВ в размере <данные изъяты> рублей как члену семьи погибшего ветерана боевых действий, участникам ВОВ ЕДВ выплачивался в размере <данные изъяты> рублей.

Таким образом, фактически было выплачено <данные изъяты> рублей, полагалось выплатить 1 <данные изъяты> рублей. Разница 3 <данные изъяты> рубля.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислялась и выплачивалась ЕДВ в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек как члену семьи погибшего ветерана боевых действий, участникам ВОВ ЕДВ выплачивался в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Таким образом, истцу фактически было выплачено <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, а полагалось выплатить <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек. Разница составила <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейка.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислялась и выплачивалась ЕДВ в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек как члену семьи погибшего ветерана боевых действий, участникам ВОВ ЕДВ выплачивался в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Таким образом, истцу фактически было выплачено <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, а полагалось выплатить <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Разница составила <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислялась и выплачивалась ЕДВ в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копейка как члену семьи погибшего ветерана боевых действий, участникам ВОВ ЕДВ выплачивался в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки.

Таким образом, истцу фактически было выплачено <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копейки, а полагалось выплатить <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек. Разница составила <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислялась и выплачивалась ЕДВ в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек как члену семьи погибшего ветерана боевых действий, участникам ВОВ ЕДВ выплачивался в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Таким образом, истцу фактически было выплачено <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, а полагалось выплатить <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Разница составила <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислялась и выплачивалась ЕДВ в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек как члену семьи погибшего ветерана боевых действий, участникам ВОВ ЕДВ выплачивался в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Таким образом, истцу фактически было выплачено <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, а полагалось выплатить <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек. Разница составила <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислялась и выплачивалась ЕДВ в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек как члену семьи погибшего ветерана боевых действий, участникам ВОВ ЕДВ выплачивался в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Таким образом, истцу фактически было выплачено <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, а полагалось выплатить <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек. Разница составила <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислялась и выплачивалась ЕДВ в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек как члену семьи погибшего ветерана боевых действий, участникам ВОВ ЕДВ выплачивался в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Таким образом, истцу фактически было выплачено <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, а полагалось выплатить <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Разница составила <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Общая сумма ЕДВ, недоначисленная и невыплаченная истцу, составляет: <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки.

Помощник прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области Масленников В.А. в судебном заседании заявленные требования, предмет и основания иска поддержал, дополнений не имел.

Истец Барышева А.И., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области Толстоноженко Ю.А. в судебном заседании предъявленные требования не признала, в обоснование возражений указала следующее.

Федеральным законом РФ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ внесены изменения в ряд законов Российской Федерации в части преобразования мер социальной защиты некоторых категорий граждан, которые вступили в законную силу с 01.01.2005 года. С этого времени основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме заменена ежемесячной денежной выплатой.

В целях реализации Федерального закона РФ от 22.08.2004 года № 123, Министерством здравоохранения и социального развития РФ был принят Приказ от 30.11.2004 года № 294 «Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ». Согласно данному приказу, решение о назначении ЕДВ с 01.01.2005 года лицу, имеющему право на нее, территориальный орган ПФР принимает на основании сведений органов социальной защиты населения субъектов РФ, представленных в рамках Соглашений между ПФР и органами исполнительной власти субъектов РФ об информационном взаимодействии.

На основании представленной информации, а также справки УСЗН о том, что истец пользовалась льготами в соответствии с Законом РФ «О ветеранах», как вдова умершего участника ВОВ, Барышевой А.И. с ДД.ММ.ГГГГ была назначена ЕДВ в размере <данные изъяты> рублей (такой размер был установлен для данной категории граждан).

Определением Конституционного суда РФ от 04.04.2007 года № 331-О-П установлено, что нормы ФЗ «О ветеранах» (в редакции от Федерального Закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) не могут рассматриваться, как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату женам и родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 01 января 2005 года, т.е. данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже для участников Великой Отечественной войны. Участникам ВОВ был установлен ЕДВ в размере <данные изъяты> рублей.

Необходимым условием для установления ЕДВ вдовам военнослужащих, погибших до 16.01.1995 года, в размерах, приравненных к размерам участникам ВОВ, является возникновение и реализация права на льготы по Закону СССР от 01.08.1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения». Под реализацией права на льготы понимается получение документа установленной формы, подтверждающего льготный статус.

Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан РФ, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004 года № 294, право давать оценку сведений, содержащихся в документах, представленных гражданином в целях подтверждения права на ЕДВ, оценку правильности оформления этих документов и принятия решения о назначении (отказе в назначении) ЕДВ представлено территориальному органу Пенсионного фонда РФ, осуществляющую указанную выплату.

Вдовы военнослужащих, погибших до 16.01.1995 года при исполнении обязанностей военной службы свое право на льготы до 01.01.2005 года реализовывали на основании следующих документов:

удостоверение о праве на льготы (его форма утверждена постановлением Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам от 18.10.1989 года № 345);

пенсионное удостоверение со штампом или записью «вдова, мать, отец погибшего воина» (письмо Минсоцобеспечения РСФСР от 28.08.1989 года № 1- 107-И);

-справка установленного образца, не имеющим пенсионного удостоверения (письмо Минсоцобеспечения РСФСР от 28.08.1989 года № 1-107-И).

Такие документы, подтверждающие статус вдовы военнослужащего, приравненного к статусу участник ВОВ, в пенсионном деле истца отсутствовали. В связи с чем, сотрудники УПФР запрашивали нужную информацию в органах социальной защиты населения. Однако, до настоящего времени такие сведения не поступили, поэтому перерасчет ЕДВ истцу, как вдове военнослужащего, приравненной к статусу участник ВОВ произведен не был.

Требование истца о перерасчете ежемесячной денежной выплаты, как вдове погибшего военнослужащего, с момента введения в действие редакции ФЗ № 122 «О ветеранах», т.е. с 01.01.2005 г. а не со дня вступления Определения Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 года №331-О-П в законную силу, считает необоснованным.

Полномочия, порядок образования и деятельности, в том числе и в части порядка вынесения и применения решений Конституционного суда, регламентируется Конституцией РФ и Федеральным Конституционным законом от 21.07.1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Согласно ст. 79 ФКЗ «О Конституционном суда РФ» решение Конституционного суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Юридическое последствие решения Конституционного Суда Российской Федерации регламентируется Определением Конституционного Суда РФ от 11.11.2008 года № 556-О-Р «О разъяснении постановления Конституционного Суда РФ от 05.02.2007 года № 2-П по делу о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112. 336, 376, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданского Процессуального Кодекса РФ». Согласно п. 5 данного постановления юридическое последствие решения Конституционного Суда РФ, которым выявляется конституционно-правовой смысл нормы, - прекращение ее действия (а значит, и применения) в неконституционном истолковании и, следовательно, утрата ею силы на будущее время в любом ином, расходящемся с выявленным конституционно-правовым смыслом, допускавшемся ранее понимании. Это означает, что такая норма - по общему правилу, вытекающему из частей первой и третьей ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ», - с момента вступления решения Конституционного Суда РФ в силу не должна толковаться каким-либо образом и применяться в каком-либо ином смысле.

Вместе с тем Конституционный Суд РФ вправе в самом решении определить как порядок его вступления в силу, так и порядок, сроки и особенности исполнения (п. 12 части 1 ст. 75 ФКЗ «О конституционном Суде РФ»), в том числе и отсрочить исполнение данного решения. Если такие условия не сформулированы, действует общий порядок исполнения решений Конституционного Суда РФ, предусмотренный ст. 79 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Определением Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 года № 331-О-П «По жалобе гражданки Уваровой В.Н.. ..» порядок вступления данного определения в силу, а также порядок, сроки и особенности исполнения не указаны. Таким образом. Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 года № 331-О-П действует и применяется только с даты вступления ею в законную силу, т.е. с 04.04.2007 года и при наличии документов, подтверждающих пользование истцом льготами, предусмотренных Законом СССР от 01.08.1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» наравне с участниками ВОВ, УПФР произведет перерасчет размера ЕДВ только с 04.04.2007 года.

Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав пояснения помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дала и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В судебном заседании установлено, что Барышева А.И. имеет статус вдовы военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы.

Согласно копии удостоверения, выданного Барышевой А.И. ДД.ММ.ГГГГ ТО ИОГВ СО - УСЗН - МСЗН СО <адрес>, истец имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих, - в соответствии с Законом СССР от 1 августа 1989 года «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» (статья 7) на этих лиц были распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Принятый 12 января 1995 года Федеральный закон «О ветеранах» определил меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны (статья 15) и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (статья 21). При этом пункт 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) предусматривал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены.

С учетом предписаний Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» и Федерального закона «О ветеранах» истец до 1 января 2005 года пользовалась мерами социальной защиты, установленными для участников Великой Отечественной войны.

С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (статья 44), размер которой подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ) определен для участников Великой Отечественной войны в сумме 1 500 рублей (в 2005 году, согласно пункту 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, - 1 050 рублей), для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий - 600 рублей (в 2005 году - 150 рублей).

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации признал за истцом право на получение с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной денежной выплаты в размере <данные изъяты> рублей.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2007 года №331-О-П по жалобе гражданки Уваровой В.Н. на нарушение ее конституционных прав статьей 23.1. Федерального закона «О ветеранах», пунктом 19 статьи 44 и пунктом 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установлено, что взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ не допускают в рамках длящихся правоотношений установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны.

Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в данном Определении на основе правовых позиций, ранее выраженных им в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Предметом спора по настоящему гражданскому делу является период, с которого следует произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты.

По мнению ответчика, период перерасчета следует исчислять с даты вступления в законную силу Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2007 года №331-О-П, которая определяется датой провозглашения - 4 апреля 2007 года. По мнению истца, период перерасчета следует исчислять с 1 января 2005 года - с даты вступления в законную силу Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым ответчиком отменен ряд ранее установленных для истца прав, льгот и гарантий, без предоставления равноценной компенсации.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих определений относительно мер социальной защиты, законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, в частности при выборе или изменении формы их предоставления - денежной или натуральной. Однако, внося изменения в содержание мер социальной защиты, в том числе направленные на ее сужение, он должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2, Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки (Определение от 27 декабря 2005 года №502-О).

Предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года №89-О).

В силу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года №8-П и неоднократно подтвержденной в последующих его решениях, изменение законодателем ранее установленных условий социального гарантирования должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в существующую систему норм. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для определенных лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, в судебном заседании установлено нарушение прав истца с ДД.ММ.ГГГГ на сохранение объема мер социальной защиты, которыми истец пользовалась до ДД.ММ.ГГГГ, без предоставления равноценной компенсации.

Проверив представленный стороной истца уточненный расчет недоплаченной за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ суммы ежемесячной денежной выплаты, суд находит расчет правильным, соответствующим требованиям законодательства, математически верным. Недоплаченная сумма в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки подлежит взысканию с ответчика.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан от уплаты государственной пошлины освобожден в силу подпункта 9 пункта 1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с ответчика государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейка.

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338, 104 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Барышевой А.И. удовлетворить.

Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области в пользу Барышевой А.И. недоплаченную сумму ежемесячной денежной выплаты как вдове военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, приравненной к участникам Великой Отечественной войны, в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области с ДД.ММ.ГГГГ выплачивать Барышевой А.И. ежемесячную денежную выплату в том же размере как участникам Великой отечественной войны.

Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области в доход государства государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейка.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик обязан уплатить государственную пошлину в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. При неуплате в указанный срок начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей кассационной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

В окончательной форме решение изготовлено 03 августа 2010 года.

Судья - Е.В. Блиновская

Решение вступило в законную силу 16 августа 2010 года.