2-1204/2010 решение от 02.07.2010



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 июля 2010 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе судьи Цыдаевой В.П.,

при секретаре Бачевской О.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1204\2010 по иску Изотеева Ю.А. к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

Решением комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от 10 февраля 2010 года Изотееву Ю.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Изотеев Ю.А. обратился в суд с иском к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности и в городах в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ и включении в трудовой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении и периода работы <данные изъяты> в льготном исчислении.

В судебном заседании истец и его представитель Ефремов Ю.Н., допущенный к участию в деле по ходатайству истца, исковые требования поддержали в полном объеме.

Суду пояснили, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в Больнице принят к зачету в стаж на соответствующих видах работ в календарном, а не в льготном исчислении, поскольку в соответствии с учебным планом <данные изъяты> устанавливается не более 50% нагрузки <данные изъяты> по определенной специальности, то есть <данные изъяты> не выполняет в полном объеме работу по должности <данные изъяты>, а осуществляет лишь вспомогательные функции или осваивает отдельные манипуляции. Не приняты к зачету в трудовой стаж периоды прохождения курсов повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> Больницы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы <данные изъяты> Больницы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Больницы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы <данные изъяты> Больницы, поскольку в указанные периоды не осуществлялась лечебная деятельность. Кроме того, периоды работы истца не подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учета (реквизитом «выслуга лет»).

Представитель ответчика – ведущий специалист-эксперт юридического отдела Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области Петухова О.В. исковые требования не признала в полном объеме, предоставила суду письменный отзыв (л.д.99-100) и указала, что согласно учебному плану <данные изъяты> устанавливается не более 50 процентов нагрузки, предусмотренной для <данные изъяты> по определенной специальности. <данные изъяты> не выполняют свои функциональные обязанности в полном объеме по занимаемой должности, а осуществляют вспомогательные функции, ими осваиваются манипуляции, в связи с этим период работы истца <данные изъяты> в Больнице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в стаж для назначения пенсии в льготном исчислении. Кроме того, в специальный трудовой стаж истца не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку основным условием для досрочного назначения трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране населения является осуществление таковой деятельности. Установление данного вида пенсии связано с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности для государства и общества. Находясь на курсах повышения квалификации, истец не выполнял свои трудовые обязанности и не осуществлял лечебную деятельность.

Заслушав объяснения истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд находит исковые требования Изотеева Ю.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно статьям 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях" (далее – Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения по состоянию на 1 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.

В силу ст.7, пп.11 п.1, п.3 ст. 28 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2002 года № 2-П при исчислении страхового стажа могут применяться правила и нормы, действовавшие до 01.01.2002 года.

При оценке пенсионных прав Изотеева Ю.А. по законодательству, действовавшему в период его трудовой деятельности, применялись Списки профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 года № 464 (далее Список № 464), Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 3.11.1999 года № 395 (далее Номенклатура № 395), Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденная приказом Минздрава России от 15.10.1999 года № 377 (далее Номенклатура № 377), Списки должностей, работа в которых с 1.11.1999 года подлежит зачету в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 (далее Списки и Правила № 1066), Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность, утвержденные постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781 (далее Списки и Правила № 781),

В соответствии с п.2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 <данные изъяты> всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам, реаниматологам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии 1 год работы в этих должностях и подразделениях считается за 1 год и 6 месяцев.

В соответствии с дипломом об окончании <данные изъяты> в <данные изъяты> году <данные изъяты> присвоена квалификация <данные изъяты> (л.д. 42).

Согласно трудовой книжке <данные изъяты> которая является основным документом, подтверждающим его трудовой стаж, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ принят на должность <данные изъяты> в Больницу, ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ ему присвоена <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ присвоена <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию, ДД.ММ.ГГГГ принят <данные изъяты> Больницы, ДД.ММ.ГГГГ уволен с занимаемой должности и ДД.ММ.ГГГГ принят на работу на должность <данные изъяты> из Больницы, ДД.ММ.ГГГГ присвоена <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с сокращением численности работников организации, ДД.ММ.ГГГГ принят в <данные изъяты> Больницу, где работает по настоящее время (л.д. 14-19).

При оценке пенсионных прав Изотеева Ю.А. на основании решения комиссии Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав Изотеева Ю.А. от 10 февраля 2010 года установлен общий стаж трудовой деятельности продолжительностью <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней. В стаж для назначения пенсии в календарном, а не льготном исчислении принят период работы <данные изъяты> в Больнице, не приняты к зачету периоды обучения на курсах повышения квалификации.

Согласно уточняющей справке Больницы истец действительно работал в Больнице в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также проходил курсы повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д. 24).

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 года № 464 утвержден Список профессий и должностей, работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. В Списке не указано конкретных наименований должностей, однако приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 года № 377 утверждено Положение об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, в котором названа должность <данные изъяты>.

В подтверждение факта работы истца <данные изъяты> последним предоставлен приказ №239, согласно которому Изотеев Ю.А. принят на должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28), а также приказ по Больнице № от ДД.ММ.ГГГГ, которым Изотеев Ю.А. в связи с окончанием <данные изъяты> переведен на должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31), данный период работы истца подтверждается и лицевыми счетами за <данные изъяты> годы, где в личных карточках <данные изъяты> указан плановый баланс, суммы постоянных начислений и т.д. (л.д. 36-41).

Исполнение обязанностей <данные изъяты> в период прохождения Изотеевым Ю.А. <данные изъяты> подтверждается выписками из журнала плановых операций за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, где истец принимал участие не только как <данные изъяты> (л.д. 51-58, 60-62, 64, 66-72, 78), но и как <данные изъяты> (л.д. 59, 63, 65, 73-77, 79-94).

Таким образом, судом установлено, что в период работы <данные изъяты> Изотеев Ю.А. исполнял обязанности <данные изъяты>, принимал участие в операциях.

Действующее на тот момент законодательство не требовало выполнение нагрузки, установленной за ставку рабочего времени.

На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального Закона, утвержденных постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии со ст.54 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 года, право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, который выдается на основании послевузовского профессионального образования или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций по теории и практике избранной специальности, вопросами законодательства в области охраны здоровья граждан.

Согласно статьям 112, 184 КЗоТ РСФСР, ст.187 Трудового Кодекса РФ, для повышения квалификации рабочих и служащих, администрация учреждения или организации за свой счет организует обучение. В случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Прохождение истцом курсов повышения квалификации подтверждается уточняющей справкой Больницы, согласно которой Изотеев Ю.А. действительно работал с ДД.ММ.ГГГГ в этом лечебном учреждении в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил курсы повышения квалификации по циклу <данные изъяты> с отрывом от производства (л.д. 23);

приказом по Больнице от ДД.ММ.ГГГГ, которым <данные изъяты> Изотеев Ю.А. направлен в <адрес> на цикл усовершенствования <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32),

приказом по Больнице от ДД.ММ.ГГГГ, которым истец направлен на выездной сертификационный цикл <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34),

приказом по Больнице от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого Изотеев Ю.А., <данные изъяты> - направлен в <адрес> на цикл усовершенствования <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35),

а также свидетельствами о прохождении повышения квалификации (л.д. 43-48), сертификатом (л.д. 49).

Суд приходит к выводу о том, что обучение работников здравоохранения на курсах повышения квалификации носит обязательный характер, на период повышения квалификации за истцом сохранялось место его работы, начислялись заработная плата и командировочные расходы, с заработной платы оплачивались страховые взносы. В связи с этим периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж для назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости.

Отсутствие в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета кода выслуги лет после ДД.ММ.ГГГГ в качестве застрахованного лица не является основанием к отказу в назначении досрочной пенсии, поскольку Федеральный закон не называет наличие таких сведений в качестве обязательного условия для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

При включении спорных периодов работы в стаж для назначения пенсии его продолжительность составит более 30 лет, что дает Изотееву Ю.А. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

В связи с этим решение комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от 10 февраля 2010 года об отказе Изотееву Ю.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения создает препятствия в осуществлении истцу своего права на пенсионное обеспечение и подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Изотеева Ю.А. удовлетворить полностью.

Признать право Изотеева Ю.А. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения на основании п.п.20 п.1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Включить в стаж лечебной деятельности Изотеева Ю.А., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в календарном исчислении периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отменив решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от 10 февраля 2010 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости

Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области назначить Изотееву Ю.А. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на основании п.п.20 п.1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы в Ленинский районный суд города Нижнего Тагила Свердловской области.

В окончательной форме решение изготовлено 09 сентября 2010 года.

Судья

Решение вступило в законную силу 21 сентября 2010 года.