2-1427/2010 решение от 26.07.2010



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2010 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Блиновской Е.В.,

с участием:

старшего помощника прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области Масленникова В.А.,

представителя ответчика- специалиста отдела землеустроительства Администрации города Нижний Тагил Крупиной К.В., действующей на основании доверенности № 50-316 от 18.02.2009 года, выданной сроком на три года,

при секретаре Агеевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1427/10 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «город Нижний Тагил» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности ликвидировать автопарковку,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «город Нижний Тагил», в котором просит:

-признать бездействие органа местного самоуправления- администрации МО «город Нижний Тагил», выразившееся в непринятии мер к ликвидации автостоянки незаконым;

- обязать администрацию МО «город Нижний Тагил» ликвидировать автопарковку у дома № по улице <адрес> в городе Нижний Тагил, восстановить газон и бордюрное ограждение.

В качестве обоснования заявленных требований прокурор Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области указал, что на основании обращения гр. Д. прокуратурой Ленинского района г. Нижнего Тагила проведена проверка соблюдения требований градостроительного законодательства, строительных норм и правил, в связи с размещением вблизи дома № по ул. <адрес> в г. Нижнем Тагиле со стороны проезжей части несанкционированной парковки для транспортных средств.

В ходе проверки установлено следующее: по улице <адрес> у дома № в г. Нижнем Тагиле возведено недвижимое имущество - стоянка для временного хранения транспортных средств (автопарковка). Установить лиц, осуществивших возведение указанной автопарковки не представилось возможным.

Согласно информации, представленной Главой города Нижний Тагил Исаевой В.П., проектная документация на автопарковку по ул. <адрес>, № в Управление архитектуры и градостроительства не поступала, разрешение на строительство не выдавалось.

Инспекторами отдела Госавтоинспекции также было установлено, что не выдержано расстояние от границы существующей парковки для временного хранения автомобилей до стены дома -6 метров, что не отвечает требованиям п. 6.39 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство, Планировка и застройка городских и сельских поселений», в соответствие с которым расстояние от границ открытых стоянок, предназначенных для временного хранения транспортных средств до жилых домов и общественных зданий, должно составлять не менее 10 метров. Кроме того, указанная парковка не обеспечивает «треугольник видимости» расположенного в треугольнике видимости примыкания квартального проезда к ул. <адрес>, делая данный участок дороги аварийным, что противоречит п. 6.23 вышеуказанного СНиПа.

Таким образом, автопарковка, расположенная у дома № по <адрес> в г. Нижнем Тагиле, выстроена с нарушением строго определенной процедуры согласования, а также требований нормативно-правовых актов действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения, строительных норм и правил, то есть является самовольной постройкой.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местногозначения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся к вопросам местного значения городского округа.

Земельный участок, на котором организована парковка,является муниципальной собственностью.

Рассмотрение вопроса о выявлении самовольных построек и самовольно размещенного имущества в места временного хранения, а также о их принудительном сносе и переносе возлагается на комиссию при управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил. При неустановлении лица, осуществившего самовольную постройку и (или) установку имущества, а также при отсутствии данных о месте его пребывания комиссия готовит заключение на основании собранных ею материалов. Заключение комиссии и материалы, на основании которых оно подготовлено, предоставляются Главе города Нижний Тагил, который, рассмотрев их, издает постановление о принудительном сносе самовольной постройки и (или) переносе имущества либо принимает иное решение.

Однако, до настоящего времени мер по ликвидации незаконной парковки ответчиком не предпринято.

В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района Свердловской области Масленников В.А. доводы, изложенные в исковом заявлении поддержал в полном объеме, дополнительных пояснений в обоснование заявлены требований не имел.

Представитель ответчика - главный специалист отдела землеустроительства Администрации города НижнийТагил Крупина К.В., в судебном заседании иск не признала, полагая, что доводы прокурора не подтверждены соответствующими документами и не основаны на нормах действующего законодательства Российской Федерации. Суду пояснила, в Администрацию МО «город Нижний Тагил» никаких обращений граждан по поводу спорной автопарковки не поступало. Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют муниципальный земельный контроль. Администрацией такой контроль осуществляется постоянно с учетом законодательства РФ, местных нормативных актов и на основании обращений граждан и юридических лиц. Поскольку по автостоянке, расположенной вблизи дома № по ул. <адрес> в г. Нижнем Тагиле жалоб и обращений граждан, а также материалов об установлении факта нарушений в Администрацию города не поступало, у последней отсутствовала информации о нарушении. Следовательно, бездействий со стороны ответчика, выразившихся в непринятии мер к ликвидации автостоянки, не имелось. Кроме того, прокурором не уточнен предмет заявленных требований: не представлены доказательства о наличии прав граждан на земельный участок, где расположена автопарковка, не установлено лицо, которое возвело автопарковку, не исключено, что её сделали сами жители прилегающих домов для удобства пользования территорией, в своих же интересах, не указана площадь земельного участка, занимаемого автопарковкой, которую надо освободить и привести в первоначальное состояние, на какое количество машин она рассчитана. В соответствии со ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации, самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам лицами, виновными в нарушении земельного законодательства. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет. Администрация МО «город Нижний Тагил» является распорядителем государственных земель, а значит, наделена правами собственника. Администрация города Нижний Тагил не возводила спорную автопаркову, и не является нарушителем права.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд считает, что иск прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статей 45, 46 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Из положений части 1 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что дела, возникшие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23-26 ГПК Российской Федерации и другими федеральными законами. Следовательно, к делам, возникшим из публичных правоотношений, правила искового производства применяются, если не установлено иное.

К действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся действия (бездействие), в результате которых, в том числе, нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) ( статья 249 ГПК Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных или строительных норм и правил.

В судебном заседании установлено, что у жилого дома № по улице <адрес> в городе Нижнем Тагиле Свердловской области, со стороны проезжей части самовольно организована автопарковка для временного хранения автотранспортных средств.

При проведении прокурорской проверки по вопросам соблюдения земельного и градостроительного законодательства было установлено, что земельный участок, используемый для размещения атопарковки, никому не предоставлялся, проектная документация на автопарковку в Управление архитектуры и градостроительства не поступала, разрешение на строительство не выдавалось.

Согласно пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

Таким образом, правом владения и распоряжения земельным участком на котором расположена автопарковка имеет муниципальное образование «город Нижний Тагил».

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются сведениями, полученными из Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил, из которых усматривается, что заявление от собственников квартир жилого дома по улице <адрес>, № по предоставлению земельного участка в общую долевую собственность в управление не поступало. Правообладателем территории, на которой организована парковка, является муниципалитет, так как данная территория является территорией общего пользования за границей «красной линии» улицы <адрес> (л.д. 8).

По данным ГИБДД УВД по городу Нижний Тагил, при проведении контрольной проверки, установлено, что в нарушение требований нормативно-правовых актов, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения по улице <адрес>, № произведено самостихийное обустройство стоянки для временного хранения автотранспорта, которая не обеспечивает «треугольник видимости» расположенного в треугольнике видимости примыкания квартального проезда к улице <адрес>, что противоречит п.6.23 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство». Кроме того, в нарушение требований п.6.39 указанного СНиП, при обустройстве парковки не выдержано расстояние, от её границы до стены дома-10 метров (л.д.7).

Поскольку при создании спорного объекта недвижимости, отсутствовала необходимая разрешительная документация, в том числе на земельный участок, не были соблюдены требования пожарной безопасности, а также строительных и санитарных нормам и правил, следовательно, размещение автопарковки произведено самовольно.

Таким образом, судом установлено, что спорное строение не обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта, безопасность в области дорожного движения, чем нарушают права граждан.

В соответствии со статьей 76 Земельного кодекса Российской Федерации, самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам лицами, виновными в нарушении земельного законодательства. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Согласно нормам части 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Однако, установить лиц, осуществивших возведение указанной выше автопарковки при рассмотрении настоящего дела, не представилось возможным.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к вопросам местного значения.

Правовое регулирование в области дорожной деятельности осуществляется Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ ( в редакции от 27.12.2009 года), статьей 13 которого установлены полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, к которым, в том числе относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч.3 ст.15 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации»), что также отражено в статье 5 Устава города Нижний Тагила.

Решением Нижнетагильской городской Думы № 15 от 02 июля 2004 года утверждено Положения «О порядке сноса самовольны построек и переноса самовольно размещенного имущества (материальных ценностей) на территории муниципального образования «город Нижний Тагил».

Настоящее Положение регламентирует порядок сноса самовольных построек и переноса самовольно размещенного имущества (материальных ценностей) граждан и юридических лиц с земельных участков, не отведенных в установленном порядке, либо созданных (установленных) без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (пункт 1.2 Положения).

В соответствии с пунктами 1.7; 2.1;3.2; 4.2 Положения, рассмотрение вопроса о принудительном сносе самовольных построек и переносе самовольно размещенного имущества (материальных ценностей) в места временного хранения возлагается на комиссию при управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил, порядок деятельности которой регламентируется Положением "О комиссии по вопросу принудительного сноса самовольных построек и переноса имущества в места их временного хранения". Состав комиссии утверждается постановлением Главы города Нижний Тагил.

Выявление самовольных построек и самовольно размещенного имущества (материальных ценностей) возлагается на управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил. Информация о самовольных постройках и самовольно размещенном имуществе (материальных ценностях) может быть предоставлена любым гражданином и любой организацией в управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил.

В случае отказа лица, осуществившего самовольную постройку и установку (размещение) имущества, от оплаты указанных расходов мероприятия по сносу самовольных построек осуществляются за счет средств местного бюджета. Понесенные расходы взыскиваются с указанных лиц в судебном порядке предприятием, осуществившим снос либо перенос имущества (материальных ценностей).

При неустановлении лица, осуществившего самовольную постройку и (или) установку (размещение) имущества (материальных ценностей), а также при отсутствии данных о месте его пребывания комиссия готовит заключение на основании собранных ею материалов.

Заключение комиссии и материалы, на основании которых оно подготовлено, предоставляются Главе города Нижний Тагил, который, рассмотрев их, издает постановление о принудительном сносе самовольной постройки и (или) переносе имущества (материальных ценностей) либо принимает иное решение.

Постановлением о сносе самовольной постройки и (или) переносе имущества определяются сроки исполнения сноса (переноса), вывоза с указанием места хранения имущества (материальных ценностей).

При указанных выше обстоятельствах, выявление самовольны построек, рассмотрение вопроса о принудительном их сносе и осуществление мероприятий по сносу самовольных построек является обязанностью органа местного самоуправления.

Бездействие органа местного самоуправления влечет нарушение прав граждан на охрану жизни и здоровья и является незаконным.

Доказательств законности оспариваемых прокурором бездействий органа местного самоуправления, администрацией МО «город Нижний Тагил» суду не представлено.

В соответствии со статьей 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-199, 258, 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области удовлетворить.

Признать бездействие органа местного самоуправления- администрации муниципального образования «город Нижний Тагил», выразившиеся в непринятии мер по ликвидации автопарковки, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» ликвидировать автопарковку, находящуюся у дома № по улице <адрес> в городе Нижний Тагил Свердловской области и привести в первоначальное состояние бордюрное ограждение.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы в Ленинский районный суд города Нижнего Тагила Свердловской области.

В окончательной форме решение изготовлено 30 сентября 2010 года.

Судья- / подпись/