РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2010 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:
председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.
при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д.,
с участием:
представителя истца КРАСОТА Н.Д. - АНДРЕЕВОЙ Н.П., доверенность серии 66 АА 0263179 от 11 октября 2010 года, удостоверена С., временно исполняющей обязанности нотариуса нотариального округа города Нижний Тагил и Пригородного района Свердловской области З., по реестру № 2-5395,
представителя ответчика Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» - <данные изъяты> МАЛАХОВА М.Р., доверенность от 13 июля 2010 года № 53-2667,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-2049/2010 по иску КРАСОТА Н.Д. к Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о восстановлении права на улучшение жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
6 сентября 2010 года истец КРАСОТА Н.Д. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о восстановлении прав на улучшение жилищных условий, как меры социальной поддержки согласно Федеральному закону «О ветеранах».
В обоснование требований истец указала, что 19 марта 2010 года обратилась к ответчику с просьбой выделить отдельное благоустроенное жилье как ветерану-участнику Великой Отечественной войны в соответствии со статьей 14 Федерального закона «О ветеранах», в чем ей было незаконно отказано.
13 октября 2010 года истец КРАСОТА Н.Д. исковые требования уточнила, просила восстановить ее права на получение отдельного благоустроенного жилого помещения как ветерана-участника Великой Отечественной войны в соответствии со статьей 14 Федерального закона «О ветеранах».
8 ноября 2010 года определением суда в соответствии со статьей 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены: Министерство строительства и архитектуры Свердловской области и СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».
Истец КРАСОТА Н.Д. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, направила в суд своего представителя АНДРЕЕВУ Н.П., выдав нотариально удостоверенную доверенность на право представлять ее интересы в суде. В соответствии с частью 1 статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе вести свои дела лично или через представителей. Гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие истца.
Представитель истца АНДРЕЕВА Н.П. в судебном заседании заявленные требования истца поддержала, в обоснование требований указала следующее.
Истец в установленном законом порядке обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения как ветерану-участнику Великой Отечественной войны в соответствии со статьей 14 Федерального закона «О ветеранах», в чем ей было отказано по основаниям того, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет ... кв.м, т.е. более учетной нормы, составляющей 12 кв.м. Истец проживает в принадлежащей представителю истца квартире по адресу: г. Н. Тагил, <адрес>, общей площадью ... кв.м. В квартире зарегистрировано ... человек, в том числе А., который в период рассмотрения дела подарил своей матери принадлежащую ему ... долю квартиры, расположенной по адресу: г.Н.Тагил, <адрес>, общей площадью ... кв.м. В настоящее время обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет менее ... кв.м. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» МАЛАХОВ М.Р. в судебном заседании предъявленные требования не признал, в обоснование возражений указал, что причиной отказа в предоставлении жилого помещения являлось то обстоятельство, что истец не являлась нуждающейся в жилом помещении. При рассмотрении спора по существу обстоятельства изменились, как нуждающаяся, истец не обращалась, что указывает на отсутствие спора о праве. Из действий, совершенных по ухудшению жилищных условий, усматривается злоупотребление правом, и на эти действия распространяется статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв на исковое заявление от 30 ноября 2010 года №ФА/2001-2853 (л.д. 71-72), в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Применительно к части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя третьего лица.
В письменном отзыве представитель третьего лица относительно предъявленных требований указал следующее. Из искового заявления и прилагаемых к нему документов следует, что истец обращалась в Администрацию города Нижний Тагил с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, однако было выяснено, что ее обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет ... кв.м, что больше учетной нормы, в связи с чем ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по основанию пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. Из приложенных к заявлению документов нет возможности установить нуждаемость истца в улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» принимает участие в обеспечении жильем тех нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, которые уже признаны в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения и поставлены на учет органом местного самоуправления по месту жительства нуждающегося.
Представитель третьего лица Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, что в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует разрешению спора по существу в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав пояснения представителей сторон, огласив позицию третьего лица, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
В силу части 3 стать 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 и статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12 января 1995 года (в ред. от 27 июля 2010 года), участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 (в редакции от 9 января 2010 года) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов войны является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 указанного Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Признание инвалидов Великой Отечественной войны нуждающимися в жилье осуществляется на основании критериев, установленных в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются, в частности, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 2 части 1).
Учетной нормой площади жилого помещения, согласно пункта 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления, при этом размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (пункт 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На территории муниципального образования «город Нижний Тагил» учетные нормы жилого помещения и нормы предоставления жилых помещений установлены в размере 12 кв. метров общей площади на одного человека на основании Постановления Главы города Нижний Тагил от 30 сентября 2005 года № 1112 (с изменениями и дополнениями).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 1-1 статьи 3 Областного закона № З-ОЗ от 20 февраля 2006 года «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» и пунктом 3 Порядка обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28 апреля 2006 года № 357-ПП, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области.
Право КРАСОТА Н.Д. на получение социальных льгот, установленных законом для ветеранов-участников Великой Отечественной войны, подтверждается выданными на ее имя удостоверениями (л.д. 5), справкой о прохождении военной службы (л.д. 6) и справкой военного комиссариата (л.д. 8).
Как следует из справки муниципального учреждения «Служба правовых отношений» № 38668 от 26 августа 2010 года (л.д. 16), КРАСОТА Н.Д. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ на постоянное место жительства по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, <адрес>, в квартире общей площадью ... кв.метров. Квартира принадлежит на праве собственности А. на основании договора передачи квартиры в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39-43). В указанной квартире также зарегистрированы: <данные изъяты>
Жилых помещений, принадлежащих на праве собственности КРАСОТА Н.Д., не зарегистрированы (л.д. 34, л.д. 35).
А. принадлежала на праве собственности ... доля квартиры № в доме № по улице <адрес> в городе Нижний Тагил Свердловской области на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ передачи квартиры в собственность граждан (л.д. 57-58); общая площадь квартиры составляет ... кв.метров.
Другие лица, зарегистрированные в квартире, где проживает истец, жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, не имеют (л.д. 60).
Следовательно, на каждого проживающего с истцом приходилось ... кв.метров, что превышает учетную норму площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 24 июня 2010 года № 1369 «Об утверждении предложений комиссии по жилищным вопросам при Главе города» КРАСОТА Н.Д. отказано в постановке на учет в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д. 53).
Вместе с тем, по мнению суда, органом местного самоуправления не принято во внимание, что превышение учетной нормы площади жилого помещения ... кв.метров является незначительным и уровень обеспеченности и заселенности с учетом проживания ... человек в ... квартире не отвечает требованиям социальной защищенности истца, как ветерана-участника Великой Отечественной войны, достигшей возраста ... лет, проживающей с лицами различного возраста и требующей в силу возраста элементарных условий проживания и спокойной старости.
Обстоятельства того, что А. произвел отчуждение принадлежащей ему на праве собственности ... доли жилого помещения, расположенного по адресу: г.Н.Тагил, <адрес>, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 74-77), не свидетельствуют о злоупотреблении правом и намеренным ухудшением жилищный условий истца.
В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит меру юридической ответственности граждан за намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При отчуждении А. принадлежащей ему доли в другом жилом помещении, повлекло изменение уровня обеспеченности, на каждого проживающего с истцом стало приходиться ... кв.метров, что менее учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Действительно действия А. произведены в период рассмотрения данного гражданского дела, однако данные действия зависели от воли указанного лица на право распоряжения принадлежащим ему имуществом и от воли истца не зависели, истец указанным правом не обладала, каких-либо действий не предпринимала и намеренно жилищных условий не ухудшала.
При таких обстоятельствах исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать за КРАСОТА Н.Д., обладающей статусом ветерана-участника Великой Отечественной войны, право на получение жилого помещения по договору социального найма, как нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и имеющей право на меры социальной поддержки согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Председательствующий - подпись. М.В. ПЕСТЕРНИКОВА
Копия верна.
Судья - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА