РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 ноября 2010 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:
председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.,
при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д.,
с участием:
заявителя ТИМОФЕЕВОЙ А.И. и ее представителя ПОПОВОЙ А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2267/2010 по заявлению ТИМОФЕЕВОЙ А.И. об оспаривании бездействия Администрации города Нижний Тагил и однократном бесплатном предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ ТИМОФЕЕВА А.И. признана <данные изъяты>, постоянно проживает на территории города Нижний Тагил.
28 июля 2010 года ТИМОФЕЕВА А.И. обратилась в Администрацию города Нижний Тагил с заявлением об однократном бесплатном предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, улица <адрес>, либо улица <адрес>, для индивидуального жилищного строительства в соответствии с пунктом 2 статьи 54-7 Закона Свердловской области от 4 июля 2004 года № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области».
Письмом начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил от 26 августа 2010 года № 4436 ТИМОФЕЕВА А.И. уведомлена, что рассмотрение заявления приостановлено до утверждения порядка действий органов местного самоуправления муниципального образования по предоставлению однократно бесплатно в собственность земельных участков.
21 октября 2010 года ТИМОФЕЕВА А.И. обратилась в суд с заявлением в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным действий Администрации города Нижний Тагил, указанных в письме № 4436 от 26 августа 2010 года; возложении обязанности на Администрацию города Нижний Тагил предоставить земельный участок по адресу: город Нижний Тагил, улица <адрес>, либо улица <адрес>, в собственность бесплатно, считая действия Администрации города Нижний Тагил противоречащими действующему законодательству.
Заявитель ТИМОФЕЕВА А.И. и ее представитель ПОПОВА А.И. в судебном заседании заявленные требования, обоснование требований поддержали.
Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела надлежащим образом извещен, что в силу части 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по существу.
Представитель заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв на заявление от 3 ноября 2010 года № 5880, в котором просил в удовлетворении требований отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя. В соответствии с частью 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя заинтересованного лица.
В отзыве представитель заинтересованного лица изложил свою позицию относительно предъявленных требований, указав, что на сегодняшний день Постановлением Администрации города от 21 сентября 2010 года № 2100 утвержден и вступил в силу 25 сентября 2010 года Административный регламент предоставления бесплатно в собственность граждан земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства в городе Нижний Тагил. Данный нормативно-правовой акт в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и Распоряжения Главы Администрации города Нижний Тагил № 77 от 7 апреля 2010 года размещен на официальном сайте города.
Согласно пункту 3 раздела 8 указанного Регламента в настоящий момент началась регистрация заявлений, которая будет осуществляться в течение двух месяцев со дня вступления в силу Регламента. Далее, в соответствии с пунктом 7 раздела 8 Регламента в течение трех месяцев со дня вступления в силу Регламента будет принято Постановление Администрации города Нижний Тагил о включении заявителей в очередь либо об отказе во включении заявителя в очередь.
Заявление ТИМОФЕЕВОЙ А.И. с приложенными к нему документами 18 октября 2010 года были переданы в МУ «Центр земельного права» на основании Регламента.
Представитель муниципального учреждения «Центр земельного права» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв от 1 ноября 2010 года №1211, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Одновременно указал, что учреждение является самостоятельным юридическим лицом и не является структурным подразделением Администрации города Нижний Тагил. Вопрос о распоряжении земельными участками и предоставлении их гражданам входит в компетенцию Администрации города Нижний Тагил. В соответствии с частью 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд мотивированный отзыв от 3 ноября 2010 года, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что возражений против заявленных требований не заявляет. Одновременно указал, что в виду неопределенности земельного участка, информации по объекту недвижимости предоставить не имеется возможности. В соответствии с частью 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Заслушав сторону заявителя, огласив позицию заинтересованных лиц, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Заинтересованное лицо вправе в порядке, предусмотренном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо прав, свобод или законных интересов (часть 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 45, 46 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно статьям 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной, например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).
Обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия, бездействие (статья 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Предметом судебной проверки может выступать правомерность (законность) оспариваемых действий (бездействия), решений.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (статья 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.
В частности, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного законом срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято (пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2).
Согласно статьям 11.1, 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (статьи 11.3, 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (статья 29 Кодекса).
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (статья 15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Законом Свердловской области от 7 июля 2004 года № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» Законодательное Собрание Свердловской области в соответствии с федеральными законами осуществляет законодательное регулирование земельных отношений, в том числе устанавливает случаи бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан (статья 5).
В соответствии с Законом Свердловской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» №18-ОЗ от 7 июля 2004 года, Законодательное Собрание Свердловской области в соответствии с федеральными законами осуществляет законодательное регулирование земельных отношений, в том числе устанавливает случаи бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан (статья 5). Пункт 17-2 части 1 статьи 5, введенный Законом Свердловской области № 103-ОЗ от 20 ноября 2009 года, действует с 4 декабря 2009 года.
В соответствии со статьей 54-7 Закона Свердловской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются однократно бесплатно в собственность граждан вне зависимости от места их постоянного проживания на территории Свердловской области для индивидуального жилищного строительства, в частности, если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области и относятся к категориям граждан, имеющих в соответствии с федеральными законами право на первоочередное или внеочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства (пункт 2).
В соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями и дополнениями), инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Наличие права заявителя на однократное бесплатное предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в порядке пункта 2 статьи 54-7 вышеуказанного Областного закона подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18).
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55).
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц (статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.
В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления (статья 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Доводы, приведенные в письме начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил от 26 августа 2010 года № 4436 о необходимости приостановления рассмотрения заявления до утверждения порядка действий органов местного самоуправления муниципального образования по предоставлению однократно бесплатно в собственность земельных участков (л. д. 5), не основаны на нормах действующего земельного и гражданского законодательства.
Государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года № 187-О).
Отсутствие в муниципальном образовании «город Нижний Тагил» муниципальных градостроительных и земельных правовых актов, устанавливающих механизм реализации гражданами земельных прав, предусмотренных статьей 58-7 Закона Свердловской области от 7 июля 2004 года № 18-ОЗ, и регламентирующих полномочия органов и структурных подразделений администрации города, не может служить законным основанием к ограничению земельных прав заявителей.
Таким образом, приостановление Администрацией города Нижний Тагил рассмотрения заявления ТИМОФЕЕВОЙ А.И. о предоставлении однократно бесплатно в собственность земельного участка до утверждения порядка действий органов местного самоуправления муниципального образования создает препятствия в реализации заявителями земельных прав и является незаконным.
Нижнетагильской городской Думой по рассмотрению письма Главы города Нижний Тагил от 18 июня 2010 года № 53-2354, от 22 июня 2010 года № 53-2389, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, статьей 54-7 Областного закона от 07.07.2004 № 18-ОЗ, руководствуясь статьей 21 Устава города Нижний Тагил, принято решение от 24 июня 2010 № 36 «О предоставлении земельных участков в собственность бесплатно гражданам для индивидуального жилищного строительства в городе Нижний Тагил», которым Администрации города Нижний Тагил предложено: ежегодно предоставлять гражданам для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно не менее 10 процентов земельных участков от их общего количества, формируемых Администрацией города Нижний Тагил для целей индивидуального жилищного строительства в течение календарного года; разработать и принять Регламент по предоставлению земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в срок до 30 июля 2010 года.
Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 21 сентября 2010 года № 2100 утвержден Административный регламент по предоставлению бесплатно в собственность граждан земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства в городе Нижний Тагил.
Постановление опубликовано в газете «Горный край» 24 сентября 2010 года № 69 и вступило в силу в соответствии со статьей 45 Устава муниципального образования «город Нижний Тагил» после его официального опубликования.
Административный регламент определяет порядок, сроки и последовательность действий Администрации города Нижний Тагил по предоставлению бесплатно в собственность граждан земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства в городе Нижний Тагил.
Действие Регламента распространяется на земельные участки из земель населенных пунктов, расположенных в границах города Нижний Тагил и находящихся в собственности муниципального образования город Нижний Тагил, а также на земельные участки, право государственной собственности, на которые не разграничено, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Свердловской области возложены на органы местного самоуправления муниципального образования.
Право на получение земельных участков для категорий граждан, установленных в Регламенте, для целей индивидуального жилищного строительства реализуется при наличии свободных земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.
Земельные участки в соответствии с Регламентом предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Регламентом.
Список земельных участков для индивидуального жилищного строительства, предоставляется в администрацию города Нижний Тагил ежегодно в срок до 1 октября на каждый календарный год управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил (статья 1).
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Регламентом, право на приобретение в собственность однократно бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства имеют постоянно проживающие на территории Свердловской области граждане, указанные в статье 54-7 Закона Свердловской области от 7 июня 2004 № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области».
Решение о предоставлении заявителю в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства принимается Администрацией города Нижний Тагил (статья 3).
Прием заявления о постановке на учет и предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства бесплатно в собственность осуществляется муниципальным учреждением «Центр земельного права» (орган учета).
Для постановки на учет и предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно заявители подают в орган учета заявления по форме, указанной в Приложении к настоящему Регламенту, и документы, подтверждающие право в двух экземплярах.
Орган учета в течение пяти рабочих дней со дня представления заявителем заявления и всех документов направляет через отдел по делопроизводству организационного управления администрации города в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области письменный запрос о представлении информации о наличии или отсутствии реализованного заявителем права на однократное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории Свердловской области.
По результатам рассмотрения документов, представленных заявителем, и справки Министерства орган учета передает их в отдел земельных правоотношений администрации города для подготовки проекта постановления Администрации города Нижний Тагил о включении заявителя в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно либо об отказе во включении заявителя в очередь.
Постановление Администрации города Нижний Тагил о включении заявителя в очередь либо об отказе во включении заявителя в очередь принимается в течение одного месяца со дня предоставления справки Министерством, и передаются отделом в орган учета.
Административный регламент также содержит переходные положения (статья 8), непосредственно регулирующие спорные правоотношения сторон.
В частности, сотрудники управления архитектуры и градостроительства Администрации города, отдела и органа учета регистрируют заявления граждан, поданные в произвольной форме, поступившие в период с 5 декабря 2009 года до дня вступления в силу настоящего Регламента, в отдельном журнале регистрации заявлений. Формируют список № 1 и отдельный список граждан, имеющих право на внеочередное и первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно.
В случае если к заявлению не приложены документы (приложены не все документы), предусмотренные настоящим Регламентом, граждане вправе представить недостающие документы в орган учета в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего Регламента.
Регистрация заявлений в отдельном журнале осуществляется в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Регламента, в хронологической последовательности исходя из даты и номера их регистрации в отделе по делопроизводству организационного управления Администрации города Нижний Тагил и управлении архитектуры и градостроительства Администрации города.
После регистрации в журнале последнего заявления, поступившего в период с 5 декабря 2009 года до дня вступления в силу настоящего Регламента, ведение такого журнала прекращается.
Отдельный журнал регистрации заявлений, поступивших в период с 5 декабря 2009 года до дня вступления в силу настоящего Регламента, передается управлением архитектуры и градостроительства в орган учета.
Очередность включения заявителей в очередь определяется на основании документов, предусмотренных настоящим Регламентом, в хронологической последовательности исходя из даты и номера регистрации заявления в отделе по делопроизводству организационного управления администрации города и в управлении архитектуры и градостроительства администрации города.
Постановление Администрации города Нижний Тагил о включении заявителя в очередь либо об отказе во включении заявителя в очередь принимается в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Регламента.
При определении правого значения Административного регламента от 21 сентября 2010 года при рассмотрении и разрешении настоящего гражданского дела суд учитывает, что при регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли (статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (статья 2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Законом Свердловской области от 7 июля 2004 года № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» Законодательное Собрание Свердловской области в соответствии с федеральными законами осуществляет законодательное регулирование земельных отношений, в том числе устанавливает случаи бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан (статья 5).
Муниципальные образования, расположенные на территории Свердловской области, участвуют в земельных отношениях на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Свердловской области, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований (статья 9).
В соответствии с федеральным законом органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, осуществляют в сфере земельных отношений следующие полномочия: управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; устанавливают предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность за плату из находящихся в государственной собственности Свердловской области или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливают максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из земель, находящихся в муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства; резервируют земли для муниципальных нужд; выступают в качестве истцов и ответчиков в суде при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований (статья 10).
Поскольку федеральным и областным законодательством не определен порядок однократного бесплатного предоставления гражданам в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, государственная собственность на которые не разграничена, органы местного самоуправления вправе осуществлять нормативное правовое регулирование спорных земельных правоотношений в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Административный регламент по предоставлению бесплатно в собственность граждан земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства в городе Нижний Тагил, утвержденный Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 21 сентября 2010 года № 2100, является действующим муниципальным нормативным правовым актом и подлежит применению судом при рассмотрении и разрешении настоящего гражданского дела.
Приостановление рассмотрения заявления ТИМОФЕЕВОЙ А.И. по смыслу статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации не является решением об отказе в предоставлении земельного участка для строительства, что исключает возможность удовлетворения заявления к Администрации города Нижний Тагил в части требований о возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок. Кроме того, удовлетворение заявления ТИМОФЕЕВОЙ А.И. в данной части нарушает установленную Административным регламентом очередность предоставления земельных участков исходя из времени принятия граждан на учет. Действующее земельное и гражданское законодательство не исключают возможность приобретения ТИМОФЕЕВОЙ А.И. в собственность для индивидуального жилищного строительства испрашиваемого земельного участка, в порядке и на условиях, установленных Административным регламентом от 21 сентября 2010 года.
Руководствуясь статьями 12, 194-198, 258, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление ТИМОФЕЕВОЙ А.И. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил», выразившееся в приостановлении рассмотрения заявления ТИМОФЕЕВОЙ А.И. от 28 июля 2010 года об однократном бесплатном предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Обязать Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» устранить в полном объеме допущенное нарушение прав ТИМОФЕЕВОЙ А.И. посредством принятия постановления о включении либо об отказе во включении ТИМОФЕЕВОЙ А.И. в очередь на предоставление бесплатно в собственность граждан земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства в городе Нижний Тагил в соответствии с пунктом 2 статьи 54-7 Закона Свердловской области от 7 июля 2004 года № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области»; и вручении ТИМОФЕЕВОЙ А.И. под расписку или направлении ей по почте уведомления о принятом решении в течение десяти рабочих дней со дня принятия постановления о включении либо об отказе во включении в очередь.
В заявлении ТИМОФЕЕВОЙ А.И. к Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о возложении обязанности предоставить в собственность для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, улица <адрес>, либо улица <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня вынесения, с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Председательствующий - подпись. М.В. ПЕСТЕРНИКОВА
Копия верна.
Судья - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА