2-1873/2010 решение от 19.10.2010



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 октября 2010 года город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:

председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.

при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д.,

с участием:

истца ОКУДЖАВА М.Н.,

представителя ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области - <данные изъяты> ТОЛСТОНОЖЕНКО Ю.А., доверенность от 29 апреля 2010 года № 03-5106,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1973/2010 по иску ОКУДЖАВА М.Н. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от 30 июля 2010 года № 986 в специальный трудовой стаж ОКУДЖАВА М.Н., дающийправо на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, не зачтены периоды трудовой деятельности, в частности:

со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... дней), со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... дней) - воспитатель, сад-ясли № г. Н. Тагил, - ученические отпуска, поскольку в данные периоды педагогическая деятельность не осуществлялась;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... лет ... месяца ... день) - воспитатель, сад-ясли №, поскольку учреждение не являлось юридическим лицом; в том числе ученические отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... месяц ... день), т.к. в данные периоды педагогическая деятельность не осуществлялась; и отпуск по уходу за ребенком после ДД.ММ.ГГГГ: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который истцом не оспаривается;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... года ... месяца ... дней) - воспитатель, сад-ясли № г. Н. Тагил, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... лет ... месяц ... дня) - воспитатель, сад-ясли № г. Н.Тагил, поскольку учреждение не являлось юридическим лицом.

В досрочном назначении трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 25 лет, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ, отказано.

20 августа 2010 года истец ОКУДЖАВА М.Н. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности; признании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости от 30 июля 2010 года незаконным; возложении обязанности включить спорные периоды в специальный трудовой стаж и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска указала, что пенсионное законодательство предусматривает включение в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, всех видов педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной принадлежности. В нормативных актах нет ссылок на то, что образовательные учреждения и организации должны иметь статус юридического лица. Федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования, в связи с чем отказ в назначении пенсии является незаконным. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.

Трудовой кодекс Российской Федерации в главе 26 предусматривает предоставление гарантий и компенсации лицам, совмещающим работу с обучением, в том числе и предоставление оплачиваемых отпусков. При предоставлении таких оплачиваемых отпусков, за работника учреждения в полном объеме производят соответствующие отчисления, в том числе и в органы Пенсионного фонда. Ссылка ответчика на Разъяснения Министерства труда Российской Федерации №5 от 22 мая 1996 года необоснованна, поскольку периоды нахождения истицы в учебных отпусках приходились на более раннее время (... годы), когда таких разъяснений еще не было, и ограничений по включению в специальный стаж учебных периодов не существовало. Более того, в применяемых к тем периодам Списках, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР №463 от 06 сентября 1991 года, отсутствует требование о выполнении нормы рабочего времени за ставку. Согласно теории права, нормативный акт, ухудшающий положение гражданина, не имеет обратной силы и не может применяться к периодам, следующим до его вступления в законную силу. Поскольку Постановление Правительства Российской Федерации № 516 было принято только 11 июля 2002 года, оно не может применяться к периодам работы, происходившей до этой даты.

При оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Поскольку она работала, не являлась уволенной, на период сессии за ней сохранялось рабочее время и учебная нагрузка, считает, что спорные периоды подлежат включению в специальный стаж.

Истец ОКУДЖАВА М.Н. в судебном заседании заявленные требования уточнила, просила признать право на досрочное назначение пенсии с даты обращения за назначением данного вида пенсии - с ДД.ММ.ГГГГ, и обязать ответчика назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части заявленные требования, основание и предмет иска поддержала.

Представитель ответчика Государственного учреждении Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области ТОЛСТОНОЖЕНКО Ю.А. в судебном заседании предъявленные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении от отказе в досрочном назначении пенсии по старости.

Заслушав стороны, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со статьями 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 1 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.

Согласно статье 7, подпункта 10 пункта 1 статьи 27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Принятый ответчиком к зачету специальный стаж педагогической деятельности истца в учреждениях для детей при оценке пенсионных прав в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П составил ... лет ... месяца ... дней.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статьей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Следовательно, при оценке прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

В соответствии с пунктом 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР 17 декабря 1959 года № 1397 (с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 года № 593, Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 12 апреля 1984 года № 313), и утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953, пунктом 3 Приложения № 6 к инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года № 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, а также в ряде его определений, статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа периодов нахождения в учебных отпусках.

В судебном заседании установлено, что истец, осуществляя с ... года педагогическую деятельность в дошкольных образовательных учреждениях, находилась в учебных отпусках в период действия указанных норм права, получая педагогическое образование <данные изъяты>, после окончания обучения следовала педагогическая деятельность. С учетом положений статей 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, периоды нахождения истца в учебных отпусках подлежат включению в специальный стаж по специальности при досрочном назначении пенсии по старости, независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 и пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству образования Российской Федерации) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (статья 39 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, в силу статьей 2, 18 Конституции Российской Федерации уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации № 953 от 22 сентября 1993 года) утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 1 ноября 1999 года. В Списке поименованы детские сады всех наименований, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли; наименование должности - воспитатель.

После 1 ноября 1999 года право определяется в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067. Данный Список применяется в отношении периодов работы до 11 ноября 2002 года. В Списке поименованы детские сады всех наименований, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли; наименование должности - воспитатель..

После 11 ноября 2002 года право определяется в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781. В Списке поименованы детские сады всех наименований, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли; наименование должности - воспитатель.

Вышеуказанными Постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены Списки и Правила, применяемые при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, которые содержат наименования образовательных учреждений и структурных подразделений государственных и муниципальных организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет).

Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера трудовой деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществления истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должности и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности, организаций, в которых он работал и т.п.).

Согласно уточняющей справке <данные изъяты> от 26 июля 2010 года № 322, истец в спорные периоды работала воспитателем в дошкольном образовательном учреждении, которое являлось структурным подразделением государственного предприятия, выполняла педагогическую нагрузку, установленную за ставку заработной платы, работала в режиме полной рабочей недели. Факт педагогической деятельности в указанные периоды подтверждаются и записями в трудовой книжке.

Несмотря на принадлежность (ведомственную или муниципальную), дошкольное образовательное учреждение - сад-ясли №, детский сад №, являлось дошкольным образовательным учреждением, реализовывало государственные образовательные программы, наименование учреждения поименовано Списками должностей и учреждений, истец занимала должность воспитателя, ее деятельность была связана с образовательным процессом, обучением и воспитанием детей.

Статьей 19 Конституции Российской Федерации гарантируется равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Данное конституционное предписание следует рассматривать и как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от организационно-правовой формы.

Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в соответствии с конституционными положениями в качестве правого основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности (особый вид специального трудового стажа).

Поскольку федеральным законом не предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение по возрасту для граждан, работающих в сфере образования, отказ истцу в назначении пенсии в зависимости от правового статуса учреждений является необоснованным и ведет к ущемлению его конституционного права. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, в которых они осуществляли трудовую деятельность.

Таким образом, по делу собрано достаточно доказательств, подтверждающих осуществление истцом педагогической деятельности, отвечающей требованиям подпункта 19 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости создает препятствия истцу в осуществлении своего права на пенсионное обеспечение и подлежит признанию незаконным.

При сложении принятых ответчиком к зачету периодов работы и подлежащих принятию спорных периодов, право истца на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности возникает с ДД.ММ.ГГГГ - с даты обращения за назначением данного вида пенсии.

Руководствуясь статьями 12, 194-198, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ОКУДЖАВА М.Н. удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от 30 июля 2010 года № 986 об отказе ОКУДЖАВА М.Н. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Признать за ОКУДЖАВА М.Н. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области включить в специальный стаж ОКУДЖАВА М.Н. периоды работы:

со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... дней), со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... дней) - воспитатель, сад-ясли № г. Н. Тагил, - ученические отпуска; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... лет ... месяца ... день) - воспитатель, сад-ясли №, в том числе ученические отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... месяц ... день), за исключением отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... года ... месяца ... дней) - воспитатель, сад-ясли № г. Н. Тагил; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... лет ... месяц ... дня) - воспитатель, сад-ясли № г. Н.Тагил; и назначить ОКУДЖАВА М.Н. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня вынесения, с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Председательствующий - подпись. М.В. ПЕСТЕРНИКОВА

Копия верна.

Судья - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА