РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2010 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,
при секретаре Гуриной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ткачковой С.О. к Межрайонному регистрационно-экзаменационному отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения при Управлении внутренних дел по городу Нижний Тагил и Управлению внутренних дел по городу Нижний Тагил об оспаривании регистрации транспортных средств,
установил:
11.11.2009 Ткачкова С.О. обратилась в Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил с заявлением в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к МРЭО ГИБДД при УВД по городу Нижний Тагил, в котором оспаривает законность регистрации 14.04.1995 на ее имя транспортных средств:
автомобиля ..., договор купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ;
автомобиля ..., «справка-счет» от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование своих требований Ткачкова С.О. ссылается на отсутствие в ее собственности вышеуказанных транспортных средств и получение впервые сведений о спорных регистрационных действиях МРЭО ГИБДД из налогового уведомления от 29.01.2009 об уплате транспортного налога за 2008 год.
Определением Тагилстроевского районного суда города Нижний Тагил от 11.12.2009 указанное гражданское дело передано по родовой и территориальной подсудности в Ленинский районный суд города Нижний Тагил.
В заявлении Ткачкова С.О. указала, что в налоговом уведомлении № 167692 значился только один автомобиль марки .... К данному транспортному средству заявитель никакого отношения не имеет, так как договор на его приобретение не заключала и заявление о постановке на учет в органы ГИБДД не подавала.
При обращении к инспектору в отдел регистрации транспортных средств Ткачковой С.О. пояснили, что данный автомобиль поставлен на учет 14.04.1995 и документы, на основании которых произведена регистрация, не сохранились. Кроме того, заявителю сообщили, что на ее имя зарегистрирован еще один автомобиль ... той же датой 14.04.1995. Данные в налоговые органы впервые были переданы ГИБДД в 2009 году.
Ткачкова С.О. направила заявление начальнику МРЭО ГИБДД при УВД по городу Нижний Тагил с просьбой разобраться в данной ситуации, однако получила ответ с предложением снять транспортные средства с регистрационного учета.
Подтверждением того, что спорные регистрационные действия были совершены МРЭО ГИБДД в отсутствие Ткачковой С.О., является отсутствие обязательной регистрации тех же автомобилей в военном комиссариате.
В ходе рассмотрения дела заинтересованным лицом МРЭО ГИБДД при УВД по городу Нижний Тагил представлен суду нотариально удостоверенный договор купли-продажи спорных автомобилей, заключенный Ткачковой С.О. ДД.ММ.ГГГГ с продавцом Джелия А.Г.
Подлинник договора купли-продажи транспортных средств от ДД.ММ.ГГГГ хранится в делах нотариуса города Нижний Тагил М.
В судебном заседании 23.04.2010 заявитель Ткачкова С.О. пояснила, что после личного ознакомления у нотариуса с договором купли-продажи транспортных средств от ДД.ММ.ГГГГ вспомнила, что в тот период она работала ... ОАО «СКБ-банк» и в целях обеспечения возвратности кредитов банк практиковал заключение таких договоров купли-продажи с заемщиками. Права на имущество заемщиков оформлялись на сотрудников банка.
Указанный договор купли-продажи заявитель Ткачкова С.О. полагает притворным в силу пункта 2 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В настоящем судебном заседании Ткачкова С.О. пояснила, что представленное налоговое уведомление № 167692 от 29.01.2009 заявитель фактически получила только в сентябре 2009 года. Конверт почтового отправления Ткачкова С.О. не сохранила.
Заявитель не оспаривает факт заключения договора купли-продажи транспортных средств ДД.ММ.ГГГГ с продавцом Джелия А.Г. Свой экземпляр договора Ткачкова С.О. в тот же день передала директору филиала ОАО «СКБ-банк» в городе Нижний Тагил и впоследствии забыла о сделке.
Ткачкова С.О. полагает, что сотрудники службы безопасности ОАО «СКБ-банк» забрали спорные автомобили у Джелия А.Г., а также самостоятельно произвели регистрацию транспортных средств в МРЭО ГИБДД, воспользовавшись копией паспорта Ткачковой С.О., которая имелась в банке.
Представители заинтересованных лиц - ... Халиков Ю.Ш. и ... Мурахина Н.Ю. заявление Ткачковой С.О. не признали полностью и указали на необоснованность требований заявителя.
Согласно документам и сведениям, имеющимся в МРЭО ГИБДД, автомобили ..., и ..., поставлены на учет 14.04.1995 собственником транспортных средств Ткачковой С.О., о чем заявителю были выданы свидетельства о регистрации. С регистрационного учета указанные автомобили не сняты до настоящего времени.
Регистрация транспортных средств 14.04.1995 произведена МРЭО ГИБДД в полном соответствии с требованиями Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной автомобильной инспекции, утвержденных приказом МВД России от 26.12.1994 № 430. Регистрация транспортных средств возможна только при обращении за совершением данных действий собственника либо иного владельца, имеющих намерение получить допуск к участию в дорожном движении.
Доводы Ткачковой С.О. о том, что она никогда не приобретала спорные автомобили, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Сведения о личных документах полностью совпадают с паспортными данными Ткачковой С.О.
В соответствии с пунктом 7.9 Перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел, учреждений, организаций и предприятий системы МВД России, утвержденного приказом МВД России от 19.11.1996 № 615, срок хранения документов, послуживших основанием для совершения регистрационных действий с транспортными средствами в Госавтоинспекции, составлял до 27.12.2004 три года, после 27.12.2004 - пять лет. По этой причине документы, представленные Ткачковой С.О. 14.04.1995 для регистрации транспортных средств, уничтожены в связи с истечением сроков их хранения.
Требование о регистрации транспортных средств в военном комиссариате впервые появилось в законодательстве только в 2002 году после вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 21.02.2002 № 126 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938» (т. 1 л. д. 57-59).
В судебном заседании представители заинтересованных лиц также пояснили, что отсутствие личной росписи Ткачковой С.О. в реестре регистрации транспортных средств объясняется тем, что в 1995 году МРЭО перешло на компьютерный (электронный) порядок регистрации. После завершения МРЭО регистрационных действий владелец транспортного средства расписывается за получение паспорта и свидетельства о регистрации, а также регистрационных знаков, в своем заявлении о совершении регистрационных действий. Срок архивного хранения таких заявлений также составляет 5 лет.
В конце каждого календарного года реестр регистрации транспортных средств распечатывается на бумажный носитель и утверждается. При этом подписывается каждый лист.
Незначительные неточности в базе учета транспортных средств, в том числе в отношении спорных автомобилей, могли возникнуть при замене в 2008 году базы «Спрут» на федеральную базу данных. Карточки ручной картотеки заполняются инспекторами МРЭО и не являются документами учета транспортных средств, это рабочий документ, в который могут вноситься исправления.
При рассмотрении другого гражданского дела по иску Ткачковой С.О. об оспаривании договора купли-продажи транспортных средств от ДД.ММ.ГГГГ ответчики Джелия А.А., Джелия Г.А. и ОАО «СКБ-банк» не подтвердили доводы Ткачковой С.О. о притворности сделки в целях обеспечения возвратности кредита.
Из материалов дела также следует, что супруг Ткачковой С.О. имеет статус индивидуального предпринимателя и занимается ..., что ставит под сомнение объяснения заявителя.
Представитель заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области в судебное заседание не явился и представил сведения о том, что транспортный налог Ткачковой С.О. впервые был начислен за 2008 год и только на автомобиль .... Ранее налоговые уведомления в отношении спорных транспортных средств в адрес Ткачковой С.О. не направлялись (т. 1 л. д. 112).
Определением суда от 19.03.2010 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен супруг заявителя - Ткачков В.Н. (т.1 л. д. 88-91), который в судебное заседание не явился. Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Ткачков В.Н. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляет виды экономической деятельности: ... (т. 1 л. д. 123-126).
Определением суда от 14.07.2010 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Джелия А.А., Джелия Г.А. и ОАО «СКБ-банк», которые в судебное заседание также не явились, о времени и месте разбирательства дела были надлежащим образом извещены, что в силу части 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению заявления.
В письменных объяснениях от 23.08.2010 ОАО «СКБ-банк» указал, что не располагает информацией относительно отсутствия оснований считать Ткачкову С.О. владельцем транспортных средств ..., и ....
По мнению ОАО «СКБ-банк», наличие документов - оснований возникновения права собственности и факт регистрации транспортных средств за Ткачковой С.О. дает основания считать заявителя собственником автомобилей (т. 1 л. д. 180).
6.03.2006 в Ленинский районный суд города Нижний Тагил обращалась Джелия А.А. в порядке особого производства с заявлением об объявлении Джелия А.Г. умершим, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ состояла с Джелия А.Г. в зарегистрированном браке. В ... года Джелия А.Г. уехал в командировку в <адрес>. В ... Джелия А.А. обратилась в Ленинский РОВД города Нижний Тагил с заявлением о розыске супруга. ДД.ММ.ГГГГ труп Джелия А.Г. был обнаружен и опознан в <адрес>, в связи с чем, Ленинским РОВД города Нижний Тагил был составлен материал об отказе в возбуждении уголовного дела за № 1327 от 25.05.1995 (т. 1 л. д. 113-114, 120-121).
При рассмотрении 30.08.2010 Ленинским районным судом города Нижний Тагил гражданского дела по иску Ткачковой С.О. о признании недействительным договора купли-продажи автомобилей, заключенного Ткачковой С.О. ДД.ММ.ГГГГ с продавцом Джелия А.Г., были опрошены Джелия А.А. и Д., которые пояснили, что Джелия А.Г. действительно брал кредит в банке. После его отъезда в <адрес> в ... года к ним постоянно звонили из какого-то банка. Потом автомобили ... забрали из гаража и не вернули. Остальные события того времени Джелия А.А. и Д. не помнят (т. 2 л. д. 2-4).
Заслушав объяснения заявителя и представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные доказательства, суд находит заявление Ткачковой С.О. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы.
Правильное определение вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд, например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, или подача искового заявления (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года также разъяснено, что из положений части 1 статьи 246 Кодекса следует, что дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23 - 26 Кодекса и другими федеральными законами. Следовательно, к делам, возникающим из публичных правоотношений, правила искового производства применяются, если не установлено иное. Данное положение распространяется и на правила оформления заявления и его подачи.
Поэтому если, несмотря на неправильно избранную форму обращения в суд, соблюдены все иные требования, установленные гражданским процессуальным законодательством для обращения в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц, то судья должен принять данное заявление к своему производству и рассмотреть дело по существу в порядке, установленном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статьям 218, 454 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 223 Кодекса).
Первоначальное обоснование Ткачковой С.О. заявления в суд отсутствием всяких сделок в отношении спорных транспортных средств с участием заявителя полностью опровергается представленным заинтересованными лицами договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого продавец Джелия А.Г. продал, а покупатель Ткачкова С.О. купила:
автомобиль ... года выпуска, двигатель ..., кузов №, шасси без номера, государственный номерной знак ...;
автомобиль ... года выпуска, двигатель №, кузов № бортовой, шасси без номера, государственный номерной знак ...;
автомобиль ... года выпуска, двигатель №, кузов № самосвал, шасси без номера, государственный номерной знак ....
Указанные автомобили принадлежат продавцу Джелия А.Г. на основании:
автомобиль ... - технического паспорта, выданного МРЭО ГАИ УВД горда Нижний Тагил ДД.ММ.ГГГГ, техпаспорт ...;
автомобиль ... года выпуска, - технического паспорта, выданного МРЭО ГАИ УВД горда Нижний Тагил ДД.ММ.ГГГГ, техпаспорт ...;
автомобиль марки ... года выпуска, - технического паспорта, выданного МРЭО ГАИ УВД горда Нижний Тагил ДД.ММ.ГГГГ, техпаспорт ....
Указанные автомобили проданы покупателю Ткачковой С.О. за ... рублей, в том числе автомобиль ... за ... рублей, автомобиль ... года выпуска, за ... рублей, автомобиль ... года выпуска, за ... рублей, полностью уплачиваемых покупателем продавцу при подписании настоящего договора.
Оценка отчуждаемого автомобиля ... согласно калькуляции № 1215, выданной ВДОАМ город Нижний Тагил ДД.ММ.ГГГГ, составляет ... рублей, автомобиля ... года выпуска, согласно калькуляции № 1218, выданной ВДОАМ город Нижний Тагил, составляет ... рублей, автомобиля ... года выпуска, согласно калькуляции № 1216, выданной ВДОАМ город Нижний Тагил ДД.ММ.ГГГГ, составляет ... рублей.
До свершения настоящего договора отчуждаемые автомобили никому не запроданы, не заложены, в споре и под запрещением (арестом) не состоят.
Договор купли-продажи автомобилей удостоверен нотариусом города Нижний Тагил М. ДД.ММ.ГГГГ в реестре за № 5652 (л. д. 107-109).
Договор по форме и содержанию полностью соответствует требованиям главы 21 Гражданского кодекса РСФСР от 11.06.1964.
Дополнительно указанные Ткачковой С.О. обстоятельства притворности сделки (пункт 2 статьи 170 Кодекса) с участием ОАО «СКБ-банк» не подтверждаются какими-либо допустимыми доказательствами, оспариваются ОАО «СКБ-банк» и не подлежат разрешению по существу в рамках настоящего публично-правового спора в соответствии с главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статьям 209, 210 Кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
С учетом особенностей целевого использования транспортных средств как объектов гражданских прав действующее законодательство устанавливает для собственников такого имущества ряд дополнительных обязательств и ответственность за их ненадлежащее исполнение.
Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства (статья 16 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств, владельцы транспортных средств обязаны страховать риск своей гражданской ответственности на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности (статья 1079 Кодекса).
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (статья 401 Кодекса).
Приведенные Ткачковой С.О. в судебном заседании объяснения об отсутствии у нее сведений о судьбе спорных транспортных средств на протяжении 15 лет после их возмездного приобретения противоречат общеотраслевой презумпции добросовестности и разумности поведения участников гражданских правоотношений.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, право частной собственности не принадлежит к таким правам, которые в силу статьи 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации не подлежат ограничению ни при каких условиях.
Реализация права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности, которые определены спецификой их правового режима, связанной с их техническими параметрами как предметов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц, и подлежит поэтому регламентации нормами не только гражданского, но и административного законодательства.
Государственная регистрация транспортных средств в подразделениях ГИБДД, предусмотренная Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» (пункт 3 статьи 15) как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования в дорожном движении, в определенной степени ограничивает субъективное право собственности. Однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно направлено на защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, в том числе права на обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями ГИБДД, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 № 544-О).
В целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 № 477 введены паспорта транспортных средств.
Наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
Паспорта транспортных средств выдаются подразделениями ГИБДД МВД России на транспортные средства, выпущенные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 года, при предъявлении их к регистрации и на транспортные средства, состоящие на учете, в случае изменения регистрационных данных либо снятия их с учета.
Согласно представленным МРЭО ГИБДД при УВД по городу Нижний Тагил карточкам учета транспортных средств на имя собственника Ткачкову С.О.:
14.04.1995 произведена регистрация транспортного средства марки ... года выпуска, номер двигателя №, цвет синий, с выдачей регистрационного знака ... и паспорта транспортного средства ...;
14.04.1995 произведена регистрация транспортного средства марки ... года выпуска, номер двигателя №, цвет зеленый, с выдачей регистрационного знака ... и паспорта транспортного средства ... (т. 1 л. д. 49, 63-68).
В соответствии с пунктом 4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001, конечным результатом исполнения государственной функции по регистрации транспортных средств является своевременное проведение необходимых действий и выдача предусмотренных для данного регистрационного действия документов и (или) государственных регистрационных знаков либо обоснованный отказ.
Приказом МВД России от 26.12.1994 № 430 утверждены и введены в действие с 1 января 1995 года Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной автомобильной инспекции, согласованные с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Собственники транспортных средств, либо лица от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (пункт 1.2).
Представляемые для совершения регистрационных действий документы, подтверждающие право собственности на транспортные средства (номерные агрегаты), должны содержать: дату и место их составления, сущность и условия сделки (решения государственного органа), в том числе стоимость транспортного средства, адреса, реквизиты и подписи сторон (для юридических лиц - подписи, заверенные печатью), сведения о транспортном средстве (марка, модель, модификация (тип), год выпуска, идентификационный номер транспортного средства (VIN), если он присвоен предприятием - изготовителем, цвет, порядковый производственный номер шасси (рамы), кузова (коляски, прицепа), двигателя, серию, номер, дату выдачи паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа и наименование организации, их выдавших (пункт 1.6).
Сделки (договоры) направленные на установление, изменение и прекращение права собственности на снятые с учета в Госавтоинспекции транспортные средства, принимаются для производства регистрационных действий при условии представления паспортов транспортных средств, выданных и оформленных в установленном порядке (пункт 1.8).
Сотрудники регистрационных подразделений при совершении регистрационных действий устанавливают личность собственников транспортных средств или их представителей на основании паспорта или заменяющего его документа (пункт 1.14).
При совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России (пункт 1.16).
Регистрационное делопроизводство осуществляется в порядке, предусмотренном настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами МВД России (пункт 1.19).
Регистрационные и иные документы, выдаваемые регистрационным подразделением, удостоверяются подписью должностного лица и печатью этого подразделения. Факт получения документов, а также регистрационных знаков удостоверяется подписью владельца в реестре регистрации транспортных средств (пункт 1.20).
Регистрационные действия, совершенные с нарушением законодательства и настоящих Правил, являются недействительными (пункт 1.21).
Владельцы транспортных средств, считающие неправильным совершенное регистрационное действие или отказ в совершении регистрационного действия, вправе подать об этом жалобу в вышестоящий орган внутренних дел либо в суд (пункт 1.22).
Транспортные средства регистрируются за физическими лицами по постоянному или временному их месту жительства (при отсутствии постоянной прописки) на срок временного проживания, указанному в паспорте собственника транспортного средства или заменяющем его документе (пункт 3.1).
Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, изменение их регистрационных данных, связанное с изменением типа (назначения) транспортных средств или сведений о владельцах, снятие с учета этих транспортных средств, а также указанные действия в отношении грузовых автомобилей, прицепов к ним и автобусов - принадлежащих физическим лицам, производятся после отметки военного комиссариата на заявлениях владельцев транспортных средств (пункт 3.12).
Для совершения регистрационных действий владельцами представляются:
а) заявление;
б) документ, удостоверяющий личность гражданина, обратившегося за совершением регистрационных действий;
в) документы об уплате установленных сборов, а при регистрации транспортных средств - и налогов;
г) паспорт транспортного средства;
д) транспортное средство, за исключением случаев его утилизации.
е) справка-счет, выданная торговыми предприятиями, или иной документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство, номерной агрегат и (или) регистрационный документ на транспортное средство.
К иным документам, подтверждающим право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, относятся договоры, свидетельства, документы о праве на наследование имущества и другие документы, удостоверенные в нотариальном порядке, а также иные документы, составленные в соответствии с законодательством;
ж) регистрационные знаки транспортных средств или регистрационные знаки «ТРАНЗИТ» и (или) регистрационные документы и регистрационные номера государств регистрации транспортных средств, ввезенных в Российскую Федерацию (пункт 3.14).
В карточках учета спорных транспортных средств имеются персональные данные владельца транспортных средств Ткачковой С.О., полностью соответствующие сведениям о паспорте гражданина СССР, месте работы и регистрационном учете Ткачковой С.О. по месту жительства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л. д. 51, 60-68).
Доводы Ткачковой С.О. о том, что 14.04.1995 спорные регистрационные действия не могли быть совершены МРЭО ГИБДД без предварительной регистрации тех же автомобилей в военном комиссариате, носят ошибочный характер.
Согласно статье 13 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» для обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований транспортными средствами в период мобилизации и в военное время в Российской Федерации устанавливается военно-транспортная обязанность.
Военно-транспортная обязанность распространяется на граждан - владельцев транспортных средств.
Порядок исполнения военно-транспортной обязанности определяется Положением о военно-транспортной обязанности, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 02.10.1998 № 1175 утверждено Положение о военно-транспортной обязанности.
Перечни транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Ведение учета транспортных средств по перечням возлагается на военные комиссариаты районов, городов без районного деления, иных муниципальных (административно - территориальных) образований и на органы военного управления.
Порядок учета указанных транспортных средств определяется Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Государственная регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с учета транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, производятся по согласованию с военными комиссариатами (органами военного управления), осуществляющими их учет.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 31.12.1999 № 628 утвержден Перечень техники, гужевого и вьючного транспорта, предоставляемых организациями войскам, воинским формированиям и органам, и Инструкция по учету в Вооруженных Силах Российской Федерации техники, гужевого и вьючного транспорта организаций и граждан, имущества организаций и ремонтных организаций.
В Перечень включены автомобили всех типов и марок, прицепы и полуприцепы автомобильные.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию техники, принадлежащей организациям, регистрируют, изменяют регистрационные данные, связанные с изменением типа (назначения) транспортных средств или сведений о собственнике, снимают с учета эту технику после соответствующей отметки военного комиссариата на заявлениях для совершения регистрационных действий.
Учет техники ведется количественный и пономерной. Показатели количественного и пономерного учета техники формируются на основании:
сведений, получаемых военными комиссариатами районов, городов (без районного деления) при постановке и снятии ее с учета;
сведений, получаемых военными комиссариатами из органов, осуществляющих государственную регистрацию техники;
сведений о наличии и техническом состоянии техники, запрашиваемых ежегодно военными комиссариатами от органов, осуществляющих государственную регистрацию техники и статистическое наблюдение за ее наличием и состоянием.
Таким образом, по состоянию на 14.04.1995 и до издания Президентом Российской Федерации Указа от 02.10.1998 № 1175 военные комиссариаты не осуществляли согласование государственной регистрации, изменения регистрационных данных и снятия с учета транспортных средств.
Как установлено в судебном заседании действительной причиной обращения Ткачковой С.О. в суд с настоящим заявлением послужило привлечение Ткачковой С.О. налоговым органом к уплате транспортного налога.
Согласно статье 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В спорный период налог с владельцев транспортных средств был установлен Законом Российской Федерации от 18.10.1991 № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации».
Налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивали граждане Российской Федерации, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу.
Уплата налога производилась ежегодно в сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации.
Фактически уплата налога с владельцев транспортных средств обеспечивалась нормой статьи 6 Закона о том, что регистрация, перерегистрация или технический осмотр транспортных средств без предъявления квитанции или платежного поручения об уплате налога не производился.
Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации дополнена главой 28 «Транспортный налог».
Транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Транспортный налог установлен и введен в действие на территории Свердловской области Законом Свердловской области от 29.11.2002 № 43-ОЗ.
На органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, возложена обязанность сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (статьи 45, 362, 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
В материалы дела Ткачковой С.О. представлено налоговое уведомление № 167692 от 29.01.2009 на уплату транспортного налога за 2008 год в сумме ... руб. ... коп. на объекты налогообложения: автомобили ... (т. 1 л. д. 4).
Объектом налогообложения транспортным налогом, согласно статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации, являются указанные в данной статье транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического использования данного транспортного средства, а налогоплательщиком транспортного налога признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, то есть владелец транспортного средства.
В свою очередь, налоговое уведомление не имеет своей целью предоставление налогоплательщику информации о регистрации транспортных средств. Поэтом исчисление Ткачковой С.О. начала течения срока давности обращения в суд с заявлением об оспаривании регистрационных действий МРЭО ГИБДД - с момента вручения налогового уведомления об уплате транспортного налога носит ошибочный характер.
В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно статьям 2, 7 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (далее - Закон от 27.04.1993 № 4866-1), статье 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.
Обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к последствиям, указанным в статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод (статья 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 6 Закона от 27.04.1993 № 4866-1).
Вместе с тем, при возложении на органы государственной власти процессуальной обязанности документально доказать законность обжалуемых действий следует учитывать положения Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».
К федеральной собственности относятся архивные документы государственных органов и организаций (статья 7).
Государственные органы обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения (статья 17).
Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в государственной собственности, в государственных органах, государственных организациях, создаваемых ими архивах хранятся временно - в течение установленных сроков (статья 18).
Приказом МВД России от 19.11.1996 № 615 «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел, учреждений, организаций и предприятий системы МВД России с указанием сроков хранения» для документов, послуживших основанием для регистрации, перерегистрации, снятия с учета транспортных средств, установлен срок хранения 5 лет; для реестров регистрации транспортных средств - 75 лет (л. д. 69-74).
Уничтожение документов, послуживших основанием для регистрации спорных транспортных средств, подтверждается комиссионным актом МРЭО ГИБДД на уничтожение материалов от 30.12.2000 (т. 1 л. д. 183-190).
Имеющиеся в электронной информации МРЭО ГИБДД при УВД по городу Нижний Тагил, предназначенной для внутреннего пользования, незначительные описки не влияют на возможность идентификации транспортных средств и их принадлежности владельцу Ткачковой С.О., а также с учетом целей (конечного результата) исполнения государственной функции по регистрации транспортных средств не затрагивают право собственности и право заявителя на участие в дорожном движении с использованием спорных автомобилей.
В свою очередь, Ткачковой С.О. не представлены суду документы, выданные МРЭО ГИБДД при УВД по городу Нижний Тагил 14.04.1995 по результатам спорных регистрационных действий.
В соответствии со статьей 236 Кодека гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Фактическое отсутствие спорных транспортных средств, на которое ссылается заявитель, не препятствует Ткачковой С.О. снятию их с регистрационного учета в МРЭО ГИБДД при УВД по городу Нижний Тагил с соблюдением общего порядка.
При снятии с регистрационного учета транспортных средств в случаях их утилизации регистрационные документы, регистрационные знаки и паспорта транспортных средств сдаются в регистрационное подразделение.
В случае отсутствия регистрационных документов, паспортов транспортных средств, регистрационных знаков эти обстоятельства отражаются в заявлениях.
Регистрационные подразделения представляют в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы в течение 10 дней после их снятия с регистрационного учета (пункты 43, 44, 53 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001).
Согласно статье 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях, предусмотренных статьей 2 Закона от 27.04.1993 № 4866-1.
Принимая во внимание положения статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, необходимо выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе (пункт 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).
В судебном заседании Ткачковой С.О. не названы уважительные причины пропуска вышеуказанного трехмесячного срока обращения в суд. Пропуск процессуального срока является значительным и не имеет объективного обоснования.
Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах (статья 2 Закона от 27.04.1993 № 4866-1).
Информация о порядке совершения регистрационных действий, режимах работы регистрационных подразделений предоставляется непосредственно в помещениях регистрационных подразделений, а также по телефону, телефону-автоинформатору (при его наличии), с использованием средств массовой информации и на интернет-сайте (при его наличии).
Консультации о порядке совершения регистрационных действий проводятся в рабочее время на безвозмездной основе.
При ответах на телефонные звонки и устные обращения сотрудники Госавтоинспекции, на которых должностными инструкциями (регламентами) возложено исполнение соответствующих функций, информируют обратившихся по интересующим их вопросам (пункты 11, 14 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001).
Из представленной заявителем переписки следует, что после первого же обращения в МРЭО ГИБДД с письменным заявлением от 25.09.2009 в адрес Ткачковой С.О. 30.09.2009 направлен письменный ответ начальника МРЭО ГИБДД, содержащий исчерпывающую информацию по существу обращения Ткачковой С.О. (т.1 л. д. 5, 6).
В судебном заседании Ткачковой С.О. не названы, а также не установлены судом, обстоятельства, которые могли бы затруднить своевременное получение Ткачковой С.О. указанной информации о регистрационных действиях МРЭО ГИБДД при УВД по городу Нижний Тагил задолго до получения Ткачковой С.О. налогового уведомления.
Восстановление судом пропущенного процессуального срока не может носить произвольный характер, поскольку непосредственно затрагивает имущественные права и обязанности заявителя, в том числе обязанность по уплате законно установленных налогов. В свою очередь, представители заинтересованных лиц возражают против восстановления Ткачковой С.О. пропущенного процессуального срока.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства (пункт 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10.02.2009 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 192-198, 258 и 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В заявлении Ткачковой С.О. к Межрайонному регистрационно-экзаменационному отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения при Управлении внутренних дел по городу Нижний Тагил и Управлению внутренних дел по городу Нижний Тагил об оспаривании регистрации транспортных средств отказать полностью.
На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней.
Судья А.А.Соловьев