2-1818/2010 решение от 07.12.2010



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 декабря 2010 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,

с участием прокурора Свининой О.В.,

при секретаре Гуриной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному медицинскому учреждению «Демидовская центральная городская больница», Красикову М.А. и Соколову С.П. о признании противоправной и приостановлении деятельности по оказанию медицинских услуг,

установил:

11.08.2010 прокурор Ленинского района города Нижний Тагил обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному медицинскому учреждению «Демидовская центральная городская больница» (далее - ММУ «ДЦГБ»), в котором просит:

признать действия ММУ «ДЦГБ» до 19.07.2010 по реализации национального проекта «Здоровье» - оказанию каких бы то ни было медицинских услуг в помещении Центра здоровья по улице Карла Маркса, дом 20А, оказанию медицинских услуг в качестве терапевтов врачами ММУ «ДЦГБ» Красиковым М.А. и Соколовым С.П. незаконными, нарушившими законные права потребителей;

возложить на ММУ «ДЦГБ» обязанность приостановить оказание медицинских услуг в помещении по улице Карла Маркса, дом 20А в городе Нижний Тагил до получения положительного заключения на помещение от органа Роспотребнадзора и лицензии на медицинскую деятельность по данному адресу, а также деятельность в качестве врачей-терапевтов ММУ ДЦГБ Красикова М.А. и Соколова С.П. до получения ими документов о повышении квалификации по специальности «терапевт»;

обязать правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

В обоснование требований прокурор ссылается на нарушения ММУ «ДЦГБ» при открытии и осуществлении деятельности Центра здоровья требований Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в части соблюдения условий лицензирования медицинской деятельности, в том числе на отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения территориального органа Роспотребнадзора для осуществления медицинской деятельности в здании по адресу: город Нижний Тагил, улица Карла Маркса, дом 20А, а также на отсутствие действующих сертификатов специалистов у руководителя и специалистов Центра здоровья.

Представитель ответчика - юрисконсульт ММУ «ДЦГБ» Жукова Е.В. иск прокурора не признала полностью и, не оспаривая факт отсутствия лицензии (приложения к действующей лицензии) на осуществление медицинской деятельности Центра здоровья в помещении по адресу: город Нижний Тагил, улица Карла Маркса, дом 20А, пояснила, что сотрудники Центра здоровья - заведующий Красиков М.А. и врач-терапевт Соколов С.П. действительно не имеют действующего сертификата специалиста по специальности «терапия», в связи с чем, работодателем ММУ «ДЦГБ» в настоящее время запланировано их обучение на курсах повышения квалификации.

В свою очередь, заведующий Красиков М.А. имеет необходимый для работы в Центре здоровья сертификат специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

Причиной задержки в получении ММУ «ДЦГБ» лицензии на осуществление медицинской деятельности во вновь предоставленном муниципальном здании является несоответствие фактической площади здания ранее оформленной технической документации. Устранение данного несоответствия площади затруднительно ввиду наличия у спорного здания статуса памятника архитектуры федерального значения. Площадь здания, указанная во вновь оформленном кадастровом паспорте объекта недвижимости, не соответствует данным, поименованным в охранном обязательстве. Наличие указанных противоречий в правоустанавливающих документах не позволяет ММУ «ДЦГБ» произвести государственную регистрацию права оперативного управления в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Центр здоровья фактически осуществлял медицинскую деятельность с 01.04.2010 в здании по адресу: город Нижний Тагил, улица Карла Маркса, дом 20А. 10.09.2010 деятельность Центра здоровья была приостановлена приказом главного врача ММУ «ДЦГБ» и все работники Центра здоровья, включая Красикова М.А. и Соколова С.П., были переведены на работу в поликлинику.

15.11.2010 деятельность Центра здоровья возобновлена, поскольку 16 либо 17.11.2010 ММУ «ДЦГБ» получила уведомление Министерства здравоохранения Свердловской области от 15.11.2010 об оформлении дополнения к лицензии на осуществление медицинской деятельности. Однако само дополнение (приложение) к лицензии ответчиком до настоящего времени не получено.

Начиная с 15.11.2010 Красиков М.А. вновь продолжает исполнять обязанности в должности заведующего Центром здоровья, а Соколов С.П. остался работать в составе поликлиники ММУ «ДЦГБ».

Определением суда от 08.10.2010 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Красиков М.А. и Соколов С.П., в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация города Нижний Тагил и Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе.

Ответчики Красиков М.А. и Соколов С.П., а также представители третьих лиц администрации города Нижний Тагил и Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе, в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела были надлежащим образом извещены, что в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Заслушав объяснения прокурора и представителя ответчика ММУ «Демидовская центральная городская больница», исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 определяют охрану здоровья граждан как совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации (статья 1).

Основным принципом охраны здоровья граждан является ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья (статья 2).

Медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учрежденных физическими лицами, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность.

Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинской помощи и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое просвещение населения; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Стандарты и порядок оказания медицинской помощи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (статья 37.1).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.08.2009 № 597н утверждены Требования к организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака.

Центр здоровья создается на функциональной основе в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждениях здравоохранения муниципальных образований (ЛПУ).

Структура центра здоровья утверждается руководителем ЛПУ, в составе которого организован центр здоровья.

В структуру центра здоровья рекомендуется включать:

кабинеты врачей, прошедших тематическое усовершенствование по формированию здорового образа жизни и медицинской профилактике; кабинет медицинской профилактики; кабинет тестирования на аппаратно-программном комплексе; кабинеты инструментального и лабораторного обследования, кабинет (зал) лечебной физкультуры; школы здоровья.

Центр здоровья возглавляет заведующий, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем ЛПУ, в составе которого организован центр здоровья.

Работа центра здоровья осуществляется по 2-сменному графику в часы работы ЛПУ.

Функциями центров здоровья являются:

информирование населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах;

групповая и индивидуальная пропаганда здорового образа жизни, профилактика возникновения и развития факторов риска различных заболеваний (курение, алкоголь, гиподинамия и др.) и формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких;

формирование у населения принципов «ответственного родительства»;

обучение граждан гигиеническим навыкам и мотивирование их к отказу от вредных привычек, включающих помощь в отказе от потребления алкоголя и табака;

обучение граждан эффективным методам профилактики заболеваний с учетом возрастных особенностей;

динамическое наблюдение за пациентами группы риска развития неинфекционных заболеваний;

оценка функциональных и адаптивных резервов организма с учетом возрастных особенностей, прогноз состояния здоровья;

консультирование по сохранению и укреплению здоровья, включая рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха;

разработка индивидуальной программы по ведению здорового образа жизни;

осуществление мониторинга реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни, факторов риска развития заболеваний.

Центр здоровья оказывает медицинские услуги в рамках мероприятий.

Число посещений центра здоровья с целью проведения комплексного обследования, включающего: измерение роста и веса, тестирование на аппаратно-программном комплексе для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма, скрининг сердца компьютеризированный (экспресс-оценка состояния сердца по ЭКГ-сигналам от конечностей), ангиологический скрининг с автоматическим измерением систолического артериального давления и расчета плече-лодыжечного индекса, экспресс-анализ для определения общего холестерина и глюкозы в крови, комплексную детальную оценку функций дыхательной системы (спирометр компьютеризированный), осмотр врача, определяется вышеуказанным категориям граждан 1 раз в отчетном году.

При необходимости выявления дополнительных факторов риска рекомендуется проведение исследований, не входящих в перечень комплексного обследования, на установленном оборудовании.

Врач на основании результатов тестирования на аппаратно-программном комплексе и обследования на установленном оборудовании проводит гражданину оценку наиболее вероятных факторов риска, функциональных и адаптивных резервов организма с учетом возрастных особенностей, прогноз состояния здоровья, проводит беседу по здоровому образу жизни, составляет индивидуальную программу по здоровому образу жизни.

В случае если в процессе обследования в центре здоровья выявляется подозрение на какое-либо заболевание, врач центра здоровья рекомендует гражданину обратиться в ЛПУ к соответствующему врачу-специалисту для определения дальнейшей тактики его наблюдения и лечения.

Из материалов дела следует, что приказом главного врача ММУ «ДЦГБ» от 30.11.2009 № 752л во исполнение приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.08.2009 № 597н предписано открыть на базе ММУ «ДЦГБ» Центр здоровья с 01.12.2009 (л. д. 10).

Тем же приказом утверждено Положение о Центре здоровья на базе поликлиники ММУ «ДЦГБ».

Центр здоровья создается на базе поликлиники, на площадях структурных подразделений АПС, ОДС и стационарных корпусов.

В структуру Центра здоровья включены кабинеты: руководителя, программно-компьютерного опроса и тестирования, инструментального и лабораторного обследования, врачей (терапевта, кардиолога, аллерголога, гастроэнтеролога-диетолога, пульмонолога, эпидемиолога), лечебного массажа, ЛФК, старшей медсестры, психотерапии и психопрофилактики, медицинской профилактики, школы здоровья, медицинской реабилитации (л. д. 11-17).

В штатное расписание Центра здоровья включены должности: заведующий отделением (1 единица), врачи-специалисты (7 единиц), старшая медсестра (1 единица), медсестра (7 единиц), инструктор ЛФК (1 единица).

Адрес местонахождения Центра здоровья в вышеуказанный локальных нормативных правовых актах ММУ «ДЦГБ» не поименован.

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан медицинская и фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 15).

Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет понятие лицензии как специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (статья 2), т.е. рассматривает лицензию как средство ограничения прав субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (статья 4).

В Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, включена медицинская деятельность (статья 17).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности.

Лицензирование медицинской деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения, за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи (пункт 2).

Лицензия на осуществление медицинской деятельности предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии (пункт 3).

Медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (пункт 4).

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям;

б) наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, - соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;

г) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг);

д) повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет;

ж) соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности (пункт 5).

Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (пункт 6).

Выданный лицензирующим органом документ, подтверждающий наличие лицензии, должен иметь приложение, содержащее наименования работ (услуг), являющееся неотъемлемой частью указанного документа (пункт 10).

Принятие решений лицензирующим органом о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии, приостановлении и возобновлении ее действия, а также ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в нем, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (пункт 14).

В соответствии с учредительными документами ММУ «ДЦГБ» является муниципальным медицинским учреждением, имеет статус юридического лица и расположено по юридическому адресу: город Нижний Тагил, улица Горошникова, дом 37 (л. д. 34-47).

В настоящее время организация ответчика ММУ «ДЦГБ» имеет действующую лицензию от 25.12.2008 № ЛО-66-01-000373 на осуществление медицинской деятельности в зданиях по адресу: город Нижний Тагил, улица Горошникова, дом 37; город Нижний Тагил, улица Кузнецкого, дом 12; город Нижний Тагил, улица Курортная, дом 18; город Нижний Тагил, улица Кузнецкого, дом 57; город Нижний Тагил, улица Мира, дом 61; город Нижний Тагил, улица Октябрьской революции, дом 21; город Нижний Тагил, улица Космонавтов, дом 34; Пригородный район, поселок Уралец, улица Ленина, дом 14 (л. д. 19-32).

В письменных объяснениях от 23.07.2010, адресованных прокурору Ленинского района города Нижний Тагил, главный врач ММУ «ДЦГБ» сообщила, что деятельность медицинского учреждения в целом была лицензирована 25.12.2008 применительно к занимаемым помещениям, в том числе по адресу: город Нижний Тагил, улица Горошникова, дом 37.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 19.08.2009 № 597-н Центр здоровья создается на функциональной основе в учреждениях здравоохранения муниципальных образований.

Центр здоровья ММУ «ДЦГБ» является необособленным структурным подразделением поликлиники. Для оказания медицинских услуг в Центре здоровья необходимо наличие лицензии по следующим технологиям: доврачебная практика, сестринское дело, амбулаторно-поликлиническая помощь, первичная медико-санитарная помощь по терапии. Перечисленные виды деятельности лицензированы ММУ «ДЦГБ» согласно приложению № 1 к лицензии № ЛО-66-01-000373 по месту нахождения поликлиники.

Для проведения сертификации услуг ММУ «ДЦГБ» обратилось в ГБУЗ СО «Территориальный консультативно-методический центр лицензирования медицинской деятельности». В ходе проведения предсертификационных консультаций, с учетом рекомендуемой структуры Центра здоровья и графика работы, возникла необходимость увеличения площадей лечебной базы больницы.

С целью получения дополнительных площадей ММУ «ДЦГБ» обратилась в администрацию города и по результатам обращения постановлением Главы города Нижний Тагил от 17.02.2010 № 292 за ММУ «ДЦГБ» на праве оперативного управления закреплено здание по адресу: город Нижний Тагил, улица Карла Маркса, дом 20А. Для проведения процедуры закрепления здания в полном объеме был установлен срок 15.11.2010.

15.03.2010 в действующий договор между ММУ «ДЦГБ» и Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Нижний Тагил от 21.04.2005 № 27 было внесено соответствующее дополнение и подписан акт приема-передачи здания по адресу: город Нижний Тагил, улица Карла Маркса, дом 20А.

Решением комиссии по сертификации от 19.02.2010 № 2 разрешена деятельность Центра здоровья как вида медицинской деятельности без указания адреса его местонахождения на базе ММУ «ДЦГБ» с выдачей контрольного талона на срок до 01.09.2010 для решения вопроса об устранении замечаний в виде увеличения количества кабинетов для разделения потоков пациентов.

Для внесения дополнений в лицензию больницы и получения заключения Роспотребнадзора обязательным условием является предоставление полного пакета документов на здание, в том числе технического и кадастрового паспорта. Однако ранее спорное здание находилось в аренде ООО «Тагилмедсервис» и переданный ими технический паспорт от 21.12.1993 № 197 потребовал проведения инвентаризации ввиду несоответствия плана фактическому состоянию помещений.

06.04.2010 ММУ «ДЦГБ» обратилась в органы технической инвентаризации для оформления технического паспорта, который был выдан по состоянию на 17.05.2010. Также 16.06.2010 был получен кадастровый паспорт помещения. Однако по результатам инвентаризации изменила общая площадь здания: вместо 181,2 кв.м до 179,6 кв.м, что требует внесения изменений в постановление Главы города от 17.02.2010 № 292 и в договор о передаче муниципального имущества в оперативное управление.

Наряду с эти ММУ «ДЦГБ» обратилась в Роспотребнадзор за получением санитарно-эпидемиологического заключения.

Работа Центра здоровья в здании по адресу: город Нижний Тагил, улица Карла Маркса, дом 20А фактически организована с 01.04.2010 ввиду наличия решения сертификационной комиссии (л. д. 8-9).

Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Свердловской области «Территориальный консультативно-методический центр лицензирования медицинской деятельности» 26.12.2008 ММУ «ДЦГБ» выдан сертификат № ЗСМ-В479-00103 соответствия медицинских услуг в порядке добровольной сертификации.

Решением комиссии по сертификации того же Учреждения от 19.11.2010 № 13 сертификат дополнен видом деятельности: амбулаторно-поликлиническая помощь - работы и услуги по терапии в Центре здоровья по адресу: город Нижний Тагил, улица Карла Маркса, дом 20А (л. д. 152-155).

Приказом главного врача ММУ «ДЦГБ» от 10.09.2010 № 694л в связи с окончанием срока действия «сертификата соответствия» на осуществление медицинской деятельности (до 01.09.2010) деятельность Центра здоровья, расположенного по адресу: город Нижний Тагил, улица Карла Маркса, дом 20А, приостановлена до момента получения такого сертификата (л. д. 97).

Вместе с тем, представленный ММУ «ДЦГБ» сертификат № ЗСМ-В479-00103 от 26.12.2008 не имеет отношения к установленным законом порядку и условиям государственного лицензирования медицинской деятельности.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Письмом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 13.03.2006 № 01И-191/06 разъяснено, что в сфере здравоохранения и социального развития подтверждение соответствия носит добровольный характер и осуществляется в форме добровольной сертификации. С этой целью в субъектах Российской Федерации могут создаваться системы добровольной сертификации в сфере здравоохранения и социального развития (СДС).

Одним из принципов технического регулирования является недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации, равно как недопустимость совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации (статья 3 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ).

К компетенции органа по сертификации относятся следующие функции: осуществление подтверждения соответствия объектов добровольной сертификации; выдача сертификатов соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию; приостановление или прекращение действия выданных им сертификатов соответствия. При этом заявитель проходит добровольное подтверждение соответствия по своей инициативе и на договорной основе с органом по сертификации.

Из уведомления Министерства здравоохранения Свердловской области от 15.11.2010 № 01-13/794 следует, что оформление лицензии на осуществление медицинской деятельности в составе Центра здоровья по адресу: город Нижний Тагил, улица Карла Маркса, дом 20А до настоящего времени не завершено и лицензия (приложение к лицензии) ММУ «»ДЦГБ» не выданы (л. д. 156), что бесспорно свидетельствует о неправомерном осуществлении ответчиком спорного вида медицинской деятельности.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (статья 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (статья 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.

В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Постановлением Главы города Нижний Тагил от 17.02.2010 № 292 Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города предписано закрепить на праве оперативного управления за ММУ «ДЦГБ» отдельно стоящее здание по адресу: город Нижний Тагил, улица Карла Маркса, дом 20А и внести необходимые изменения в реестр муниципального имущества (л. д. 48).

15.03.2010 Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Нижний Тагил и ММУ «ДЦГБ» заключено дополнительное соглашение к договору № 27 от 21.04.2005 о передаче муниципального имущества в оперативное управление и 25.03.2010 подписан акт приема-передачи здания по адресу: город Нижний Тагил, улица Карла Маркса, дом 20А, литер А, А1, а, а1, а2, а3 (л. д. 49-52).

15.10.2010 ММУ «ДЦГБ» в Нижнетагильский отдел Управления Росреестра по Свердловской области подано заявление о приостановлении государственной регистрации права оперативного управления в отношении недвижимого имущества - здания по адресу: город Нижний Тагил, улица Карла Маркса, дом 20А (л. д. 150).

Уведомлением регистратора прав от 15.10.2010 заявитель ММУ «ДЦГБ» извещен о приостановлении государственной регистрации прав (л. д. 151).

Таким образом, право оперативного управления ММУ «ДЦГБ» на спорное здание не может считаться возникшим, что свидетельствует об отсутствии у ответчика-лицензиата одного из необходимых условий лицензирования - наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям (подпункт «а» пункта 5 Положение о лицензировании медицинской деятельности).

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (статья 11).

Отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления следующих видов деятельности: медицинская и фармацевтическая деятельность (статья 40).

Приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» предусматривает выдачу санитарно-эпидемиологических заключений руководителем Роспотребнадзора - главным государственным санитарным врачом Российской Федерации и его заместителями, руководителями территориальных органов Роспотребнадзора - главными государственными санитарными врачами по субъектам Российской Федерации.

Санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации.

Срок действия санитарно-эпидемиологического заключения составляет на виды деятельности, работы, услуги - бессрочно.

В письме Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе от 26.07.2010 прокурору Ленинского района города Нижний Тагил сообщено, что 12.07.2010 поступила заявка ММУ «ДЦГБ» на выдачу санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам помещений, оборудования и иного имущества, которые Центр здоровья предполагает использовать для осуществления медицинской деятельности.

Указанная заявка не была принята к рассмотрению, поскольку не был указан перечень видов медицинской деятельности, подлежащих санитарно-эпидемиологической оценке, лицензированию, в соответствии с номенклатурой, о чем было сообщено администрации ММУ «ДЦГБ» письмом от 16.07.2010.

В 2009-2010 году обследование Центра здоровья ММУ «ДЦГБ» не проводилось, заключения и иные документы не выдавались.

В соответствии с пунктом 1.6 СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» все действующие лечебные учреждения должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам, согласно заявленным на лицензирование видам медицинской деятельности, работ и услуг (л. д. 33).

15.10.2010 Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области ответчику ММУ «ДЦГБ» выдано санитарно-эпидемиологическое заключение № 66.17.15.000.М.000491.10.10 о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам здания, сооружения, помещения, оборудования и иного имущество, которые Центром здоровья, расположенным по адресу: город Нижний Тагил, улица Карла Маркса, дом 20А, предполагается использовать для осуществления видом медицинской деятельности: доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при первичной медико-санитарной помощи по терапии (л. д. 100-101).

25.10.2010 Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области ММУ «ДЦГБ» также выдано санитарно-эпидемиологическое заключение № 66.01.35.000.М.003646.10.10 о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам деятельности Центра здоровья, расположенного по адресу: город Нижний Тагил, улица Карла Маркса, дом 20А: при осуществлении доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при первичной медико-санитарной помощи по терапии (л. д. 98-99).

Таким образом, данное условие лицензирования Центра здоровья, осуществляющего медицинскую деятельность с 01.04.2010, выполнено ответчиком ММУ «ДЦГБ» только 25.10.2010.

Действия государственных органов и должностных лиц, ущемляющие права и свободы граждан, определенные Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области охраны здоровья, могут быть обжалованы в вышестоящие государственные органы, вышестоящим должностным лицам или в суд в соответствии с действующим законодательством (статья 69 Основ).

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 55 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Согласно статья 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

В соответствии со статьей 46 Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).

Согласно статьям 204, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.

При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

С учетом требований закона спорная деятельность ММУ «ДЦГБ» по оказанию медицинских услуг в Центре здоровья на объекте по адресу: город Нижний Тагил, улица Карла Маркса, дом 20А, подлежит приостановлению по решению суда до получения лицензии (дополнения к лицензии) на соответствующий вид медицинской деятельности.

Срок продолжительностью 30 дней со дня вступления решения в законную силу для доведения ММУ «ДЦГБ» через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей настоящего решения суда является разумным.

Вместе с тем, исковые требования прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Красикову М.А. и Соколову С.П. о признании незаконной и приостановлении деятельности по оказанию медицинских услуг в должности врача-терапевта ММУ «ДЦГБ» удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно статье 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют также лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации, сертификат специалиста и дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, работающие в обособленных подразделениях медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан. Форма, срок действия, условия и порядок выдачи сертификата специалиста, а также документа о дополнительном профессиональном образовании в части розничной торговли лекарственными препаратами устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

В соответствии со статьей 65 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовую книжку;

страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.06.2009 № 302н утвержден Перечень специальностей, по которым будет осуществляться подготовка медицинских кадров для государственных учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждений здравоохранения муниципальных образований, участвующих в реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака.

В Перечень включены специальности: организация здравоохранения и общественное здоровье, социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы, терапия, педиатрия, общая гигиена, гигиеническое воспитание, гигиена питания, гигиена детей и подростков, общая врачебная практика (семейная медицина), аллергология и иммунология, восстановительная медицина, диетология, лечебная физкультура и спортивная медицина, кардиология, пульмонология, гастроэнтерология, акушерство и гинекология, психиатрия-наркология, управление сестринской деятельностью.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.04.2009 № 210н утверждена Номенклатура специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, в соответствии с которой для осуществления медицинской деятельности по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» необходимо иметь специальность «лечебное дело», полученную в вузе, дополнительная подготовка не требуется.

29.03.2010 Красиков М.А. принят на работу в должности заведующего центром - врачом-терапевтом ММУ «ДЦГБ» на основании письменного трудового договора № от 29.03.2010, заключенного по основному месту работы и на неопределенный срок (л. д. 53, 92).

04.05.2010 Соколов С.П. принят на работу в должности врача-терапевта Центра здоровья ММУ «ДЦГБ» на основании письменного трудового договора № от 09.04.2010, заключенного по основному месту работы и на неопределенный срок (л. д. 66).

В материалы дела представлены личные документы и первичные документы учета кадров, из которых следует, что:

Красиков М.А. имеет высшее медицинское образование по специальности «лечебное дело», специализации: «кардиология», «анестезиология и реаниматология», «организация здравоохранения и общественного здоровья», сертификаты специалиста по специальностям: «социальная гигиена и организация здравоохранения» от 31.12.2000 сроком на 5 лет (срок действия не продлен), «кардиология» от 20.10.2001 сроком на 5 лет (срок действия не продлен), «организация здравоохранения и общественное здоровье» от 22.12.2006 сроком на 5 лет (л. д. 55-65, 93-94, 102-104, 119-130);

Соколов С.П. имеет высшее медицинское образование по специальности «лечебное дело», ученую степень кандидата медицинских наук, специализации: «кардиология», «терапия», «анестезиология и реаниматология», действующего сертификата специалиста не имеет (л. д. 67-72, 95-96).

В письменных объяснениях от 06.08.2010 Красиков М.А. указал, что на сегодняшний день не имеет сертификата специалиста по специальности «терапия». Однако Красиков М.А. имеет действующий сертификат специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» от 22.12.2006 и удостоверение о краткосрочном обучении по теме «профилактика внутренних болезней» от апреля 2010 года.

При поступлении на работу в ММУ «ДЦГБ» сертификат либо иной документ о повышении квалификации по терапии у Красикова М.А. не спрашивали. В настоящее время Красиков М.А. не осуществляет работу в должности врача-терапевта.

В свою очередь, Соколов С.П. работает в составе Центра здоровья именно терапевтом и никаким другим видом деятельности не занимается. Документов, подтверждающих квалификацию Соколова С.П., Красиков М.А. не видел (л. д. 55).

Как следует из вышеперечисленных нормативных правовых актов, лицензионные требования и условия осуществления медицинской и фармацевтической деятельности предъявляются к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - соискателям лицензии.

При этом лицензионные требования к юридическому лицу - в силу объективных особенностей его правовой природы - носят более общий, неперсонифицированный характер. В организации, осуществляющей медицинскую деятельность, должности медицинских работников могут замещаться физическими лицами, отвечающими установленным законодательством требованиям, и, соответственно, в период действия лицензии кадровый состав организации может меняться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.10.2006 № 441-О).

Поскольку ответчиками Красиковым М.А. и Соколовым С.П. медицинская деятельность осуществляется на основании трудовых договоров, заключенных с ММУ «ДЦГБ» путем замещения штатных должностей, спорные правоотношения непосредственно регулируются нормами трудового законодательства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 39).

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55).

Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

В свою очередь, положения трудового законодательства не предусматривают оснований для приостановления (прекращения) трудовой деятельности медицинских работников по указанным прокурором основаниям:

отсутствие в организации работодателя лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;

отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений (рабочих мест) санитарным правилам;

истечение срока действия сертификата специалиста.

Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:

появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;

в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья;

по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 76 Трудового кодекса Российской Федерации).

Основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности (статья 2 Кодекса).

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Работник и работодатель имеют право на заключение, изменение и расторжение трудового договора с работником в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами (статьи 20-22 Кодекса).

Трудовой договор может быть прекращен только по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными федеральными законами (статья 77 Кодекса).

В соответствии со статьей 84 Кодекса трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В этих случаях трудовой договор прекращается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.

Если нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора допущено не по вине работника, то работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя (статья 84-1 Кодекса).

Приведенные нормы действующего трудового законодательства не наделяют прокурора, в том числе в интересах Российской Федерации либо неопределенного круга лиц, полномочиями требовать расторжения индивидуального трудового договора. Такое право предоставлено исключительно сторонам трудового договора (работнику и работодателю), за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (в частности, статья 378 Кодекса - ответственность за нарушение прав профессиональных союзов).

Кроме того, отсутствие либо истечение срока действия сертификата специалиста, выданного работнику, с которым заключен трудовой договор, влечет иные правовые последствия в соответствии с содержанием взаимных прав и обязанностей сторон в трудовых правоотношениях.

Согласно статье 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.

Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 24 Трудового кодекса Российской Федерации основными принципами социального партнерства являются:

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях.

По этой причине, повышение квалификации медицинских работников является не только правом, но и обязанностью работодателя - медицинской организации как стороны в трудовых отношениях, исполнение которой также обеспечивает работодателю соблюдение обязательных условий лицензирования для осуществления уставной деятельности и достижения целей получения доходов от оказания медицинских услуг.

Таким образом, суд не находит законных оснований для ограничения трудовых прав ответчиков Красикова М.А. и Соколова С.П., и применение в настоящем деле аналогии закона либо аналогии права в целях ограничения конституционных прав граждан недопустимо.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 206 и 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Иск прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать действия Муниципального медицинского учреждения «Демидовская центральная городская больница» по оказанию медицинских услуг в Центре здоровья на объекте по адресу: 622034, Свердловская область, город Нижний Тагил, улица Карла Маркса, дом 20А противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.

Приостановить деятельность Муниципального медицинского учреждения «Демидовская центральная городская больница» по оказанию медицинских услуг в Центре здоровья на объекте по адресу: 622034, Свердловская область, город Нижний Тагил, улица Карла Маркса, дом 20А, до получения лицензии (дополнения к лицензии) на соответствующую медицинскую деятельность.

Обязать Муниципальное медицинское учреждение «Демидовская центральная городская больница» довести через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей настоящее решение суда в течение 30 дней со дня вступления его в законную силу.

В иске прокурору Ленинского района города Нижний Тагил в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Красикову М.А. и Соколову С.П. о признании незаконной и приостановлении деятельности по оказанию медицинских услуг в должности врача-терапевта Муниципального медицинского учреждения «Демидовская центральная городская больница» отказать полностью.

Взыскать с Муниципального медицинского учреждения «Демидовская центральная городская больница» государственную пошлину в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней.

Судья А.А.Соловьев