РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 февраля 2011 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:
председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.
при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д.,
с участием:
представителя ответчика Государственного учреждении Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области - главного специалиста-эксперта (юрисконсульта) юридического отдела ТОЛСТОНОЖЕНКО Ю.А., доверенность от 29 апреля 2010 года № 03-5106,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-340/2011 по иску ФРОЛЕНКОВОЙ Л.Д. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от 3 декабря 2010 года № 4240 в специальный трудовой стаж ФРОЛЕНКОВОЙ Л.Д., дающийправо на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, не зачтены периоды трудовой деятельности, в частности: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... лет ... месяцев ... дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... лет ... месяца ... день) - ..., детский комбинат №, воспитатель; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... год ... месяцев ... дней) - ..., детский комбинат №, воспитатель; поскольку наименование учреждения «детский комбинат» не поименовано Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781; с ДД.ММ.ГГГГ отсутствует статус юридического лица.
В досрочном назначении трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 25 лет, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ отказано.
18 января 2011 года истец ФРОЛЕНКОВА Л.Д. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности; отмене решения об отказе в назначении пении, включении оспариваемых периодов в специальный трудовой стаж; возложении обязанности назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указала, что 6 сентября 2010 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, в назначении данного вида пенсии было отказано, в специальный стаж не были приняты периоды к зачету вышеуказанные периоды. Наименование учреждения «детский комбинат» не является нормативным, поэтому оно не предусмотрено Списком. Ненормативное наименование учреждения, не может служить отказом в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, поскольку детский комбинат объединял два вида дошкольных учреждений - яслей и детских садов - в единое дошкольное учреждение, ее деятельность была связана с процессом обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Нормативных актов, подтверждающих переименование детского сада в детский комбинат, не имеется, что подтверждается тот факт, что в данном случае имеет место неправильная запись в трудовой книжке. На день обращения с заявлением о назначении пенсии специальный стаж составляет ... года ... месяцев ... дней, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости возникает с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ФРОЛЕНКОВА Л.Д. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, направила в суд заявление от 10 февраля 2011 года с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие истца.
Представитель ответчика Государственного учреждении Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области ТОЛСТОНОЖЕНКО Ю.А. в судебном заседании предъявленные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в назначении пенсии. В удовлетворении исковых требований просила отказать.
Заслушав пояснения сторон ответчика, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со статьями 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 01 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.
Согласно статьей 7, подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60лет, и женщины, достигшие 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Принятый к зачету специальный стаж педагогической деятельности истца в государственных и муниципальных учреждениях для детей, при оценке пенсионных прав по нормам действующего пенсионного законодательства составил ... лет ... месяцев ... день.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года утверждены Списки и Правила, применяемые при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 28 Федерального закона, которые содержат наименования образовательных учреждений и структурных подразделений государственных и муниципальных организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет), в том числе, детские сады всех наименований, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли; наименование должности - воспитатель.
Аналогичные наименования учреждений и должностей поименованы в Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 (в редакции от 22 сентября 1993 года № 953), применяемого к периодам работы до 1 ноября 1999 года, и в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, применяемого к периодам работы с 1 ноября 1999 года до 12 ноября 2002 года.
Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству образования Российской Федерации) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (статья 39 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, в силу статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера трудовой деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществления истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должности и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности, организаций, в которых он работал и т.п.).
В соответствии с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 1 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правого регулирования.
Конституционный суд Российской Федерации в постановлении указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст.ст.1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Следовательно, при оценке прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
В интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста разных лет жизни Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 года № 558 «о мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» принято решение об объединении двух видов детских дошкольных учреждений - яслей и детских садов - в единое дошкольное учреждение. Инструкцией о порядке объединения яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения «ясли-сад» и комплектования их детьми, утвержденной министром просвещения РСФСР от 22 августа 1959 года и министром здравоохранения РСФСР от 25 августа 1959 года, предписано объединенному учреждению присваивать наименование «ясли-сад». На основании указанных нормативных актов учредители детских дошкольных учреждений, в том числе предприятия, организации должны были использовать именно такое наименование.
Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства, утвержденный Госкомстатом СССР и Госпланом СССР на 1 января 1976 года (в редакции от 29 октября 19997 года, с изменениями от 15 января, 31 августа 1999 года, 15 февраля 2000 года) в графе дошкольное воспитание содержит наименование дошкольный учреждений: детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки, детские дома, детские приемники-распределители.
Стороной истца суду представлен Приказ по Нижнетагильскому городскому отделу народного образования от 4 октября 1984 года № 97, согласно которому предписано вновь открываемый детский сад-ясли на 280 мест по <адрес> от ... зарегистрировать в титульных списках, присвоив наименование Детский сад-ясли № (л.д. 12).
Доказательств изменения наименования детского дошкольного учреждения «Детский сад-ясли №» суду представлено не было. В данном случае имеет место неправильное наименование учреждения работодателем в приказах о приеме на работу, что повлекло внесение неправильных записей в трудовую книжку истца.
Неправильное наименование дошкольного учреждения не может являться основанием для отказа истцу в защите ее прав на социальное обеспечение, кроме того, некоторые нормативные акты отождествляли дошкольные учреждения ясли-сад, как детские комбинаты.
Статьей 19 Конституции Российской Федерации гарантируется равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Данное конституционное предписание следует рассматривать и как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от организационно-правовой формы.
Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в соответствии с конституционными положениями в качестве правого основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности (особый вид специального трудового стажа).
Поскольку федеральным законом не предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение по возрасту для граждан, работающих в сфере образования, отказ истцу в назначении пенсии в зависимости от правового статуса учреждений является необоснованным и ведет к ущемлению его конституционного права. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, в которых они осуществляли трудовую деятельность.
Таким образом, по делу собрано достаточно доказательств, подтверждающих осуществления педагогической деятельности истцом, отвечающей требованиям подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При сложении принятых ответчиком к зачету периодов работы и подлежащих принятию спорных периодов, право истца на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности возникает с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости создает препятствия истцу в осуществлении своего права на пенсионное обеспечение и подлежит признанию незаконным. Требования об отмене решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости не основаны на законе, поскольку не входит в компетенцию суда. Суд вправе при нарушении прав истца признать решение незаконным, что является основанием для принятия ответчиком решения об отмене признанного незаконным судом решения.
Руководствуясь статьями 12, 194-198, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судРЕШИЛ:
Исковые требования ФРОЛЕНКОВОЙ Л.Д. удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от 3 декабря 2010 года № 4240 об отказе ФРОЛЕНКОВОЙ Л.Д. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.
Признать за ФРОЛЕНКОВОЙ Л.Д. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области включить в специальный стаж ФРОЛЕНКОВОЙ Л.Д. периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... лет ... месяцев ... дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... лет ... месяца ... день) - ..., детский комбинат №, воспитатель; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... год ... месяцев ... дней) - ..., детский комбинат №, воспитатель; и досрочно назначить ФРОЛЕНКОВОЙ Л.Д. трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня вынесения, с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Председательствующий - подпись. М.В. ПЕСТЕРНИКОВА
Копия верна.
Судья - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА
Решение суда вступило в законную силу 28 февраля 2011 года.
Судья - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА