РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2011 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:
председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.
при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д.,
с участием:
истца БЕЛОУС А.А. и его представителя адвоката КИСЛИЦЫНОЙ Н.С., регистрационный номер 66/2536 в реестре адвокатов Свердловской области, ордер № 169504 от 23декабря 2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-54/2011 по иску БЕЛОУС А.А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Правительству Свердловской области, Министерству финансов Свердловской области и Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области о признании лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
16 ноября 2010 года истец БЕЛОУС А.А. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по установленным нормам на условиях договора социального найма.
23 декабря 2010 года истец БЕЛОУС А.А. исковые требования дополнил, просил признать лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование требований истец указал, что родился ДД.ММ.ГГГГ, его мать Б. умерла в ... году, когда ему было ... месяцев. Отец Б. в ... года повторно женился, проживал совместно со своей супругой и ее двумя детьми, его с бабушкой не навещал, материальной помощи не оказывал, т.к. большую часть времени нигде не работал, его судьбой не интересовался, участия в воспитании и школьной жизни не принимал, родительской заботы и внимания к нему не проявлял, т.е. без уважительных причин уклонялся от его воспитания и защиты прав и интересов. В связи со смертью матери, пенсию по случаю потери кормильца получала бабушка истца Б. Таким образом, истец фактически остался без попечения родителей в возрасте до 18 лет, в связи с чем, решением Исполнительного комитета Ленинского районного Света народных депутатов города Нижний Тагил от 21 марта 1991 года № 93 бабушка истца Б. была назначена опекуном, на нее была возложена ответственность за его воспитание. Отец истца дал согласие на оформление опеки.
В соответствии со статьей 123 Кодекса о браке и семье РСФСР, в случаях, когда ребенок не проживает совместно с родителями и последние уклоняются от обязанностей по его воспитанию, над ребенком устанавливается опека или попечительство. Органы опеки и попечительства в этом случае вправе требовать по суду лишения родителей родительских прав.
Истец с опекуном проживали и были зарегистрированы в жилом доме общей площадью ... кв.м. по адресу: г. Н.Тагил, <адрес>, указанный дом принадлежал на праве собственности бабушке истца Б. - ... долей, отцу Б. - ... доля и тете Б. - ... доля.
30 сентября 1996 года семья истца была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. 12 декабря 2007 года Постановлением Главы города Нижний Тагил № 1513 «Об утверждении предложений городской комиссии по жилищным вопросам» бабушка Б. была снята с очереди в связи со смертью.
В ... года поле достижения 18 лет, истец на личном приеме у начальника жилищного управления Администрации города, передал письменное заявление с просьбой о внеочередном предоставлении жилого помещения в порядке статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР; ответа на заявление не получил.
На основании его письменного обращения от 5 октября 2010 года Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 14 декабря 2010 года № 2776 «Об утверждении предложений комиссии по жилищным вопросам при Главе города» истец восстановлен в списке граждан, нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда по городу Нижний Тагил, по дате принятия на учет - 30 сентября 1996 года. Однако вопрос о включении истца в списки граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит рассмотрению после подтверждения статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Установить место нахождения его личного дела, как ребенка, находящегося под опекой и попечительством, не представилось возможным.
Начиная с ... года, с момента установления над истцом опеки, и до 23 лет, истец пользовался социальными льготами, предоставленными детям, оставшимся без попечения родителей, в частности, бесплатным проездом в общественном транспорте, бесплатным посещением учреждений культуры и некоторыми другими.
До принятия Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в письме от 25 января 1995 года № 318/1-34 указало, что в тех случаях, когда имеется документ, подтверждающий лишения ребенка родительского попечения, только в отношении одного родителя, а другой родитель длительное время не принимает участие в содержании и воспитании ребенка, и последний был устроен на воспитание и содержание в детское интернатное учреждение или под опеку (попечительство), то эти дети относятся к числу детей, фактически оставшихся без попечения родителей, и на них распространяются нормы материального обеспечения и льготы, установленные Постановлениями ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ от 13 марта 1987 года № 328 и ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1987 года № 872.
Истец полагает, что положения Федерального закона № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части обеспечения органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, распространяются на него, как на лицо, оставшееся без попечения родителей в связи с уклонением единственного родителя от его воспитания и защиты прав и интересов. Жилого помещения, принадлежащего на праве собственности или условиях социального найма, истец не имеет.
23 декабря 2010 года в соответствии с частью 3 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Свердловской области, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Министерство финансов Свердловской области; в соответствии со статьей 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».
Истец БЕЛОУС А.А. и его представитель КИСЛИЦЫНА Н.С. в судебном заседании заявленные исковые требования, основание и предмет иска поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, что в соответствии с частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации не препятствует рассмотрению спора по существу в отсутствие представителя ответчика.
Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв на исковое заявление от 13 января 2011 года № 20-04-85, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя ответчика.
В письменном отзыве представитель ответчика указал, что возражает против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Представитель ответчика в письменном отзыве указал, что Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возражает против заявленных требований по следующим основаниям.
Постановлением Правительства свердловской области от 11 октября 2010 года № 1469-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в свердловской области» на 2011-2015 годы» утверждена продпрограмма 2 «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», в рамках которой предусмотрены денежные средства, направленные на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленн6ого жилого помещения. Данная программа содержит план поэтапного обеспечения жильем данной категории граждан с 2011 по 2015 годы, а ее реализация позволит приобретать не менее 4000 жилых помещений ежегодно для указанной категории граждан. Заказчиком-координатором программы является Министерство социальной защиты населения Свердловской области, заказчиком-исполнителем - Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которое является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями.
На сегодняшний день разработан и находится на согласовании проект Постановления Правительства Свердловской области об утверждении порядка обеспечения в 2011 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному проекту постановления, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье из числа детей-сирот. Получателем средство по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, в 2011 году должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в СОГУ «Фонд индивидуального жилищного строительства». Для распределения детям-сиротам построенных жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.
В связи с изложенным, просил отказать в иске к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, т.к. обеспечение жильем БЕЛОУС А.А., при условии постановки его на учет в Администрации муниципального образования, будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством и в пределах предусмотренных программой денежных средств.
Представитель ответчика Министерства финансов Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв от 13 января 2010 года № 13-11-10, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
В обоснование своей позиции по делу представитель ответчика в письменном отзыве указал, что Министерство финансов Свердловской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности детям-сиротам.
В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В целях исполнения данного расходного обязательства в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения ежегодно предусматриваются бюджетные средства. Согласно Закону Свердловской области от 26 ноября 2010 года № 100-ОЗ в 2011 году эта сумма составила 350 000 тыс. руб.
Также во исполнение указанных выше норм Правительством Свердловской области ежегодно утверждается Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот за счет средств областного бюджета (в 2010 году указанный Порядок утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета»).
Согласно указанному выше Порядку, Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» заключает государственный контракт на долевое строительство (приобретение) жилья для граждан из числа детей-сирот. Затем жилые помещения, построенные (приобретенные) за счет средств областного бюджета, поступают в государственную казну Свердловской области. На основании приказа министра строительства и архитектуры Свердловской области, построенные (приобретенные) жилые помещения распределяются детям-сиротам и после распределения безвозмездно передаются в муниципальную собственность. На этом деятельность исполнительных органов государственной власти Свердловской области заканчивается.
Все юридически значимые действия, необходимые для своевременной передачи построенных (приобретенных) жилых помещений для внеочередников, должны быть совершены органами местного самоуправления. К данным действиям относится прием передаваемого имущества в собственность муниципального образования, оплата расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений, государственная регистрация права собственности на переданное имущество, зачисление данного имущества в реестр муниципального имущества, заселение данных жилых помещений.
Также необходимо отметить, что функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, с 1 января 2010 года, в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года № 1631-ПП, Законом Свердловской области от 26 ноября 2010 года № 100-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год», возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Из сказанного выше следует, что Министерство финансов Свердловской области в предоставлении жилья детям-сиротам не участвует, поскольку данное полномочие не входит в его компетенцию.
Представитель ответчика Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил отзыв на исковое заявление от 20 января 2011 года. В соответствии с частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя ответчика.
В обоснование своей позиции по делу представитель ответчика в письменном отзыве указал, что в соответствии с действующим законодательством органами государственной власти вне очереди жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения. Как следует из искового заявления истец зарегистрирован и проживал по адресу: г. Н.Тагил, <адрес>, следовательно, имеет право пользования на данное жилое помещение, кроме того. Является наследником доли, принадлежащей бабушке Б. Из вышеуказанного следует необоснованность требований о предоставлении жилья на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которое производится за счет средств бюджета Свердловской области.
Представитель третьего лица СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил отзыв на исковое заявление от 17 января 2011 года № ФА/02-С-52. Применительно к части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя третьего лица.
В обоснование своей позиции по делу представитель третьего лица в письменном отзыве указал, истец, с целью постановки на учет как лица, оставшегося без попечения родителей и не имеющего закрепленного жилого помещения, обращался в орган местного самоуправления в июне 1997 года, при этом документов, подтверждающих его обращение, им не представлено. Повторно истец обращался в орган местного самоуправления с целью постановки на учет уже после достижения им двадцатичетырехлетнего возраста. Считает, что истец в настоящее время утратил право на предоставление дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Представитель Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Ленинскому району города Нижний Тагил в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, что в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению спора по существу в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав пояснения стороны истца, представителя ответчика, огласив позицию представителей третьих лиц, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета.
Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, разработан во исполнение Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 года № 96-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» и Закона Свердловской области от 20 февраля 2006 года № 3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования», в целях реализации меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, установленной Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с указанным Порядком меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета согласно Закону в соответствии с ведомственной структурой расходов (пункт 2).
Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в соответствии с Законом является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (далее - Фонд) (пункт 3).
Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 4).
Средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения (пункт 5).
Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений (пункт 6).
Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (пункт 8).
Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области (пункт 9).
Для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади (пункт 10).
Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам предварительно согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения (пункт 11).
Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений (пункт 12).
В судебном заседании установлено, что истец БЕЛОУС А.А. родился ДД.ММ.ГГГГ, его родители: отец Б., мать Б. (л.д. 10). Мать истца умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
Решением Исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов города Нижний Тагил № 93 от 21 марта 1991 года Б. (бабушка истца) была назначена опекуном над истцом в связи с тем, что мать истца умерла, отец имеет другую семью, двоих детей на воспитании и содержании, дал согласие на оформление опеки своей матери над сыном, истец с рождения проживает у бабушки, привязан к ней (л.д. 12). На опекуна была возложена ответственность за воспитание ребенка.
На период установления опеки над истцом действовал Кодекс о браке и семье РСФСР, которым предусматривалось, что опека и попечительство устанавливаются для воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительского попечения, а также для защиты личных и имущественных прав и интересов этих детей (статья 119).
Опека устанавливается над детьми, не достигшими пятнадцати лет, попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет (статья 121 КоБС РСФСР).
Статьей 123 КоБС РСФСР предусматривалось, что в случаях, когда ребенок не проживает совместно с родителями и последние уклоняются от обязанностей по его воспитанию, над ребенком устанавливается опека или попечительство. Органы опеки и попечительства в этом случае вправе требовать по суду лишения родителей родительских прав.
В силу статьи 129 КоБС РСФСР опекуны и попечители над несовершеннолетними обязаны воспитывать подопечных, заботиться об их физическом развитии и обучении, готовить к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества, защищать их права и интересы. Опекуны и попечители обязаны проживать совместно со своими несовершеннолетними подопечными.
В соответствии со статьей 139 КоБС РСФСР по достижении подопечным пятнадцати лет опека прекращается, а лицо, осуществлявшее обязанности опекуна, становится без особого решения попечителем несовершеннолетнего. По достижении подопечным восемнадцати лет попечительство прекращается без особого решения.
По утверждению истца его отец уклонялся от его воспитания и содержания без уважительных причин, отношения с ним не поддерживал, его судьбой не интересовался.
По данному обстоятельству были допрошены свидетели М. и П.
Свидетель М. суду показала, что знакома была с родителями истца, проживали по соседству, отец истца был свидетелем на ее свадьбе. После смерти матери истца, истец проживал с отцом и бабушкой. Потом Б. создал другую семью, сначала забрал истца и непродолжительное время проживал с ним. В последующем соседи, где проживал истец стали жаловаться бабушке Б. на ненадлежащее отношение к ребенку, ребенка приводили к бабушке с синяками, который жаловался, что его бьют и закрывают в ванной. После чего бабушка истца стала добиваться опекунства. Ребенок страдал дистрофией после проживания с отцом, проходил лечение. После оформления опекунства отец несколько раз навещал истца, потом стал выпивать и больше его никто не видел, ребенка он не навещал, алиментов на его содержания не платил, ни подарков, ни гостинцев не приносил, жизнью ребенка не интересовался.
Свидетель П. суду пояснила, что работала директором школы №, в которой обучался истец с ... года, по окончании 6 класса он поступил в политехническую гимназию. С момента поступления в школу воспитанием занималась бабушка Б., отец истца отказался от воспитания и помощи сыну не оказывал. На протяжении всех лет обучения в школе отец истца ни разу не был в школе, не интересовался успехами сына, никакой материальной помощи не оказывал, даже когда истец обучался в ..., ничего не знал о своем сыне. Вся забота о здоровье, успехах, материальном обеспечении была на Б., истец своего отца не знал.
На основании показаний свидетелей, решения об установлении опеки суд приходит к выводу, что отец истца уклонялся от его воспитания и содержания без уважительных причин, материальной помощи не оказывал, его судьбой не интересовался, участия в воспитании и школьной жизни не принимал, родительской заботы и внимания к нему не проявлял.
В соответствии с письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 25 января 1995 года № 318/1-34, в тех случаях, когда имеется документ, подтверждающий лишения ребенка родительского попечения, только в отношении одного родителя, а другой родитель длительное время не принимает участие в содержании и воспитании ребенка, и последний был устроен на воспитание и содержание в детское интернатное учреждение или под опеку (попечительство), то эти дети относятся к числу детей, фактически оставшихся без попечения родителей, и на них распространяются нормы материального обеспечения и льготы, установленные Постановлениями ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ от 13 марта 1987 года № 328 и ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1987 года № 872.
Таким образом, истец подлежит признанию лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Истец достиг возраста совершеннолетия в ... году, возраста 23-лет - в ... году, на указанные периоды действовал Жилищный кодекс РСФСР, статья 37 которого предусматривала внеочередное предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Истец не имел закрепленного жилья и жилья на праве собственности и на условиях социального найма, проживал и был зарегистрирован по месту жительства опекуна, являющейся нуждающейся в улучшении жилищных условий. После смерти опекуна истец не является его наследником, как на то указывает представитель ответчика Правительства Свердловской области, т.к. не относится к числу наследников первой очереди. Наследниками первой очереди после смерти Б. являются отец истца Б. и другие дети наследодателя (л.д. 31).
Не предоставление истцу жилья по достижению возраста совершеннолетия, снятие его с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения, повлекло нарушение прав истца на предоставление дополнительных гарантий по обеспечению жилым помещением. В настоящее время восстановление прав истца по обеспечению жилым помещением возможно за счет средств областного бюджета в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Доводы представителя третьего лица СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» об утрате истцом права на предоставление дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в связи с обращением за предоставлением жилого помещения после достижением возраста 23 лет, суд находит несостоятельными.
Из положений абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что гарантируемая названным в этом абзаце лицам социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна предоставляться до достижения возраста 23 лет.
В то же время, по смыслу жилищного законодательства, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Истец до настоящего времени жильем в рамках программы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета не обеспечен, что является основанием для удовлетворения требований истца о предоставлении ему жилого помещения в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
С учетом вышеизложенных обстоятельств и норм права, регулирующих возникшие правоотношения, на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области и Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» следует возложить соответствующую Порядку обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, обязанность по предоставлению истцу вне очереди по договору социального найма жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления, построенное или приобретенное за счет средств областного бюджета Свердловской области.
Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования БЕЛОУС А.А. удовлетворить.
Признать БЕЛОУС А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области построить (приобрести) жилое помещение за счет средств областного бюджета Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Администрацией муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области, для БЕЛОУС А.А.; распределить построенное (приобретенное) жилое помещение БЕЛОУС А.А.; безвозмездно передать построенное (приобретенное) жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области для предоставления его по договору социального найма БЕЛОУС А.А..
Обязать Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области предоставить БЕЛОУС А.А. переданное жилое помещение по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей кассационной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Председательствующий - подпись. М.В. ПЕСТЕРНИКОВА
Копия верна.
Судья - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА