2-521/2011 решение от 09.03.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 марта 2011 года город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:

председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.

при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-521/2011 по иску СУСЛЯКОВОЙ Г.Н. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от 24 января 2011 года № 5436 при оценке пенсионных прав в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П в педагогический стаж СУСЛЯКОВОЙ Г.Н., дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, принято к зачету ... год ... месяца ... дня; не приняты к зачету следующие периоды:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... год ... месяцев ... дней) - средняя школа № <адрес>, библиотекарь с выполнением педагогической нагрузки учителя русского языка и литературы; поскольку согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, работа в должности «библиотекарь» засчитывается в стаж работы только в библиотеках; данный факт документально не подтвержден; занятие штатной должности «учитель», «преподаватель» документально не подтверждено;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... года ... месяц ... дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ... лет ... месяца ... день) - муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования №, им. А., учитель; поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 6 сентября 1991 года; и Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 1067 от 22 сентября 1999 года.

В досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отказано по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 25 лет, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

3 февраля 2011 года истец СУСЛЯКОВА Г.Н. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости от 24 января 2011 года, возложении обязанности назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, включив спорные периоды работы в специальный стаж.

В период работы в Муниципальном учреждении среднего (полного) общего образования №, истец осуществляла педагогическую деятельность в учреждении для детей, исполняла обязанности учителя. Независимо от наименования учреждения, в котором она работала, ее должностные обязанности не изменялись, она работала непосредственно с детьми. При изменении наименования учреждения должностные обязанности, цели деятельности образовательного учреждения не изменялись. Образовательное учреждение в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» реализовало образовательные программы и обеспечивало содержание и воспитание обучающихся воспитанников, выдавало аттестаты государственного образца.

В период работы в должности учителя русского языка и литературы без занятия штатной должности, выполняла обязанности учителя за установленную ставку заработной платы.

При условии включения спорных периодов работы специальный стаж на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ составляет ... лет ... месяцев ... дня.

Истец СУСЛЯКОВА Г.Н. в судебном заседании заявленные требования, основание и предмет иска поддержала в полном объеме, дополнительно указала, что в период работы в средней школе № она выполняла педагогическую нагрузку, данная работа включалась в специальный стаж и учитывалась в дальнейшем при начислении заработной платы. Просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области исковые требования не признал по основаниям, изложенным в решении об отказе истцу в досрочном назначении пенсии.

Заслушав пояснения истца, позицию ответчика, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потури кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со статьями 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 1 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.

Согласно статье 7, подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года № 70 утверждено разъяснение «О некоторых вопросах установления пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе льготного порядка исчисления стажа).

Принятый к зачету специальный стаж педагогической деятельности при оценке прав истца в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года №2-П составил ... лет ... месяцев ... дней.

В соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 1 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правого регулирования.

Конституционный суд Российской Федерации в постановлении указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Следовательно, при оценке прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, а также в ряде его определений, статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно пункту 4 Постановления Правительства от 22 сентября 1999 года № 1067 и пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству образования Российской Федерации) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (статья 39 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, в силу статей 2, 18 Конституции Российской Федерации уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации № 953 от 22 сентября 1993 года) утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 1 ноября 1999 года. В Списке общеобразовательных учреждений поименованы «общеобразовательные школы всех типов и наименований».

После 1 ноября 1999 года право определяется в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067. Данный Список применяется в отношении периодов работы до 11 ноября 2002 года. Списком в числе образовательных учреждений поименованы «начальная общеобразовательная школа, основная общеобразовательная школа и средняя общеобразовательная школа».

Из содержания Списка и Правил, следует, что в основу перечня наименований учреждений положено деление образовательных учреждений по форме собственности (государственные, муниципальные), организационно - правовой форме (учреждения), типам (общеобразовательные, специальные (коррекционные) и др.) и видам (коррекционные учреждения дошкольного образования, коррекционные общеобразовательные учреждения и коррекционные учреждения начального профессионального образования), что в полной мере соответствует положениям статьи 12 Закона Российской Федерации «Об образовании».

В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно - правовую форму и характер деятельности юридического лица. Списки содержат классификацию образовательных учреждений не по наименованию юридических лиц, а по их правовому статусу, содержание которого определяется не наименованием юридического лица, а его учредительными документами.

Согласно статье 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 13 Закона Российской Федерации «Об образовании», в Уставе образовательного учреждения определяется его наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения, организационно - правовая форма, типы и виды реализуемых образовательных программ.

В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников.

В судебном заседании установлено, что истец в спорные периоды, работая в Муниципальном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования №, занималась педагогической деятельностью, реализовывала государственные образовательные программы, выполняла обязанности учителя, ее деятельность непосредственно была связана с детьми. Образовательное учреждение являлось муниципальным общеобразовательным учреждением для детей, имело статус самостоятельного юридического лица, учредителем которого выступало Управление образования Администрации города Нижний Тагил. Образовательное учреждение осуществляло образовательную деятельность в сфере начального, основного, среднего (полного) общего образования, профильного политехнического, экономического, гуманитарного образования, обязательный минимум которых устанавливается государственным образовательным стандартом.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются: копией трудовой книжки, согласно которой истец с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность учителя русского языка и литературы, школа неоднократно переименовывалась, в данном учреждении истец работает по настоящее время, в установленные законом сроки подтверждает категорию учителя русского языка и литературы; копией Устава за 1996 год, в котором прописан образовательный процесс и его цели; копией Устава в новой редакции от 2000 года; копией лицензии Департамента образования Правительства Свердловской области серии № от 26 апреля 1996 года на осуществление образовательной деятельности в сфере начального, основного, среднего (полного) общего образования, профильного политехнического, экономического, гуманитарного образования; копией лицензии Министерства общего и профессионального образования Свердловской области серии № от 26 мая 2000 года на право осуществления образовательной деятельности по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; копией свидетельства о государственной аккредитации серии № от 22 марта 2001 года; копией Постановления Главы администрации Тагилстроевского района г. Н. Тагила от 6 апреля 1998 года № 237 о переименовании МОУ № в муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №; копией книги учета и записи выданных свидетельств за ... гг.

Таким образом, тождество образовательных учреждений «муниципальное учреждение среднего (полного) общего образования» и «школа», «образовательная школа» не вызывает сомнений и подлежит установлению судом, а спорные периоды работы - включению в специальный стаж педагогической деятельности истца.

Согласно записям в трудовой книжке, справке МОУ - гимназия № от ДД.ММ.ГГГГ №, истец работала в средней школе № в качестве библиотекаря и мела педагогическую нагрузку учителя русского языка и литературы на основании Приказа РОНО № от ДД.ММ.ГГГГ, Приказа по школе № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ; уволена ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, в спорные периоды истец занимала штатную должность в порядке совмещения должностей, что отражено в трудовой книжке, уточняющей справке и в приказах работодателя.

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды работы, выполнявшейся до 1 сентября 2000 года в должностях и учреждения, указанных в Списке от 29 октября 2002 года, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Периоды работы истца библиотекарем с выполнением педагогической нагрузки учителя русского языка и литературы подлежат включению в специальный стаж.

Таким образом, по делу собрано достаточно доказательств, подтверждающих осуществление истцом педагогической деятельности, трудовая деятельность которой в спорные периоды отвечает требованиям подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решение комиссии об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости создает препятствие к осуществлению истцу своего права на пенсионное обеспечение (статья 39 Конституции Российской Федерации) и подлежит признанию незаконным.Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования СУСЛЯКОВОЙ Г.Н. удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от 24 января 2011 года № 5436 об отказе СУСЛЯКОВОЙ Г.Н. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Признать за СУСЛЯКОВОЙ Г.Н. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области включить в специальный стаж СУСЛЯКОВОЙ Г.Н. периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... год ... месяцев ... дней) - средняя школа № <адрес>, библиотекарь с выполнением педагогической нагрузки учителя русского языка и литературы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... года ... месяц ... дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... лет ... месяца ... день) - муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования №, им. А., учитель; и назначить СУСЛЯКОВОЙ Г.Н. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня вынесения, с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Председательствующий - подпись. М.В. ПЕСТЕРНИКОВА

Копия верна.

Судья - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА