2-609/2011 решение от 12.04.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 апреля 2011 года        город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:

председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.

при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д.,

с участием:

истца КАСИЛИНОЙ Р.Я. и представителя истца ЕФРЕМОВА Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-609/2011 по иску КАСИЛИНОЙ Р.Я. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от 28 декабря 2010 года № 4821 КАСИЛИНОЙ Р.Я. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.

При оценке пенсионных прав в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года в специальный трудовой стаж КАСИЛИНОЙ Р.Я., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не приняты к зачету следующие периоды:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - фельдшерский пункт <адрес>, заведующая фельдшерским пунктом, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по беременности и родам, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком, и отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ истцом не оспаривается).

Основанием для отказа в принятии вышеуказанных периодов послужило не соответствие наименование должности «заведующая фельдшерским пунктом» не Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781; работа по совместительству в должности «фельдшер» документально не подтверждена в связи с не сохранностью книг приказов и не предоставлению расчетно-платежных ведомостей; наименование учреждение вышеуказанным Списком не предусмотрено; пункт 6 Правил применить невозможно, т.к. «фельдшерский пункт» не поименован в числе структурных подразделений.

Отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком по своей правовой структуре не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, в данный период сохраняются только трудовые функции, лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения не осуществляется.

Истец КАСИЛИНА Р.Я. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности с ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным решение от 28 декабря 2010 года № 4821 об отказе в назначении пенсии; возложении обязанности включить спорные периоды в специальный стаж в календарном исчислении и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска указала, что наименование должности заведующая фельдшерским пунктом и наименование лечебного подразделения фельдшерский пункт неполные. Наименование должности должно дополняться наименованием лечебной специальности работника, выполнение работ по которой вменяется в круг его обязанностей. Должность следовало именовать «заведующая фельдшерского здравпункта - фельдшер» или «фельдшерско-акушерского пункта - фельдшер». Справкой <адрес> территориальной администрации Горноуральского городского округа от 3 сентября 2010 года № 72 на основании расчетно-платежных ведомостей за ... г. подтверждено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала заведующей фельдшерским пунктом <адрес>, имела в данный период совместительство в должности фельдшера; ... ФП находился на балансе <адрес> администрации. Уточняющей справкой МУЗ ... участковая больница от 22 октября 2010 года № 68 подтверждено, что Постановлением Главы Пригородного района от ДД.ММ.ГГГГ истец назначена и работает по настоящее время в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер. Должность относится к среднему медперсоналу. Этим подтверждается, что наименование медицинского подразделения и должности приведено в сооветствие со штатными нормативами и исполняемыми истцом должностынми обязанностями, поскольку указанный фельдшерский пункт фактически являлся фельдшерско-акушерским пунктом, в составе котрого была одна должность фельдшера для оказания доврачебной медицинской помощи, в том числе акушерской прикрепленному населению (Приказ Минздрава СССР от 23 сентября 1981 года № 1000, Приложение № 53, Приказ Минздравмедпрома от 23 июня 1994 года № 130, приложение № 5-7). Из вышеизложенного следует, что спорные периоды работы, подлежат включению в специальный стаж лечебной деятельности в календарном исчислении.

При сложении периодов, включенных в специальный стаж, а также спорных периодов, подлежащих включению в стаж календарно и льготно, общая продолжительность специального трудового стажа составляет ... лет ... месяцев ... дней.

Истец КАСИЛИНА Р.Я. и представитель истца ЕФРЕМОВ Ю.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования, основание и предмет иска поддержали, уточнив, что оспаривается решение пенсионного органа в части оценки пенсионных прав истца в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года. Просили исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области согласно письменного отзыва от 11 апреля 2011 года № 203 предъявленные исковые требования не признал по основаниям, изложенным в решении об отказе истцу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости; просил в иске отказать.

Заслушав сторону истца, огласив письменный отзыв стороны ответчика, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со статьями 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 1 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.

Согласно статье 7, подпункту 20 пункта 1, пункту 2 статьи 27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года № 70 утверждено разъяснение «О некоторых вопросах установления пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе льготного порядка исчисления стажа).

В соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 1 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правого регулирования.

Конституционный суд Российской Федерации в постановлении указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Следовательно, при оценке прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

При оценке пенсионных прав по нормам ранее действующего пенсионного законодательства в период осуществления трудовой деятельности истца, принятый к зачету специальный стаж лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения составил ... год ... месяцев ... дней; по нормам действующего пенсионного законодательства - ... лет ... месяцев ... дней.

Согласно пункта 4 Постановления Правительства от 22 сентября 1999 года № 1067 и пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству образования Российской Федерации) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (статья 39 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, в силу статей 2, 18 Конституции Российской Федерации, уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.

В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения установленного законом возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации) тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.) (пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25).

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953) утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работы в которых по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 1 ноября 1999 года. В Списке поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список профессий и должностей, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, применяемый к периодам работы с 12 ноября 2002 года, а также Правила исчисления периодов работы. В Списке поименованы врачи - специалисты всех наименований (кроме врачей - статистиков), в том числе руководители учреждений (структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность; средний медицинский персонал - заведующая фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, или медицинская сестра). Аналогичные наименования должностей содержатся в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2001 года № 130), применяемого к периодам работы с 01 ноября 1999 года.

Согласно штатным нормативам медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов, утвержденных Приказом Минздрава СССР от 26 сентября 1978 года № 900 (Приложение № 4), должность «заведующая фельдшерско-акушерским пунктом», дополняется медицинской специальностью (фельдшер, акушерка, медицинская сестра), и относится к среднему медицинскому персоналу. При численности жителей от 300 до 700 и менее в штат вводятся должности - заведующая-фельдшер и санитарка.

Положением о фельдшерско-акушерском пункте, утвержденный Приказом Минздрава СССР от 23 сентября 1981 года №1000 предусмотрено оказание населению первичной доврачебной медицинской помощи.

Самостоятельной должности заведующей здравпунктом указанными нормативами не предусматривалось.

Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 9 сентября 1964 года № 496, пунктом 64 предусмотрено повышение должностных окладов из числа среднего медицинского персонала за заведование фельдшерским и фельдшерско-акушерскими пунктами, обслуживающими до 1500 человек на 10 рублей в месяц.

Согласно записям, внесенным в трудовую книжку истца, истец с ДД.ММ.ГГГГ принята на ФП <адрес> на должность заведующей фельдшерским пунктом; с ДД.ММ.ГГГГ переведена в ... больницу на должность заведующей фельдшерско-акушерским пунктом <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ истцу присвоен ... разряд заведующей - фельдшера фельдшерско-акушерским пунктом <адрес> (л.д. 11).

Как следует из справки <адрес> территориальной администрации Горноуральского городского округа от 3 сентября 2010 года № 72, истец работала заведующей фельдшерского пункта <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и имела совместительство в должности фельдшера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; находилась в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15). Основание выдачи справки расчетно-платежные документы за ... г. Организация взяла на себя ответственность за достоверность сведений, содержащихся в справке.

Из вышеизложенного следует, что выполняла основные обязанности фельдшера и дополнительные обязанности заведующей по административному руководству фельдшерско-акушерского пункта, за что производилась дополнительная оплата труда.

Неполное или неправильное наименование должности и учреждения не может являться основанием к отказу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Факт осуществления лечебной деятельности в сельской местности не оспаривается стороной ответчика.

Спорные периоды подлежат включению в специальный стаж истца в календарном исчислении.

В соответствии с пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

В период по беременности и родам производится выплата пособия по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам. Основанием для назначения данного вида пособия является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности. Следовательно, отпуск по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по государственному социальному страхованию (пособия по беременности и родам) в период временной нетрудоспособности. Спорный период отпуска по беременности и родам подлежит включению в специальный стаж в календарном исчислении.

Кроме того, ни Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ни ранее действовавший Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», ни иные федеральные законы непосредственно не содержат запрета на включение в специальный трудовой стаж в календарном исчислении периодов нахождения работника в отпуске по беременности и родам, при этом, подзаконными нормативными актами установление таких ограничений предусмотренного статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» права отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии недопустимо.

В силу статьи 11 Федерального закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.

Положения трудового законодательства, действовавшего в период до 6 октября 1992 года (статья 167 КЗоТ РСФСР в редакции от 1 апреля 1972 года и от 19 ноября 1982 года, статья 71 Основ законодательства СССР и союзных республик о труде 1970 года, пункты 1, 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей»), предусматривали предоставление женщинам, имеющим детей, по их заявлению дополнительного отпуска без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года (с 1 апреля 1972 года по 18 ноября 1982 года), частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года (с 19 ноября 1982 года до 1 июля 1990 года), дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (с 19 ноября 1982 года до 30 ноября 1989 года), частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (с 1 июля 1990 года) и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (с 1 декабря 1989 года). Частично оплачиваемые отпуска и дополнительные отпуска без сохранения заработной платы, предоставлявшиеся до 6 октября 1992 года, засчитывались в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий, включая пенсии на льготных условиях и в льготных размерах (пункт 21 Разъяснений от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и пенсию за выслугу лет», утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29).

Таким образом, спорные периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком, имевшим место до 6 октября 1992 года, подлежат включению в специальный стаж в календарном исчислении.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что, трудовая деятельность истца в спорные периоды отвечает требованиям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решение комиссии об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости создает препятствие к осуществлению истцу своего права на пенсионное обеспечение (статья 39 Конституции Российской Федерации) и подлежит признанию незаконным, а спорные периоды работы - включению в специальный стаж в календарном исчислении.

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования КАСИЛИНОЙ Р.Я. удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от 28 декабря 2010 года № 4821 об отказе КАСИЛИНОЙ Р.Я. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Признать за КАСИЛИНОЙ Р.Я. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области включить в специальный стаж КАСИЛИНОЙ Р.Я., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в календарном исчислении периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - фельдшерский пункт <адрес>, заведующая фельдшерским пунктом, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по беременности и родам, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отпуск по уходу за ребенком, за исключением отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; и назначить КАСИЛИНОЙ Р.Я. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Председательствующий - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА

Мотивированный текст решения изготовлен 19 апреля 2011 года.

Судья -        М.В. ПЕСТЕРНИКОВА