2-560/2011 решение от 12.04.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 апреля 2011 года        город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:

председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.

при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д.,

с участием:

старшего прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области МАСЛЕННИКОВА В.А.,

представителя Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Ленинскому району города Нижний Тагил - главного специалиста отдела опеки и попечительства САЗОНОВОЙ С.С., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ ,

истца ДУБИНИНОЙ К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-560/2011 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах ДУБИНИНОЙ К.С. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Правительству Свердловской области, Министерству финансов Свердловской области. Свердловскому областному государственному учреждению «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» и Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

21 февраля 2011 года прокурор Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах ВАВИЛОВОЙ К.С. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в котором просил:

признать незаконным бездействие Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, выразившееся в не приобретении в 2010 году жилья для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - ВАВИЛОВОЙ К.С.;

возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в срок 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в муниципальном образовании «город Нижний Тагил» Свердловской области для ВАВИЛОВОЙ К.С.; безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования «город Нижний Тагил» для целевого распределения его ВАВИЛОВОЙ К.С.;

обязать Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» оформить полученную квартиру в собственность муниципального образования и предоставить переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилое помещение, приобретенное для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - ВАВИЛОВОЙ К.С. по договору социального найма.

ДД.ММ.ГГГГ ВАВИЛОВА К.С. вступила в брак, после заключения брака ей присвоена фамилия ДУБИНИНА, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии <...> , выданным ДД.ММ.ГГГГ отделом записи актов гражданского состояния Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области, запись акта о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что ДУБИНИНА К.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; ее мать Т.. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отца юридически нет, она воспитывалась опекуном З., которая приходится ей прабабушкой и в качестве опекаемой истец была зарегистрирована в квартире опекуна ДД.ММ.ГГГГ. В связи с отсутствием закрепленного жилья на момент достижения возраста 18 лет Постановлением Главы города Нижний Тагил от 19 марта 2009 года № 292 ДУБИНИНА К.С. принята на учет нуждающихся по льготному списку по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Несмотря на то, что по статусу жилье ей полагалось предоставить во внеочередном порядке, до настоящего времени ДУБИНИНОЙ К.С. жилое помещение Министерством строительства и архитектуры Свердловской области не приобретено, и по договору социального найма Администрацией города Нижний Тагил не предоставлено. На 21 января 2011 года в списке на предоставление жилья истец значится под номером 147. В соответствии с практикой Европейского суда по правам человека недостаточность средств не может служить основанием для неисполнения государством принятых на себя обязательств по обеспечению прав.

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с частью 3 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Свердловской области, Министерство финансов Свердловской области, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства; в соответствии со статьей 43 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечен Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Министерство социальной защиты населения Свердловской области Управление социальной защиты населения по Ленинскому району города Нижний Тагил.

Старший помощник прокурора Ленинского района город Нижний Тагил Свердловской области МАСЛЕННИКОВ В.А. и истец ДУБИНИНА К.С. в судебном заседании заявленные исковые требования, основание и предмет иска поддержали.

Представитель Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Ленинскому району города Нижний Тагил САЗОНОВА С.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, считает их обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв на исковое заявление от 7 апреля 2011 года № ФА/02-С-1219, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

В обоснование своей позиции по делу представитель ответчика в письменном отзыве указал, что Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» не является ответчикам по делам данной категории, поскольку деятельность Фонда носит производный от функций Министерства строительства и архитектуры Свердловской области характер и сводится к размещению заказов на строительство жилья для указанной категории граждан.

В целях реализации Постановления Правительства Свердловской области № 646-ПП от 20 апреля 2010 года «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета» Фондом в рамках выделенных средств в 2010 году было приобретено 6 квартир на вторичном рынке для указанной категории граждан города Нижний Тагил, которые в настоящее время уже распределены, на 2011 год план распределения еще не утвержден. Таким образом, указанный выше порядок действует и исполняется.

В настоящее время в списках на внеочередное получения жилья в муниципальных образования на территории Свердловской области состоит более 5566 человек, из них у более 2744 человек уже возникло право на внеочередное получение жилого помещения (достижение 18-летнего возраста). Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и достигших возраста 18 лет по городу Нижний Тагил по состоянию на 11 ноября 2010 года, в городе Нижний Тагил, кроме истца, 367 граждан указанной социальной категории нуждаются в предоставлении жилого помещения. В случае удовлетворения заявленных исковых требований предоставление истцу жилого помещения будет противоречить установленному Правительством Свердловской области Порядку и может поставить под угрозу обеспечение жилыми помещениями иных лиц той же социальной категории с нарушением их прав.

Нарушение прав истца нет (она поставлена на учет для внеочередного обеспечения жильем и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, будет обеспечена жильем), т.к. соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.

Представитель Министерства финансов Свердловской области надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв на исковое заявление от 1 апреля 2011 года № 13-11-214, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

В обоснование своей позиции по делу представитель ответчика в письменном отзыве указал, Министерство финансов Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по управлению средствами областного бюджета. В функции Министерства финансов Свердловской области входит организация исполнения областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства.

Министерство финансов Свердловской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности детям-сиротам.

В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В целях исполнения данного расходного обязательства в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения ежегодно предусматриваются бюджетные средства. Согласно Закону Свердловской области от 26 ноября 2010 года № 100-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» в 2011 году эта сумма составляет 350 000 тыс. руб.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 84-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», Постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года № 163-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» и Законом Свердловской области от 26 ноября 2010 года № 100-ФЗ «Об областном бюджете на 2011 год» функции главного распорядителя средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Получателем бюджетных средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, согласно Порядку является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, осуществляющий размещение государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и заключение государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений.

Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований.

Построенные и приобретенные жилые помещения зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования и после распределения их детям-сиротам безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Распределение детям-сиротам жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, являющимися основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований договоров социального найма жилых помещений с детьми-сиротами.

Все юридически значимые действия, необходимые для своевременной передачи построенных (приобретенных) жилых помещений для детей-сирот, должны быть совершены органами местного самоуправления: прием передаваемого имущества в собственность муниципального образования, государственная регистрация права собственности на переданное имущество, зачисление данного имущества в реестр муниципального имущества, оплата расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений, заселение данных жилых помещений.

Министерство финансов Свердловской области в предоставлении жилья детям-сиротам не участвует, такое полномочие Положение о Министерстве финансов Свердловской области, утвержденное Постановлением Правительства Свердловской области от 18 января 2010 года № 1524-ПП, не предусматривает.

Представители ответчика Министерства строительства и архитектуры по Свердловской области, Правительства Свердловской области и Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, что в соответствии с частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует разрешению спора по существу в отсутствие представителей ответчиков.

Заслушав пояснения стороны истца, огласив письменные отзывы ответчиков, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 38, частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года № 163-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» и Законом Свердловской области от 26 ноября 2010 года № 100-ФЗ «Об областном бюджете на 2011 год» функции главного распорядителя средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

В соответствии с указанным Порядком получателем бюджетных средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, осуществляющий размещение государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключение государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений.

Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.

Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из общей площади жилого помещения до 45 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, но не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области.

Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Списки нуждающихся в жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований.

Для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади.

Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты получения адресного перечня жилых помещений представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам предварительно согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.

Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.

Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней с даты получения от Фонда сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.

Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений.

В судебном заседании установлено, что Постановлением главы администрации Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней ВАВИЛОВОЙ К.С. ДД.ММ.ГГГГ учреждена опека, опекуном назначена прабабушка З. (л.д.22). Опека учреждена по основаниям того, что мать Т. проживает в другом городе, участия в воспитании дочери не принимает с ее рождения, в отношении матери будет ставиться вопрос о лишении ее родительских прав, отца у девочки юридически нет. Данным постановлением жилая площадь за истцом не закреплялась. ДД.ММ.ГГГГ мать истца Т. умерла (л.д. 24).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обучалась в ГОУ НПО ПУ <...> (л.д. 21). Истец зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства опекуна по адресу: г. Н. Тагил, <адрес> (л.д. 6); данная квартира предоставлена опекуну на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7); истец в собственности жилья не имеет (л.д. 8, л.д. 9, л.д.10).

Постановлением Главы города Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении предложений городской комиссии по жилищным вопросам» истица как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированный в <...> по адресу: г.Н.Тагил, <адрес>, принят на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Как следует из извещения Управления учета и распределения жилья Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23), истец составом семьи из 1 человека состоит на учете нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда по городу Нижний Тагил с ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 19 января 2011 года «О списках очередности граждан на получение жилой площзади по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» <...> истцу установлена очередь по списку граждан, нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда по городу Нижний Тагил. Истец включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по городу Нижний Тагил, очередь по данному списку на ДД.ММ.ГГГГ .

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец достигла возраста 21 года, является лицом из числа детей-сирот, не имеет закрепленного жилого помещения. В силу вышеприведенных норм права истец имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органом местного самоуправления истец правомерно включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по городу Нижний Тагил, однако в течение 2010 года и до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечена, чем нарушены гарантированные государством права истца на внеочередное обеспечение жилой площадью, как меры социальной поддержки.

Ссылки ответчиков на недостаточность денежных средств, на необоснованность заявленных требований, влекущих нарушение Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, посредством строительства (приобретения) жилого помещения для истца вне рамок выделенных денежных средств на эти цели, и нарушение прав лиц, относящихся к той же социальной категории, что и истец, суд находит несостоятельными. Российская Федерации провозгласила себя социальным государством, что закреплено в части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государство и его органы, принявшее на себя обязательство по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны исполнять данные обязательства и недостаточность денежных средств не может служить основанием для неисполнения государством и его органами принятых на себя обязательств. Удовлетворение требований истца не может повлечь нарушение прав других лиц, относящихся к той же социальной категории, поскольку их права не взаимосвязаны и удовлетворение требований истца не исключает и умаляет прав других лиц, защита и соблюдение которых возложена на государственные органы исполнительной власти. Исходя буквального толкования статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке.

В судебном заседании установлено, что право истца на получение жилья социального использования нарушено, то соответственно на ответчиков должна быть возложена обязанность по участию в процедуре предоставления жилья, установленной Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, принятого во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». При этом, определение судом срока исполнения обязанностей по приобретению жилья и передаче его в муниципальную собственность суд находит нецелесообразным.

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах ДУБИНИНОЙ (добрачная фамилия ВАВИЛОВА) К.С. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства и архитектуры свердловской области, выразившееся в не приобретении в 2010 году жилого помещения ДУБИНИНОЙ (добрачная фамилия ВАВИЛОВА) К.С., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области построить (приобрести) жилое помещение за счет средств областного бюджета Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области, для ДУБИНИНОЙ (добрачная фамилия ВАВИЛОВА) К.С. и безвозмездно передать построенное (приобретенное) жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области для целевого распределения его ДУБИНИНОЙ (добрачная фамилия ВАВИЛОВА) К.С..

Обязать Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области оформить переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области построенное (приобретенное) жилое помещение в муниципальную собственность и заключить с ДУБИНИНОЙ (добрачная фамилия ВАВИЛОВА) К.С. договор социального найма жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей кассационной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

<...>

Мотивированный текст решения изготовлен 19 апреля 2011 года.

<...>

Судья -         М.В. ПЕСТЕРНИКОВА