2-898/2011 решение от 26.05.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 мая 2011 года         город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:

председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.

при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д.,

с участием:

истца РОЩИНОЙ М.В.

представителя ответчика Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области - ... ПЕТУХОВОЙ О.В., доверенность от 28 января 2011 года № 03-984,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-898/2011 по иску РОЩИНОЙ М.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от 31 декабря 2010 года № 1871 в педагогический стаж РОЩИНОЙ М.В., дающийправо на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей,при оценке пенсионных прав в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, не приняты к зачету следующие периоды:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... лет ... месяцев ... дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... лет ... месяцев ... дня) - детский сад-ясли , учебные отпуска; поскольку в указанные периоды не осуществлялась педагогическая деятельность в соответствии со статьей 80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также Разъяснением Министерства труда Российской Федерации № 5 от 22 мая 1996 года, данные периоды не предусмотрены для включения в стаж на соответствующих видах работ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... лет ... месяцев ... дней) - муниципальное дошкольное образовательное учреждение , воспитатель, в том числе ... дней родителям ребенка-инвалида, которые истцом не оспариваются; поскольку наименование учреждения не соответствует Спискам должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1991 года № 463 и от 22 сентября 1999 года № 1067.

В досрочном назначении трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 25 лет, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отказано.

14 апреля 2011 года истец РОЩИНА М.В. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности; признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости; возложении обязанности включить спорные периоды работы в специальный стаж и досрочно назначить трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований указала, что в период учебных отпусков в соответствии с действующим трудовым законодательством за ней сохранялось рабочее место и учебная нагрузка, что является основанием для включения учебного отпуска в специальный трудовой стаж. Ранее действующее законодательство не предусматривало ограничений по включению в специальный стаж учебных отпусков, имевших место до выхода разъяснений Министерства труда Российской Федерации № 5 от 22 мая 1996 года.

В период работы в МДОУ осуществляла педагогическую деятельность в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, которое имело лицензию и государственную аккредитацию, реализовывала общеобразовательные программы, исполняла обязанности воспитателя.

Истец РОЩИНА М.В. в судебном заседании исковые требования уточнила, просила обязать ответчика назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку при подсчете стажа была допущена ошибка, в остальной части заявленные требования, основание и предмет иска поддержала.

Представитель ответчика Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области ПЕТУХОВА О.В. предъявленные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе истцу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав истца и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потури кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со статьями 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 1 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.

Согласно статье 7, подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Принятый к зачету специальный стаж педагогической деятельностив учреждениях для детей, при оценке пенсионных прав истца в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, составил 24 года 03 месяца 07 дней.

Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года № 70 утверждено разъяснение «О некоторых вопросах установления пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе льготного порядка исчисления стажа).

В соответствии с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 1 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правого регулирования.

Конституционный суд Российской Федерации в постановлении указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Следовательно, при оценке прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Согласно пункту 4 Постановления Правительства от 22 сентября 1999 года № 1067 и пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству образования Российской Федерации) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (статья 39 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, в силу статьей 2, 18 Конституции Российской Федерации, уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.

Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера трудовой деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществления истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должности и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности, организаций, в которых он работал и т.п.).

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации № 953 от 22 сентября 1993 года) утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 1 ноября 1999 года. В Списке поименованы «детские сады всех наименований, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли; воспитатель». Аналогичные наименования дошкольных учреждений и должностей содержатся и в Списках, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 22 сентября 1999 года № 1067 и от 29 октября 2002 года №781.

Из содержания Списка и Правил, утвержденных вышеуказанными Постановлениями Правительства Российской Федерации, следует, что в основу перечня наименований учреждений положено деление образовательных учреждений по форме собственности (государственные, муниципальные), организационно - правовой форме (учреждения), типам (общеобразовательные, специальные (коррекционные) и др.) и видам (коррекционные учреждения дошкольного образования, коррекционные общеобразовательные учреждения и коррекционные учреждения начального профессионального образования), что в полной мере соответствует положениям статьи 12 Закона Российской Федерации «Об образовании».

В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно - правовую форму и характер деятельности юридического лица. Наименование юридического лица имеет своей целью его индивидуализацию и в этом значении Список должен содержать перечень всех образовательных учреждений, прошедших государственную регистрацию на территории Российской Федерации, в том числе с указанием места нахождения юридического лица. Однако, Списки содержат классификацию образовательных учреждений не по наименованию юридических лиц, а по их правовому статусу, содержание которого определяется не наименованием юридического лица, а его учредительными документами.

Согласно статье 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 13 Закона Российской Федерации «Об образовании», в Уставе образовательного учреждения определяется его наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения, организационно - правовая форма, типы и виды реализуемых образовательных программ.

В соответствии со статьей 12 Закона Российской федерации «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников.

Как установлено в судебном заседании, истец, работая в муниципальном дошкольном образовательном учреждении , занимала должность воспитателя, работала в дошкольном образовательном учреждении, которое оказывало образовательные услуги детям дошкольного возраста, и ее работа непосредственно была связана с выполнением возложенных на нее функций.

Педагогическая деятельность истца и вышеуказанные обстоятельства подтверждаются следующими копиями документов:

трудовой книжкой, согласно которой истец со ДД.ММ.ГГГГ работает в должности воспитателя в детском саду-яслях по настоящее время, за указанный период менялся собственник и неоднократно изменялось наименование учреждения;

уточняющей справкой Управления образования Администрации города Нижний Тагил от 5 апреля 2011 года № 205, подтверждающей вышеуказанный период работы в дошкольном образовательном учреждении;

Уставом МДОУ «Детский сад комбинированного вида» от 2005 года, в котором прописано, что учреждение создано Приказом по Нижнетагильскому городскому отделу народного образования от 14 февраля 1984 года № 19, передано от ... завода в Дзержинский районный отдел народного образования на основании Постановления Главы Администрации города Нижний Тагил от 2 ноября 1992 года № 398 «О передаче детских учреждений ... завода в муниципальную собственность», переименовано на основании Постановления Главы Администрации Дзержинского района города Нижний Тагил от 26 июня 2002 года № 304 в МДОУ «Детский сад комбинированного вида» в целях осуществления образовательной деятельности по реализации программ дошкольного образования, программ дошкольного образования компенсирующего вида для детей с нарушением речи, обеспечивающих сохранение здоровья, личностное развитие, социальную адаптацию воспитанников и квалифицированную коррекцию отклонений в речевом развитии;

свидетельством о государственной регистрации учреждения на основании Постановления Главы Администрации Дзержинского района города Нижний Тагил от 13 июня 1997 года № 466, в котором указаны основные виды деятельности учреждения - образовательная деятельность в сфере дошкольного образования;

лицензиями от 5 марта 1998 года регистрационный номер 4057 и от 17 марта 2003 года регистрационный номер 7951 на право осуществления образовательной деятельности в сфере дошкольного образования с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции в развитии речи;

свидетельством о государственной аккредитации от 16 марта 2005 года регистрационный номер 1578, подтверждающего статус дошкольного образовательного учреждения - детский сад комбинированного вида, реализующего программы дошкольного образования компенсирующего вида для детей с нарушением речи.

Неполное наименование дошкольного образовательного учреждения не является препятствием для ограничения права истца на досрочное социальное обеспечение.

В соответствии с пунктом 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР 17 декабря 1959 года № 1397, и утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953, пункта 3 Приложения № 6 к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года № 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

В судебном заседании установлено, что истец, осуществляя с ... года педагогическую деятельность в дошкольном образовательном учреждении, находилась в учебном отпуске в ... году в период действия указанных норм права, получая педагогическое образование по специальности - дошкольное воспитание с присвоением квалификации воспитателя в дошкольных учреждениях. После получения педагогического образования за ним следовала педагогическая деятельность. С учетом положений статей 6 (часть 1), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 19, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, указанные периоды нахождения истца в учебном отпуске подлежат включению в специальный стаж по специальности при досрочном назначении пенсии по старости, независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, по делу собрано достаточно доказательств, подтверждающих осуществления истцом педагогической деятельности, отвечающей требованиям подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Право на досрочное назначение пенсии с учетом принятых к зачету в специальный стаж и подлежащих принятию к зачету возникает с ДД.ММ.ГГГГ. На дату обращения за назначением пенсии 4 октября 2010 года истец не имела возможности правильно определить дату возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решение об отказе в назначении пенсии принято 31 декабря 2010 года.

Решение комиссии об отказе истцу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости создает препятствие истцу в осуществлении своего права на пенсионное обеспечение и подлежит признанию незаконным, спорные периоды - включению в специальный трудовой стаж.

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования РОЩИНОЙ М.В. удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от 31 декабря 2010 года № 1871 об отказе РОЩИНОЙ М.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Признать за РОЩИНОЙ М.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области включить в специальный стаж РОЩИНОЙ М.В., дающийправо на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей,периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... лет ... месяцев ... дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... лет ... месяцев ... дня) - детский сад-ясли , учебные отпуска; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... лет ... месяцев ... дней) - муниципальное дошкольное образовательное учреждение , воспитатель, за исключением ... дней родителям ребенка-инвалида; и назначить РОЩИНОЙ М.В. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Председательствующий - М.В ПЕСТЕРНИКОВА

Мотивированный текст решения изготовлен 26 мая 2011 года.

Судья -        М.В. ПЕСТЕРНИКОВА