2-472/2011 решение от 31.03.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 марта 2011 года        город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:

председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.

при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д.,

с участием:

истца БУЛЬОН Л.М., представителя истца ЕФРЕМОВА Ю.Н.,

представителя ответчика Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области - ... ТОЛСТОНОЖЕНКО Ю.А., доверенность от 29 апреля 2010 года № 03-5106,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-472/2011 по иску БУЛЬОН Л.М. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от 17 декабря 2010 года № 5848 БУЛЬОН Л.М. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 30 лет, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.

При оценке пенсионных прав в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 в специальный трудовой стаж БУЛЬОН Л.М., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не приняты к зачету период работы:

в календарном и льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... года ... месяцев ... дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... года ... месяцев ... дней) - Детское медицинское объединение , стационар, хирургическое отделение, медицинская сестра; поскольку наименование учреждения не предусмотрено Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава Российской Федерации от 3 ноября 1999 года № 395, применяемой к Списку профессий и должностей, работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464;

в календарном исчислении: со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... лет ... месяца ... дня) - ГУИН Минюст РФ по Свердловской области, учреждение УЩ , дом ребенка, медсестра; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... лет ... месяцев ... дней) - ГУИН Минюст РФ по Свердловской области, учреждение УЩ , дом ребенка, старшая медсестра; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... года ... месяца ... день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... года ... месяца ... дня) - ФГУ ГУФСИН по Свердловской области, исправительная колония , дом ребенка, старшая медсестра; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... лет ... месяца ... дней) - ФГУ ГУФСИН по Свердловской области, исправительная колония , дом ребенка, главная медсестра; поскольку учреждение не обладает статусом юридического лица, пункт 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, применить невозможно, дом ребенка не поименован в числе структурных подразделений.

Истец БУЛЬОН Л.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ; отмене решения об отказе в назначении пенсии от 17 декабря 2010 года № 5848 и признании его необоснованным и недействующим; включении оспариваемых периодов работы в специальный трудовой стаж в соответствующем исчислении; возложении обязанности назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований истец указала, что период работы в хирургическом отделении стационара Муниципального учреждения Детское медицинское объединение в должности медицинской сестры подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку учреждение было преобразовано в результате переименования Городской детской больницы. При этом цели и задачи учреждения и ее должностные обязанности не изменялись.

Дом ребенка как учреждение здравоохранения предусмотрен Списком Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2001 года № 781. Приказом Минздрава Российской Федерации от 24 января 2003 года № 2 утверждено Положение об организации деятельности дома ребенка. Приказом Минздрава и Минюста Российской Федерации от 9 августа 2001 года № 310/241 «Об утверждении Номенклатуры учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста Российской Федерации» в разделе «лечебно-профилактические учреждения» предусмотрены дома ребенка, которые являются структурными подразделениями стационарного типа исправительного учреждения, предназначенные для медицинского обслуживания осужденных женщин, содержащихся в исправительном учреждении и рожденных ими детей. В соответствии с указанными нормативными актами администрацией ИК Приказом от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Положение о доме ребенка, должностные инструкции медицинской сестры, старшей медицинской сестры.

Отсутствие статуса юридического лица дома ребенка, структурно входящего в состав исправительного учреждения согласно штатным нормативам, не исключает возможность включение в специальный медицинский стаж оспариваемого периода, поскольку в пенсионном законодательстве отсутствует обязательное условие - наличие юридического лица медицинского учреждения.

Истец БУЛЬОН Л.М. и представитель истца ЕФРЕМОВ Ю.Н. в судебном заседании заявленные требования, основание и предмет иска поддержали.

Представитель ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Нижний Тагил Свердловской области ТОЛСТОНОЖЕНКО Ю.А. в судебном заседании предъявленные требования не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе истцу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Просила в удовлетворении иска отказать.

Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со статьями 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 1 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.

Согласно статьей 7, подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года № 70 утверждено разъяснение «О некоторых вопросах установления пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе льготного порядка исчисления стажа).

В соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 1 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правого регулирования.

Конституционный суд Российской Федерации указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Следовательно, при оценке прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

При оценке пенсионных прав в соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, принятый к зачету специальный стаж лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения составил ... лет ... месяца ... дня.

Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 и пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству образования Российской Федерации) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (статья 39 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, в силу статей 2, 18 Конституции Российской Федерации уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 9 Постановления от 20 декабря 2005 года № 25 разъяснил, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения установленного законом возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации) тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 27 августа 1992 года № 634, от 23 июля 1993 года № 701, от 22 сентября 1993 года № 953) утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работы в которых по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 1 ноября 1999 года. В Списке поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Вышеуказанным постановлением в пункте 2 установлено, что врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.

В судебном заседании установлено, что во исполнение решения Свердловского Облисполкома от 11 декабря 1990 года № 455 «О переводе здравоохранения области с 1991 года в систему нового хозяйственного механизма», решения Нижнетагильского Горисполкома от 5 мая 1991 года № 174 «О поэтапном переходе лечебно-профилактических учреждений на новый хозяйственный механизм», приказа Нижнетагильского Горздравотдела от 20 мая 1991 года № 83-П «По разукрупнению ЛПУ города», Детская городская больница с ДД.ММ.ГГГГ переименована в Детское медицинское объединение .

Согласно Уставу Детского медицинского объединения , утвержденного решение исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ, ДМО является самостоятельным учреждением здравоохранения; в структуре медицинского учреждения находились: стационар на 148 коек, из них 60 - городского отделения детской хирургии, 40 - городского ЛОР отделения, 45 - городского нефрологического отделения, 3 койки палаты реанимации и интенсивной терапии, стационар дневного пребывания, детские поликлиники и , отделение восстановительного лечения, кухня детского питания.

Целью и предметом деятельности медицинского учреждения являлось осуществление квалифицированной специализированной и профилактической помощи детскому населению в соответствии с уровнем, технологиями, стандартами диагностики и лечения, конечными результатами, определяемыми договором по следующим направлениям: хирургия, урология, ортопедия, нефрология, гематология, эндокринология; поликлинической медицинской помощи детскому населению.

В судебном заседании установлено, что истец осуществляла трудовую деятельность в спорные периоды работы в должности медицинской сестры хирургического отделения стационара МУЗ «Детское медицинское объединение ».

Отсутствие в наименовании учреждения слова «больница» не может повлечь ограничение прав истца, поскольку ее деятельность осуществлялась в лечебно-профилактическом учреждении больничного типа в хирургическом отделении стационара.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 утвержден Список профессий и должностей, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, применяемый к периодам работы с 12 ноября 2002 года, а также Правила исчисления периодов работы. В Списке поименованы в числе среднего медицинского персонала - медицинская сестра; в числе учреждений - дом ребенка.

Приказом Минздрава Российской Федерации от 24 января 2003 года № 2 утверждено Положение об организации деятельности дома ребенка. Приказом Минздрава и Минюста Российской Федерации от 9 августа 2001 года № 310/241 «Об утверждении Номенклатуры учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста Российской Федерации» в разделе «лечебно-профилактические учреждения» предусмотрены дома ребенка, которые являются структурными подразделениями стационарного типа исправительного учреждения, предназначенные для медицинского обслуживания осужденных женщин, содержащихся в исправительном учреждении и рожденных ими детей. В соответствии с указанными нормативными актами администрацией ИК Приказом от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Положение о доме ребенка, должностные инструкции медицинской сестры, старшей медицинской сестры.

Отсутствие статуса юридического лица дома ребенка, структурно входящего в состав исправительного учреждения согласно штатным нормативам, не исключает возможность включение в специальный медицинский стаж оспариваемого периода, поскольку в пенсионном законодательстве отсутствует обязательное условие - наличие юридического лица медицинского учреждения.

Статьей 19 Конституции Российской Федерации гарантируется равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Данное конституционное предписание следует рассматривать и как гарантию равенства пенсионных прав медицинского состава лечебно-профилактических учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности.

Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в соответствии с конституционными положениями в качестве правого основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности (особый вид специального трудового стажа).

Поскольку федеральным законом не предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение по возрасту для граждан, работающих в сфере лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, отказ истцу в назначении пенсии в зависимости от правового статуса учреждений является необоснованным и ведет к ущемлению его конституционного права. Пенсия за выслугу лет медицинским работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, в которых они осуществляли трудовую деятельность.

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования БУЛЬОН Л.М. удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от 17 декабря 2010 года № 5848 об отказе БУЛЬОН Л.М. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и недействующим со дня его принятия.

Признать за БУЛЬОН Л.М. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области включить в специальный стаж БУЛЬОН Л.М., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, следующие периоды работы: в календарном и льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... года ... месяцев ... дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... года ... месяцев ... дней) - Детское медицинское объединение , стационар, хирургическое отделение, медицинская сестра; в календарном исчислении: со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... лет ... месяца ... дня) - ГУИН Минюст РФ по Свердловской области, учреждение УЩ , дом ребенка, медсестра; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... лет ... месяцев ... дней) - ГУИН Минюст РФ по Свердловской области, учреждение УЩ , дом ребенка, старшая медсестра; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... года ... месяца ... день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... года ... месяца ... дня) - ФГУ ГУФСИН по Свердловской области, исправительная колония , дом ребенка, старшая медсестра; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... лет ... месяца ... дней) - ФГУ ГУФСИН по Свердловской области, исправительная колония , дом ребенка, главная медсестра; и назначить БУЛЬОН Л.М. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Председательствующий - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА

Мотивированный текст решения изготовлен 7 апреля 2011 года.

Судья -        М.В. ПЕСТЕРНИКОВА