РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 апреля 2011 года город Нижний Тагил Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В. при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д., с участием: представителя ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области - ведущего специалиста-эксперта (юрисконсульта) юридического отдела ПЕТУХОВОЙ О.В., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ №, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-704/2011 по иску Вахрушевой Н.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признание права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № при оценке пенсионных прав Вахрушевой Н.В. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № принято к зачету в специальный стаж педагогической деятельности <...> лет <...> месяцев <...> дня. В специальный трудовой стаж Вахрушевой Н.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, не зачтены периоды трудовой деятельности: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...> лет <...> месяцев <...> дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...> лет <...> месяц <...> дней) - Детский комбинат №, <...>, воспитатель, поскольку наименование учреждения «детский комбинат» не поименован Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года; с ДД.ММ.ГГГГ года учреждение не обладало статусом юридического лица. Пункт 13 Правил, утвержденных указанным Постановлением Правительства Российской Федерации применить невозможно, т.к. «детский комбинат» не поименован в числе структурных подразделений. Кроме того в указанный период имело место обучение в <...> институте в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при этом архивными документами количество и продолжительность учебных отпусков не определены. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...> лет <...> месяцев <...> дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...> лет <...> месяц <...> дней) - Детский сад № <...>, воспитатель, учебные отпуска; поскольку в данные периоды педагогическая деятельность не осуществлялась; В назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 25 лет, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ отказано. 1 марта 2011 года истец ВАХРУШЕВА Н.В. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности; признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости; возложении обязанности включить спорные периоды в специальный трудовой стаж и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований указала, что наименование учреждения «детский комбинат» не является нормативным, поэтому оно не предусмотрено Списком. Ненормативное наименование учреждения, не может служить отказом в назначении досрочной пенсии по старости, поскольку детский комбинат объединял два вида дошкольных учреждений - яслей и детских садов - в единое дошкольное учреждение, ее деятельность была связана с процессом обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Нормативных актов, подтверждающих переименование детского сада в детский комбинат, не имеется, что подтверждается тот факт, что в данном случае имеет место неправильная запись в трудовой книжке. Трудовой кодекс Российской Федерации в главе 26 предусматривает предоставление гарантий и компенсации лицам, совмещающим работу с обучением, в том числе и предоставление оплачиваемых отпусков. При предоставлении таких оплачиваемых отпусков, за работника учреждения в полном объеме производят соответствующие отчисления, в том числе в и в органы Пенсионного фонда. Ссылка ответчика на Разъяснения Министерства труда Российской Федерации №5 от 22 мая 1996 года необоснованна, поскольку периоды нахождения истицы в учебных отпусках приходились на более раннее время (1989-1990 годы), когда таких разъяснений еще не было, и ограничений по включению в специальный стаж учебных периодов не существовало. Более того, в применяемых к тем периодам Списках, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР №463 от 06 сентября 1991 года, отсутствует требование о выполнении нормы рабочего времени за ставку. Согласно теории права, нормативный акт, ухудшающий положение гражданина, не имеет обратной силы и не может применяться к периодам, следующим до его вступления в законную силу. Поскольку Постановление Правительства Российской Федерации № 516 было принято только 11 июля 2002 года, оно не может применяться к периодам работы, происходившей до этой даты. При оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично). Поскольку она работала, не являлась уволенной, на период сессии за ней сохранялось рабочее время и учебная нагрузка, считает, что спорные периоды подлежат включению в специальный стаж. Истец ВАХРУШЕВА Н.В. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом уведомлена о времени и месте судебного разбирательства, направила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие истца. Представитель ответчика Государственного учреждении Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области ПЕТУХОВА О.В. в судебном заседании предъявленные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в назначении пенсии. В удовлетворении исковых требований просила отказать. Заслушав пояснения стороны ответчика, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потури кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии со статьями 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 1 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона. Согласно статье 7, подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Принятый к зачету специальный стаж педагогической деятельности истца в учреждениях для детей, при оценке пенсионных прав по действующему пенсионному законодательству составил <...> лет <...> месяцев <...> дня. Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года утверждены Списки и Правила, применяемые при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 28 Федерального закона, которые содержат наименования образовательных учреждений и структурных подразделений государственных и муниципальных организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет), в том числе, детские сады всех наименований, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли; наименование должности - воспитатель. Аналогичные наименования учреждений и должностей поименованы в Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 (в редакции от 22 сентября 1993 года № 953), применяемого к периодам работы до 1 ноября 1999 года, и в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, применяемого к периодам работы с 1 ноября 1999 года до 12 ноября 2002 года. Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству образования Российской Федерации) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (статья 39 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, в силу статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан. Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера трудовой деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществления истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должности и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности, организаций, в которых он работал и т.п.). В соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 1 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правого регулирования. Конституционный суд Российской Федерации в постановлении указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Следовательно, при оценке прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично). В интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста разных лет жизни постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 года № 558 принято решение об объединении двух видов детских дошкольных учреждений - яслей и детских садов - в единое дошкольное учреждение. Инструкцией о порядке объединения яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения «ясли-сад» и комплектования их детьми, утвержденной министром просвещения РСФСР от 22 августа 1959 года и министром здравоохранения РСФСР от 25 августа 1959 года, предписано объединенному учреждению присваивать наименование «ясли-сад». На основании указанных нормативных актов учредители детских дошкольных учреждений, в том числе предприятия, организации должны были использовать именно такое наименование. Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства, утвержденный Госкомстатом СССР и Госпланом СССР от 1 января 1976 года (в редакции от 29 октября 1997 года, с изменениями от 15 января, 31 августа 1999 года, 15 февраля 2000 года) в графе дошкольное воспитание содержит наименование дошкольный учреждений: детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки, детские дома, детские приемники-распределители. Стороной истца суду представлен Приказ по нижнетагильскому гороно № 97 от 4 октября 1984 года, согласно которому вновь открываемый детский сад-ясли на 280 мест по <адрес>, зарегистрирован в титульных списках города, ему присвоено наименование детски сад-ясли №. Изменение наименования дошкольного образовательного учреждения «Детский сад-ясли №» суду представлено не было. В данном случае имеет место неправильное наименование учреждения работодателем в приказах о приеме на работу, что повлекло внесение неправильной записи в трудовую книжку истца. Неправильное наименование дошкольного учреждения не может являться основанием для отказа истцу в защите ее прав на социальное обеспечение, кроме того, некоторые нормативные акта отождествляли дошкольные учреждения ясли-сад, как детские комбинаты. В соответствии с пунктом 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР 17 декабря 1959 года № 1397 (с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 года № 593, Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 12 апреля 1984 года № 313), и утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953, пунктом 3 Приложения № 6 к инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года № 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, а также в ряде его определений, статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодатель не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа периодов нахождения в учебных отпусках. В судебном заседании установлено, что истец, осуществляя с <...> года педагогическую деятельность в дошкольных образовательных учреждениях, находилась в учебных отпусках в период действия указанных норм права, получая с <...> года по <...> год педагогическое образование в <...> институте по специальности - педагогика и методика начального обучения; после окончания обучения следовала педагогическая деятельность. С учетом положений статей 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Периоды нахождения истца в учебных отпусках в период действия указанных норм права подлежат включению в специальный стаж по специальности при досрочном назначении пенсии по старости, независимо от количества и продолжительности учебных отпусков, независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Отсутствие статуса юридического лица не исключает возможность включение в специальный педагогический стаж оспариваемого периода, поскольку в пенсионном законодательстве отсутствует обязательное условие - наличие юридического лица образовательного учреждения. Статьей 19 Конституции Российской Федерации гарантируется равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Данное конституционное предписание следует рассматривать и как гарантию равенства пенсионных прав педагогического состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности. Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в соответствии с конституционными положениями в качестве правого основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности (особый вид специального трудового стажа). Поскольку федеральным законом не предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение по возрасту для граждан, работающих в сфере педагогической деятельности, отказ истцу в назначении пенсии в зависимости от правового статуса учреждения является необоснованным и ведет к ущемлению его конституционного права. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, в которых они осуществляли трудовую деятельность. Следовательно, педагогическая деятельность истца отвечает требованиям подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При сложении периодов принятых к зачету и подлежащих включению в специальный стаж, право истца на досрочное назначение пенсии возникает с ДД.ММ.ГГГГ. Истец обратилась за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ, решение об отказе в назначении пенсии принято ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, на дату возникновения права на досрочное назначение пенсии истец не обладала информацией о периодах, не подлежащих включению в специальный трудовой стаж, и не имела возможности определить дату возникновения данного права. Решение пенсионного органа об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости создает препятствия истцу в осуществлении своего права на пенсионное обеспечение. Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Вахрушевой Н.В. удовлетворить. Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Вахрушевой Н.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ. Признать за Вахрушевой Н.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области включить в специальный стаж Вахрушевой Н.В. периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...> лет <...> месяцев <...> дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...> лет <...> месяц <...> дней) - Детский комбинат №, <...>, воспитатель, в том числе учебные отпуска; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...> лет <...> месяцев <...> дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...> лет <...> месяц <...> дней) - Детский сад № №, воспитатель, учебные отпуска; и досрочно назначить Вахрушевой Н.В. трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня вынесения, с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Судья - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА