2-988/2011 решение от 23.05.2011



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,

при секретаре Гуриной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кадеевой О.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,

установил:

В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Кадеева О.В. осуществляет педагогическую деятельность в общеобразовательных учреждениях для детей, в том числе до ДД.ММ.ГГГГ в составе государственных и муниципальных образовательных учреждений.

18.01.2011 Кадеева О.В. представила в отдел назначения, перерасчета и выплаты пенсий Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области (далее - Управление ПФ РФ в городе Нижний Тагил) документы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей независимо от возраста в порядке подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением Управления ПФ РФ в городе Нижний Тагил от 14.03.2011 № 197 из специального трудового стажа Кадеевой О.В. исключен период работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... год ... месяцев) учителем начальных классов Муниципального образовательного учреждения среднего (полного) общего образования города Нижний Тагил,

так как наименование учреждения не предусмотрено Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 (далее - Постановление № 463, Список от 06.09.1991), Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 (далее - Постановление № 781, Список от 29.10.2002).

В досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей независимо от возраста Кадеевой О.В. отказано.

28.04.2011 Кадеева О.В. обратилась в суд с иском к Управлению ПФ РФ в городе Нижний Тагил, в котором просит признать право на досрочное назначение (получение) трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей независимо от возраста в порядке подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ, включить в специальный трудовой стаж педагогической деятельности спорный период работы в должности учителя начальных классов Муниципального образовательного учреждения среднего (полного) общего образования (далее - МОУ СОШ ) и назначить трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование своих требований Кадеева О.В. ссылается на неправильность наименования образовательного учреждения в спорный период работы.

В судебное заседание истец Кадеева О.В. не явилась и просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика также направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что наименование образовательного учреждения в спорный период работы Кадеевой О.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не соответствует нормам пенсионного законодательства и Управление ПФ РФ в городе Нижний Тагил как территориальный орган не вправе устанавливать тождественность профессиональной деятельности.

Исследовав письменные доказательства, суд находит иск Кадеевой О.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

    В соответствии со статьями 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан (в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения) по состоянию на 01.01.2002 производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.

Согласно статьям 7, 27 пункт 1 подпункт 19 Федерального закона в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 319-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения указанного срока лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

    Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

    В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

    Положения подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона в части исключения требования осуществления деятельности в государственных и муниципальных учреждениях распространяются на правоотношения, возникшие с 03.06.2004.

Положение пункта 2 статьи 27 Федерального закона в части установления тождественности профессиональной деятельности распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2002 (статья 2 Федерального закона от 30.12.2008 № 319-ФЗ).

Законодатель, предписывая Правительству Российской Федерации в пункте 2 статьи 27 Федерального закона утверждать соответствующий Список, не наделяет его полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения указанных категорий работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение. При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство Российской Федерации связано не только законодательными нормами, но и обязано учитывать предписания статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.06.2004 № 197-О).

Положение пункта 2 статьи 27 Федерального закона не препятствует суду общей юрисдикции - в случае, если при разрешении конкретного дела он придет к выводу о нарушении конституционных прав и свобод граждан актом Правительства Российской Федерации, определяющим, какие именно списки производств, работ, профессий и должностей, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, должны применяться при досрочном назначении трудовой пенсии, предусмотренной подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, а также о несоответствии предписаний такого акта нормам федерального закона, - принять решение на основе Конституции Российской Федерации и федерального закона (статья 120 Конституции Российской Федерации, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6.03.2003 № 107-О, пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 № 8).

    Продолжительность принятой ответчиком к зачету в соответствии с действующим пенсионным законодательством педагогической деятельности Кадеевой О.В. в учреждениях для детей составила ... года ... месяцев ... день по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по нормам пенсионного законодательства, действовавшего до введения в действие нового правового регулирования, - ... года ... месяцев ... день.

Согласно статье 13 Федерального закона, статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации, Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555, Перечню документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению…, утвержденному Постановлением Минтруда России от 27.02.2002 № 16, трудовой и страховой стаж до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» устанавливается по документам, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

    Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.

    В тех случаях, когда в трудовой книжке содержаться неправильные или неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

    В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона (в том числе пунктом 1 статьи 27), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании, - характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п. (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии»).

Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативных правовых актах (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года).

    В трудовой книжке Кадеевой О.В. имеются записи:

от ДД.ММ.ГГГГ - «Средняя школа . Назначена учителем начальных классов в порядке перевода, ст. 29 п. 5 КЗоТ РСФСР»;

     от ДД.ММ.ГГГГ - «Переименовано в Муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу »;

     от ДД.ММ.ГГГГ - «Уволена переводом в гимназию , пункт 5 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации».

В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Специфика преподавательской деятельности предопределяет установление законодательством специальных требований к осуществляющим ее работникам, в том числе правил, касающихся замещения педагогических должностей в соответствии с нормами трудового законодательства.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Образовательное учреждение является юридическим лицом (статья 12 Закона об образовании).

В Список от 06.09.1991 и Список от 29.10.2002 в разделы «Наименование учреждений» и «Наименование должностей» включены общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований, и должность учителя.

В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком от 06.09.1991, независимо от ведомственной подчиненности учреждений, организаций (пункт 2 Постановления № 463).

В выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком от 06.09.1991, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.

Правила, утвержденные Постановлением № 1067, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 01.11.1999.

Периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, должностной оклад (пункт 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением № 781, далее - Правила от 29.10.2002).

Работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки (пункт 6 Правил от 29.10.2002).

    

Из содержания Списков в целом следует, что в основу перечня наименований учреждений положено деление образовательных учреждений по форме собственности (государственные и муниципальные), организационно-правовой форме (учреждения), типам (общеобразовательные) и видам (школа), что в полной мере соответствует положениям статьи 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» и Типовому Положению об общеобразовательном учреждении, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.1994 № 1008 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196.

Общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: первая ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года); вторая ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5 - 6 лет); третья ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).

    Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

    Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.

    Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности (пункты 32, 34, 35 Типового Положения).

    При этом правовой статус образовательного учреждения, закрепленный в статье 12 Закона Российской Федерации «Об образовании», не может отождествляться с наименованием юридического лица применительно к положениям гражданского законодательства.

    В соответствии со статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 13 Закона Российской Федерации «Об образовании» в уставе образовательного учреждения определяется наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения, его организационно-правовая форма, типы и виды реализуемых образовательных программ.

Постановлением Главы администрации Ленинского района города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ впервые утвержден Устав средней школы и образовательное учреждение переименовано в Муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования .

Согласно Уставу в редакции от ДД.ММ.ГГГГ МОУ СОШ является муниципальным образовательным учреждением среднего (полного) общего образования (пункт 1.1), осуществляет свою деятельность в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении (пункт 1.3), имеет статус юридического лица и свой Устав (пункт 1.2). Поскольку Типовое положение регулирует деятельность общеобразовательных учреждений - школ, лицеев и гимназий (пункт 1 Типового положения), «Муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования », имевшее до утверждения Устава наименование «средняя школа , по своему правовому статусу в полной мере соответствует Спискам.

Постановлением Главы администрации Ленинского района города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ в Устав образовательного учреждения внесены изменения и Муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования переименовано в Муниципальное образовательное учреждение - среднюю школу .

Постановлением Главы администрации Ленинского района города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ вновь внесены изменения в Устав образовательного учреждения и Муниципальное образовательное учреждение - средняя школа переименована в Муниципальное общеобразовательное учреждение - среднюю общеобразовательную школу .

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом образования администрации муниципального образования «Город Нижний Тагил» утвержден Устав образовательного учреждения в новой редакции и Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа переименована в Муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу .

Внесение вышеуказанных изменений в наименование МОУ СОШ постановлениями Главы администрации Ленинского района города Нижний Тагил не является реорганизацией образовательного учреждения в соответствии с положениями статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации.

МОУ СОШ имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , свидетельство о постановке на учет в налоговом органе от ДД.ММ.ГГГГ серии ... , свидетельства о государственной аккредитации от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельство о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Из уточняющей справки МОУ СОШ следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кадеева О.В. работала в должности учителя начальных классов в режиме нормальной продолжительности рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, и не имела нетрудовых периодов.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предоставлено право по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

В сфере образования, здравоохранения и культуры к федеральным органам исполнительной власти, представляющим документы для установления тождества должностей, учреждений, структурных подразделений, отнесены соответственно Министерство образования Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство культуры Российской Федерации.

Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (статья 39 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, в силу статей 2, 18 Конституции Российской Федерации уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.

В письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 30.09.2002 № МЗ-25-27/8791 разъяснено, что возникновение права на пенсию за выслугу лет (досрочное назначение трудовой пенсии по старости) законодатель связывает с осуществлением деятельности в соответствующих учреждениях, а не только с определенным видом деятельности. Это обусловлено не характером деятельности, а повышенной интенсивностью труда педагогических и медицинских работников, приводящего к преждевременной утрате трудоспособности и профессиональной пригодности из-за высоких эмоциональных и физических перегрузок в учреждениях, с установленной и регулируемой органами исполнительной власти нагрузкой и объемом работ.

Федеральный закон от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» не установил требования о необходимости приведения правового статуса учреждений, созданных до даты введения в действие главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть до 08.12.1994, в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Следовательно, территориальные органы ПФР не могут предъявлять требование о регистрации или перерегистрации к учреждениям, созданным до 08.12.1994 и продолжающим действовать до настоящего времени.

Одним из условий реализации права на досрочную пенсию по старости (ранее - пенсия за выслугу лет) является деятельность педагогических и медицинских работников соответственно в учреждениях образования или в лечебно-профилактических (лечебных) учреждениях.

В случаях если при создании организации определено, что она осуществляет свою деятельность на основании Типового положения об организациях данного вида, имеется необходимость изучения соответствующего Типового положения. При наличии в нем требуемых сведений оснований для дополнительных проверок признаков юридического лица не имеется.

Учитывая отсутствие вины заявителей при длительном проведении организацией регистрации учреждения и меры, принимаемые Министерством образования Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, направленные на упорядочение процесса регистрации юридических лиц и урегулирование проблемы, связанной со статусом подведомственных им организаций в целом, необходимо при назначении пенсии дополнительно уточнять статус организации ко дню обращения за пенсией.

Таким образом, если ко дню обращения за назначением пенсии гражданин работал в организации, созданной до 08.12.1994 и имеющей признаки юридического лица, но не зарегистрировавшей статус юридического лица, территориальные органы Пенсионного фонда Российский Федерации могут весь период работы педагогических и медицинских работников (в соответствующих должностях) в соответствующей организации, начиная со дня ее создания, засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также учитывать этот период при конвертации (преобразовании) пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал. При этом в органы ПФР работодателем представляется корректирующая форма для учета индивидуальных сведений о застрахованном лице.

Таким образом, в настоящем гражданском деле отсутствует правовая неопределенность и необходимость установления в вышеуказанном порядке тождественности наименования образовательного учреждения МОУ СОШ в спорный период работы Кадеевой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Списку от 06.09.1991 либо Списку от 29.10.2002, поскольку имело место неправильное наименование учредителем (собственником имущества) организации работодателя (образовательного учреждения) в соответствии с действовавшим в тот период гражданским и трудовым законодательством.

    Допущенная неправильность наименования организации работодателя носит устранимый характер и не может служить основанием к ограничению пенсионных прав истца Кадеевой О.В.

Педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста (пункт 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

    В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от того, в чьей собственности они находятся. Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, причем статья 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих образовательных учреждениях, ни работников, в том числе в их праве на пенсию за выслугу лет (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2001 № 310-О, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 № 11-П).

Таким образом, признание, соблюдение и защита пенсионных прав Кадеевой О.В. в силу статей 18, 46 Конституции Российской Федерации подлежат обеспечению правосудием.

    Согласно статьям 12, 19, 23 Федерального закона трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Исчисление трудового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Выплата трудовой пенсии, включая ее доставку, производится за текущий месяц. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

При этом необходимо иметь в виду, что если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии»).

Продолжительность педагогической деятельности Кадеевой О.В. в учреждениях для детей за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет ... лет ... день, что соответствует требованиям подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации» и по другим основаниям ответчиком не оспаривается (часть 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение Управления ПФ РФ в городе Нижний Тагил от 14.03.2011 № 197 об отказе Кадеевой О.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости создает препятствия в осуществлении истцом своего права на пенсионное обеспечение, является незаконным и не действующим с момента его принятия (статья 39 Конституции Российской Федерации, статья 7 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).

Понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины в сумме ... руб. подлежат возмещению ответчиком в полном объеме (статьи 88, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии»).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 206 и 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

    Иск Кадеевой О.В. удовлетворить полностью.

Признать право Кадеевой О.В. на досрочное назначение и получение установленной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области включить Кадеевой О.В. в специальный трудовой стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста, период работы в календарном исчислении:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... год ... месяцев) учителем начальных классов Муниципального образовательного учреждения среднего (полного) общего образования ,

и назначить Кадеевой О.В. трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей независимо от возраста в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области в пользу Кадеевой О.В. возмещение судебных расходов в сумме ... рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней.

     Судья      А.А.Соловьев