РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 мая 2011 года город Нижний Тагил Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В. при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д., с участием: истца КОЧУРОВОЙ В.П., представителя ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области - главного специалиста-эксперта (юрисконсульта) юридического отдела ТОЛСТОНОЖЕНКО Ю.А., доверенность от 25 апреля 2011 года №, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-724/2011 по иску КОЧУРОВОЙ В.П. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от 18 февраля 2011 года № КОЧУРОВОЙ В.П. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 30 лет, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ. При оценке пенсионных прав в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П и Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 в специальный трудовой стаж КОЧУРОВОЙ В.П., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не принят к зачету период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...> лет <...> месяцев <...> дней) - <...>, Центральная городская больница № - Медико-санитарная часть ПО «<...>», г. Н. Тагил, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 ноября 1999 года № 395, применяемой к Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464; <...>, как структурное подразделение не предусмотрена пунктом 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1066 от 22 сентября 1999 года; не приняты к зачету в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...> лет <...> месяцев <...> дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...> год <...> месяцев <...> дней) - медицинская сестра <...>, Городская детская больница, <...> отделение, г. Н. Тагил, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...> лет <...> месяца <...> дня) - отпуск по беременности и родам, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...> лет <...> месяцев <...> дней) - отпуск по уходу за ребенком, периоды приняты календарно, т.к. наименование должности и отделения не предусмотрены пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464. 28 марта 2011 года истец КОЧУРОВА В.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в котором просила признать решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении пенсии незаконным, обязать ответчика включить оспариваемые периоды в специальный стаж в соответствующем исчислении и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. Истец КОЧУРОВА В.П. в судебном заседании исковые требования уточнила, указав, что на включении в специальный стаж периодов отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком в льготном исчислении не настаивает, данные периоды подлежат включению в специальный стаж в календарном исчислении. На ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж составляет 30 лет, следовательно, пенсия подлежит назначению с ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части заявленные требования, основание и предмет иска поддержала. В обоснование требований указала, что в период работы в МУЗ «Центральная городская больница №» наименование учреждения неоднократно менялось, однако это не отражалось на профиле его деятельности и деятельности работников. Больница всегда осуществляла лечебно-профилактическую деятельность по охране здоровья населения, и ее работники, соответственно, осуществляли лечебную деятельность, должностные обязанности не изменялись. В составе ГДБ структурного подразделения <...> с палатой интенсивной терапии предоставляет истцу право на исчисление стажа на льготных условиях. Палаты для реанимации и интенсивной терапии имеют специальное оборудование и оснащены необходимой лечебно-диагностической аппаратурой, в том числе для поддержания и контроля жизненно-важных функций организма ребенка, находящегося в тяжелом состоянии. Именно в палате интенсивной терапии и реанимации истец выполняла обязанности медсестры. Из лицевых счетов усматривается, что за работу в должности медицинской сестры поста интенсивной терапии производилась выплата надбавки в размере 15 % тарифного оклада в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, предоставлялись дополнительные отпуска. В больнице находилась только одна палата интенсивной терапии, куда поступали со всех отделений больницы дети, находящие в тяжелом состоянии. Просила исковые требования удовлетворить. Представитель ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области ТОЛСТОНОЖЕНКО Ю.А. в судебном предъявленные требования не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в досрочном назначении пенсии. Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии со статьями 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 1 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона. Согласно статье 7, подпункту 20 пункта 1, пункту 2 статьи 27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года №70 утверждено разъяснение «О некоторых вопросах установления пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе льготного порядка исчисления стажа). В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 1 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правого регулирования. Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Следовательно, при оценке прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично). Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации № 1066 от 22 сентября 1999 года, и пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству здравоохранения РФ) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (статья 39 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, в силу статей 2, 18 Конституции Российской Федерации уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан. В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения установленного законом возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации) тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.) (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25). Принятый к зачету специальный стаж истца в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения по нормам правового регулирования, действующих в период осуществления трудовой деятельности составил <...> лет <...> месяцев <...> дней. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 27 августа 1992 года № 634, от 23 июля 1993 года № 701, от 22 сентября 1993 года № 953) утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работы в которых по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 01 ноября 1999 года. В Списке поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В соответствии с приказом Минздрава СССР от 23 октября 1978 года № 1000 «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения» к лечебно-профилактическим учреждениям отнесены центры и медико-санитарная часть. Центры, входящие в состав больничных учреждений, предназначены для оказания медицинской помощи прикрепленному населению по соответствующей специальности. Медико-санитарной частью является городская поликлиника или городская больница с поликлиникой, предназначенная исключительно или в основном для оказания медицинской помощи работникам промышленных предприятий, строительных организаций, предприятий транспорта. В состав медико-санитарной части могут входить и другие учреждения здравоохранения. Решением Нижнетагильского городского Совета народных депутатов от 10 апреля 1988 года № 92 утверждено положение о центральной городской больнице, основной задачей которой является обеспечение в необходимом объеме высококвалифицированной стационарной и поликлинической медицинской помощи населению. В соответствии с Постановлением Главы Администрации Дзержинского района № 242 от 7 июля 1994 года, в последующем Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Центральная городская больница № - Медсанчасть ПО «<...>» переименована в Центральную городскую больницу № города Нижний Тагил. То обстоятельство, что в наименовании учреждения имеется указание и на городскую больницу и медико-санитарную часть, какого-либо правового значения не имеет, данные учреждения поименованы номенклатурой учреждений здравоохранения, цели и задачи учреждения не менялись. Кроме того, в соответствии с ранее действующим законодательством, медико-санитарная часть определялась как, городская поликлиника или городская больница с поликлиникой, предназначенная исключительно или в основном для оказания медицинской помощи работникам промышленных предприятий. Неточное или расширительное наименование учреждения здравоохранения не может служить основанием для отказа истцу в принятии к зачету в специальный стаж оспариваемых периодов работы. Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 предусмотрено, что среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев. Периоды работы истца в должности медицинской сестры поста интенсивной терапии в <...> соматическом отделении Городской детской больницы №, подлежат включению в специальный стаж, как в календарном, так и в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев; периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком подлежат включению в специальный стаж в календарном исчислении. Приказом Минздрава СССР от 19 августа 1969 года № 605 «Об улучшении анастезиолого-реанимационной службы в стране» предлагалось при лечебных учреждениях организовать палаты реанимации и интенсивной терапии, которые должны заменить собой существующие противошоковые палаты для тяжелых послеоперационных и других больных. Приказом Минздрава СССР «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению» от 11 июня 1986 года № 841 (с изменениями и дополнениями) утверждено Положение и штатные нормативы отделений (групп) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактических учреждений. Основными задачами отделения является проведения комплекса мероприятий по подготовке и проведению общей анестезии (наркоза) и региональной анестезии при операциях, родах, диагностических и лечебных процедурах; по восстановлению и поддержанию нарушенных функций жизненно-важных органов, возникших вследствие заболевания, травмы, оперативного вмешательства и др.причин (острая сердечнососудистая недостаточность, травматический или гиповолемический шок и др., острые расстройства дыхания, другие расстройства функций жизненно-важных органов и систем, тяжелые отравления). Медицинский персонал отделения проводит общую и региональную анестезию, наблюдает за состоянием больных в посленаркозном периоде, проводит по показаниям интенсивную терапию, ведет больных в палатах реанимации и интенсивной терапии совместно с врачами соответствующих специальностей. Палаты для реанимации и интенсивной терапии имеют специальное оборудование и оснащены необходимой лечебно-диагностической аппаратурой, в том числе для поддержания и контроля жизненно-важных функций организма. Отделение возглавляет врач анестезиолог-реаниматолог, предусмотрены должности среднего медицинского персонала для обеспечения работы палат реанимации и интенсивной терапии из расчета 1 круглосуточный пост медицинских сестер на 3 койки. Приказом главного врача Городской детской больницы № от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ палата интенсивной терапии в диагностическом отделении переименована в палату реанимации и интенсивной терапии, выделено 2,75 ставки врачей для оказания неотложной помощи круглосуточно, должности врачей-педиатров переименованы в соответствии с Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ в должности врачей - реаниматологов палаты реанимации и интенсивной терапии. Неправильное наименование должности истца и структурного подразделения, в котором осуществляла свою деятельность истец, не может являться основанием для отказа истцу в принятии к зачету спорных периодов работы в специальный трудовой стаж в соответствующем исчислении. Факт работы истца медицинской сестрой палатной в палате реанимации и интенсивной терапии подтверждается уточняющей справкой МУЗ «Детская городская больница №» от ДД.ММ.ГГГГ № и лицевыми счетами за спорные периоды работы, согласно которым истцу за работу в должности медицинской сестры поста интенсивной терапии производилась выплата надбавки в размере 15 % тарифного оклада в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, что указывает на особые условия труда истца в спорные периоды работы. С учетом характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых ей функциональных обязанностей по занимаемой должности, суд приходит к выводу, что наименование должности истца в трудовой книжке и наименование структурного подразделения являются неполными и ненормативными. Факт осуществления обязанностей медицинской сестры палатной в палате реанимации и интенсивной терапии подтвердился в судебном заседании. Таким образом, в судебном заседании установлено, что, трудовая деятельность истца в спорные периоды отвечает требованиям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», специальный трудовой стаж истца с учетом принятых и подлежащих принятию периодов работы в соответствующем исчислении составляет 30 лет на ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, право на досрочное назначение трудовой пенсии возникает с ДД.ММ.ГГГГ. Решение комиссии об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости создает препятствие к осуществлению истцу своего права на пенсионное обеспечение и подлежит признанию незаконным. Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования КОЧУРОВОЙ В.П. удовлетворить. Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе КОЧУРОВОЙ В.П. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Признать за КОЧУРОВОЙ В.П. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области включить в специальный стаж КОЧУРОВОЙ В.П., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды работы: в календарном исчислении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...> лет <...> месяцев <...> дней) - медицинская сестра физиотерапевтического кабинета <...>, Центральная городская больница № - Медико-санитарная часть ПО «<...>», г. Н. Тагил; в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...> лет <...> месяцев <...> дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...> лет <...> месяцев <...> дней) - медицинская сестра поста интенсивной терапии, Городская детская больница, <...> соматическое отделение, г. Н. Тагил; назначить КОЧУРОВОЙ В.П. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Председательствующий - <...>. М.В. ПЕСТЕРНИКОВА Мотивированный текст решения изготовлен 6 июня 2011 года. <...> <...>А