2-316/2011 решение от 23.02.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 февраля 2011 года суд Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи Зайцевой И.Н.,

помощника прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области Ищенко А.В.

при секретаре Васильевой А.Р.,

с участием:

истца Старушенко О.А., представителя истца Володина А.В., допущенного по устному ходатайству,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-316/2011 по иску прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Старушенко О.А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил», Правительству Свердловской области, Министерству финансов Свердловской области, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» о возложении обязанности в предоставлении жилого помещения, заключении договора социального найма жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области обратился в суд с иском в интересах Старушенко О.А. к Правительству Свердловской области, Министерству финансов Свердловской области и Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о возложении на Правительство Свердловской области обязанности приобрести жилое помещение площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной главой города Нижний Тагил Свердловской области; распределении приобретенного жилого помещения Старушенко О.А.; безвозмездной передачи жилого помещения в муниципальную собственность г.Н.Тагил; возложении на Администрацию города Нижний Тагил обязанности предоставить переданное жилое помещение Старушенко О.А. по договору социального найма.

В обоснование требований прокурор указал, что Старушенко О.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее мать в <...> году умерла, отец приговором <...> от ДД.ММ.ГГГГ г осужден к 8 годам лишения свободы.

Постановлением Главы администрации Дзержинского района города Нижнего Тагила от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Старушенко О.А., назначен П.Г.

Старушенко О.А. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ в квартире опекуна по адресу: г.Н.Тагил, <адрес>, которая на основании договора купли-продажи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит в равных долях: П.А., П.К. и П.Г. В настоящее время проживает в <адрес> (<...>), где имеет регистрацию по месту пребывания и обучается в <...> университете.

Постановлением Главы администрации Дзержинского района города Нижнего Тагила от ДД.ММ.ГГГГ, пунктом 2 за Старушенко О.А. было закреплено право пользования жилым помещением по адресу: г.Н.Тагил, <адрес>, по месту жительства опекуна.

Постановлением администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ пункт 2 постановления главы администрации Дзержинского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении попечительства над несовершеннолетней Старушенко О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения» о закреплении за несовершеннолетней права пользования жилым помещением по адресу: г.Н.Тагил, <адрес> отменен.

Закрепленной жилой площади истец не имеет, она достигла 18-летнего возраста, опека в отношении истца прекращена, жилое помещение до настоящего времени ей не предоставлено. Поскольку частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, то у истца имеются материально-правовые основания для обращения в суд.

24 января 2011 года по инициативе суда к участию в деле в качестве соответчика привлечены Министерство строительства и архитектуры Свердловской области и СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

Пом. прокурора Дзержинского района г.Н.Тагила Свердловской области, в судебном заседании требования поддержал, просил вынести решение в соответствии с утвержденным порядком обеспечения в 2011-2015годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Пояснил, что истица не имеет закрепленного жилого помещения, т.к. изначально за ней закреплялось право пользования жилым помещением по адресу: г.Н.Тагил, <адрес>, в квартире принадлежащей на праве собственности опекуну и еще двум лицам на основании договора приватизации от <...> года, следовательно после достижения совершеннолетия, истица могла быть в любой момент выселена собственниками, кроме того постановление о закреплении жилья отменено постановлением главы города от от ДД.ММ.ГГГГ В список детей сирот истица включена Администрацией города только ДД.ММ.ГГГГ и ее номер очереди . Считает, что имеются все правовые основания для удовлетворения требований.

Истец Старушенко О.А. и ее представитель в судебном заседании заявленные исковые требования, основание и предмет иска поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, что в соответствии с частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации не препятствует рассмотрению спора по существу в отсутствие представителя ответчика.

Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (л.д.35), направил в суд письменное возражение от 31 января 2011 года за №20-04-01м-518 (л.д.36-38), с просьбой рассмотреть дело в отсутствии представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области. В обоснование возражений указал, что Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1469-1111 «Об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы» утверждена подпрограмма 2 «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» в рамках которой предусмотрены денежные средства, направленные на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Данная программа содержит план поэтапного обеспечения жильем данной категории граждан с 2011 по 2015 годы, а ее реализации позволит приобретать не менее 400 жилых помещений ежегодно для указанной категории лиц. Заказчиком - координатором программы является Министерство социальной защиты населения Свердловской области, заказчиком - исполнителем Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которое является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей - сирот жилыми помещениями. На сегодняшний день разработан и находится на согласовании проект постановления Правительства Свердловской области об утверждении порядка обеспечения в 2011 году жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному проекту постановления, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей - сирот жилыми помещениями направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей -сирот. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуальногожилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей - сирот, нуждающихся в жилье, в 2011 году должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Для распределения детям - сиротам построенных жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям - сиротам с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.

В удовлетворении требований к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области просит отказать, так как обеспечение жильем Старушенко О.А., при условии постановки ее на учет в администрации муниципального образования, будет произведено без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством и в пределах предусмотренных программой денежных средств.

Представитель ответчика Министерства финансов Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (л.д.33), направил в суд отзыв от 31 января 2011года №13-12-82, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 40-42).

В обоснование возражений в письменном отзыве указал, что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Свердловской области, утв. Постановлением правительства Свердловской области от 18.10.2010г. № 1524-ПП, Министерство финансов Свердловской области является уполномоченным исполнительным огранном государственной власти свердловской области по управлению средствами областного бюджета.

В функции Министерства финансов Свердловской области входит организация исполнения областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства..

Министерство финансов Свердловской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности детям-сиротам.

Согласно ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996. № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996. № 159-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, атакже в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В целях исполнения данного расходного обязательства в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения ежегодно предусматриваются бюджетные средства.

Согласно Закону Свердловской области от 26 ноября 2010 года № 100-ОЗ в 2010 году эта сумма составила 350 000 тыс. руб.

Также во исполнение указанных выше норм Правительством Свердловской области ежегодно утверждается Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот за счет средств областного бюджета (в 2010 году указанный Порядок утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета»).

Согласно указанному выше Порядку, Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» заключает государственный контракт на долевое строительство (приобретение) жилья для граждан из числа детей-сирот. Затем жилые помещения, построенные (приобретенные) за счет средств областного бюджета, поступают в государственную казну Свердловской области. На основании приказа министра строительства и архитектуры Свердловской области, построенные (приобретенные) жилые помещения распределяются детям-сиротам и после распределения безвозмездно передаются в муниципальную собственность. На этом деятельность исполнительных органов государственной власти Свердловской области заканчивается.

Все юридически значимые действия, необходимые для своевременной передачи построенных (приобретенных) жилых помещений для внеочередников, должны быть совершены органами местного самоуправления. К данным действиям относится прием передаваемого имущества в собственность муниципального образования, оплата расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений, государственная регистрация права собственности на переданное имущество, зачисление данного имущества в реестр муниципального имущества, заселение данных жилых помещений.

Просят учесть, что функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, с 1 января 2010 года, в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года № 1631-ПП, Законом Свердловской области от 26 ноября 2010 года № 100-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год», возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Из сказанного выше следует, что Министерство финансов Свердловской области в предоставлении жилья детям-сиротам не участвует, поскольку данное полномочие не входит в его компетенцию.

Представитель ответчика СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (л.д.34), направил в суд письменный отзыв от 07.02.2011 года №ФА/02-277, в котором просил дело рассмотреть в отсутствии представителя Правительства Свердловской области, в удовлетворении требований просил отказать (л.д.64-67). В обоснование возражений указал, что из искового заявления следует, что за истицей закреплено жилое помещение по адресу: г.Н.Тагил, <адрес>, следовательно Старушенко О.А. не имеет право на дополнительную поддержку в виде обеспечения жильем и в порядке ФЗ №159от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Основания отмены постановления в отношении закрепленного жилья в исковом заявлении не указаны.

Согласно списка детей-сирот, представленного Администрацией г.Н. Тагила от 23.11.2010г. во внеочередном списке лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилом помещении Старушенко О. А. отсутствует.

В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области № 646-ПП от 20.04. 2010г. «Об утверждении порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета» списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с ФЗ № 159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.

В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области № 646-ПП от 20.04. 2010г. «Об утверждении порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета». Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» является получателем средств областного бюджета, направленных на строительство жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по Приказу Министерства строительства и архитектуры по Свердловской области.

Средства областного бюджета по приказу министерства строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.

Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений.

В силу ст. 8 ФЗ № 159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети -сироты обеспечиваются органами исполнительной власти. СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» не является органом исполнительной власти. Фонд действует на основании приказа утвержденного Министерством строительства и архитектуры Свердловской области.

На основании изложенного считают, что СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» действует в строгом соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовых актов субъекта- Свердловская область и в силу ст. 43 ГПК РФ должен быть третьим лицом.

Заслушав пом. прокурора Дзержинского района, истца, ее представителя, огласив письменные отзывы ответчиков, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года № 163-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» и Законом Свердловской области от 26 ноября 2010 года № 100-ФЗ «Об областном бюджете на 2011 год» функции главного распорядителя средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

В соответствии с указанным Порядком получателем бюджетных средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, осуществляющий размещение государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключение государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений.

Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.

Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из общей площади жилого помещения до 45 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, но не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области.

Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Списки нуждающихся в жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований.

Для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади.

Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты получения адресного перечня жилых помещений представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам предварительно согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.

Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.

Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней с даты получения от Фонда сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.

Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений.

В судебном заседании установлено, что родителями Старушенко О.А.являются С.А. и С.Н., что подтверждается копией свидетельства о рождении истца (л.д.9).

Из представленных в суд документов следует, что Старушенко О.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот, т.к. мать истца С.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д.10), отец С.А. осужден <...> районным судом <...> ДД.ММ.ГГГГ и приговорен к восьми годам лишения свободы (приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается приговором (л.д.49-51).

На основании Постановления Главы Администрации Дзержинского района от 30 марта 2005 года №73 несовершеннолетней Старушенко О.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения назначен попечитель П.Г. (л.д. 8), за несовершеннолетней закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.

Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 09.12.2010г. №2706 отменен пункт 2 вышеуказанного постановления о закреплении за несовершеннолетней права пользования жилым помещением по адресу: город Нижний Тагил, <адрес>, что подтверждается копией постановления (л.д. 47).

Судом установлено, что Старушенко О.Н. обратилась в администрацию города Н.Тагил с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья по договору социального найма ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Главы города Нижний Тагил Свердловской области от 2 ноября 2010 года № 2630 «Об утверждении предложений городской комиссии по жилищным вопросам при Главе города» Старушенко О.А. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированная в квартире общей площадью 44,1 кв.м по адресу: город Нижний Тагил, <адрес> с бабушкой П.А., дядями П.К. и П.Г. Квартира принадлежит на праве общей долевой собственности по 1/3 доле П.А., П.К., П.Г., принята на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по городу Н.Тагил ( л.д.70).

Администрацией муниципального образования «город Нижний Тагил» во исполнение Порядка обеспечения в 2011 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, Старушенко О.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по городу Нижний Тагил, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истица значится в списке под номером , право на обеспечение жильем возникло с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.72-73).

Доводы представителя ответчика Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» о том, что Старушенко О.А. не имеет право на дополнительную поддержку в виде обеспечения жильем на условиях в порядке ФЗ №159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», т.к. из искового заявления не представилось возможным установить основания отмены закрепленного жилого помещения и так как она отсутствует во внеочередном Списке детей-сирот, предоставленном Администрацией г.Н.Тагил от 23.11.2010г. в качестве нуждающейся в жилом помещении не может быть принято во внимание по следующим основаниям.

Судом установлено, что квартира расположенная в доме по <адрес> в г.Н.Тагил, принадлежит в равных долях П.А., П.К. и П.Г. на основании договора купли-продажи (передачи) квартиры в собственность граждан ДД.ММ.ГГГГ , что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФСОГУП «Областной центр недвижимости»- «Н.Тагильское БТИ и РН» (л.д.53).

Из справки МУ «СПО» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14) следует, что Старушенко О.А. была зарегистрирована по вышеназванному адресу ДД.ММ.ГГГГ и как установлено судом на 1993г. вместе с родителями проживала в <адрес>. Следовательно, на момент регистрации Старушенко О.А. в квартиру расположенную в доме по <адрес> в г.Н.Тагил, она на праве собственности принадлежала ее бабушке и дядям, следовательно, пребывание истицы в данной квартире носит временный характер.

Из вышеназванного следует, что Глава администрации Дзержинского района от ДД.ММ.ГГГГ необоснованно закрепил за несовершеннолетней Старушенко О.А. жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности посторонним лицам. Старушенко О.А.была вселена в квартиру, принадлежащую на праве собственности П.Г., в связи с чем, она не приобретает в ней право постоянного пользования их собственностью и может быть выселена собственниками, в связи с чем суд приходит к выводу, что истица не обеспечена жилым помещением и имеет право на получение жилого помещения в соответствии с абз.2 ч.1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Как установлено в судном заседании истица включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по городу Нижний Тагил на 2011 г., список утвержден постановлением Главы города Н.Тагил №23 от 19.01.2001г., данный список 16.02.2011г. направлен в Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

Суд считает установленным, что истица достигла возраста 22-х лет, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения. В силу вышеприведенных норм права Старушенко О.А. имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органом местного самоуправления истец правомерно включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по городу Нижний Тагил. Список во исполнение Порядка обеспечения в 2011 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, передан в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в целях распределения построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета, жилых помещений, следовательно истица имеет право на гарантированные государством права на внеочередное обеспечение жилой площадью, как меры социальной поддержки.

Учитывая, что истица имеет право на получение жилья социального использования, на день рассмотрения требований жилое помещение ей не предоставлено, то соответственно на ответчиков должна быть возложена обязанность по участию в процедуре предоставления жилья, установленной Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, принятого во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обязанность по предоставлению Старушенко О.А. вне очереди по договору социального найма жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления, построенное или приобретенное за счет средств областного бюджета Свердловской области.

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Старушенко О.А. удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области построить (приобрести) жилое помещение за счет средств областного бюджета Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области, для Старушенко О.А. и безвозмездно передать построенное (приобретенное) жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области для целевого распределения его Старушенко О.А..

Возложить на Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области обязанность оформить переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области построенное (приобретенное) жилое помещение в муниципальную собственность и заключить со Старушенко Ольгой Анатольевной договор социального найма

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей кассационной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

<...> Судья-                                               И.Н.Зайцева.

Мотивированный текст решения изготовлен 25 марта 2011 года.