РЕШЕНИЕ 14 февраля 2011 года суд Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Зайцевой И.Н. при секретаре Васильевой А.Р., с участием: пом.прокурора Тагилстроевского района гор. Н.Тагила Свердловской области Стафеевой Н.А., истца Немченко В.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-154/2011 по иску прокурора Тагилстроевского района гор. Н.Тагила Свердловской области в интересах Немченко В.А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Муниципального образования «город Нижний Тагил» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор Тагилстроевского района гор. Н.Тагила Свердловской области обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации МО «город Нижний Тагил» о возложении на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанности в срок 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления- Администрацией МО «город Нижний Тагил», распределить приобретенное жилое помещение Немченко В.А., безвозмездно передать приобретенное и распределенное Немченко В.А. жилое помещение в муниципальную собственность МО «город Нижний Тагил»; на Администрацию МО «город Нижний Тагил» возложить обязанность предоставить переданное Немченко В.А. жилое помещение по договору социального найма. При подготовке дела к рассмотрению к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Правительство Свердловской области и Министерство финансов Свердловской области, также в качестве соответчика определением суда от 27.01.2011 года к участию в деле привлечен СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». В обоснование требований прокурор указал, что Немченко В.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Заочным решением Тагилстроевского районного суда гор. Н.Тагила от ДД.ММ.ГГГГ мать -Н.С. лишена родительских прав, решением того же суда от ДД.ММ.ГГГГ отец истца- Н.А. признан безвестно отсутствующим с ДД.ММ.ГГГГ. Немченко В.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывался в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних № <...>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником Государственного образовательного учреждения Свердловской области «Нижнетагильский детский дом №». С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время обучается в ГОУ НПО СО «Профессиональное училище №». В данном образовательном учреждении общежитие не предусмотрено, в связи с чем Немченко В.А. вынужден проживать у посторонних лиц по адресу: <адрес>. Постановление Главы администрации МО «Пригородный район» № от ДД.ММ.ГГГГ, которым за Немченко В.А. была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> <адрес>, отменено постановлением главы администрации Горноуральского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что дом по указанному адресу закрепления находится в полуразрушенном состоянии, в связи с чем закрепление жилья невозможно. В связи с отсутствием закрепленного жилья на момент достижения возраста 18 лет постановлением главы гор.Н.Тагила № от ДД.ММ.ГГГГ Немченко В.А. принят на учет нуждающихся по льготному списку в качестве нуждающихся в жилом помещении в льготный список по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. До настоящего времени Немченко В.А. жилое помещение Министерством строительства и архитектуры Свердловской области не приобретено и по договору социального найма администрацией МО «город Нижний Тагил» не предоставлено. Частью 1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилыепомещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях. Дополнительные гарантии для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Порядок предоставления жилых помещений определен постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 года № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья, за счет средств областного бюджета», которым установлено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления. Согласно данного нормативно-правового акта обеспечение жилыми помещениями лиц такой категории осуществляется за счет средств областного бюджета (п.2).Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и главным распорядителем средств областного бюджета на эти цели является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области (п.3). Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п.8). Главным распорядителем в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 года № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которое в силу ст.ст.6, 158 БК РФ распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. В соответствии с законом Свердловской области от 16.12.2008 года (в редакции от 20.11.2009 г.) № 119-03 «Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Министерству строительства и архитектуры Свердловской области предусмотрено бюджетных ассигнований на 2010 год 229 370 тысяч рублей. Правительство Свердловской области в соответствии с действующим законодательством обеспечивает составление проекта областного бюджета, представляет в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области отчет об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год (ст.13 Областного закона от 04.11.1995г.№31- ОЗ «О Правительстве Свердловской области»). В соответствии с законом Свердловской области от 10.04.1995 г № 9-03 «Об управлении государственной собственностью Свердловской области» уполномоченный орган по управлению средствами областного бюджета выступает от имени Свердловской области в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с использованием средств областного бюджета, если иное не установлено федеральными законами, принимает меры по изъятию средств, выделенных из областного бюджета в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства Свердловской области от 27.03.2007г. № 241-ПП «Об утверждении Положения о министерстве финансов Свердловской области», Министерство в соответствии с возложенными на него задачами выполняет функций по организации исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством, ведет бюджетный учет, готовит отчет об исполнении областного и консолидированного бюджетов Свердловской области, осуществляет доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета показателей сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. Из Областного закона от 10.04.1995 г. № 9-03 «Об управлении государственной собственностью Свердловской области» следует, что основной уполномоченный орган по управлению государственным имуществом Свердловской области осуществляет в порядке, предусмотренном федеральными и областными законами, передачу объектов государственной собственности Свердловской области в государственную собственность Российской Федерации и в муниципальную собственность (п.п.4 п.3 ст. 12). В соответствии с практикой Европейского суда по правам человека, недостаточность средств не может служить основанием для неисполнения государством принятых на себя обязательств по обеспечению прав граждан. В силу п.1 ст.46 и п.1 ст.48 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита, а также право на получение квалифицированной юридической помощи. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в том числе в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Неисполнение требований действующего законодательства, направленного на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает право Немченко В.А. на жилье, предусмотренное ст.40 Конституции РФ. Пом.прокурора Тагилстроевского района г.Н.Тагил Стафеева Н.А. в судебном заседании заявленные исковые требования и их обоснование указанное в исковом заявлении поддержала. Истец Немченко В.А. исковые требования поддержал, суду пояснил, что его мать лишена родительских прав, отец признан безвестно отсутствующим. Он был включен в список очередников по предоставлению жилья по льготной категории граждан, однако до настоящего времени жилье не предоставлено. При лишении его матери родительских прав за Немченко В.А. закреплялось жилье в <адрес>, однако данное жилье когда его закрепляли было не пригодно для проживания, т.к. находилось в полуразрушенном состоянии. На период закрепления он с родителями уже несколько лет не проживал в данном жилом помещении. В последующем закрепление было отменено. В настоящее время закрепленного жилья, в собственности и по договору найма не имеет. Представитель ответчика- Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела (л.д.59), в судебное заседание не явился, направил в суд письменный отзыв (л.д.44-45), в котором просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В обоснование возражений указал, что в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области с 2010 года Министерство строительства и архитектуры является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. Согласно закону об Областном бюджете на текущий год на приобретение жилья для детей -сирот выделено 381 894 тыс.руб., из них 40 024 тыс. руб. из федерального бюджета. На сегодняшний день Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010г. №646 -ПП утвержден порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному постановлению, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей -сирот жилыми помещениями направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей-сирот. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, в 2010 году должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Учитывая изложенное, просят в иске к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области отказать, т.к. обеспечение жильем Немченко В.А., при условии постановки его на учет в администрации муниципального образования, будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством. На данный момент СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» заключены государственные контракты на строительство жилых помещений для детей -сирот в г.Н.Тагил. Министерством строительства и архитектуры Свердловской области готовится к изданию приказ о распределении жилых помещений для обеспечения детей-сирот в г.Н.Тагил по согласованию с администрацией МО «город Нижний Тагил» и в пределах выделенных Правительством Свердловской области денежных средств. Представитель ответчика - Администрации МО «город Нижний Тагил», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела (л.д.57), в судебное заседание не явился, об отложении не просил, в соответствии с п.4 ст. 167 ГПК РФ данная неявка не является препятствием к рассмотрению дела по существу. Представитель ответчика- Правительства Свердловской области, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела (л.д.61), в судебное заседание не явился, об отложении не просил, в соответствии с п.4 ст. 167 ГПК РФ данная неявка не является препятствием к рассмотрению дела по существу. Представитель ответчика-Министерства финансов Свердловской области, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела(л.д.60), направил в суд отзыв на иск (л.д.40-42), в котором просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В обоснование возражений указал следующее, в соответствии с Положением о Министерстве финансов Свердловской области, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010 г. № 1524-ПП, Министерство финансов Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом В функции Министерства финансов Свердловской области входит организация исполнения областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства. Министерство финансов Свердловской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности детям-сиротам. Согласно ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996. № 159- В силу ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996. № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В целях исполнения данного расходного обязательства в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения ежегодно предусматриваются бюджетные средства. Согласно Закону Свердловской области от 26.11.2010 г. № 100-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» в 2011 году эта сумма составляет 350 000 тыс. руб. Также во исполнение указанных выше норм Правительством Свердловской области ежегодно утверждается Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот за счет средств областного бюджета (в 2010 году указанный Порядок утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 г. № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета»). Согласно указанному выше Порядку, Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» заключает государственный контракт на долевое строительство (приобретение) жилья для граждан из числа детей-сирот. Затем жилые помещения, построенные (приобретенные) за счет средств областного бюджета, поступают в государственную казну Свердловской области. На основании приказа министра строительства и архитектуры Свердловской области, построенные (приобретенные) жилые помещения распределяются детям-сиротам и после распределения безвозмездно передаются в муниципальную собственность. На этом деятельность исполнительных органов государственной власти Свердловской области заканчивается. Все юридически значимые действия, необходимые для своевременной передачи построенных (приобретенных) жилых помещений длявнеочередников, должны быть совершены органами местного самоуправления. К данным действиям относится прием передаваемого имущества в собственность муниципального образования, оплата расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений, государственная регистрация права собственности на переданное имущество, зачисление данного имущества в реестр муниципального имущества, заселение данных жилых помещений. Функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, с 01.01.2010 года, в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009. № 1631-ПП, Законом Свердловской области от 26.11.2010. № 100-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год», возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Из сказанного выше следует, что Министерство финансов Свердловской области в предоставлении жилья детям-сиротам не участвует, поскольку данное полномочие не входит в его компетенцию. Представитель ответчика- СОГУ «Фонд индивидуального жилищного строительства», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела (л.д.58), в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв (л.д.62-64), в котором просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В обоснование возражений на иск указал следующее. В соответствии сабз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальнойподдержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичные положения закреплены в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ. В целях реализации меры социальной поддержки детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, установленной ФЗ от 21.12.1996 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 г. № 646-ПП утвержден «Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета» (далее по тексту - «Порядок»), согласно которому: - уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, в сумме 229 370 тыс. рублей является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, направленных на строительство Й жилых помещений для детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (далее - «Фонд) ( п. 3 Порядка); - средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 4 Порядка); - средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения. Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из общей площади жилого помещения до 45 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, но не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области (п. 5 Порядка); - Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21.07. 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений (п. 6 Порядка); - жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п. 8 Порядка); - списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области (п. 9 Порядка); - для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади: 1) по построенным жилым помещениям - в течение 7 рабочих дней с даты получения кадастрового паспорта на жилое помещение; 2) по приобретенным жилым помещениям - в течение 10 рабочих дней с даты регистрации государственного контракта на приобретение жилого помещения (п. 10 Порядка); - органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме согласно приложению к настоящему Порядку. Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам предварительно согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения (п. 11 Порядка); - распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения (п. 12 Порядка). Указанный выше порядок, утвержденный в установленном законом порядке Постановление Правительства Свердловской области от 20.04.2010 г. № 646-ПП, незаконным не признан, соответственно, подлежит применению к возникшим правоотношениям. Считают, что исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению по следующим причинам. Порядком не предусмотрено обязанности Министерства строительства и архитектуры Свердловской области по приобретению жилых помещений непосредственно конкретным лицам напрямую, распределение жилых помещений производится в отношении уже построенных или приобретенных жилых помещений в установленном порядке. Министерством строительства и архитектуры Свердловской области, во исполнение указанного Порядка, в 2010 году были направленыпредусмотренные областным бюджетом средства. Правовых оснований для направления Министерством строительства и архитектуры Свердловской области денежных средств, сверх указанной суммы, нет и быть не может. Министерство строительства и архитектуры Свердловской области является уполномоченным органом по распоряжению только указанной конкретной суммой, предусмотренной областным бюджетом на 2010 год. Следовательно, исковые требования прокурора о признании незаконными бездействия Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, приобретении жилого помещения конкретно Немченко В.А. незаконны и невыполнимы. СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в рамках выделенных денежных средств в 2010 г. было приобретено шесть квартир на вторичном рынке для указанной категории граждан г. Н.Тагила, которые в настоящее время уже распределены. Указанный Порядок, на котором истец обосновывает свои исковые требования к ответчикам, имеет срочный характер - принят на 2010 год и только в отношении конкретной суммы областного бюджета, в отношении которой лица, на которых Порядком возложены обязательства, свои обязательства исполнили в полном объеме. Никакими иными нормативными актами на ответчиков не были возложены какие-либо обязательства по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. На момент предъявления искового заявления и рассмотрения настоящего гражданского дела в суде, нормативных актов, возлагающих обязанности на ответчиков по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 году не приняты. СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» не может являться ответчиком по указанной категории дел, так как не является органом исполнительной государственной власти по месту жительства истца (ст. 8 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), следовательно, не могут заниматься обеспечением жилой площадью граждан указанной категории. Деятельность Учреждения является производной от функций Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и сводится к размещению заказов на строительство жилья. Решение суда с момента вступления его в законную силу является обязательным для исполнения, соответственно, в случае удовлетворения заявленных исковых требований предоставление Немченко В.А. жилого помещения будет противоречить установленному постановлением Правительства Свердловской области Порядку и может поставить под угрозу обеспечение жилыми помещениями иных лиц той же социальной категории с нарушением их прав. Заслушав пом. прокурора Тагилстроевского района, истца, огласив письменные отзывы ответчиков Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, Министерства финансов Свердловской области, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», исследив представленные суду письменные материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 38, частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с частями 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года № 163-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» и Законом Свердловской области от 26 ноября 2010 года № 100-ФЗ «Об областном бюджете на 2011 год» функции главного распорядителя средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. 20 апреля 2010 года постановлением Правительства Свердловской области № 646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета. В соответствии с Порядком на 2010 год уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Жилые помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются путем аукциона. Средства областного бюджета перечисляются на основании государственных контрактов и платежных поручений с лицевого счета Фонда, открытого в Министерстве финансов Свердловской области, на расчетные счета застройщиков (продавцов). Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Для распределения детям-сиротам построенных или приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме согласно приложению к настоящему Порядку. Распределение жилых помещений детям-сиротам осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области. 8 февраля 2011 года № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, однако данное постановление на день рассмотрения данного дела не опубликовано, в связи с чем суд считает, что следует руководствоваться постановлением Правительства Свердловской области № 646-ПП от 20 апреля 2010г. В соответствии с копией свидетельства о рождении Немченко В.А. его матерью является Н.С., отцом Н.А. (л.д.17). Судом установлено, что Немченко В.А. является ребенком оставшимся без попечения родителей, что подтверждается следующими документами: - заочным решением Тагилстроевского районного суда гор.Н.Тагила от ДД.ММ.ГГГГ (вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ) которым мать истца - Н.С. лишена родительских прав в отношении Немченко В.А., В., Е. с передачей детей в МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № <...>», для дальнейшего воспитания на полное государственное обеспечение (л.д.21-24); - направлением № от ДД.ММ.ГГГГ в стационарное отделение МУ «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних № <...> Немченко В.А. (л.д.12); - заключением отдела опеки и попечительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утрате родительского попечения несовершеннолетним Немченко В.А. и целесообразности устройства его в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», из которого следует, что несовершеннолетний Немченко В.А. остался без попечения родителей (л.д.18); - приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-с «О направлении детей в Нижнетагильский детский дом №», в списке которого числится Немченко В.А. (л.д.19); -справкой ГОУ СО Детский дом № от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.9), из которой следует, что Немченко В.А. являлся воспитанником ГОУ СО «Нижнетагильский детский дом№» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; - решением Тагилстроевского районного суда гор.Н.Тагила от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Н.А., отец истца, признан безвестно отсутствующим с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20); Истец имеет регистрацию по адресу: <адрес>(л.д.11). Судом установлено, что закрепленного жилья истец не имеет. Постановлением Главы Администрации Горноуральского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № отменено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилой площади за несовершеннолетним Немченко В.А. по адресу: <адрес> <адрес>, в связи с тем, что дом находится в полуразрушенном состоянии, и закрепление жилья невозможно (л.д.15). Суд считает, что изначально закрепление за истцом жилья непригодного для проживания, находящегося в полуразрушенном состоянии, где Немченко имел регистрацию (<адрес>) являлось незаконным, т.к. проживание в данном жилом помещении было не возможно, установлено, что на момент лишения матери истца родительских прав (февраль 2006г.), она с детьми, в том числе с истцом, уже несколько лет не проживала по месту регистрации, жила у матери по <адрес> без регистрации, все вышесказанное свидетельствует о том, что истец не обеспечен жилым помещением. В филиале СОГУП «Областной Центр недвижимости»-«Нижнетагильское БТИиРН», согласно данным учетной регистрации документов о правах, осуществляемой в период до начала деятельности органа по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о жилых помещениях, расположенных на территории г. Н.Тагила, принадлежащих на праве собственности Немченко В.А. не зарегистрированы (л.д.16). Из сообщения об отказе в предоставлении запрашиваемой информации (л.д.14), следует, что в Едином Государственном реестре прав записи регистрации прав Немченко В.А. отсутствуют (л.д.14) Постановлением Главы города Нижний Тагил Свердловской области от 26 05.2009 года №739 «Об утверждении предложений городской комиссии по жилищным вопросам» Немченко В.А. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Администрацией муниципального образования «город Нижний Тагил» во исполнение Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, Немченко В.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по городу Нижний Тагил, по состоянию на 2010 года истица значится в списке под номером <...>, право на обеспечение жильем возникло с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.69-70). Из положений абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ следует, что гарантируемая названным в этом абзаце лицам социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна предоставляться до достижения возраста 23 лет, истец имеет возраст 18 лет. Пунктом 3 Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-П П, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Согласно п.12 указанного Порядка распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений. Исходя из анализа указанных норм права, именно Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в соответствии с полномочиями предоставленными Правительством Свердловской области осуществляется направление средств областного бюджета (по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области) на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, а также распределение жилых помещений детям-сиротам и только после распределения жилых помещений детям-сиротам в установленном порядке данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. В соответствии со ст. 59 ЖК РФ органы местного самоуправления устанавливают норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетную норму площади жилого помещения. Под нормой предоставления понимается минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. В суд не представлено доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что жилое помещение приобретено или построено и распределено для истца и передано в муниципальную собственность гор. Н.Тагила, следовательно, муниципальное образование не имеет возможности предоставить жилое помещение по договору социального найма. Учитывая вышеизложенное, в судебном заседании установлено, что истец достиг возраста 18 лет, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения. В силу вышеприведенных норм права истец имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органом местного самоуправления Немченко В..А. правомерно включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по городу Нижний Тагил. Список во исполнение Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, передан в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в целях распределения построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета, жилых помещений. Однако в течение 2010 года и до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен, чем нарушены гарантированные государством его права на внеочередное обеспечение жилой площадью, как меры социальной поддержки. Ссылки ответчиков на недостаточность денежных средств, на необоснованность заявленных требований, влекущих нарушение Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, посредством строительства (приобретения) жилого помещения для истца вне рамок выделенных денежных средств на эти цели, и нарушение прав лиц, относящихся к той же социальной категории, что и истец, суд находит несостоятельными. Российская Федерации провозгласила себя социальным государством, что закреплено в части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государство и его органы, принявшее на себя обязательство по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны исполнять данные обязательства и недостаточность денежных средств не может служить основанием для неисполнения государством и его органами принятых на себя обязательств. Удовлетворение требований истца не может повлечь нарушение прав других лиц, относящихся к той же социальной категории, поскольку их права не взаимосвязаны и удовлетворение требований истца не исключает и умаляет прав других лиц, защита и соблюдение которых возложена на государственные органы исполнительной власти. Исходя буквального толкования статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке. В судебном заседании установлено, что право истца на получение жилья социального использования нарушено, то соответственно на ответчиков должна быть возложена обязанность по участию в процедуре предоставления жилья, установленной Порядком обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, принятого во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». При этом определение срока исполнения обязанностей по приобретению жилья и передаче его в муниципальную собственность суд находит нецелесообразным В удовлетворении требований к Свердловскому областному государственному учреждению «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» суд считает, следует отказать. Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198,199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области заявленные в интересах Немченко В.А. удовлетворить частично. Признать бездействие Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, выразившееся в не приобретении в 2010 году жилья для лица из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей Немченко В.А.,незаконным. Во исполнение Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета Свердловской области на территории города Нижний Тагил Свердловской области жилое помещение для Немченко В.А. не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Администрацией Муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области; распределить приобретенное жилое помещение Немченко В.А.; безвозмездно передать приобретенное жилое помещение в собственность Муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области для предоставления его по договору социального найма Немченко В.А.. На Администрацию Муниципального образования «город Нижний Тагил» возложить обязанность оформить полученную квартиру в собственность муниципального образования и предоставить переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилое помещение Немченко В.А. как лицу из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подоговору социального найма. В удовлетворении требований к Свердловскому областному государственному учреждению «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» - отказать. Решение в течение десяти дней с момента вынесений решения в окончательной форме может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда с принесением жалобы через Ленинский районный суд г.Н.Тагил. <...> Судья- И.Н.Зайцева. Мотивированный текст решения изготовлен 28 февраля 2011 года.
ИМЕНЕМ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
государственной власти Свердловской области по управлению средствами
областного бюджета.
ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996. № 159-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, атакже в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.