2-347/2011 решение от 16.03.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2011 года         город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:

председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.

при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-347/2011 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах КОЛОМИЦЕВА С.В. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

21 января 2011 года прокурор Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах КОЛОМИЦЕВА С.В. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в котором просил:

признать незаконным бездействие Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, выразившееся в не приобретении в 2010 году жилья для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - КОЛОМИЦЕВУ С.В.;

возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в срок 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в муниципальном образовании «город Нижний Тагил» Свердловской области для КОЛОМИЦЕВА С.В.; безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования «город Нижний Тагил» для целевого распределения его КОЛОМИЦЕВУ С.В.;

обязать Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» оформить полученную квартиру в собственность муниципального образования и предоставить переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилое помещение, приобретенное для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - КОЛОМИЦЕВУ С.В. по договору социального найма.

В обоснование требований прокурор указал, что КОЛОМИЦЕВ С.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается Постановлением Главы Администрации Тагилстроевского района города Нижний Тагил № 776 от 30 августа 1996 года, измененным Постановлением № 78 от 24 марта 2005 года. 27 июля 1999 года мать КОЛОМИЦЕВА С.В. - Г. решением Пригородного районного суда Свердловской области лишена родительских прав, отец К.. умер ДД.ММ.ГГГГ. КОЛОМИЦЕВ С.В. воспитывался в Нижнетагильском детском доме , в настоящее время, не имея жилья, проживает у знакомых, сохраняя регистрацию в общежитии ПУ по <адрес>. В связи с отсутствием закрепленного жилья на момент достижения возраста 18 лет Постановлением Главы города Нижний Тагил от 11 июня 2008 года № 483 КОЛОМИЦЕВ С.В. принят на учет нуждающихся по льготному списку в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В январе 2010 года Администрация города Нижний Тагил направила в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», являющееся получателем бюджетных средств от распорядителя средств областного бюджета в целях приобретения жилья для детей-сирот - Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, список на 364 лица, имеющих статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по городу Нижний Тагил, по состоянию на 1 января 2010 года. В мае 2010 года направлен уточненный список с указанием 90 человек, достигших возраста совершеннолетия. Однако в мае 2010 года было выделено для распределения в городе Нижний Тагил среди очередников указанной категории только 40 квартир. 23 сентября 2010 года Приказом № 110а Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приняло решение о передаче Администрации города Нижний Тагил для распределения среди очередников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, еще 6 квартир. Следовательно, в 2010 году жилье для указанной категории лиц приобреталось и распределялось в недостаточном объеме, чем длительное время нарушаются жилищные права социально незащищенных граждан.

В соответствии с практикой Европейского суда по правам человека недостаточность средств не может служить основанием для неисполнения государством принятых на себя обязательств по обеспечению прав.

До настоящего времени КОЛОМИЦЕВУ С.В. жилое помещение Министерством строительства и архитектуры Свердловской области не приобретено и по договору социального найма Администрацией муниципального образования «город Нижний Тагил» не предоставлено.

26 января 2011 года в соответствии с частью 3 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Свердловской области, Министерство финансов Свердловской области, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства; в соответствии со статьей 43 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечен Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Министерство социальной защиты населения Свердловской области Управление социальной защиты населения по Ленинскому району города Нижний Тагил.

Прокурор Ленинского района город Нижний Тагил Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, что в соответствии с частью 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению спора по существу в отсутствие прокурора.

Истец КОЛОМИЦЕВ С.В. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательств, согласно заявлению от 20 января 2011 года просил рассмотреть дело без его участия. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие истца.

Представитель ответчика Министерства финансов Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв от 11 февраля 2011 года № 13-11-112 и от 17 февраля 2011 года № 13-11-129, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

В обоснование своей позиции по делу представитель ответчика в письменном отзыве указал, что Министерство финансов Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по управлению средствами областного бюджета, в функции которого входит организация исполнения областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства.

Министерство финансов Свердловской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности детям-сиротам.

В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В целях исполнения данного расходного обязательства в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения ежегодно предусматриваются бюджетные средства. Согласно Закону Свердловской области от 26 ноября 2010 года № 100-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» в 2011 году эта сумма составляет 350 000 тыс. руб.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 84-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», Постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года № 163-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» и Законом Свердловской области от 26 ноября 2010 года № 100-ФЗ «Об областном бюджете на 2011 год» функции главного распорядителя средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Получателем бюджетных средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, согласно Порядку является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, осуществляющий размещение государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и заключение государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений.

Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований.

Построенные и приобретенные жилые помещения зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования и после распределения их детям-сиротам безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Распределение детям-сиротам жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, являющимися основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований договоров социального найма жилых помещений с детьми-сиротами.

Все юридически значимые действия, необходимые для своевременной передачи построенных (приобретенных) жилых помещений для детей-сирот, должны быть совершены органами местного самоуправления: прием передаваемого имущества в собственность муниципального образования, государственная регистрация права собственности на переданное имущество, зачисление данного имущества в реестр муниципального имущества, оплата расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений, заселение данных жилых помещений.

Министерство финансов Свердловской области в предоставлении жилья детям-сиротам не участвует, такое полномочие Положение о Министерстве финансов Свердловской области, утвержденное Постановлением Правительства Свердловской области от 18 января 2010 года № 1524-ПП, не предусматривает.

Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв на исковое заявление от 14 февраля 2011 года № 20-04-01-767, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя ответчика.

Представитель ответчика в письменном отзыве указал, что Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возражает против заявленных требований по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Свердловской области от 11 октября 2010 года № 1469-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в свердловской области» на 2011-2015 годы» утверждена продпрограмма 2 «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», в рамках которой предусмотрены денежные средства, направленные на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленн6ого жилого помещения. Данная программа содержит план поэтапного обеспечения жильем данной категории граждан с 2011 по 2015 годы, а ее реализация позволит приобретать не менее 400 жилых помещений ежегодно для указанной категории граждан. Заказчиком-координатором программы является Министерство социальной защиты населения Свердловской области, заказчиком-исполнителем - Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которое является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями.

Постановлением Правительства Свердловской области утвержден порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному постановлению, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье из числа детей-сирот. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, формируются органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляются в СОГУ «Фонд индивидуального жилищного строительства». Для распределения детям-сиротам построенных жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.

Обеспечение жильем КОЛОМИЦЕВА С.В., при условии постановки его на учет в Администрации муниципального образования, будет произведено в соответствии с действующим законодательством и в пределах предусмотренных программой денежных средств.

Представитель ответчика СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв от 13 февраля 2011 года № ФА/02-С-329, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

В обоснование своей позиции по делу представитель ответчика в письменном отзыве указал, что Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Утвержденный Порядок незаконным не признан, соответственно подлежит применению к возникшим правоотношениям.

Исковые требования заведомо не исполнимы и неправомерны, поскольку Порядком не предусмотрено обязанности Министерства строительства и архитектуры Свердловской области по приобретению жилого помещения или направлению средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения непосредственно для конкретного лица. Кроме того, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области является главным распорядителем ограниченного объема денежных средств.

Порядком не предусмотрено обязанности Фонда по размещению государственного заказа и заключению государственного контракта на строительства (приобретение) жилого помещения для конкретного лица напрямую не в рамках выделенных денежных средств.

Порядком не предусмотрено обязанности органов местного самоуправления предоставлять жилое помещение по договору социального найма лицу, которое не находится в предложении по распределению жилых помещений, и без соответствующего приказа министра Министерства архитектуры Свердловской области.

Порядок не предусматривает обеспечения жильем детей-сирот по решению судов. Предоставление жилья детям-сиротам по решениям судов за счет средств, предусмотренных на обеспечение жильем детей-сирот в общем порядке, нарушают права детей-сирот, не обращавшихся в суд, и ставит под угрозу исполнение Порядка.

СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» не является ответчиком по делам данной категории, поскольку деятельность Фонда носит производный от функций Министерства строительства и архитектуры Свердловской области характер и сводится к размещению заказов на строительство жилья для указанной категории граждан.

В целях реализации Постановления Правительства Свердловской области № 646-ПП от 20 апреля 2010 года «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета» Фондом в рамках выделенных средств в 2010 году было приобретено 6 квартир на вторичном рынке для указанной категории граждан города Нижний Тагил, которые в настоящее время уже распределены, на 2011 год план распределения еще не утвержден. Таким образом, указанный выше порядок действует и исполняется.

Также следует обратить внимание, что в настоящее время в списках на внеочередное получения жилья в муниципальных образования на территории Свердловской области состоит более 5566 человек, из них у более 2744 человек уже возникло право на внеочередное получение жилого помещения (достижение 18-летнего возраста). Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и достигших возраста 18 лет по городу Нижний Тагил по состоянию на 11 ноября 2010 года, в городе Нижний Тагил 367 граждан указанной социальной категории нуждающихся в предоставлении жилого помещения, КОЛОМИЦЕВ С.В. состоит под номером 11 в указанном списке. В случае удовлетворения заявленных исковых требований предоставление КОЛОМИЦЕВУ С.В. будет противоречить установленному Правительством Свердловской области Порядку и может поставить под угрозу обеспечение жилыми помещениями иных лиц той же социальной категории с нарушением их прав.

Нарушение прав КОЛОМИЦЕВА С.В. не усматривается (он поставлен на учет для внеочередного обеспечения жильем и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, будет обеспечен жильем), т.к. соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.

Представитель ответчика Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил отзыв на исковое заявление от 17 февраля 2011 года. В соответствии с частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя ответчика.

В обоснование своей позиции по делу представитель ответчика в письменном отзыве указал, что в соответствии с действующим законодательством органами государственной власти вне очереди жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения.

Согласно Постановлению Главы Администрации Тагилстроевского района города Нижний Тагил № 776 от 30 августа 1996 года за несовершеннолетним было закреплено жилое помещение по адресу: г. Н. Тагил, <адрес>. Данное обстоятельство свидетельствует о необоснованности требований предоставления жилья на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, которое производится за счет средств бюджета Свердловской области, несмотря на то, что данное постановление было отменено в части закрепления жилого помещения. Права КОЛОМИЦЕВА С.В. были нарушены органом местного самоуправления, путем лишения его закрепленного жилого помещения, когда он еще не являлся совершеннолетним. Если по каким-то причинам указанное жилое помещение органом местного самоуправления было утрачено, то обеспечение жильем КОЛОМИЦЕВА С.В. должно осуществляться в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации соответствующим органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда за счет средств местного бюджета, а прокуратурой должны были быть выявлены обстоятельства утраты жилого помещения.

Правительство Свердловской области в соответствии с действующим законодательством в данной сфере обеспечивает составление проекта областного бюджета, где бюджетные ассигнования на обеспечение данной категории граждан предусмотрены и на 2011 год, и представляет в Областную Думу Законодательного собрания Свердловской области отчет об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год, а также принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты.

Порядок обеспечения указанной категории лиц утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 84-ПП, которым установлено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления. Данные жилые помещения строятся за счет средств бюджета Свердловской области и безвозмездно передаются в собственность органов местного самоуправления.

Расходные обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, субъектом Российской Федерации - Свердловской областью выполняются - Правительством Свердловской области принимаются нормативные правовые акты для реализации возложенных полномочий; в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ обеспечиваются органами исполнительной власти жилой площадью лишь дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства. В соответствии с частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя ответчика.

Представитель третьего лица Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Ленинскому району города Нижний Тагил в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя ответчика.

Огласив исковое заявление, отзывы ответчиков, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 38, частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года № 163-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» и Законом Свердловской области от 26 ноября 2010 года № 100-ФЗ «Об областном бюджете на 2011 год» функции главного распорядителя средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

В соответствии с указанным Порядком получателем бюджетных средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, осуществляющий размещение государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключение государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений.

Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.

Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из общей площади жилого помещения до 45 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, но не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области.

Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Списки нуждающихся в жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований.

Для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади.

Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты получения адресного перечня жилых помещений представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам предварительно согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.

Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.

Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней с даты получения от Фонда сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.

Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений.

В судебном заседании установлено, что родители истца КОЛОМИЦЕВА В.С. ДД.ММ.ГГГГ: отец К. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать Г. на основании решения Пригородного районного суда Свердловской области от 27 июля 1999 года, вступившего в законную силу 10 августа 1999 года, лишена родительских прав.

Постановлением Главы Администрации Тагилстроевского района города Нижний Тагил от 30 августа 1996 года № 776 КОЛОМИЦЕВ С.В. определен в детский дом города Нижний Тагил на полное государственное обеспечение; за ним закреплена жилая площадь по <адрес>.

Постановлением Главы Администрации Тагилстроевского района города Нижний Тагил от 24 марта 2005 года № 78 пункт 2 Постановления Главы Администрации Тагилстроевского района города Нижний Тагил от 30 августа 1996 года № 776 в части закрепления жилой площади по адресу: <адрес>, отменен, поскольку по указанному адресу несовершеннолетний регистрации не имеет с ДД.ММ.ГГГГ.

После пребывания в детском доме истец обучался в ГОУ НПО СО «Профессиональное училище » в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находился на полном государственном обеспечении, был зарегистрирован в общежитии по адресу: <адрес>, где имеет регистрацию по настоящее время, в собственности жилья нет.

Постановлением Главы города Нижний Тагил Свердловской области от 11 июня 2008 года № 483 «Об утверждении предложений городской комиссии по жилищным вопросам» КОЛОМИЦЕВ С.В. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированный в общежитии по адресу: г.Н.Тагил, <адрес>, принят на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Администрацией муниципального образования «город Нижний Тагил» во исполнение Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, КОЛОМИЦЕВ С.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по городу Нижний Тагил, по состоянию на 11 ноября 2010 года истец значится в списке под номером 11, право на обеспечение жильем возникло с 15 августа 2006 года.

Доводы представителя ответчика Правительства Свердловской области о нарушение прав истца действиями органа местного самоуправления, отменившего закрепление жилой площади, что является основанием для обеспечения истца жильем в порядке пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации из муниципального жилищного фонда за счет средств местного бюджета, судом не могут быть приняты во внимание.

Снятие истца с регистрационного учета произведено до определения его в государственное образовательное учреждение на полное государственное обеспечение и до принятия судом решения о лишении матери родительских прав. Права истца на ранее закрепленное за ним жилье своевременно восстановлены не были, по истечению 15 лет восстановить права истца на данное жилье утрачено. Доказательств нарушения прав истца действиями органов местного самоуправления суду представлены не были. Кроме того, принятые органом местного самоуправления акты об отмене закрепления жилой площади и постановке истца на учет нуждающихся в обеспечении социальным жильем как лица из числе детей, оставшихся без попечения родителей, не отменены, незаконными не признаны. При таких обстоятельствах истец обоснованно включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец достиг возраста ... лет, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения. В силу вышеприведенных норм права истец имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органом местного самоуправления истец правомерно включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по городу Нижний Тагил. Список во исполнение Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, передан в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в целях распределения построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета, жилых помещений. Однако в течение 2010 года и до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен, чем нарушены гарантированные государством права истца на внеочередное обеспечение жилой площадью, как меры социальной поддержки.

Ссылки ответчиков на недостаточность денежных средств, на необоснованность заявленных требований, влекущих нарушение Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, посредством строительства (приобретения) жилого помещения для истца вне рамок выделенных денежных средств на эти цели, и нарушение прав лиц, относящихся к той же социальной категории, что и истец, суд находит несостоятельными. Российская Федерации провозгласила себя социальным государством, что закреплено в части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государство и его органы, принявшее на себя обязательство по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны исполнять данные обязательства и недостаточность денежных средств не может служить основанием для неисполнения государством и его органами принятых на себя обязательств. Удовлетворение требований истца не может повлечь нарушение прав других лиц, относящихся к той же социальной категории, поскольку их права не взаимосвязаны и удовлетворение требований истца не исключает и умаляет прав других лиц, защита и соблюдение которых возложена на государственные органы исполнительной власти. Исходя буквального толкования статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке.

В судебном заседании установлено, что право истца на получение жилья социального использования нарушено, то соответственно на ответчиков должна быть возложена обязанность по участию в процедуре предоставления жилья, установленной Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, принятого во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». При этом, определение срока исполнения обязанностей по приобретению жилья и передаче его в муниципальную собственность суд находит нецелесообразным.

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах КОЛОМИЦЕВА С.В. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства и архитектуры свердловской области, выразившееся в не приобретении в 2010 году жилого помещения КОЛОМИЦЕВУ С.В., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области построить (приобрести) жилое помещение за счет средств областного бюджета Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области, для КОЛОМИЦЕВА С.В. и безвозмездно передать построенное (приобретенное) жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области для целевого распределения его КОЛОМИЦЕВУ С.В..

Обязать Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области оформить переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области построенное (приобретенное) жилое помещение в муниципальную собственность и заключить с КОЛОМИЦЕВЫМ С.В. договор социального найма

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня вынесения, с подачей кассационной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Председательствующий -         М.В. ПЕСТЕРНИКОВА

-32300: transport error - HTTP status code was not 200