2-267/2011 решение от 15.02.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2011 года Ленинский районный суд города Нижнего Тагила Свердловской области в составе председательствующего судьи Цыдаевой В.П.,

при секретаре Мусиной К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-267 (2011) по иску Дмитриевой И.Б. к муниципальному образованию «город Нижний Тагил» о возложении обязанности предоставить жилое помещение на праве собственности,

У С Т А Н О В И Л:

Дмитриева И.Б. обратилась в суд с иском к муниципальному образованию «город Нижний Тагил» о предоставлении ей жилого помещения на праве собственности взамен непригодного жилого помещения, указав, что является собственником ... квартиры, расположенной по адресу: город Нижний Тагил, <адрес> площадью ... кв.метров, в том числе жилой ... кв.метр на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. В квартире она зарегистрирована одна с ДД.ММ.ГГГГ. Жилой дом по <адрес> в г.Н.Тагиле Свердловской области находился на балансе ОАО «...», которое ликвидировано в связи с банкротством. На основании постановления Главы муниципального образования «город Нижний Тагил» от ДД.ММ.ГГГГ жилые дома и инженерные коммуникации от предприятия должны быть переданы в муниципальную собственность города, поскольку дом находится на земельном участке, принадлежащем ответчику. В настоящее время дом непригоден для проживания. Согласно акту обследования органом государственного контроля многоквартирного жилого дома № 04-02/367 от 01.07.2010 года, в жилом доме в ходе проверки выявлены такие нарушения, как отсутствие отопления, водоснабжения, электроснабжения, выгребная яма заполнена водой, наблюдается просадка фундамента и основных конструктивных элементов, частичное разрушение фундамента, значительное гниение нижних рядов бруса, провисание лестничного марша первого этажа, значительное провисание и прогиб межэтажного перекрытия, частичное разрушение кирпичной кладки печей. Кроме того, 31 марта 2010 года в квартире по <адрес> произошел пожар, в результате которого в ее квартире наблюдаются отложения копоти. В квартире она проживала с июня ... года по ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время в квартире невозможно проживать и она вынуждена снимать другое жилое помещение, за аренду этого помещения она оплачивает ... рублей и коммунальные услуги. Другого жилья у нее нет. Полагала, что ответчик обязан предоставить ей взамен аварийного жилого помещения, которое не пригодно для проживания, другое благоустроенное жилье, равнозначное по общей жилой площади ранее занимаемому жилому помещению, то есть не менее ... кв.метров общей площади. В сентябре ... года жилой дом по <адрес> в г.Н.Тагиле был обследован межведомственной комиссией, результат обследования ей не известен. В ранее действовавшем Жилищном кодексе РСФСР ст.49.3 предусматривала предоставление собственнику жилого помещения другого жилого помещения взамен аварийного жилья. На основании ст.11, 30, 31 Жилищного кодекса РФ просила обязать ответчика предоставить ей другое благоустроенное жилье взамен жилья, не пригодного для проживания.

В судебном заседании Дмитриева И.Б. исковые требования и доводы в обоснование этих требований поддержала, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика - муниципального образования «город Нижний Тагил», надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени проведения судебного заседания, в суд не явился, о причине не явки не сообщил, не просил об отложении дела либо рассмотрении дела в его отсутствие. На основании п.4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

При подготовке дела к судебному разбирательству представитель ответчика иск не признал, указав, что отсутствуют правовые основания для предоставления собственнику непригодного для проживания жилого помещения другого благоустроенного жилого помещения в собственность. Статья 49.3 Жилищного кодекса РСФСР в данном случае применяться не может, поскольку для ее применения необходимо доказать, что право собственности Дмитриевой И.Б. возникло и признание принадлежащего ей жилого помещения непригодным для проживания имело место до введения в действие Жилищного Кодекса РФ. В данном случае по аналогии необходимо применить п.8 ст.32 Жилищного Кодекса РФ, на основании которого жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Исходя из буквального толкования данной нормы предоставление иного жилого помещения взамен изымаемого возможно только по соглашению с собственником жилого помещения.

Заслушав истца, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец Дмитриева И.Б. является собственником ... квартиры под номером , расположенной по <адрес> в г.Нижнем Тагиле Свердловской области на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ передачи квартиры в собственность граждан. Договор зарегистрирован в Бюро технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ в реестре за (л.д.9).

В жилом помещении зарегистрирована по месту жительства Дмитриева И.Б. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).

Согласно постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Решением межведомственной комиссии муниципального образования «город Нижний Тагил» от 16 июля 2010 года жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для постоянного проживания (л.д.28).

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Действительно, как указывает истец в своем заявлении, ст.49.3 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала в случае сноса дома предоставление собственникам расположенных в них квартир с их согласия другого равноценного жилья на праве собственности или иную компенсацию.

Однако с 01.03.2005 года введен в действие Жилищный Кодекса Российской Федерации, с этого момента Жилищный кодекс РСФСР утратил свое действие. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Поскольку решение межведомственной комиссии о признании непригодной для проживания квартиры в доме по <адрес> принято в период действия Жилищного кодекса РФ, норма статьи 49.3 Жилищного кодекса РСФСР в данном случае применяться не может.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Жилищного Кодекса РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Исходя из этого, при определении порядка обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения в случае признания жилого помещения непригодным для проживания следует руководствоваться положениями ст. 32 Жилищного Кодекса РФ. Применение аналогии к данным правоотношениям подтверждается также ст. 134 Жилищного Кодекса РФ, которая устанавливает порядок обеспечения членов жилищного кооператива жилыми помещениями в связи со сносом дома. Данная норма предусматривает, что в случае сноса дома по основаниям, предусмотренным Кодексом, к выселяемым из него членам жилищного кооператива и проживающим совместно с ними членам их семей применяются правила, установленные ст. 32 и 86 Жилищного Кодекса РФ.

Согласно п.п.8-10 ст.32 Жилищного кодекса РФ, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Таким образом, действующий Жилищный кодекс РФ предусматривает в качестве компенсации собственнику изымаемого жилого помещения, по общему правилу, выкуп в размере стоимости этого жилого помещения, и лишь по соглашению между органом местного самоуправления и собственником жилого помещения последнему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В данном случае между сторонами не достигнуто соглашение по предоставлению жилья собственнику жилого помещения, признанного непригодным для проживания. Как пояснила в судебном заседании Дмитриева И.Б., ей предлагали жилое помещение в семейном общежитии, от которого она отказалась. Не признал исковые требования Дмитриевой И.Б. и представитель ответчика в судебном заседании. В этом случае суд не вправе возложить обязанность на ответчика предоставить истцу другое жилое помещение.

В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Как следует из содержания этой правовой нормы, законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с правом, на котором ему принадлежит жилое помещение, признанное не пригодным для проживания, поэтому нуждающимся может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

При таких обстоятельствах, в случае признания семьи истицы малоимущей, то есть неспособной приобрести на свои личные средства жилое помещение, она должна быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, а у органов местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникнет обязанность предоставить ей жилое помещение по договору социального найма. Однако таких требований истицей не заявлено и в силу п.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд рассматривает спор в рамках заявленных исковых требований, исходя из которых в удовлетворении иска следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Дмитриевой И.Б. к администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о предоставлении в собственность благоустроенного жилого помещения взамен квартиры по <адрес> в городе Нижнем Тагиле Свердловской области, не пригодной для проживания, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда с подачей жалобы через Ленинский районный суд г.Н.Тагила в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 04 апреля 2011 года.

Судья