2-435/2011 решение от 14.04.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 апреля 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Цыдаевой В.П.,

при секретаре Мусиной К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-435 (2011) по иску Лузина С.П. к администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Лузин С.П. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «город Нижний Тагил», в котором просил улучшить его жилищные условия в соответствии со ст.ст.14, 15, 17, 18, 19, 21 Федерального закона «О ветеранах» и предоставить ему благоустроенное жилье, указав, что является инвалидом Великой Отечественной войны ... группы, принимал участие в боевых действиях в период с ... по ... годы, проживает в <адрес> в неблагоустроенном жилом помещении. Ответчик отказывает ему в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку площадь его дома больше учетной нормы на человека, кроме того, износ дома составляет ...% и является пригодным для проживания. Он проживает в доме без удобств, туалет на улице, бани нет, за водой приходится ходить на колонку. Ему ... лет, он болеет, не может самостоятельно принести воды и помыться в бане, так как она сгнила, надворные постройки сгорели во время пожара. Просил обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилье.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Министерство финансов Свердловской области.

В судебные заседания 6 и 14 апреля 2011 года истец и его представитель, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились, о причине неявки суд не уведомили. По ходатайству ответчика дело рассмотрено судом по существу в отсутствие не явившегося истца и его представителя.

При подготовке дела к судебному разбирательству 03.03.2011 года представитель истца просил предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма или в собственность взамен имеющегося в собственности истца жилого помещения.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» исковые требования не признал, по существу заявленных требований дал пояснения о том, что в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714, категория лиц, к которым относится истец, обеспечивается жильем в случае признания их в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, соответствующие требованиям статьи 51 Жилищного Кодекса РФ. Лузин С.П. является единоличным собственником жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес> (... кв.метров). Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ горда данное жилое помещением признано пригодным для проживания. В соответствии с п.52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, решение соответствующего органа местного самоуправления может быть обжаловано в судебном порядке. Решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в судебном порядке не обжаловалось. Сама по себе необходимость проведения определенных работ по утеплению и иных работ не вызывает у администрации каких-либо обязанностей по обеспечению жильем истца. Содержание своего имущества является обязанностью и расходными обязательствами самого собственника жилого помещения. Кроме того, истец, как член семьи собственника жилого помещения, имеет право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. ... доля данного жилого помещения принадлежит на праве собственности сыну истца Л.. Площадь квартиры составляет ... кв.метров, в квартире зарегистрированы ... человека. Таким образом, Лузин С.П. не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку на каждого члена семьи приходится более ... кв.метров общей площади жилого помещения. Благоустроенность - это оценочное понятие, не закрепленное в законодательстве. В данном случае благоустроенность должна определяться применительно к условиям не города Нижний Тагил, а применительно к условиям сельского населенного пункта - поселка <адрес>. В соответствии с п.12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, занимаемые истцом жилые помещения не могут быть признаны непригодными для проживания по признакам отсутствия водопровода и централизованной канализации. Даже в случае признания непригодным для проживания жилого помещения, принадлежащего истцу на праве собственности, он остается членом семьи собственника жилого помещения по адресу: <адрес>. С учетом лиц, имеющих право проживания в этом жилом помещении (... человека), на каждого проживающего приходится ... кв.метров (...) жилой площади, что не соответствует требованиям п. 2 ч. 1 ст.51 Жилищного Кодекса РФ.

Представитель ответчика - Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве по иску выразил несогласие с заявленными требованиями и просил отказать Лузину С.П. в их удовлетворении, указав, что на основании постановления Правительства Свердловской области от 28.04.2006 года № 357-ПП «О порядке обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», Министерство строительства и архитектуры является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение ветеранов Великой Отечественной войны жилыми помещениями. Формирование списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, которые ежегодно до 1 февраля представляют изменения в списки, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, в Министерство экономики Свердловской области и Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Министерство строительства и архитектуры не нарушало прав истца и не может являться ответчиком по данному делу.

Представитель ответчика - Министерства финансов Свердловской области в суд также не явился, в письменных возражениях по иску высказал мнение о том, что, поскольку дом, принадлежащий Лузину С.П., не отвечает санитарным и техническим правилам и нормам, невозможно утверждать, что инвалид Великой Отечественной войны не нуждается в улучшении жилищных условий. В то же время, источниками финансирования строительства жилых помещений для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны являются средства федерального бюджета, устанавливаемые в Федеральном фонде компенсаций и передаваемые в форме субвенций бюджету Свердловской области, и средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны. Порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлен постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 года № 614. Постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.21006 года № 357-ПП утвержден Порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, согласно которому главным распорядителем средств федерального и областного бюджетов, предусмотренных для обеспечения жильем ветеранов и инвалидов, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, на чей счет зачисляются средства федерального бюджета на строительство жилья, исполнителем функций государственного заказчика и получателем бюджетных средств является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Министерство финансов Свердловской области не осуществляет управление федеральными средствами, направляемыми на строительство (приобретение) жилых помещений для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны на территориях муниципальных образований в Свердловской области и не является надлежащим ответчиком по данному делу, просил в иске к Министерству финансов Свердловской области отказать.

Представитель ответчика Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в суд не явился, о причине неявки суд не уведомил, не просил об отложении дела или рассмотрении дела без своего участия. На основании п.4 ст.167 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело без его участия.

Заслушав представителя ответчика, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Указом Президента Российской Федерации № 714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в редакции от 09.01.2010 года предписано считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Статьей 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрена мера социальной поддержки для инвалидов войны в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

На основании подп.2 п.3, п.3.1 ст.23.2 этого Федерального Закона, объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. По письменным заявлениям инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

На основании ст.49 Жилищного Кодекса Российской Федерации, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексоми (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Этим категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Свердловской области от 28 апреля 2006 года № 357-ПП утвержден Порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Согласно этому Порядку, формирование списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в соответствии с Жилищным Кодексом РФ, ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления представляют изменения в списки в Министерство экономики Свердловской области и Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" (п.п.3-5).

Меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны реализуются в форме предоставления жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет бюджетных ассигнований, по договорам социального найма либо в форме предоставления за счет средств федерального бюджета единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений, ветеранов и инвалидов - в форме предоставления жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет бюджетных ассигнований, по договорам социального найма, предоставляемых в порядке, определенном Жилищным Кодексом РФ. За счет средств областного бюджета жилое помещение может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров (п.6, 7).

Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем бюджетных средств, предусмотренных для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов, является Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", которое в порядке, установленном Федеральным законом 21 июля 2005 года N 94-ФЗ, размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий год,; осуществляет действия по регистрации построенных (приобретенных) для ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов жилых помещений в собственность Свердловской области; передает в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области документы, необходимые для зачисления жилых помещений, построенных (приобретенных) для ветеранов Великой Отечественной войны, в казну Свердловской области (п.п.10, 16, 17).

Жилые помещения, построенные (приобретенные) для ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов, распределяются по предложениям глав муниципальных образований в Свердловской области в соответствии с распоряжением Правительства Свердловской области; поступают в казну Свердловской области, и безвозмездно передаются в муниципальную собственность для последующего предоставления ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам и инвалидам по договорам социального найма (п.18).

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указаны в ст.51 Жилищного Кодекса Российской Федерации, согласно которой к такой категории относятся граждане,

- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В силу ст.50 Жилищного Кодекса Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Постановлением Главы города Нижний Тагил от 30.09.2005 года № 1112 учетная норма площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Согласно ст.52 Жилищного Кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Как следует из содержания этой правовой нормы, законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с правом, на котором ему принадлежит жилое помещение, признанное не пригодным для проживания, поэтому нуждающимся может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое установило требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.

Согласно п.7 Положения, признание жилого помещения, в том числе частного жилого помещения, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой органом местного самоуправления в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания (п.47).

Решение органа местного самоуправления может быть обжаловано в судебном порядке (п.52).

Положением установлены требования, которым должно соответствовать жилое помещение, и основания, по которым жилое помещение может быть признано непригодным для проживания.

В частности, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом (п.10).

Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных (п.12)

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей (п.33).

В то же время, не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания, отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме (п.41).

Судом установлено, что истец Лузин С.П. относится к категории инвалидов Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением , выданным ДД.ММ.ГГГГ, удостоверяющим право на льготы и преимущества, установленные законодательством для инвалидов Великой Отечественной войны (л.д.11, 12), и не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.

На основании договора купли-продажи (передачи) квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ Лузин С.П. является собственником ... доли в праве общей долевой собственности на жилой дом под номером ..., квартира общей площадью ... кв.метров с бревенчатыми сараем и баней, расположенный по <адрес>. Договор ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в администрации ... района Свердловской области (л.д.10).

Постановлением администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ Лузину С.П., инвалиду Великой Отечественной войны, отказано в предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы на одного члена семьи (л.д.43).

В постановлении указано и подтверждено представителем истца, что Лузин С.П. зарегистрирован в ... квартире общей площадью ... кв.метров по адресу: <адрес> с женой сына Л. Квартира неблагоустроенная, принадлежит на праве собственности на ... доле сыну Л. и жене сына Л. В принадлежащей Лузин С.П. на праве собственности квартире общей площадью 37,8 кв.метров по адресу: <адрес>2 зарегистрированы по месту жительства сын истца Л. и внук Л.

Таким образом, на каждого члена семьи Лузиных приходится по ... кв.метру общей жилой площади (...), что превышает учетную норму 12 кв.метров, установленную в муниципальном образовании «город Нижний Тагил».

Решением межведомственной комиссии муниципального образования «город Нижний Тагил» от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной постановлением Главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ , жилое помещение по адресу: Свердловская область, <адрес>, собственником которого является Лузин С.П., по результатам обследования этого частного жилого дома признано пригодным для постоянного проживания. В акте обследования указано, что жилое помещение расположено в ... деревянном доме из бруса, обшитом с двух сторон, с шиферной кровлей, бутобетонным фундаментом. Общее состояние дома удовлетворительное, износ здания на ДД.ММ.ГГГГ составляет ...%. Отопление печное, ХВС уличная колонка, туалет - уличный выгреб. Согласно акту обследования дома независимой проектной организацией ООО «...», основные конструкции здания находятся в работоспособном состоянии, для обеспечения нормативной эксплуатации требуется дополнительное утепление ограждающих конструкций (л.д.8, 9, 44).

Решение межведомственной комиссии в судебном порядке истцом не обжаловано.

В материалах дела имеются акты обследования квартиры в доме по <адрес>, принадлежащей Лузину С.П., от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, оформленные комиссией в составе главы ... администрации и двух жителей этого поселка, в которых имеется заключение о том, что условия проживания инвалида Великой Отечественной войны Лузина С.П. не являются благоустроенными в связи с отсутствием горячей и холодной воды, печного отопления, туалета, который расположен на улице, и не соответствуют для нормального человеческого образа жизни инвалида Великой Отечественной войны (л.д.24, 30).

В то же время, отсутствие названных выше элементов благоустройства в поселении, в котором отсутствует центральное водоснабжение и канализация, как и сам по себе факт отсутствия элементов благоустройства не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания.

Таким образом, жилое помещение по адресу: Свердловская область, <адрес>, собственником которого является Лузин С.П., не признано в установленном законом порядке непригодным для проживания.

Фактически Лузин С.П. зарегистрирован и проживает в пригодной для проживания квартире по ..., принадлежащей на праве собственности в равных долях сыну истца Л. и снохе Л., общая площадь которой на каждого члена семьи также превышает учетную норму (... кв.метров).

Как усматривается из медицинской справки, выданной Демидовской Центральной городской больницей г.Н.Тагила, Лузин С.П. страдает такими заболеваниями, как ишемическая болезнь сердца, стенокардия, остеомиелит левого бедра после огнестрельного ранения, то есть, ни одним из тяжелых форм хронических заболеваний, наличие которых дает право на предоставление жилья по договору социального найма во внеочередном порядке, Лузин С.П. не страдает (л.д.12).

Суд приходит к выводу о том, что Лузин С.П. относится к категории инвалидов Великой Отечественной войны, имеет право на предоставление меры социальной защиты в части обеспечения жильем, однако нуждающимся в улучшении жилищных условий на условиях договора социального найма не является.

Не находит суд оснований и для предоставления Лузину С.П. жилого помещения на праве собственности взамен имеющегося в собственности жилья по <адрес> Свердловской области, о чем заявляла представитель истца в судебном заседании 03 марта 2011 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Жилищного Кодекса РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Исходя из этого, при определении порядка обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения в случае признания жилого помещения непригодным для проживания следует руководствоваться положениями ст. 32 Жилищного Кодекса РФ. Применение аналогии к данным правоотношениям подтверждается также ст. 134 Жилищного Кодекса РФ, которая устанавливает порядок обеспечения членов жилищного кооператива жилыми помещениями в связи со сносом дома. Данная норма предусматривает, что в случае сноса дома по основаниям, предусмотренным Кодексом, к выселяемым из него членам жилищного кооператива и проживающим совместно с ними членам их семей применяются правила, установленные ст. 32 и 86 Жилищного Кодекса РФ.

Согласно п.п.8-10 ст.32 Жилищного кодекса РФ, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Таким образом, действующий Жилищный кодекс РФ предусматривает в качестве компенсации собственнику изымаемого жилого помещения, по общему правилу, выкуп в размере стоимости этого жилого помещения, и лишь по соглашению между органом местного самоуправления и собственником жилого помещения последнему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В данном случае жилые помещения, собственником которого является Лузин С.П., и в котором он проживает, не признаны непригодным для проживания и между сторонами не достигнуто соглашение по предоставлению собственнику жилого помещения другого жилья.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Лузина С.П.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Лузина С.П. к администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» об улучшении жилищных условий и предоставлении благоустроенного жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда с подачей жалобы через Ленинский районный суд г.Н.Тагила в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 15 июня 2011 года.

Судья