2-917/2011 решение от 15.06.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2011 года Ленинский районный суд города Нижнего Тагила Свердловской области в составе председательствующего судьи Цыдаевой В.П.,

при секретаре Мусиной К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-917\2011 по иску Алексеевой Л.Г. к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,

У с т а н о в и л:

Решением комиссии государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г.Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области (далее - УПФ в г.Н.Тагиле) от ДД.ММ.ГГГГ Алексеевой Л.Г. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании статьи 32 Федерального Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тексту Закон № 1244-1).

Алексеева Л.Г. обратилась в суд с иском, в котором просила признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.2 ст.32 Федерального закона № 1244-1, признав решение пенсионного органа об отказе ей в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать ответчика назначить ей пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Алексеева Л.Г. исковые требования поддержала, в обоснование заявленных требований указала, что статья 3 Закона № 1244-1 гарантирует гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате Чернобыльской катастрофы, в частности, путем назначения пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию.

В соответствии со ст.10 Закона № 66-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», право на пенсию в соответствии с указанным Законом имеют граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения. При этом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.7 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на <...> года при условии переселения в <...> году и в последующие годы и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на <...> лет в общей сложности.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проживала в <адрес>, что составляет <...> года <...> месяцев <...> дней, поэтому возраст, дающий ей право на получение пенсии по возрасту, составляет 50 лет (общеустановленный пенсионный возраст для женщин 55 лет, минус <...> года и минус <...> года по полгода за каждый полный год проживания в зоне отселения). На момент обращения с заявлением о назначении пенсии она достигла возраста <...> лет <...> месяцев, поэтому имеет право на пенсию по старости.

В соответствии с примечанием к ст.ст.32-35 Закона № 1244-1, установленная указанными статьями первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по ДД.ММ.ГГГГ, независимо от времени пребывания на данной территории до момента переселения (выезда) с нее или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. Следовательно, величина снижения пенсионного возраста обусловливается статусом гражданина на момент обращения за назначением пенсии в следующем порядке: право на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину граждане имеют независимо от места проживания в момент обращения за пенсией (на той же территории, на территории, по решению Правительства РФ, переведенной в другую зону, или на любой территории, куда они могли выехать по собственному выбору), право же на снижение пенсионного возраста с учетом дополнительного его уменьшения граждане имеют, если на момент обращения за пенсией они постоянно проживают в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

В соответствии со ст.7 закона № 1244-1, границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет. На сегодняшний день действует постановление Правительства РФ от 18.12.1997 года № 1582. однако ни в Законе № 1244-1. ни в Федеральном Законе от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» нет норм, которые регламентировали бы решение вопроса о назначении пенсии с уменьшением возраста с учетом времени проживания на зараженной радиацией территории определенной зоны, если ее статус был изменен решением Правительства РФ или если граждане, реализуя гарантированное статьей 27 Конституции РФ право на свободу передвижения, переехали из зоны, подвергшейся радиоактивному загрязнению, на территорию, загрязнению не подвергшуюся.

Уменьшение пенсионного возраста для граждан, пострадавших от воздействия радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС, является одним из видов мер по возмещению вреда, носит характер компенсации и должно быть обеспечено каждому гражданину, пострадавшему в результате этой катастрофы. Аналогичные выводы сделаны в определении Конституционного Суда РФ от 06.03.2003 года № 107-О. в котором указано, что право граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда не может быть поставлено в зависимость от того, действуют или нет на момент обращения за пенсией те неблагоприятные производственные факты, воздействием которых обусловлено предоставление данного права, истолкование регламентирующих его норм как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на том основании, что по своему характеру и условиям они более не признаются тяжелыми, не только противоречило бы действительному смыслу и предназначению этих норм, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований статьи 19 Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение.

На этом основании положения о пенсионном обеспечении лиц, пострадавших в результате Чернобыльской аварии, по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают отмену права на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством РФ, и для граждан, выехавших с территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, на территорию, не относящуюся к зараженной. Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

Представитель ответчика - Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г.Н.Тагиле и Пригородном районе Свердловской области исковые требования Алексеевой Л.Г. не признал, указав, что Законом № 1244-1 предусмотрены 4 зоны радиоактивного загрязнения в зависимости от территориальной близости к месту Чернобыльской катастрофы, а также от дозы облучения населения и плотности радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137. Это зона отчуждения, зона отселения, зона проживания с правом на отселение, зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы зон устанавливаются в зависимости от изменения радиоактивной обстановки и с учетом других факторов не реже, чем один раз в три года, пересматриваются Правительством РФ. Пунктом 6 ст.13 Закона № 1244-1, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года, на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности. При этом, согласно примечанию ст.35 Закона № 1244-1, первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивном загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по ДД.ММ.ГГГГ, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. Пенсии по старости гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, назначаются с уменьшением возраста, при этом условия назначения пенсии зависят от статуса граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в зависимости от статуса граждан применяется различное уменьшение пенсионного возраста. Статьями 32-35 Закона № 1244-1 предусмотрены две величины снижения пенсионного возраста для назначения пенсии по старости. Первая - абсолютная, на которое может быть снижен пенсионный возраст (3 года. 1 год и т.д.) при проживании в определенной зоне, вторая - дополнительная величина, каждая из которых определяется самостоятельно, независимо от другой. Снижение пенсионного возраста на дополнительную величину производится пропорционально количеству полных лет проживания или работы в определенной зоне, однако снижение пенсионного возраста на первую абсолютную величину должно иметь место только в том случае, если гражданин проживал или работал в определенной зоне (ст.ст.32-35) с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, при этом продолжительность проживания или работы в этот период значения не имеет. Поэтому, если гражданин в указанный период времени (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) не проживал или не работал в радиоактивно загрязненной зоне, то снижение пенсионного возраста для назначения пенсии по старости может производиться только на вторую дополнительную величину, предусмотренную для граждан соответствующей зоны, пропорционально количеству полных лет, прожитых или отработанных в этой зоне (неполные годы не учитываются. Поскольку период проживания Алексеевой Л.Г. в <адрес> составил <...> года <...> месяцев <...> дней, она имеет право на снижение пенсионного возраста только на дополнительную величину пропорционально количеству отработанных лет в зоне отселения на <...> года, так как она не проживала (не работала) в зоне отселения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и приобретет право на пенсию по достижении <...> лет.

Заслушав стороны, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В силу ст.7, пп.19 п.1, п.2 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.5 ст.4 Федерального Закона РФ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее Закон № 166-ФЗ), граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, в том числе в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. К такой категории граждан статья 10 этого Закона относит и граждан, постоянно проживающих в зоне отселения до их переселения в другие районы (пункт 8 статьи 10).

Пенсия по старости этой категории граждан назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". При этом зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Согласно ст. 13 Закона № 1244-1, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в <...> году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в <...> году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (пункт 6 части 1 статьи 13).

Пункт 2 части 1 статьи 32 Закона РФ № 12-44-1 регламентирует пенсионное обеспечение граждан, переселенных из зоны отселения, которым пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на <...> года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

В примечании к статьям 32-35 этого Закона указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по ДД.ММ.ГГГГ, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Из толкования ст.32 и примечания к этой статье следует, что снижение пенсионного возраста на первоначальную величину <...> года должно иметь место только в том случае, если гражданин проживал или работал в определенной зоне с момента аварии на Чернобыльской АЭС ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, при этом продолжительность проживания или работы в этот период никакого значения не имеет, главное, чтобы гражданин проживал или работал в зоне радиоактивного загрязнения в названный в примечании период. Если же гражданин в этот период времени не проживал или не работал в радиоактивно загрязненной зоне, то снижение пенсионного возраста для назначения пенсии по старости может производиться только на вторую дополнительную величину, предусмотренную для граждан соответствующей зоны, пропорционально количеству полных лет, прожитых или отработанных в этой зоне.

Статус Алексеевой Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лица, подвергшегося радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подтверждается удостоверением серии <...> от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающим то обстоятельство, что она проживала в зоне отселения в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<...> года <...> месяцев <...> дней) и имеет право на компенсацию и льготы, установленные законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д.10).

Факт проживания и работы Алексеевой Л.Г. в зоне отселения подтверждается трудовой книжкой истца, в которой имеется запись о работе в Новозыбковском территориальном медицинском объединении врачом терапевтом отделения профилактики в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-19).

ДД.ММ.ГГГГ, достигнув возраста <...> лет, Алексеева Л.Г. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей пенсии по старости на основании ст.32 Федерального закона № 1244-1.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г.Н.Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ Алексеевой Л.Г. отказано в установлении пенсии в соответствии с п.2 статьи 32 Федерального закона от 15.05.1991 года № 1244-1, так как она не достигла требуемого возраста (л.д.9).

Поскольку Алексеева Л.Г. на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС и в период до ДД.ММ.ГГГГ не проживала и не работала в зоне отселения, она не имеет право на снижение пенсионного возраста, установленного ст.7 Федерального закона № 173-ФЗ (55 лет) на первоначальную величину снижения пенсионного возраста <...> года, установленную ст.32 Федерального закона от 15.05.1991 года № 1244-1.

Снижение пенсионного возраста для назначения пенсии в этом случае может производиться только на вторую дополнительную величину - на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на <...> лет в общей сложности.

Алексеева Л.Г. проживала и работала в <адрес> <...> года <...> месяцев <...> дней, то есть полных <...> года, на дату обращения за назначением пенсии достигла возраста <...> лет, поэтому право на досрочное назначение пенсии с учетом снижения возраста на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения (на <...> года) она приобретет по достижении <...> лет.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Алексеевой Л.Г. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении трудовой пенсии по старости, признании права на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с п.2 ст.32 Федерального закона от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», возложении на ответчика обязанности назначить досрочно трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы в Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Судья