РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 мая 2011 года город Нижний Тагил Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В. при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д., с участием: старшего помощника прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области МАСЛЕННИКОВА В.А., представителя ответчика муниципального учреждения культуры «Центральная городская библиотека» - директора ЯКИМОВОЙ Н.П., приказ Управления культуры Администрации города Нижний Тагил № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-689/2011 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению культуры «Центральная городская библиотека» о признании незаконными бездействия должностного лица, УСТАНОВИЛ: 14 марта 2011 года прокурор Ленинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском об оспаривании бездействия директора муниципального учреждения культуры «Центральная городская библиотека» (далее по тексту - МУК «Центральная городская библиотека») ЯКИМОВОЙ Н.П., не обеспечившего наличие и применение в библиотеке фильтров контента при доступе к сети Интернет для пресечения возможности доступа к Интернет - сайтам, содержащим сцены порнографии, и просил: признать бездействие должностного лица - директора МУК «Центральная городская библиотека» ЯКИМОВОЙ Н.П., не обеспечившего наличие и применение в библиотеке фильтров контента при доступе к сети Интернет, для пресечения возможности доступа к интернет-сайтам, содержащим сцены порнографии, незаконным; возложить обязанность на должностное лицо МУК «Центральная городская библиотека» ЯКИМОВУ Н.П. устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства посредством установки фильтр контента при доступе к сети Интернет с целью исключения в интернет-сайтам, содержащим сцены порнографии, и определения ответственного за работоспособность и постоянное обновление фильтров контента информации в сети Интернет. В обоснование требований прокурор указал, что при проведении проверки исполнения закона «О противодействии экстремистской деятельности» установлено, что в МУК «Центральная городская библиотека» имеется отдел автоматизированных технологий, в рамках которого функционирует «Интернет - центр», в котором работают 7 компьютеров, имеющих доступ к сети Интернет и предназначенных для предоставления услуг доступа к сети Интернет клиентам библиотеки. При проверке функционирования системы фильтрации контента из сети Интернет, установлено, что доступ на сайты, содержащие сцены порнографии не заблокирован, что является нарушением законодательства Российской Федерации. Также в МУК «Центральная городская библиотека» отсутствует ответственное лицо за установку и настройку системы контентной фильтрации. В соответствии с Федеральным законом № 78-ФЗ от 29 декабря 1994 года «О библиотечном деле» библиотека это - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации. В соответствии с Порядком открытия и организации работы компьютерных салонов, расположенных на территории муниципального образования «город Нижний Тагил», утвержденным Постановлением Главы города Нижний Тагил от 7 октября 2004 года № 1046 в помещении компьютерного салона запрещается использование компьютерных игр (программ), пропагандирующих порнографию, культ насилия, жестокости, наркоманию, антиобщественное поведение. В соответствии с законодательством Российской Федерации в Свердловской области принимаются меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, духовному и нравственному развитию, а том числе от пропаганды национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового и религиозного неравенства, а также от распространения печатной, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение, (статья 17.1 Закона Свердловской области от 23 октября 1995 года № 28-03 «О защите прав ребенка») Согласно статье 4 Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Отсутствие в учреждении фильтров контента при доступе к сети Интернет для исключения доступа к сайтам, содержащим сцены порнографии, противоречит вышеуказанным нормативным актам и интересам государства. Основами законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденными Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-1 определено, что органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства. Следовательно, бездействие должностных лиц при пресечении доступа к сайтам, содержащим сцены порнографии, может быть обжаловано в суде. Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ директором муниципального учреждения культуры является ЯКИМОВА Н.П., которая, в соответствии со своей должностной инструкцией должна руководствоваться в работе, в частности, Основами законодательства Российской Федерации о культуре, которые прямо предписывают противодействовать пропаганде порнографии. Таким образом, нарушение интересов государства и общества стало возможным в результате бездействия должностного лица - директора муниципального учреждения культуры ЯКИМОВОЙ Н.П. Старший помощник прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области МАСЛЕННИКОВ В.А. в судебном заседании заявленные требования, основание и предмет иска поддержал. Дополнительно суду пояснил, что факт невыполнения директором библиотеки своих функциональных обязанностей подтверждается письменными материалами дела. Библиотека является учреждением культуры и директор при выполнении своих функциональных обязанностей во вверенном ей учреждении должна руководствоваться нормами действующего законодательства. В соответствии с Порядком открытия и организации работы компьютерных салонов, расположенных на территории муниципального образования «город Нижний Тагил», утвержденным Постановлением Главы города Нижний Тагил от 7 октября 2004 года № 1046, в помещении компьютерного салона запрещается использование компьютерных игр (программ), пропагандирующих порнографию, культ насилия, жестокости, наркоманию, антиобщественное поведение. Согласно пункту 1.3. Порядка компьютерный салон - это специально оборудованное помещение, в котором посредствам предоставления в пользование компьютерной техники осуществляется оказание услуг информационного, справочного, обучающего, образовательного, досугового, развлекательного и иного характера, не наносящего ущерба правам, охраняемым законом, интересам и здоровью ребенка. Поскольку Интернет - центр полностью совпадает с определением компьютерного салона, директор в своей работе должна была руководствоваться данным Порядком. При работе компьютерного салона запрещается доступ к информационным ресурсам, пропагандирующим порнографию. Проверкой установлено, что в библиотеке имеется свободный доступ к интернет ресурсам, содержащим сцены порнографии, что доказывает бездействие должностного лица. Просил исковые требования удовлетворить. Представитель ответчика МУК «Центральная городская библиотека» ЯКИМОВА Н.П. в судебном заседании исковые требование прокурора не признала, в обоснование возражений указала, что исчерпывающего списка запрещенных сайтов, содержащих сцены порнографии, не существует и библиотечные работники данной информацией не обладают, какие сайты подлежат закрытию, как порнографические неизвестно. Основным законом, регламентирующим работу библиотек, является Федеральный закон «О библиотечном деле», в нем не предусмотрена обязанность библиотек обеспечивать фильтрацию контента. В пункте 1 статьи 12 четко указывается, что в своей деятельности библиотеки обеспечивают реализацию прав граждан, установленных настоящим Федеральным законом. Библиотеки обслуживают пользователей библиотек в соответствии со своими уставами, правилами пользования библиотеками и действующим законодательством» Ни в Уставе, утвержденном управлением культуры, ни в правилах пользования, составленных на основании Устава, не прописана функция фильтрации, значит, это не входит в компетенцию библиотеки. Более того, ограничение доступа к данной информации запрещено Конституцией и Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Библиотека добровольно в 2008 году установила фильтр Squid. Данная программа фильтрации может быть эффективна в отношении большинства пользователей, но не совершенна. На конец апреля фильтром в библиотеке отфильтровано более полумиллиона порно-сайтов. Кроме того, в 2008 году библиотекой были разработаны Правила обслуживания пользователей в Интернет - центре, где четко прописаны запреты по открыванию порно-сайтов. Порнографические материалы размещены в сети Интернет в огромном количестве и могут называться совершенно невинно. Для закрытия доступа к тысячам сайтам, разместившим порнографические материалы, необходимо запретить в библиотеке пользоваться Интернетом, так как ни одна библиотека не имеет вычислительных технических и программных мощностей, чтобы отфильтровать контент по смысловому запросу. Пользователями Интернет - центра являются в основном совершеннолетние читатели. Количество пользователей - читателей до 21 года в 2011 году составляет 59 человек, и отследить такое количество пользователей сотрудникам отдела не составляет труда, так как работает в отделе 8 человек. Читатели подросткового возраста посещают филиалы, обслуживающие детские население города, в детских филиалах Интернета нет. Фактов того, что материалы порнографического содержания открывались подростками или другими читателями библиотеки с компьютеров Интернет - центра библиотеки прокуратурой не представлено. Технология работы библиотек с порнографическими материалами не отработана, никаких руководящих материалов нет. Библиотека не является органом государственной власти, но согласно статье 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение, в рамках своей компетенции библиотека ведет следующую работу: не публикует подобную информацию на своем сайте и рассказывает о правилах безопасного использования Интернета и мобильной связи на одной из страниц своего сайта «Безопасный Интернет». Страница посвящена детям и их родителям; библиотека не использует данную информацию из сети Интернет в своей работе; ведет профилактическую работу среди детей и молодежи в своей основной деятельности (лекционная и массовая работа); контролирует доступ читателей к сети Интернет в своем отделе автоматизированных технологий; пресекает доступ к порно-сайтам всем читателям. Начинать работу по недопущению использования в глобальной сети материалов, противоречащих закону, попирающих права и достоинство человека нужно с урегулирования правовой базы, введения жесткого наказания за незаконную деятельность администраторов сайтов. Закрывать сайты, распространяющие противозаконные материалы, должны не библиотеки, а соответствующие государственные службы, чтобы доступ к незаконной информации в сети Интернет был закрыт везде, включая домашние компьютеры. На сегодняшний день библиотека в силу своих технических возможностей проводит профилактическую работу по предотвращению доступа к подобным сайтам. Просила в удовлетворении исковых требований отказать. Заслушав пояснения сторон, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 2 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Библиотека представляет собой информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам (статья 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ (ред. от 27 декабря 2009 года) «О библиотечном деле»). Законодательство о библиотечном деле включает Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральный закон «О библиотечном деле», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области библиотечного дела (статья 2 Федерального закона «О библиотечном деле»). Каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Федерального закона «О библиотечном деле»). Все пользователи библиотек имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами. Порядок доступа к фондам библиотек, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками устанавливаются в соответствии с уставами библиотек Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности (статья 12 Основ законодательства Российской Федерации о культуре). Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ (статья 12 Основ законодательства Российской Федерации о культуре). В силу статьи 30 Основ законодательства Российской Федерации о культуре представительная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, защищают эти права и свободы посредством законодательной и иной нормативной деятельности, разработки и осуществления государственной политики культурного развития, пресечения посягательств на права и свободы в области культуры. Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. В судебном заседании установлено, что муниципальное учреждение культуры «Центральная городская библиотека» зарегистрировано в качестве юридического лица, согласно Уставу создано в целях обеспечения условий для реализации права граждан различных социальных и возрастных групп с учетом их потребностей и интересов на свободный доступ к библиотечно-информационным ресурсам., приобщения к культурным ценностям, обеспечению образовательный процессов, проведения досуга, общения в группах, сформированных по интересам. Детские библиотеки и отделы способствуют формированию информационных и общекультурных потребностей детей, самообразованию и воспитанию личности. Одной из задач учреждения является обеспечение оперативного доступа к информационным ресурсам других библиотек и информационных систем; для достижения установленных Уставом целей учреждение осуществляет, в частности предоставление пользователям доступа в корпоративные глобальные информационные сети. Согласно Правилам обслуживания пользователей в Интернет-центре Центральной городской библиотеки, категорически запрещается открывать сайты порнографического характера, сайты, пропагандирующие насилие, разжигающие расовую и национальную вражду, изготовление наркотических средств и оружия, сайты, содержащие экстремистские материалы, т.к. информация на вышеуказанных сайтах противоречит установленным нормам российской права, не соответствует тематическому профилю библиотечной деятельности и наносит существенный вред стабильной работе техники. Актом проверки соблюдения законодательства о противодействии экстремистской деятельности, проведенной сотрудниками прокуратуры Ленинского района города Нижний Тагил от 9 марта 2011 года, установлено, в учреждении имеется отдел автоматизированных технологий, в рамках которого функционирует «Интернет-центр», где установлены и работают 7 компьютеров, имеющих доступ в сети Интернет. При проведении проверки наличия фильтрации доступа к сайтам, содержащим сцены порнографии, доступ на один из сайтов оказался свободным. Ответственное за работоспособность и постоянное обновление фильтров контента информации в сети Интернет для предотвращения возможности доступа к интернет-сайтам, содержащим сцены порнографии, не назначено. В соответствии со статьей 17-1 Областного закона от 23 октября 1995 года № 28-ОЗ (ред от 26 ноября 2010 года) «О защите прав ребенка» в соответствии с законодательством Российской Федерации в Свердловской области принимаются меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, духовному и нравственному развитию, в том числе от пропаганды национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового и религиозного неравенства, а также от распространения печатной, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 (ред. от 9 февраля 2009 года) «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Современные информационные технологии используются во всех отраслях российской экономики и сферах общественной жизни. Информатизация общества несет в себе как позитивные, так и негативные аспекты. Информационные технологии все чаще используются в качестве специфического информационного воздействия для достижения политических, экономических, военных и других целей, а информация, имеющая всепроникающий характер, постепенно трансформируется в эффективный инструмент технологического и психологического воздействия на человека. Средства, формы и методы информационно-психологического воздействия на систему социальных отношений, индивидуальное и массовое сознание гражданского общества разнообразны и характеризуется высокой степенью социальной опасности. Воздействия такого вида влияют на безопасность общества и государства опосредованно - через воздействие на психику людей. В условиях построения глобального информационного общества особое значение приобретает обеспечение защиты прав и свобод человека в информационной сфере. Одним из видов угроз информационной безопасности является угроза конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию. Информационная безопасность определяется как состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в информационной сфере на основе общепризнанных принципов и норм международного и национального права. При этом под защищенностью следует понимать активные действия субъектов интернет-права, направленные на достижение определенной степени безопасности объекта охраны в целях сохранения конфиденциальности, целостности и недоступности информации для третьих лиц в виртуальном пространстве. Одним из способов защиты является установление программы фильтрации, содержащие перечень интернет-адресов, соединение с которыми не осуществляется. По ходатайству ответчика судом допрошены свидетели Ш. и Х. Свидетель Ш. суду показала, что ... работает в должности ... МУК «Центральная городская библиотека», в ее обязанности входит организация концепции автоматизации библиотеки. С 2000 года в библиотеке имеется локальная компьютерная сеть и создан Интернет - центр, в котором работает сотрудник отдела автоматизированных технологий, библиотекарь и консультанты, обслуживающие посетителей. В 2008 году приняли на работу системного администратора, который работает над организацией компьютерной сети. Работа по лицензированию программного обеспечения началась в 2007 году, и в 2008 году установлена система Прокси, в ней предусмотрена программа Squid, в функции которой входит контроль за доступом в сеть Интернет. В 2008 году системным администратором по собственной инициативе установлен фильтр на порно-сайты, в связи, с чем доступ на порно-сайты в Интернет - центре пресекается. Программа Squid предусматривает фильтр только на конкретный список сайтов. Доступ к сети Интернет в Интернет - центре осуществляется только взрослыми читателями, поскольку подростки посещают детские филиалы библиотеки, в которых Интернет до настоящего времени отсутствует. Кроме того, работа в сети Интернет осуществляется только с помощью консультанта. В настоящее время внесены изменения в должностную инструкцию системного администратора, внесены ли изменения в ее должностную инструкцию ей неизвестно, поскольку находится на больничном листе. Допрошенный судом свидетель Х. суду показал, что ... работает ... в МУК «Центральная городская больница», в его обязанности входит поддержание локальной сети и защита корпоративных данных. Для ограничения доступа к определенным сайтам была установлена система Прокси и бесплатная программа Squid, для осуществления фильтрации, в которых составлялся список, и сотрудники библиотеки по ним работали. Сайты, которые вновь появляются необходимо включать в список, поскольку это требовало дополнительного времени, он находил новые базы и устанавливал их, однако данная работа проводилась нерегулярно, примерно раз в месяц. Для того чтобы в поисковых системах просто посмотреть порно-сайт фильтр не работает. В день добавляется около 100 сайтов, отследить все невозможно. Также пояснил, что присутствовал при проведении проверки, однако акт проверки не видел и не подписывал. Стороной ответчика суду представлено экспертное заключение уровня соответствия нормативным требованиям автоматизированных средств контроля и управления доступом к Интернет-ресурсам, противоречащим действующему законодательству Российской Федерации с ПЭВМ гостевого доступа Интернет-центра МУК «Центральная городская библиотека», составленное 10 мая 2011 года экспертом Т., генеральным директором ООО «...», техническим директором Научно-технического центра «...». Эксперт провел экспертизу в форме очного тестирования и осмотра программно-аппаратных средств Интернет-центра МУК «Центральная городская библиотека», обеспечивающих гостевой доступ к сети Интернет на предмет наличия, работоспособности и соответствия нормативным требованиям автоматизированных средств контроля и управления доступом гостевых ПК к Интернет-ресурсам, противоречащим действующему законодательству Российской Федерации. В ходе экспертизы было установлено следующее: ЛВС Интернет-центра имеет четко выделенную физическую и логическую структуры. Доступ в Интернет осуществляется через программный пакет Squid, реализующий функцию кэширующего прокси-сервера для протоколов НТТР, FТР, НТТРS. Данный пакет распространяется по лицензии и является бесплатным свободно распространяемым продуктом с открытым исходным кодом. В качестве хостовой операционной системы выступает МSWindowsXP. Для контроля доступа к ресурсам и определения ряда действий используются списки контроля доступа (access controllist, acl), обрабатываемые Squid. Фильтрация осуществляется на основе имени (доменного имени) цели запроса. Сотрудниками МУК «Центральная городская библиотека» сформированы списки контроля доступа для ограничения свободного доступа к Интернет-ресурсам, противоречащим действующему законодательству Российской Федерации, в том чсиле ресурсы порнографического содержания и ресурсы экстремистской направленности. Перечень ресурсов взят из свободных источников, является пополняемым и содержит несколько сотен тысяч записей. Обновление перечня происходит в ручном режиме с периодичностью 1-2 раза в месяц, что связано с постоянным появлением новых ресурсов, противоречащих действующему законодательству. В случае попытки выхода на запрашиваемый ресурс, пользователю автоматически выводится сообщение о том, что ресурс находится в перечне запрещенных, при этом сам ресурс не открывается. Экспертом сделан вывод, что программно-аппаратные средства Интернет-Центра МУК «Центральная городская библиотека, обеспечивающие гостевой доступ к сети Интернет, соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым к ЛВС. Используемые средства контроля и управления доступом в части контроля и управления доступом гостевых ПК к Интернет-ресурсам, противоречащим действующему законодательству Российской федерации, путем блокировки данных ресурсов, могут быть эффективны в отношении большинства пользователей. Однако существуют известные средства обхода данной защиты. Таким образом, в судебном заседании установлено, что в МУК «Центральная библиотека» установлены персональные компьютеры в целях реализации уставных задач и обеспечивающие доступ к сети Интернет. Доступ в Интернет осуществляется через программный пакет Squid, для контроля доступа к ресурсам и определения ряда действий используются списки контроля доступа, обрабатываемые программным обеспечением, фильтрация осуществляется на основе имени цели запроса. Сотрудниками библиотеки сформированы списки контроля доступа для ограничения свободного доступа к Интернет-ресурсам, в том числе к ресурсам порнографического содержания, обновление списка происходит в ручном режиме с периодичностью 1-2 раза в месяц. В связи с наличием программного обеспечения, включающего в себя программу фильтрации, оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении обязанности на ответчика установить фильтр контента при доступе к сети Интернет с целью исключения доступа к интернет-сайтам, содержащим сцены порнографии, не имеется. Вместе с тем, существующее в библиотеке программное обеспечение является недостаточным для ограничения доступа пользователей библиотеки к Интернет-ресурсам порнографического характера в связи с постоянным появлением новых ресурсов, что позволило при проведении проверки зайти на ряд сайтов, содержащих сцены порнографии. Ответственное лицо, отвечающее за работоспособность и обновление перечня ресурсов порнографического содержания, не определено, следовательно, работа по обновлению списка ведется не систематически и крайне редко (1-2 раза в месяц). Бездействие должностного лица по не принятию достаточных мер к пресечению возможности доступа к Интернет-сайтам, содержащим сцены порнографии, суд находит незаконным. На основании изложенного, исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению. В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц от уплаты государственной пошлины освобожден в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по требованиям неимущественного характера подлежит взысканию с ответчика государственная пошлина в размере 4000 рублей 00 копеек. В соответствии с пунктом 2 статьи 61.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ государственная пошлина подлежит зачислению в бюджет муниципального района. Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие должностного лица - директора муниципального учреждения культуры «Центральная городская библиотека» ЯКИМОВОЙ Н.П. по не обеспечению при доступе к сети Интернет мер к пресечению возможности доступа к интернет-сайтам, содержащим сцены порнографии. Обязать должностное лицо - директора муниципального учреждения культуры «Центральная городская библиотека» ЯКИМОВУ Н.П. устранить допущенное нарушение прав и свобод граждан, интересов общества и государства, определив должностное лицо муниципального учреждения культуры «Центральная городская библиотека», ответственное за работоспособность и постоянное обновление фильтров контента информации в сети Интернет для предотвращения возможности доступа к интернет-сайтам, содержащим сцены порнографии. В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области о возложении обязанности на директора муниципального учреждения культуры «Центральная городская библиотека» ЯКИМОВУ Н.П. установить фильтр контента при доступе к сети Интернет с целью исключения доступа к интернет-сайтам, содержащим сцены порнографии, отказать. Взыскать с муниципального учреждения культуры «Центральная городская библиотека» в бюджет муниципального района государственную пошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей 00 копеек. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей кассационной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Судья - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА