2-690/2011 решение от 12.05.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 мая 2011 года        город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:

председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.

при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д.,

с участием:

старшего помощника прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области МАСЛЕННИКОВА В.А.,

представителя ответчика муниципального учреждения культуры «Центральная городская библиотека» - директора ЯКИМОВОЙ Н.П., приказ Управления культуры Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-690/2011 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению культуры «Центральная городская библиотека» о признании незаконными бездействия должностного лица,

УСТАНОВИЛ:

14 марта 2011 года прокурор Ленинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском об оспаривании бездействия директора муниципального учреждения культуры «Центральная городская библиотека» (далее по тексту - МУК «Центральная городская библиотека») ЯКИМОВОЙ Н.П., не обеспечившего наличие и применение в библиотеке федерального списка экстремистских материалов, а также фильтров контента при доступе к сети Интернет, и просил:

признать бездействие должностного лица - директора МУК «Центральная городская библиотека» ЯКИМОВОЙ Н.П., не обеспечившего наличие и применение в библиотеке федерального списка экстремистских материалов, а также фильтров контента при доступе к сети Интернет, незаконным;

возложить обязанность на должностное лицо МУК «Центральная городская библиотека» ЯКИМОВУ Н.П. получить из Интернета или иным способом последнюю версию федерального списка экстремистских материалов; в кратчайшие сроки провести ревизию библиотечного фонда с целью исключения из него материалов, включенных в федеральный список экстремистских материалов, о чем составить соответствующие акты; установить фильтры контента при доступе к сети Интернет с целью исключения доступа к материалам, включенным в федеральный список экстремистских материалов; определить должностное лицо ответственное за постоянное поступление в учреждение обновляемого списка экстремистских материалов, а также осуществляющего контроль поступающих в учреждение материалов на предмет соответствия и не соответствия федеральному списку экстремистских материалов.

В обоснование требований прокурор указал, что при проведении проверки исполнения Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» установлено, что в МУК «Центральная городская библиотека» отсутствует в печатном виде федеральный список экстремистских материалов. В данном учреждении имеется отдел автоматизированных технологий, в рамках которого функционирует «Интернет - центр», в котором работают 7 компьютеров, имеющих доступ к сети Интернет и предназначенных для предоставления услуг доступа к сети Интернет клиентам библиотеки. При проверке функционирования системы фильтрации контента из сети Интернет, установлено, что фильтр обеспечил невозможность доступа к 8 сайтам из списка, но не обеспечил предотвращение доступа к сайту ..., состоящем в указанном списке под № 694 и к сайту ..., состоящем в указанном списке под № 784, что является нарушением законодательства Российской Федерации. Также отсутствует ответственное лицо за установку и настройку системы контентной фильтрации.

Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» одним из основных принципов противодействия экстремистской деятельности является приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Статьей 13 Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» установлено, что на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность. Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в международной компьютерной сети Интернет на сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

Отсутствие в библиотеки списка экстремистской литературы, непринятие мер к выявлению и изъятию из оборота указанной категории литературы, а также отсутствие фильтров контента при доступе к сети Интернет позволяет широкому кругу читателей получить доступ к ней. Одним из эффективных способов пропаганды экстремизма является распространение таких радикальных воззрений посредством печатных изданий, подготовленных идеологами объединений экстремистской направленности (книги, брошюры, периодические издания и др.), а также через Интернет. Федеральным законодательством установлен порядок признания литературы экстремистской и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации на Министерство юстиции Российской Федерации возложена обязанность ведения Списка экстремистской литературы и размещение его в официальном периодическом издании «Российская газета». Кроме того, этот Список размещен в сети Интернет на сайте Министерства юстиции Российской Федерации.

Старший помощник прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области МАСЛЕННИКОВ В.А. в судебном заседании заявленные требования, основание и предмет иска, поддержал. Просил исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика МУК «Центральная городская библиотека» ЯКИМОВА Н.П. в судебном заседании исковые требование прокурора не признала, в обоснование возражений указала, что в МУК «Центральная городская библиотека» в отделе комплектования имеется федеральный список экстремистских материалов в печатном виде, и в электронном виде в локальной сети. Наличие списка в отделе комплектования не проверялось, поскольку проверка осуществлялась после окончания рабочего времени и работники на рабочем месте уже отсутствовали. Факт наличия списка подтверждается актами списания книг. Однако учреждение культуры не может отвечать за контентную фильтрацию. Основным законом, регламентирующим работу библиотек, является Федеральный закон «О библиотечном деле» в нем не предусмотрена обязанность библиотек обеспечивать фильтрацию контента. В пункте 1 статьи 12 четко указывается, что в своей деятельности библиотеки обеспечивают реализацию прав граждан, установленных настоящим Федеральным законом. Библиотеки обслуживают пользователей библиотек в соответствии со своими уставами, правилами пользования библиотеками и действующим законодательством. Ни в Уставе, утвержденном управлением культуры, ни в правилах пользования, составленных на основании Устава, не прописана функция фильтрации, значит, это не входит в компетенцию библиотеки. Более того, ограничение доступа к информации запрещено Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Библиотека добровольно в 2008 году установила фильтр Squid. Данная программа фильтрации может быть эффективна в отношении большинства пользователей, но не совершенна. Экстремистские материалы размещены не только на запрещенных сайтах, но и на других информационных порталах. Библиотеку обвиняют в том, что с компьютеров есть доступ к сайту ..., но признан экстремистским не сам сайт, а брошюра, размещенная на сайте. Сайт работает в полноценном режиме. Для закрытия доступа к тысячам сайтам, разместившим экстремистские материалы, необходимо запретить в библиотеке пользоваться Интернетом, так как ни одна библиотека не имеет вычислительных технических и программных мощностей, чтобы отфильтровать контент по смысловому запросу. Пользователями Интернет-центра являются в основном совершеннолетние читатели. Количество пользователей - читателей до 21 года в 2011 году составляет 59 человек, и отследить такое количество пользователей сотрудникам отдела не составляет труда, так как работает в отделе 8 человек. Читатели подросткового возраста посещают филиалы, обслуживающие детское население города, в детских филиалах Интернета нет.

Фактов того, что информационные материалы экстремистского содержания открывались подростками или другими читателями библиотеки с
компьютеров Интернет - центра библиотеки прокуратурой не представлено.

Технология работы библиотек с экстремистскими материалами не отработана. 11 марта 2011 года разработана инструкция по работе с изданиями, включенными в федеральный список экстремистских материалов. До этого библиотека самостоятельно принимала решения о проверке фондов на наличие и списание экстремистских материалов, также поступали и распоряжения от управления культуры города Нижний Тагил. В настоящее время, в связи с утверждением Инструкции о работе с изданиями, включенными в федеральный список экстремистских материалов, назначены ответственные лица за осуществление контроля и внесены изменения в должностные инструкции сотрудников.

Начинать работу по недопущению использования в глобальной сети материалов, противоречащих закону, попирающих права и достоинство человека нужно с урегулирования правовой базы, введения жесткого наказания за незаконную деятельность администраторов сайтов. Закрывать сайты, распространяющие противозаконные материалы, должны не библиотеки, а соответствующие государственные службы в соответствии с Федеральным законом «О полиции», чтобы доступ к незаконной информации в сети Интернет был закрыт везде, включая домашние компьютеры. На сегодняшний день библиотека в силу своих технических возможностей проводит профилактическую работу по предотвращению доступа к подобным сайтам. Просила в удовлетворении требований отказать.

Заслушав пояснения сторон, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Библиотека представляет собой информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам (статья 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ (ред. от 27 декабря 2009 года) «О библиотечном деле»).

Законодательство о библиотечном деле включает Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральный закон «О библиотечном деле», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области библиотечного дела (статья 2 Федерального закона «О библиотечном деле»).

Каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Федерального закона «О библиотечном деле»).

Все пользователи библиотек имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами. Порядок доступа к фондам библиотек, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками устанавливаются в соответствии с уставами библиотек

Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности (статья 12 Основ законодательства Российской Федерации о культуре).

Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ (статья 12 Основ законодательства Российской Федерации о культуре).

В силу статьи 30 Основ законодательства Российской Федерации о культуре представительная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, защищают эти права и свободы посредством законодательной и иной нормативной деятельности, разработки и осуществления государственной политики культурного развития, пресечения посягательств на права и свободы в области культуры.

Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.

В судебном заседании установлено, что муниципальное учреждение культуры «Центральная городская библиотека» зарегистрировано в качестве юридического лица, согласно Уставу создано в целях обеспечения условий для реализации права граждан различных социальных и возрастных групп с учетом их потребностей и интересов на свободный доступ к библиотечно-информационным ресурсам., приобщения к культурным ценностям, обеспечению образовательный процессов, проведения досуга, общения в группах, сформированных по интересам. Детские библиотеки и отделы способствуют формированию информационных и общекультурных потребностей детей, самообразованию и воспитанию личности.

Одной из задач учреждения является обеспечение оперативного доступа к информационным ресурсам других библиотек и информационных систем; для достижения установленных Уставом целей учреждение осуществляет, в частности предоставление пользователям доступа в корпоративные глобальные информационные сети.

В МУК «Центральная городская библиотека» создано структурное подразделение - отдел автоматизированных технологий, разработано и утверждено Положение об отделе автоматизированных технологий. Согласно Положению целями отдела являются: создание единого информационного пространства; повышение образовательного, культурного, профессионального уровня пользователей; реализация прав всех пользователей на получение необходимой информации из ЭБД и Интернет; удовлетворение информационных, общекультурных, образовательных потребностей и запросов пользователей отдела; участие в развитии процессов информатизации, формировании библиотечного, информационного пространства.

Согласно Правилам обслуживания пользователей в Интернет-центре Центральной городской библиотеки, категорически запрещается открывать сайты порнографического характера, сайты, пропагандирующие насилие, разжигающие расовую и национальную вражду, изготовление наркотических средств и оружия, сайты, содержащие экстремистские материалы, т.к. информация на вышеуказанных сайтах противоречит установленным нормам российской права, не соответствует тематическому профилю библиотечной деятельности и наносит существенный вред стабильной работе техники.

Актом проверки соблюдения законодательства о противодействии экстремистской деятельности, проведенной сотрудниками прокуратуры Ленинского района города Нижний Тагил от 9 марта 2011 года, установлено, в учреждении имеется отдел автоматизированных технологий, в рамках которого функционирует «Интернет-центр», где установлены и работают 7 компьютеров, имеющих доступ в сети Интернет. В библиотеке отсутствует федеральный список экстремистских материалов, во всяком случае, в печатном виде. Отслеживанием содержания данного Списка занимается ответственное лицо за комплектацию фондов библиотеки Б., пользующаяся (со слов директора) для этого списком, размещенном в сети Интернет. Приказа о назначении ответственного лица за установку и настройку системы контентной фильтрации в учреждении не имеется. Для проверки функционирования системы фильтрации контента из сети Интернет предприняты действия по попытке доступа к 10 интернет-сайтам, включенным в федеральный список экстремистских материалов (путем случайной выборки из указанного списка). Фильтр обеспечил невозможность доступа к 8 сайтам, но не обеспечил предотвращение доступа к двум сайтам: ... (№ 694) и ... (№ 784). Доступ на указанные сайты не заблокирован.

Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» одним из основных принципов противодействия экстремистской деятельности является приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Статьей 13 Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» установлено, что на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом, одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации. Копия вступившего в законную силу судебного решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется в федеральный орган государственной регистрации. Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в международной компьютерной сети Интернет на сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 (ред. от 12 июля 2011 года) к правомочиям Министерства юстиции Российской Федерации отнесено ведение и публикация федерального списка экстремистских материалов, перечня общественных объединений и религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также перечень общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности.

В соответствии со статьей 17-1 Областного закона от 23 октября 1995 года № 28-ОЗ (ред. от 26 ноября 2010 года) «О защите прав ребенка» в соответствии с законодательством Российской Федерации в Свердловской области принимаются меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, духовному и нравственному развитию, в том числе от пропаганды национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового и религиозного неравенства, а также от распространения печатной, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 (ред. от 9 февраля 2009 года) «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Современные информационные технологии используются во всех отраслях российской экономики и сферах общественной жизни. Информатизация общества несет в себе как позитивные, так и негативные аспекты. Информационные технологии все чаще используются в качестве специфического информационного воздействия для достижения политических, экономических, военных и других целей, а информация, имеющая всепроникающий характер, постепенно трансформируется в эффективный инструмент технологического и психологического воздействия на человека. Средства, формы и методы информационно-психологического воздействия на систему социальных отношений, индивидуальное и массовое сознание гражданского общества разнообразны и характеризуется высокой степенью социальной опасности. Воздействия такого вида влияют на безопасность общества и государства опосредованно - через воздействие на психику людей. В условиях построения глобального информационного общества особое значение приобретает обеспечение защиты прав и свобод человека в информационной сфере. Одним из видов угроз информационной безопасности является угроза конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию.

Информационная безопасность определяется как состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в информационной сфере на основе общепризнанных принципов и норм международного и национального права. При этом под защищенностью следует понимать активные действия субъектов интернет-права, направленные на достижение определенной степени безопасности объекта охраны в целях сохранения конфиденциальности, целостности и недоступности информации для третьих лиц в виртуальном пространстве. Одним из способов защиты является установление программы фильтрации, содержащие перечень интернет-адресов, соединение с которыми не осуществляется.

По ходатайству ответчика судом допрошены свидетели Ш. и Х.

Свидетель Ш. суду пояснила, что ... работает в ... МУК «Центральная городская библиотека», в ее обязанности входит организация концепции автоматизации библиотеки. С 2000 года в библиотеке имеется локальная компьютерная сеть и создан Интернет - центр, в котором работает сотрудник отдела автоматизированных технологий, библиотекари - консультанты, они обслуживают посетителей. В 2008 году приняли на работу системного администратора, который работает над организацией компьютерной сети. Работа по лицензированию программного обеспечения началась в 2007 году и в 2008 году установлена система Прокси, в ней предусмотрена программа Squid, в функции которой входит контроль за доступом в сеть Интернет. В 2008 году системным администратором по собственной инициативе установлен фильтры на порно-сайты, в связи, с чем доступ на порно-сайты в Интренет - центре пресекается. На момент проведения проверки в библиотеке были установлены фильтры и на экстремистские сайты. На конкретные экстремистские сайты установлены фильтры 10 марта 2011 года, однако никаких рекомендаций на это не было, поскольку нельзя закрывать доступ полностью к сайтам, так как бывает запрещен доступ только к определенной информации, содержащейся на указанном сайте. Программа Squid предусматривает фильтр только на конкретный список сайтов.

Федеральный список экстремистских материалов в печатном виде находится в отделе комплектации МУК «Центральная городская библиотека», в электронном виде данный список содержится на сайте Министерства Юстиции Российской Федерации. В настоящее время вся информация по экстремистским сайтам ею отслеживается. До проведения проверки в библиотеке отсутствовали рекомендации по работе с фильтрацией контента. Проводилась работа с книжными изданиями, которые изымались из общего доступа и списывались.

Так же пояснила, что доступ к сети Интернет в Интернет - центре осуществляется только взрослыми читателями, поскольку подростки посещают детские филиалы библиотеки, в которых Интернет до настоящего времени отсутствует. Кроме того, работа в сети Интернет осуществляется только с помощью библиотекаря - консультанта.

Свидетель Х. суду пояснил, что ... в МУК «Центральная городская больница», в его обязанности входит поддержание локальной сети и защита корпоративных данных. Для ограничения доступа к определенным сайтам была установлена система Прокси и бесплатная программа Squid, для осуществления фильтрации, при этом составлялся список, по которым они работали. Сайты, которые вновь появляются необходимо включать в список, поскольку это требовало дополнительного времени, он находил новые базы и устанавливал их, однако данная работа проводилась нерегулярно, примерно раз в месяц. По экстремистским сайтам он раньше работу не осуществлял, после проверки он включил список и отслеживает данные сайты.

Стороной ответчика суду представлено экспертное заключение уровня соответствия нормативным требованиям автоматизированных средств контроля и управления доступом к Интернет-ресурсам, противоречащим действующему законодательству Российской Федерации с ПЭВМ гостевого доступа Интернет-центра МУК «Центральная городская библиотека», составленное 10 мая 2011 года экспертом Т., генеральным директором ООО «...», техническим директором Научно-технического центра «...». Эксперт провел экспертизу в форме очного тестирования и осмотра программно-аппаратных средств Интернет-центра МУК «Центральная городская библиотека», обеспечивающих гостевой доступ к сети Интернет на предмет наличия, работоспособности и соответствия нормативным требованиям автоматизированных средств контроля и управления доступом гостевых ПК к Интернет-ресурсам, противоречащим действующему законодательству Российской Федерации.

В ходе экспертизы было установлено следующее:

ЛВС Интернет-центра имеет четко выделенную физическую и логическую структуры.

Доступ в Интернет осуществляется через программный пакет Squid, реализующий функцию кэширующего прокси-сервера для протоколов НТТР, FТР, НТТРS. Данный пакет распространяется по лицензии и является бесплатным свободно распространяемым продуктом с открытым исходным кодом. В качестве хостовой операционной системы выступает МSWindowsXP.

Для контроля доступа к ресурсам и определения ряда действий используются списки контроля доступа (access controllist, acl), обрабатываемые Squid. Фильтрация осуществляется на основе имени (доменного имени) цели запроса.

Сотрудниками МУК «Центральная городская библиотека» сформированы списки контроля доступа для ограничения свободного доступа к Интернет-ресурсам, противоречащим действующему законодательству Российской Федерации, в том чсиле ресурсы порнографического содержания и ресурсы экстремистской направленности. Перечень ресурсов взят из свободных источников, является пополняемым и содержит несколько сотен тысяч записей.

Обновление перечня происходит в ручном режиме с периодичностью 1-2 раза в месяц, что связано с постоянным появлением новых ресурсов, противоречащих действующему законодательству.

В случае попытки выхода на запрашиваемый ресурс, пользователю автоматически выводится сообщение о том, что ресурс находится в перечне запрещенных, при этом сам ресурс не открывается.

Экспертом сделан вывод, что программно-аппаратные средства Интернет-Центра МУК «Центральная городская библиотека, обеспечивающие гостевой доступ к сети Интернет, соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым к ЛВС. Используемые сродства контроля и управления доступом в части контроля и управления доступом гостевых ПК к Интернет-ресурсам, противоречащим действующему законодательству Российской Федерации, путем блокировки данных ресурсов, могут быть эффективны в отношении большинства пользователей. Однако существуют известные средства обхода данной защиты.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в МУК «Центральная библиотека» установлены персональные компьютеры в целях реализации уставных задач и обеспечивающие доступ к сети Интернет. Доступ в Интернет осуществляется через программный пакет Squid, для контроля доступа к ресурсам и определения ряда действий используются списки контроля доступа, обрабатываемые программным обеспечением, фильтрация осуществляется на основе имени цели запроса.

Сотрудниками библиотеки в работе используется федеральный список экстремистских материалов, размещенный на сайте Министерства юстиции Российской Федерации, что подтверждается письмами в адрес прокурора от 20 сентября 2009 года № 193, в адрес начальника Управления культуры Администрации города Нижний Тагил от 14 октября 2010 года № 161; актами о списании исключенной из библиотеки литературы от 1 апреля 2011 года № 2650, № 2651, № 2652, № 2653, № 2654, № 2655.

Министерством культуры и туризма Свердловской области разработана типовая Инструкция о работе с изданиями, включенными в федеральный список экстремистских материалов. На основании руководящего письма и типовой Инструкции, руководителем МУК «Центральная городская библиотека» 11 марта 2011 года утверждена Инструкция о работе с изданиями, включенными в федеральный список экстремистских материалов. Контроль за исполнением данной инструкции возложен на заместителя директора по библиотечной работе, ответственность за исполнение инструкции возложена на заведующего отделом комплектования и заведующих структурными подразделениями.

В связи с наличием программного обеспечения, включающего в себя программу фильтрации; доступности федерального списка экстремистских материалов в сети Интернет, которым сотрудники библиотеки руководствуются при выявлении изданий, включенных в указанный список, и проводят работу по списку; утверждением инструкции о работе с изданиями, включенными в федеральный список экстремистских материалов, в которой определены ответственные лица; оснований для возложения обязанности получить федеральный список экстремистских материалов; провести ревизию библиотечного фонда с целью исключения из него материалов, включенных в федеральный список экстремистских материалов; установить фильтры контента при доступе к сети Интернет с целью исключения доступа к материалам, включенным в федеральный список экстремистских материалов; определить должностное лицо ответственное за постоянное поступление в учреждение обновляемого списка экстремистских материалов, а также осуществляющего контроль поступающих в учреждение материалов на предмет соответствия и не соответствия федеральному списку экстремистских материалов, не имеется.

Вместе с тем, на дату проведения проверки доступ к некоторым Интернет-ресурсам, содержащим материалы экстремистской направленности, включенные в федеральный список, ограничен не был. Данное обстоятельство стало возможным в результате отсутствия ответственных лиц, отвечающих за обновление перечня материалов экстремистской направленности, несистематического и крайне редкого (1-2 раза в месяц) обновления перечня. Бездействие должностного лица на дату проведения проверки по не принятию достаточных мер к пресечению возможности доступа к Интернет-сайтам, содержащим материалы экстремистской направленности, суд находит незаконным.

На основании изложенного, исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц от уплаты государственной пошлины освобожден в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по требованиям неимущественного характера подлежит взысканию с ответчика государственная пошлина в размере 4000 рублей 00 копеек.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ государственная пошлина подлежит зачислению в бюджет муниципального района.

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие должностного лица - директора муниципального учреждения культуры «Центральная городская библиотека» ЯКИМОВОЙ Н.П. по состоянию на 9 марта 2011 года по не обеспечению при доступе к сети Интернет мер к пресечению возможности доступа к материалам, включенным в федеральный список экстремистских материалов.

В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области о возложении обязанности на директора муниципального учреждения культуры «Центральная городская библиотека» ЯКИМОВУ Н.П. получить из интернета или иным способом, последнюю версию федерального списка экстремистских материалов; провести ревизию библиотечного фонда муниципального учреждения культуры «Центральная городская библиотека» с целью исключения из него материалов, включенных в федеральных список экстремистских материалов, о чем составить соответствующие акты; установить фильтр контента при доступе к сети Интернет с целью исключения доступа к материалам, включенным в федеральный список экстремистских материалов; определить должностное лицо муниципального учреждения культуры «Центральная городская библиотека», ответственное за постоянное поступление в учреждение обновляемого федерального списка экстремистских материалов и осуществляющее контроль поступающих в учреждение материалов на предмет соответствия и не соответствия федеральному списку экстремистских материалов, отказать.

Взыскать с муниципального учреждения культуры «Центральная городская библиотека» в бюджет муниципального района государственную пошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей кассационной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Судья -        М.В. ПЕСТЕРНИКОВА