РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 июня 2011 года город Нижний Тагил Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В. при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-899/2011 по иску ВОЛНУХИНОЙ В.И. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № ВОЛНУХИНОЙ В.И. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 30 лет, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. При оценке пенсионных прав в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 в специальный трудовой стаж ВОЛНУХИНОЙ В.И., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не приняты к зачету следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... год ... месяцев ... дней) - медицинское объединение №, клиническая лаборатория, лаборант; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... лет ... месяца ... месяцев) - центр экстракорпоральных методов детоксикации, токсико-химическая лаборатория, лаборант; поскольку наименование учреждений не предусмотрено Списком, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... лет ... месяцев ... день) - центр экстракорпоральных методов детоксикации, токсико-химическая лаборатория, старший лаборант; поскольку наименование учреждения и должности не предусмотрены Списком, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... лет ... месяцев ... дней) - муниципальное учреждение здравоохранения «Городская больница №», токсико-химическая лаборатория, старший лаборант; поскольку наименование должности не предусмотрено Списком, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781. 15 апреля 2011 года истец ВОЛНУХИНА В.И. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, включении в специальный стаж спорных периодов работы, возложении обязанности назначить трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Одновременно истец просил возместить судебные расходы по оплате государственной пошлины. В обоснование требований истец указала, что медицинское объединение № создано в соответствии с постановлениями Администрации города Нижний Тагил по представлению органов управления здравоохранением и комитетом государственного имущества; учредителем является городской отдел здравоохранения, деятельность учреждения регламентировалась законодательством Российской Федерации, приказами и указаниями вышестоящего органа здравоохранения. Медицинское объединение является учреждением здравоохранения, и работа в нем связана с осуществлением деятельности, связанной с охраной здоровья населения. ЦЭМД находился в структуре органов здравоохранения города Нижний Тагил, в его структуру входила токсикохимическая лаборатория, в штатном расписании имелась должность старшего лаборанта. Трудовая книжка является основным документов, определяющим наличие трудового стажа. Ключевым словом для определения наличия специального стажа должно быть слово - название должности среднего медицинского работника - лаборант. Истец ВОЛНУХИНА В.И. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом уведомлена о времени и месте судебного разбирательства, направила в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что исковые требования поддерживает полностью. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие истца. Представитель ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области ПЕТУХОВА О.В. в судебном заседании исковые требования истца не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в назначении пенсии. Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования подлежащими удовлетворению в полном объеме. В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потури кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии со статьями 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 1 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона. Согласно статьей 7, подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года № 70 утверждено разъяснение «О некоторых вопросах установления пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе льготного порядка исчисления стажа). В соответствии с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 1 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правого регулирования. Конституционный суд Российской Федерации в постановлении указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Следовательно, при оценке прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично). Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 27 августа 1992 года № 634, от 23 июля 1993 года № 701, от 22 сентября 1993 года № 953) утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работы в которых по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 1 ноября 1999 года. В Списке поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2001 года № 130) утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, применяемый к периодам с 1 ноября 1999 года до 12 ноября 2002 года. В Списке поименованы больницы, в частности, городские, и в числе среднего медицинского персонала - лаборант. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года за № 781 утвержден Список профессий и должностей, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, применяемый к периодам работы с 12 ноября 2002 года. В Списке поименованы больницы всех наименований, в числе среднего медицинского персонала - лаборант. Принятый к зачету специальный стаж истца в учреждениях здравоохранения по нормам нового правового регулирования и по нормам, действующим в период осуществления трудовой деятельности, составляет ... год ... месяцев ... дней. Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации № 1066 от 22 сентября 1999 года, и пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству здравоохранения Российской Федерации) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (статья 39 Конституции РФ), в связи с чем, в силу статей 2, 18 Конституции Российской Федерации уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан. В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения установленного законом возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации) тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Данная позиция отражена в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25. В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно - правовую форму и характер деятельности юридического лица. Наименование юридического лица имеет своей целью его индивидуализацию. Согласно статье 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в Уставе юридического лица определяется его наименование, место нахождения, статус учреждения, организационно - правовая форма, цели, предмет и виды деятельности. Согласно записям, произведенным в трудовой книжке истца, и уточняющей справке ГУЗ СО «Медицинский центр «...» от 25 февраля 2011 года № 092, истец работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медицинское объединение №, клиническая лаборатория, лаборант; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - центр экстракорпоральных методов детоксикации, токсико-химическая лаборатория, лаборант; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - центр экстракорпоральных методов детоксикации, токсико-химическая лаборатория, старший лаборант; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - муниципальное учреждение здравоохранения «Городская больница №», токсико-химическая лаборатория, старший лаборант. Как следует из представленных суду письменных материалов дела, во исполнение решения Свердловского Облисполкома от 11 декабря 1990 года № 455 «О переводе здравоохранения области с 1991 года в систему нового хозяйственного механизма», решением исполнительного комитета Нижнетагильского городского Совета народных депутатов от 5 мая 1991 года № 174 «О поэтапном переходе лечебно-профилактических учреждений на новый хозяйственный механизм» начат поэтапный переход на новый хозяйственный механизм с целью обеспечения самостоятельности медицинских учреждений, развития специализированной медицинской помощи, эффективного использования коечного фонда и кадров. В соответствии с приказом отдела здравоохранения Нижнетагильского горисполкома от 20 мая 1991 года № 82-П «По разукрупнению ЛПУ города», в частности, в Ленинском районе осуществлено разукрупнение ЛПУ, а именно, Городская больница № + стоматологическая поликлиника №. На основании приказа Отдела здравоохранения Нижнетагильского горисполкома от 31 мая 1991 года № 89-П, вновь образованным медицинским объединениям присвоены наименования, в частности, в Ленинском районе, медицинское объединение №. В последующем Приказом Управления здравоохранения города Нижний Тагил» от ДД.ММ.ГГГГ № произведена реорганизация Центральной городской больницы № и медицинского объединения № в ММУ «Центральная городская больница №» с ДД.ММ.ГГГГ с целью создания многопрофильной больницы с более высоким уровнем специализации и более эффективным использованием ресурсов. Из анализа перечисленных документов следует, что медицинское объединение № являлось муниципальным медицинским учреждением, создавалось на базе больницы учреждением здравоохранения, изменения вносились только в наименование учреждения, при этом вид деятельности цели и задачи учреждения и обязанности медицинского персонала изменений не претерпевали. Неправильное наименование лечебно-профилактического учреждения не является основанием для отказа истцу в защите прав на пенсионное обеспечение, периоды работы в указанном учреждении подлежат зачету в специальный стаж в календарном исчислении. Центр экстракорпоральных методов детоксикации (ЦЭМД) создан в соответствии с Постановлением Главы города Нижний Тагил № 98 от 23 марта 1992 года, согласно Уставу является самостоятельным учреждением здравоохранения, предназначенным для оказания стационарной и амбулаторной специализированной медицинской помощи взрослому населению города Нижний Тагил и районов Свердловской области по профилям: острая и хроническая почечная недостаточность, токсикология, острые и хронические эндо- и экзотоксикозы, заболевания почек. Консультативная медицинская помощь взрослому населению. В своей деятельности Центр руководствуется действующим законодательством, Положением о лечебно-профилактическом учреждении, работающим в условиях нового хозяйственного механизма, утвержденным приказом Министерства здравоохранения СССР № 188 от 4 мая 1990 года, решением исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов №455 от 11 декабря 1990 года «О переводе здравоохранения области с 1991 года в систему нового хозяйственного механизма» и настоящим Уставом. Центр имеет структуру: стационар на 20 коек хирургического профиля; отделение реанимации и интенсивной терапии на 6 коек; лаборатория гемодиализа («искусственная почка») на 8 диализных мест; лаборатория гравитационной хирургии крови на 3 операционных стола; лаборатория клинико-биохимическая. На основании Постановления Главы Администрации Ленинского района города Нижний Тагил № от ДД.ММ.ГГГГ Центр экстракорпоральных методов детоксикации переименован в муниципальное учреждение здравоохранения «Центр экстракорпоральных методов детоксикации». Согласно Приложению № к Приказу № от ДД.ММ.ГГГГ Центр экстракорпоральных методов детоксикации имел следующую структуру: отделение реанимации и интенсивной терапии на 6 коек; отделение хирургии экзо-эндотоксикозов на 55 коек; отделение гемодиализа на 21 диализное место; отделение гравитационной хирургии крови на 4 бригады; клинико-биохимическая лаборатория; токсико-химическая лаборатория; административно-хозяйственное подразделение; вспомогательные подразделения. С ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «ЦЭМД» переименовано в МУЗ «Городская больница №» на основании Постановления Главы города Нижний Тагил № от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления Главы Администрации Ленинского района № от ДД.ММ.ГГГГ. Целями и предметом деятельности учреждения в период создания и изменения наименования согласно Уставам и Положению являлись: оказание специализированной медицинской помощи больным с острыми и хроническими эндо- и экзотоксикозами и нуждающимся в проведении экстракорпоральных методов детоксикации (гемодиализ, гемосорбция, плазмаферез, гемофильтрация и др.; проведение экстракорпоральной детоксикации при острой почечной недостаточности, сепсисе, перитоните, панкреатите и др. видах патологии, при острых отравлениях химической этиологии, при хронической почечной недостаточности, коллагенозах, заболеваниях инфекционно-аллергического характера. Учреждение имело лицензию на осуществления указанных выше видов деятельности от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, сертификат от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и №, решение о выдаче лицензии и сертификата соответствия от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно протоколам к лицензии было разрешен вид медицинской деятельности и услуг токсикохимической лаборатории. Исходя из вида деятельности учреждения его целей, задач и предмета деятельности, суд приходит к выводу, что учреждение относилось к лечебно-профилактическим учреждениям, а именно к больницам. Отсутствие указание об этом в наименовании учреждения не может служить основанием для ограничения прав истца на пенсионное обеспечение. В штатном расписании токсико-химической лаборатории за спорные периоды работы значится в числе среднего медицинского персонала старший лаборант - 1,0 и лаборант - 5,0. В Перечне подразделений и должностей медицинского персонала ЦЭМД производимым доплату за работу в ночное время в размере ... % часовой тарифной ставки (должностного оклада), занятым оказанием экстренной скорой и неотложной медицинской помощи, утвержденном ДД.ММ.ГГГГ, значится лаборатория токсико-химическая, врачи-лаборанты, фельдшера-лаборанты, лаборанты. Согласно тарификационным спискам за спорные периоды работы, истец числится фельдшером-лаборантом, за особые условия труда ей производилась доплата в размере ... %. Как следует из карточек справок за ... - ... г.г. должность истца значится фельдшер-лаборант. Согласно справке ГУЗ СО «Медицинский центр «...» от 29 марта 2011 года № 089, истец с ДД.ММ.ГГГГ кроме выполнения должностных обязанностей фельдшера -лаборанта осуществляла контроль за соблюдением в токсиколаборатории санитарно-эпидемиологического режима, вела документацию, связанную с учетом расходного материала, получаемого у главной медицинской сестры ЦЭМД (лекарственные средства, спирт, прочие медикаменты), несла материальную ответственность за мягкий и твердый инвентарь, аппаратуру токсиколаборатории, вела табель учета рабочего времени. Из изложенного следует, что истец в период работы старшим лаборантом выполняла обязанности фельдшера-лаборанта и наряду с возложенными на нее обязанностями по выполняемой должности осуществляла руководящие функции. Таким образом, в судебном заседании установлено, что, трудовая деятельность истца в спорные периоды отвечает требованиям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решение комиссии о не принятии к зачету спорных периодов работы создает препятствие истцу к реализации права на пенсионное обеспечение и подлежит признанию незаконным, а спорные периоды - включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцу подлежат возмещению с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлину в сумме 200 рублей 00 копеек. Руководствуясь статьями 12, 104, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования ВОЛНУХИНОЙ В.И. удовлетворить. Признать стаж работы ВОЛНУХИНОЙ В.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... год ... месяцев ... дней) - медицинское объединение №, клиническая лаборатория, лаборант; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... лет ... месяца ... месяцев) - центр экстракорпоральных методов детоксикации, токсико-химическая лаборатория, лаборант; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... лет ... месяцев ... день) - центр экстракорпоральных методов детоксикации, токсико-химическая лаборатория, старший лаборант; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (... лет ... месяцев ... дней) - муниципальное учреждение здравоохранения «Городская больница №», токсико-химическая лаборатория, старший лаборант; подлежащим зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области назначить ВОЛНУХИНОЙ В.И. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области в пользу ВОЛНУХИНОЙ В.И. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме ... рублей ... копеек. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Председательствующий - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА Мотивированный текст решения изготовлен 24 июня 2011 года. Судья - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА