2-860/2011 решение от 02.06.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 июня 2010 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Цыдаевой В.П.,

с участием представителя истца Репиной О.В., действующей по доверенности от 16.04.2011 года,

представителя ответчика Горноуральского городского округа Свердловской области Данилова Д.М., действующего по доверенности от 01.03.2011 года,

при секретаре Вязовик А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-860 (2011) по иску прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах Чистяковой О.И. к администрации Горноуральского городского округа Свердловской области о признании права на получение социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением,

установил:

Прокурор Пригородного района Свердловской области в интересах Чистяковой О.И. обратился в суд с иском к администрации Горноуральского городского округа Свердловской области о признании за истцом права на получение социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением, указав, что Чистякова О.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по <адрес> Пригородного района Свердловской области, относится к числу ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако ответчик отказывает ей в постановке на учет для улучшения жилищных условий. Основанием для отказа служит то обстоятельство, что Чистякова О.И., являясь собственником жилого помещения - дома по <адрес> в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ продала его своей снохе Ч., жене своего умершего ДД.ММ.ГГГГ сына, чем, по мнению администрации Горноуральского городского округа, сознательно ухудшила свои жилищные условия и на основании ст.53 Жилищного Кодекса Российской Федерации, может быть признана нуждающейся в жилом помещении не ранее чем через пять лет со дня совершения действий по намеренному ухудшению жилищных условий. Полагал, что отказ администрации Горноуральского городского округа в постановке на учет Чистяковой О.И. является необоснованным, так как на момент продажи дома закон о предоставлении жилья участникам войны, вставшим на учет после 01.01.2005 года, еще не был принят. В момент продажи дома она не могла знать, что будут внесены изменения в законодательство, и жилье будет предоставляться участникам войны, вставшим на учет после 2005 года. Чистякова О.И. продала дом своей снохе, с которой совместно проживает, в целях обеспечения своей старости, Ч. ухаживает за своей престарелой свекровью. Полагал, что в действиях Чистяковой О.И. не имелось умысла на умышленное намеренное ухудшение своих жилищных условий и она, являясь участником Великой Отечественной войны, имеет право на получение мер социальной поддержки на основании п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». В силу п.3 Порядка обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 01.03.2010 года № 330-ПП, формирование списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Администрация Горноуральского городского округа не включила Чистякову О.И. в список граждан, имеющих право на меру социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», документы в отношении Чистяковой О.И. администрацией Горноуральского городского округа в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» для обеспечения ее жилым помещением не направлялись. Просил признать за Чистяковой О.И. право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета, признать действия администрации Горноуральского городского округа по не включению Чистяковой О.И. в список граждан, имеющих право на меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и не направлении документов в отношении Чистяковой О.И. в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» для обеспечения ее жильем в соответствии с п.3 ч.1 ст.15 Федерального Закона «О ветеранах» незаконными, обязать ответчика включить Чистякову О.И. в список лиц, подлежащих обеспечению жильем в соответствии с п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона «О ветеранах» и направить документы для обеспечения ее жилым помещением в Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

При подготовке дела к судебному разбирательству в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» ( далее СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства»).

            В судебное заседание прокурор не явился, просил дело рассмотреть без своего участия, указав, что иск поддерживает в полном объеме.

Представитель истца иск прокурора поддержал полностью, указав, что дом по <адрес> в <адрес> строил супругу Чистяковой О.И., в этом доме вместе с ними проживал их сын со своей семьей. Муж истицы умер, в ... году Чистякова О.И. решила оформить этот дом на сына, но он умер в период оформления документов, поэтому дом она оформила на жену сына. Она продолжает проживать в этом доме со своей снохой, дом неблагоустроенный, а в силу возраста ей тяжело проживать в этом доме, она нуждается в постороннем уходе, который за ней осуществляет сноха Ч.

Представитель ответчика иск не признал, пояснив суду, что жилой дом по <адрес> в <адрес> Пригородного района Свердловской области не признавался непригодным, а степень благоустройства на возможность проживания в частном жилом доме не влияет. Согласно законодательству, нуждающимися являются граждане, не имеющие жилья для проживания. На основании п3 ст.53 Жилищного Кодекса РФ, граждане, совершившие действия по намеренному ухудшению своих жилищных условий, могут быть поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилье, по истечении пяти лет с момента совершения таких действий, на сегодня пять лет с даты продажи Чистяковой О.И. принадлежащего ей жилого дома по <адрес>, не прошло. Ст.53 Жилищного кодекса РФ не содержит исчерпывающего перечня действий, которые свидетельствовали бы о намеренном ухудшении жилищных условий, однако договор по своей природе является разновидностью действий, в которых сторона по сделке выражает свою волю. Об умышленном ухудшении своих жилищных условий свидетельствует то, что, не имея другого жилья, истец продала принадлежащий ей дом, однако продолжила пользоваться этим домом после совершения сделки, то есть, действительного намерения распорядиться этим имуществом у нее не было. Областной закон Свердловской области от 22 июля 2005 года №97-ОЗ «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области» в качестве действий по намеренному ухудшению жилищных условий называет совершение сделки по отчуждению жилья. Просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, о причине неявки суд не уведомил. На основании п.3 ст.167 Гражданского процессуального Кодекса РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав представителей сторон, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных идругих жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч.2 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются вустановленном настоящим Кодексом порядке.

В силу ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Свердловской области от 28 апреля 2006 года № 357-ПП утвержден Порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Согласно этому Порядку, формирование списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в соответствии с Жилищным Кодексом РФ, ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления представляют изменения в списки в Министерство экономики Свердловской области и Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" (п.3-5).

Получателем бюджетных средств, предусмотренных для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов, является Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", которое в порядке, установленном Федеральным законом 21 июля 2005 года N 94-ФЗ, размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий год,; осуществляет действия по регистрации построенных (приобретенных) для ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов жилых помещений в собственность Свердловской области; передает в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области документы, необходимые для зачисления жилых помещений, построенных (приобретенных) для ветеранов Великой Отечественной войны, в казну Свердловской области (п.п.10, 16, 17).

В соответствии с ч.1 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

           В соответствии с подп.3 п.1 ст.15 и ст.23.2 Федерального закона "О ветеранах" № 5-ФЗ от 12.01.1995 года (в ред. от 29.06.2009), участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 (в редакции от 09.01.2010 года) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших {умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Cтатус Чистяковой О.И. как участника Великой Отечественной войны и право на получение в связи с этим социальных льгот, установленных законом для участников Великой Отечественной войны, подтверждается выданным на ее имя удостоверением (л.д.13), это право не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.

Судом установлено, что Чистякова О.И. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает в <адрес>. Кроме нее, в этом жилом доме зарегистрирована по месту жительства сноха Ч. с ... года, которая является собственником этого жилого дома. В собственности Чистяковой О.И. жилых помещений нет (л.д.15, 16, 26, 29, 30, 37).

Поскольку в доме по <адрес> Чистякова О.И. проживает в качестве члена семьи собственника и своего жилья не имеет, она имеет право на получение социальной льготы в виде обеспечения жильем, что также не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.

Однако решением жилищной комиссии администрации Горноуральского городского округа от 18 августа 2010 года Чистяковой О.И. было отказано в постановке на учет как участника Великой Отечественной войны в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи она продала принадлежащий ей на праве собственности жилой дом по <адрес> своей снохе Ч., тем самым сознательно ухудшила свои жилищные условия, и может быть поставлена на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения этих намеренных действий (л.д.9, 10).

В силу ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий может быть принято в том случае, если не истек срок, предусмотренный ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей последствия намеренного ухудшения гражданамисвоих жилищных условий. Согласно ст.53Жилищного Кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещенияхне ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Таким образом, статья 53 ЖК РФ содержит меру юридической ответственности граждан за намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

На этом основании решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия Чистяковой О.И. по продаже жилого дома по <адрес> своей снохе Ч. умышленными и недобросовестными, и является ли это препятствием для признания ее нуждающейся в жилом помещении, требует оценки фактических обстоятельств дела.

Судом установлено, что в доме по <адрес> в <адрес> Чистяковой О.И. проживает с ... года, с ... года в этом доме зарегистрирована и проживает ее сноха Ч., до ... года в доме проживал ее сын Ч., ... года рождения, который был снят с регистрационного учета в связи со смертью (л.д.15,16).

Сама Чистякова О.И. с ... года является инвалидом ... группы по общему заболеванию и на момент рассмотрения спора по состоянию своего здоровья нуждается в постоянном постороннем уходе, поскольку способность к самостоятельному передвижению у нее снижена (л.д.14, 21).

Указ Президента Российской Федерации № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» был принят 07 мая 2008 года и распространял свое действие на тех участников Великой Отечественной войны, которые встали на учет до 01.03.2005 года, и лишь новая редакция этого Указа от 09.01.2010 года распространила свое действия на всех участников Великой Отечественной войны, независимо от даты постановки на учет.

Чистякова О.И. обратилась к ответчику с заявлением об улучшении жилищных условий 16 февраля 2011 года, то есть через четыре года после продажи принадлежащего ей жилого дома.

Все названные выше обстоятельства: обращение к ответчику с заявлением об улучшении жилищных условий через четыре года после совершения сделки по продаже принадлежащего ей жилого дома; совершение сделки в тот период, когда Указ Президента РФ № 714 в новой редакции еще не был принят; продажа жилого дома лицом, который в силу преклонного возраста и по состоянию своего здоровья не способен содержать жилой дом в пригодном для проживания состоянии, лицу, который является членом его семьи и осуществляет за ним уход, свидетельствуют об отсутствии намеренного ухудшения Чистяковой О.И. своих жилищных условий.

Такой вывод суда является основанием для удовлетворения исковых требований прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах Чистяковой О.И. в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах Чистяковой О.И. удовлетворить.

Признать право Чистяковой О.И. на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета на основании п.3 ч.1 ст.15 Федерального Закона «О ветеранах».

Признать действия администрации Горноуральского городского округа, выразившиеся в отказе Чистяковой О.И. включить в список граждан, имеющих право на меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и не направлении документов в отношении Чистяковой О.И. в Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» для обеспечения ее жильем на основании п.3 ч.1 ст.15 Федерального Закона «О ветеранах» незаконными.

Обязать администрацию Горноуральского городского округа включить Чистякову О.И. в список лиц, подлежащих обеспечению жильем по договору социального найма за счет средств федерального бюджета на основании п.3 ч.1 ст.15 Федерального Закона «О ветеранах» и направить документы в отношении Чистяковой О.И. в Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» для обеспечения ее жилым помещением.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Судья-

-32300: transport error - HTTP status code was not 200