2-1344/2011 решение от 17.08.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 августа 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Цыдаевой В.П.

с участием старшего помощника прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области Стафеевой Н.А.,

истца Воропаевой А.С.,

представителя ответчика администрации города Нижний Тагил Бунькова А.В., действующего на основании доверенности №50-3939 от 24 декабря 2009 года сроком на 3 года,

при секретаре Мусиной К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1344/2011 по иску прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Воропаевой А.С. к Министерству строительства и архитектуры <адрес>. Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил», Министерству финансов Свердловской области о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Тагилстроевского района города Нижний Тагил в интересах Воропаевой А.С. обратился в суд с исковым заявлением о возложении обязанности на администрацию города Нижний Тагил снять с закрепления за Воропаевой А.С. жилое помещение, расположенное по адресу: город Нижний Тагил, <адрес>; признании бездействия Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, не приобретшего в 2010, 2011 годах жилье для лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей - Воропаевой А.С., незаконным; возложении на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанности приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в муниципальном образовании «город Нижний Тагил» для Воропаевой А.С., безвозмездно передать приобретенное жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования «город Нижний Тагил» для целевого распределения его Воропаевой А.С.; возложить обязанность на Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» оформить полученную квартиру в собственность муниципального образования и предоставить переданное жилое помещение Воропаевой А.С. по договору социального найма.

Третьими лицами на стороне ответчика, не заявляющими самостоятельных требований относительно иска, прокурор привлек СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», Правительство Свердловской области, территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области Тагилстроевского района города Нижний Тагил.

В обоснование требований прокурор указал, что Воропаева А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать - В.Н.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - В.С.И. лишен родительских прав решением Тоншаевского районного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Воропаева А.С. воспитывалась в ГОУ Свердловской области «<...> детский дом », с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время обучается в ГБОУ СПО Свердловской области «<...> техникум <...>». С ДД.ММ.ГГГГ Воропаева А.С. зарегистрирована в комнате жилой площадью <...> кв.м. в трехкомнатной квартире общей площадью <...> кв.метров, в том числе жилой площадью <...> кв.м., по адресу: город Нижний Тагил, <адрес> с двумя сестрами и двумя детьми сестер. Указанное жилое помещение закреплено за Воропаевой А.С. постановлением главы администрации Тагилстроевского района города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ за . Согласно постановлению Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ Воропаева А.С., как относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом требований п.п.2 п.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, принята на учет нуждающихся по льготному списку в качестве нуждающихся в жилом помещении и включена в список под номером очереди , поскольку является обеспеченной общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, составляющей <...> кв.метров. Постановлением Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ за данная очередность Воропаевой А.С. подтверждена. До настоящего времени Воропаевой А.С. жилое помещение Министерством строительства и архитектуры Свердловской области не приобретено и по договору социального найма администрацией муниципального образования «город Нижний Тагил» не предоставлено. Неисполнение требований действующего законодательства, направленного на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает право истца на жилье, предусмотренное статьей 40 Конституции Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области заявленные требования, основание и предмет иска поддержал.

Представитель ответчика - Администрации города Нижний Тагил исковые требования не признал, поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве по иску, в котором указал, что единственным правовым основанием для предоставления конкретного жилого помещения истцу является приказ Министра архитектуры и строительства Свердловской области. Данное правовое основание в настоящее время отсутствует, как и обязанность по заключению договора социального найма жилого помещения. Конкретных фактов нарушения прав истца Администрацией города Нижний Тагил стороной истца не предоставлено. Само по себе наличие установленного порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот не может служить единственным и достаточным основанием для возложения на Администрацию города обязанностей в судебном порядке. Суд не может своим решением лишить ответчика возможности добровольно реализовать свои полномочия, предусмотренные нормативно-правовым актом, необоснованно предположив злонамеренность ответчика в будущем, так как в соответствии с частью 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ предполагается разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений. Доказательств того, что ответчик намерен уклоняться от исполнения своих полномочий в будущем, суду не представлено. Иск основан на предположениях. В 2009 -2010 годах Администрация ни разу не уклонилась от заключения договора социального найма на переданные из казны Свердловской области жилые помещения. Считает, что Администрация города Нижний Тагил прав истца не нарушила, между истцом и Администрацией отсутствует спор о праве (л.д. 68-69).

Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без своего участия. В письменном отзыве иск не признал, указав, что в соответствии с п.п.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. Таким образом, данная норма возлагает на органы исполнительной власти субъекта РФ обязанность по обеспечению жилым помещением лиц, уже окончивших учреждения профессионального образования. В соответствии с п.3 ст.6 указанного закона, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. Согласно ст.1 закона, полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования включают, в том числе, и предоставление бесплатного общежития. В настоящее время истец обучается в ГБОУ СПО Свердловской области «<...>». Соответственно, обязанность обеспечения истца жилым помещением органами исполнительной власти субъекта за счет бюджета Свердловской области не может возникнуть (л.д. 57-58).

Представитель ответчика - Министерства финансов Свердловской области, в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие, указав, что в функции Министерства финансов Свердловской области входит организация исполнения областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства. Министерство финансов Свердловской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения, в частности, детям-сиротам. В целях исполнения расходного обязательства, предусмотренного Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, ежегодно предусматриваются бюджетные средства. Согласно Закону Свердловской области от 26 ноября 2010 года №100-ФЗ «Об областном бюджете на 2011 год», в 2011 году эта сумма составляет 350 000 рублей. Постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 08.02.2011 года утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Согласно Порядку, главным распорядителем средств областного бюджета, выделенных на эти цели, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем этих бюджетных средств является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», который заключает государственный контракт на долевое строительство жилья для граждан из числа детей-сирот. Жилые помещения, построенные (приобретенные) за счет средств областного бюджета, поступают в государственную казну Свердловской области, распределяются детям-сиротам и после распределения безвозмездно передаются в муниципальную собственность. Все юридически значимые действия, необходимые для своевременной передачи построенных (приобретенных) жилых помещений для внеочередников, должны быть совершены органами местного самоуправления. К данным действиям относится прием передаваемого имущества в собственность муниципального образования, оплата расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений, государственная регистрация права собственности на переданное имущества, заселение данных жилых помещений (л.д. 50-52).

Представитель третьего лица - Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», надлежащим образом извещенный о месте и времени проведения судебного заседания, в суд не явился, направил в суд письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело без его участия, указав, что за истцом было закреплено жилое помещение по адресу: город Нижний Тагил, <адрес>, в связи с этим у истца отсутствует право на дополнительную поддержку в виде обеспечения жильем на условиях и в порядке Федерального закона №159 от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В случае обеспечения жильем менее учетной нормы Воропаева А.С. имеет право на улучшение жилищных условий в соответствии с Жилищным Кодексом РФ (л.д. 33-34).

Представители органа опеки и попечительства Тагилстроевского района города Нижний Тагил, а также третьего лица - Правительства Свердловской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени проведения судебного заседания, в суд не явились, не просили рассмотреть дело в свое отсутствие либо отложить, что в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению спора по существу в их отсутствие.

Заслушав пояснения прокурора, истца, представителя ответчика - Администрации муниципального образования города Нижний Тагил, огласив позицию представителей ответчиков и третьих лиц, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.,

В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно частям 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

На основании абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

08 февраля 2011 года постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета.

В соответствии с Порядком, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

Жилые помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются путем аукциона.

Средства областного бюджета перечисляются на основании государственных контрактов и платежных поручений с лицевого счета Фонда, открытого в Министерстве финансов Свердловской области, на расчетные счета застройщиков (продавцов).

Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.

Для распределения детям-сиротам построенных или приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади.

Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме, согласно приложению к настоящему Порядку.

Распределение жилых помещений детям-сиротам осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области.

Аналогичный Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действовал в 2010 году, установленный постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 года № 646-ПП.

Статус Воропаевой А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лица, оставшегося без попечения родителей, подтверждается свидетельством о рождении истца (л.д.16), решением Тоншаевского районного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого отец истца - В.С.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лишен родительских прав в отношении дочери Воропаевой А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 18), свидетельством о смерти В.Н.Н. - матери истца (л.д. 19) справкой ГОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<...> детский дом » от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что Воропаева А.С. являлась воспитанницей этого детского дома с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находилась на полном государственном обеспечение и пользовалась всеми льготами, определенными Приказом Министерства Образования РФ №50 от 16 февраля 1993 года (л.д. 20).

В настоящее время Воропаева А.С. обучается в ГБОУ СПО Свердловской области «<...> техникум <...>» по очной форме обучения по специальности <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21).

Судом установлено, что Воропаева А.С. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства в комнате площадью <...> кв.метров, расположенной в <адрес> в г.Нижнем Тагиле, которая постановлением Главы администрации Тагилстроевского района г.Нижнего Тагила от ДД.ММ.ГГГГ закреплена за ней при определении в детский дом на полное государственное обеспечение (л.д.10, 12).

Наличие закрепленного за Воропаевой А.С. жилого помещения не лишает ее права на обеспечение жильем в порядке, установленном статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и постановлением Правительства Свердловской области от 08 февраля 2011 года № 84-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета» по следующим основаниям:

Постановлением Главы города Нижний Тагил от 30.09.2005 года № 1112 учетная норма площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

По сведениям муниципального учреждения «Служба правовых отношений», в <...>, расположенной в <адрес> в г.Нижнем Тагиле, зарегистрированы по месту жительства, кроме истца, еще <...> человек (л.д.12). Таким образом, на каждого проживающего в этом жилом помещении приходится менее <...> квадратных метров общей площади жилого помещения.

В силу части 2 статьи 49 данного Кодекса, жилые помещения предоставляются по договору социального найма - как в порядке очереди, так и вне очереди - только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими.

Статья 37 действовавшего ранее Жилищного Кодекса РСФСР основанием для внеочередного предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, устанавливала отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо в социальном найме, а также на праве члена семьи собственника или нанимателя.

Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким категориям отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как указал Конституционный суд в своем Определении от 7 июня 2011 г. N 746-О-О, Жилищным кодексом Российской Федерации расширен перечень оснований признания лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку в системной связи с положениями части 1 статьи 51, части 1 и пунктов 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса (и учитывая, что в пункте 2 части 2 его статьи 57 не указаны основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как они были указаны в статье 37 Жилищного кодекса РСФСР) положение п.2 части 2 ст.57 Жилищного Кодекса РФ предполагает, что они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на общих основаниях, в том числе на основании пункта 2 части 1 статьи 51 (обеспеченность лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы).

Поскольку положения пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона регулируют, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу принципа "Последующий закон отменяет предыдущий" в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам Жилищного кодекса Российской Федерации суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее.

В связи с этим, по мнению суда, не имеет для данного спора юридического значения наличие постановления Главы администрации Тагилстроевского района г.Н.Тагила о закреплении за Воропаевой А.С. жилого помещения. Кроме того, прокурором не названо правовых оснований для отмены этого постановления. В связи с этим суд полагает необходимым отказать прокурору в удовлетворении требований о возложении на администрацию города Нижний Тагил обязанности снять с закрепления жилое помещение, расположенное по адресу: город Нижний Тагил, <адрес>, которое закреплено постановлением Главы администрации Тагилстроевского района города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ за за Воропаевой Анной Сергеевной.

В собственности Воропаевой А.С. недвижимое имущество отсутствует (л.д. 42, 44).

Постановлением Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ Воропаева А.С. принята по месту жительства на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (л.д.11).

Постановлением Администрации города Нижний Тагил № 23 от 19 января 2011 года утвержден список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по городу Нижний Тагил, в который Воропаева А.С. включена в порядке очередности под (л.д. 13-14, 22).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец достигла возраста 21 года, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поэтому в силу вышеназванных норм законодательства имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органом местного самоуправления истец включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по городу Нижний Тагил, в котором она стоит под номером ; список передан в соответствующее учреждение в целях распределения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений. Однако до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечена, чем нарушены гарантированные государством права на внеочередное обеспечение жилой площадью, как меры социальной поддержки.

С учетом вышеизложенных обстоятельств и норм права, регулирующих возникшие правоотношения, на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области и Администрацию города Нижний Тагил следует возложить соответствующую Порядку обеспечения в 2011 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, обязанность по предоставлению истцу вне очереди по договору социального найма жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления, построенное или приобретенное за счет средств областного бюджета Свердловской области.

То обстоятельство, что Воропаева А.С. в настоящее время обучается в образовательном учреждении, не может служит основанием для отказал в удовлетворении требований об обеспечении ее жильем, поскольку право на обеспечением жильем в силу п.2 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса РФ она приобрела после окончания пребывания в учреждении социального обслуживания ( детского дома).

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Тагилстроевского района г.Нижнего Тагила Свердловской области в интересах Воропаевой А.С. удовлетворить частично.

Признать бездействие Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, не приобретшего в 2010 года и в 2011 году жилье для Воропаевой А.С., незаконным.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области за счет средств областного бюджета построить (приобрести) жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в муниципальном образовании «город Нижний Тагил», для Воропаевой А.С. и безвозмездно передать его в муниципальную собственность города Нижний Тагил для целевого распределения его Воропаевой А.С..

Обязать Администрацию города Нижний Тагил Свердловской области оформить полученную для Воропаевой А.С. квартиру в собственность муниципального образования и предоставить переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилое помещение лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Воропаевой А.С. по договору социального найма.

Отказать прокурору Тагилстроевского района г.Нижнего Тагила Свердловской области в удовлетворении требований о возложении на администрацию города Нижний Тагил обязанности снять с закрепления жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, закрепленное постановлением Главы администрации Тагилстроевского района г.Нижнего Тагила от ДД.ММ.ГГГГ за за Воропаевой А.С..

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей кассационной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Судья