РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 июня 2011 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А., при секретаре Робертус М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ломаевой М.В. об оспаривании действий (бездействия) заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Свердловской области Пыриной Ю.А., установил: Приговором Дзержинского районного суда города Нижний Тагил от 03.04.2003 с Григорьева А.С., Меркурьева В.Е. и Иванова В.Ю., осужденных к лишению свободы, солидарно в пользу потерпевшей Ломаевой М.В. взыскана сумма ... руб. в порядке возмещения ущерба, причиненного имуществу преступлением (хищением). Постановлением Дзержинского районного суда города Нижний Тагил от 09.03.2011 взыскателю Ломаевой М.В. выданы дубликаты исполнительных листов от 03.04.2003 в отношении солидарных должников Иванова В.Ю. и Григорьева А.С. в связи с утерей исполнительных документов. 31.03.2011 Ломаевой М.В. почтовым отправлением в адрес Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Свердловской области направлено заявление о предоставлении в порядке частей 8, 10 статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» информации о наличии имущества у должников Иванова В.Ю. и Григорьева А.С. К запросу Ломаевой М.В. приложены незаверенные копии дубликатов исполнительных листов от 03.04.2003 серии ВС № 015614883 и серии ВС № 015614884, выданных Дзержинским районным судом города Нижний Тагил 21.03.2011 в отношении солидарных должников Иванова В.Ю. и Григорьева А.С. Письмом заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Свердловской области Пыриной Ю.А. от 22.04.2011 № 14-24/08619 Ломаевой М.В. отказано в предоставлении запрашиваемой информации, так как в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации запрашиваемая информация является налоговой тайной. 10.05.2011 Ломаева М.В. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Свердловской области Пыриной Ю.А. об отказе в предоставлении информации о наличии или отсутствии имущества у должников. В обоснование своих требований Ломаева М.В. ссылается на часть 8 статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которой взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о предоставлении сведений о наличии имущества у должника. По мнению заявителя, действия должностного лица - заместителя начальника Межрайонной инспекции налоговой службы России № 16 по Свердловской области Пыриной Ю.А. являются незаконными, так как препятствует реализации права на компенсацию причиненного ущерба, предусмотренного статьей 52 Конституции Российской Федерации. В судебное заседание Ломаева М.В. не явилась. Представитель заявителя Власов В.С. уточнил требования Ломаевой М.В. и просит обязать заместителя начальника Межрайонной инспекции налоговой службы России № 16 по Свердловской области Пырину Ю.А. предоставить информацию о наличии у должников Иванова В.Ю. и Григорьева А.С. недвижимого имущества и транспортных средств, включая маломерные суда. Информация о наличии у должников Иванова В.Ю. и Григорьева А.С. расчетных счетов в банках и иных кредитных организациях заявителю не требуется и не запрашивалась Ломаевой М.В. в заявлении от 31.03.2011. Ломаева М.В. не располагает доказательствами предъявления к исполнению исполнительных документов в отношении солидарных должников Иванова В.Ю. и Григорьева А.С. за период с 03.04.2003 по настоящее время, поскольку заявитель не получала копии постановлений судебного пристава-исполнителя о возбуждении и окончании исполнительного производства. В настоящее время Ломаева М.В. обратилась в Дзержинский районный суд города Нижний Тагил с заявлением о восстановлении срока предъявления к исполнению исполнительных документов в отношении солидарных должников Иванова В.Ю. и Григорьева А.С. Рассмотрение заявления назначено судом на 21.06.2011. Представитель заявителя Власов В.С. полагает, что отсутствие заверенных копий исполнительных документов и истечение трехлетнего срока предъявления исполнительных документов к исполнению не может служить основанием для отказа Ломаевой М.В. в предоставлении спорной информации, поскольку в письме от 22.04.2011 №14-24/08619 на данные обстоятельства должностное лицо налогового органа Пырина Ю.А. не ссылалась. Заинтересованное лицо - заместитель начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Свердловской области Пырина Ю.А. заявление Ломаевой М.В. не признала полностью и указала на несоответствие запроса от 31.03.2011 требованиям частей 8, 9 статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В соответствии с частью 9 вышеуказанной нормы закона налоговые органы предоставляют информацию только о наличии счетов должника в банках и иных кредитных организациях. Налоговые органы не наделены правом регистрации прав на недвижимое имущество и транспортные средства, в связи с чем, предоставление указанной информации отнесено к компетенции соответствующих регистрационных органов. Кроме того, к заявлению Ломаевой М.В. от 31.03.2011 были приложены незаверенные копии исполнительных документов с истекшим трехлетним сроком предъявления исполнительных документов к исполнению, что также являлось основанием к отказу Ломаевой М.В. в предоставлении спорной информации о наличии у должников Иванова В.Ю. и Григорьева А.С. имущества. Определением суда от 11.05.2011 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены должники Иванов В.Ю. и Григорьев А.С., которые в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела были надлежащим образом извещены по последнему известному месту жительства, что в силу части 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению заявления. Заслушав объяснения представителя заявителя и заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, суд находит заявление Ломаевой М.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно статьям 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьям 1, 2 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (далее - Закон от 27.04.1993 № 4866-1) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Приказом руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 15.02.2011 № 08-08/79 Пыриной Ю.А. продлен срок замещения должности государственной гражданской службы заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области до 20.02.2012 (л. д. 12). К должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 Кодекса, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени органов государственной власти, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц. К указанным должностным лицам относятся лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», далее - Постановление от 10.02.2009 № 2). Согласно статье 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов (Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506). Предметом настоящего судебного разбирательства является публично-правовой спор о праве взыскателя Ломаевой М.В. на получение информации о наличии имущества у должников Иванова В.Ю. и Григорьева А.С. в целях принудительного исполнения требований исполнительных документов без обращения взыскателя в подразделение судебных приставов. В соответствии с нормами Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (статья 5). В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. Указанные органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (статья 7). Исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем (статья 8). Должник по требованию судебного пристава-исполнителя обязан представить сведения о принадлежащих ему правах на имущество, в том числе исключительных и иных правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, правах требования по договорам об отчуждении или использовании указанных прав, в размере задолженности (часть 7 статьи 69). Если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности. При этом у органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, банков и иных кредитных организаций судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава. Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений (часть 8 статьи 69). У налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения: 1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; 2) о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте; 3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях (часть 9 статьи 69). Налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы и организации представляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса (часть 10 статьи 69). Общий порядок рассмотрения заявлений граждан установлен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно (статья 2). Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц (статья 4). При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (статья 5). Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии (статья 7). Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (статья 8). Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (статья 9). Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (статья 10). 31.03.2011 Ломаевой М.В. почтовым отправлением в адрес Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Свердловской области направлено заявление о предоставлении в порядке частей 8, 10 статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» информации о наличии имущества у должников Иванова В.Ю. и Григорьева А.С. К заявлению Ломаевой М.В. приложены незаверенные копии дубликатов исполнительных листов от 03.04.2003 серии ВС № 015614883 и серии ВС № 015614884, выданных Дзержинским районным судом города Нижний Тагил 21.03.2011 в отношении солидарных должников Иванова В.Ю. и Григорьева А.С. (л. д. 20-24). Заявление Ломаевой М.В. поступило в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 16 по Свердловской области 01.04.2011 и зарегистрировано за № 1371 (л. д. 20). Письмом заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Свердловской области Пыриной Ю.А. от 22.04.2011 №14-24/08619 Ломаевой М.В. отказано в предоставлении запрашиваемой информации, так как в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации запрашиваемая информация является налоговой тайной. Ломаевой М.В. разъяснено, что указанная информация может быть представлена Службе судебных приставов по их запросу (л. д. 4, 27). Приведенное в спорном письме обоснование отказа в предоставлении Ломаевой М.В. информации о наличии у должников счетов в банках и иных кредитных организациях носит ошибочный характер. Налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение (статья 32 Налогового кодекса Российской Федерации). Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам); 5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами (статья 102 Налогового кодекса Российской Федерации). Конституция Российской Федерации предусматривает разные уровни гарантий и разную степень возможных ограничений права на информацию, исходя из потребностей защиты частных и публичных интересов. Однако согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации данное право может быть ограничено исключительно федеральным законом. Причем законодатель обязан гарантировать соразмерность такого ограничения конституционно признаваемым целям его введения. Из этого требования вытекает, что в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может использовать способы регулирования, которые посягали бы на само существо того или иного права, ставили бы его реализацию в зависимость от решения правоприменителя, допуская тем самым произвол органов власти и должностных лиц, и, наконец, исключали бы его судебную защиту. Иное противоречило бы и статье 45 Конституции Российской Федерации, согласно которой государственная защита прав и свобод гарантируется и каждый вправе защищать их всеми способами, не запрещенными законом. Такая правовая позиция, сформулированная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.2000 № 3-П, применима к ситуациям, связанным с обеспечением доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, поскольку в соответствии с закрепленными Конституцией Российской Федерации гарантиями свободы экономической деятельности в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации (статья 8, часть 1) каждый вправе свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, часть 2), а также свободно использовать свое имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1). Из указанных конституционных гарантий вытекает право на сохранение в тайне сведений, в том числе полученных налоговыми органами, виды и объем которых устанавливаются законом, а также обязанность государства обеспечивать это право в законодательстве. Специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере, поскольку в процессе осуществления налоговыми органами Российской Федерации своих функций, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.2004 № 317-О). Письмом Федеральной налоговой службы от 11.06.2009 № МН-22-6/469 «О предоставлении информации» по вопросу предоставления взыскателям сведений о счетах должника разъяснено следующее. В связи с обращением Федеральной налоговой службы о разъяснении вопроса, касающегося предоставления налоговыми органами взыскателям и судебным приставам-исполнителям имеющейся информации о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, и о номерах расчетных счетов с учетом требований статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 69 Федерального закона № 229-ФЗ Генеральной прокуратурой Российской Федерации высказана следующая позиция. Вышеуказанные положения законодательства Российской Федерации необходимо рассматривать во взаимосвязи со статьями 12 и 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», а также статьями 64 и 69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Согласно указанным нормам судебному приставу-исполнителю предоставлена возможность запрашивать и получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию. Сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций с указанием расчетных счетов должника, по смыслу статьи 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве», могут быть запрошены как у банков и иных кредитных организаций, так и у налоговых органов. Аналогичную информацию вправе запросить и взыскатель, которому согласно пункту 8 статьи 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предоставлено право обращения по вопросу исполнения требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, непосредственно в банк и иную кредитную организацию. Хотя согласно части 2 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о наименовании банков и иных кредитных организаций с указанием расчетных счетов должника, запрашиваемые судебными приставами-исполнителями и взыскателями, отнесены к конфиденциальной информации, они должны им предоставляться с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2003 № 8-П. Суть ее в том, что судебный пристав-исполнитель вправе получать в банках, иных кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц в размере и пределах, которые определены судом, и необходимы для исполнения исполнительного документа. Учитывая вышеизложенную позицию Генеральной прокуратуры Российской Федерации, при обращении в налоговые органы взыскателя с запросом о получении информации о счетах должника с одновременным предъявлением подлинника или заверенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению взыскателю в течение семи дней со дня получения указанного запроса предоставляется информация о наименовании, основном государственном регистрационном номере (ОГРН) и месте нахождения банка, в котором открыты счета должника, а также о номерах этих счетов. В свою очередь, требования Ломаевой М.В. о предоставлении информации о наличии у должников Иванова В.Ю. и Григорьева А.С. недвижимого имущества и транспортных средств носят необоснованный характер, основаны на расширительном толковании части 8 статьи 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и не служат цели принудительного исполнения требований исполнительных документов, поскольку минуя подразделение судебных приставов взыскатель Ломаева М.В. может непосредственно направить исполнительные документы только в банк и иные кредитные организации, в которых имеются счета должников, в порядке статей 8, 70 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Обращение взыскания на недвижимое имущество и транспортные средства должников Иванова В.Ю. и Григорьева А.С. возможно только судебным приставом-исполнителем в рамках возбужденного исполнительного производства, в связи с чем, предоставление взыскателю Ломаевой М.В. такой информации нарушает принципы соразмерности ограничения конституционных прав должников и баланса публичных и частных интересов. В соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. Письмом Федеральной налоговой службы от 11.06.2009 № МН-22-6/469 «О предоставлении информации» также разъяснено, что сведения о зарегистрированных правах физических лиц на недвижимое имущество, в том числе о земельных участках, а также о транспортных средствах поступают в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации от государственных органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и регистрацию транспортных средств. Ввиду этого налоговые органы не являются первоисточником данной информации, а, следовательно, не могут в полной мере отвечать за степень ее актуальности и достоверности при предоставлении третьим лицам. Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами, юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации (статья 1). Персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных. Обработка персональных данных - действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных (статья 3). Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (статья 2). Обработка персональных данных должна осуществляться на основе принципов: законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности; соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям оператора; соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных (статья 5). Буквальное толкование частей 8-10 статьи 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве» также не позволяет отнести предоставление взыскателям информации о зарегистрированных правах на имущество должников к компетенции налоговых органов. Поскольку предоставление спорной информации сопряжено с ограничением конституционных прав и гарантий должников при обработке их персональных данных, то в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации такое ограничение прав должно быть прямо предусмотрено федеральным законом и исключать необходимость толкования при правоприменении. В соответствии со статьями 2, 7 Закона от 27.04.1993 № 4866-1 обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к последствиям, указанным в статье 255 Кодекса. При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий, бездействия (пункт 25 Постановления от 10.02.2009 № 2). Согласно статье 56 Кодекса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. На государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод (статья 249 Кодекса, статья 6 Закона от 27.04.1993 № 4866-1). Из представленных сторонами документов следует, что заявление Ломаевой М.В. от 31.03.2011 не отвечает требованиям части 8 статьи 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве», поскольку приложенные к нему документы не подтверждают наличие у взыскателя Ломаевой М.В. подлинников исполнительных документов, а представленные незаверенные копии исполнительных листов от 03.04.2003 не содержат сведений о прерывании срока предъявления их к исполнению. При этом Ломаева М.В. не лишена возможности предъявления в налоговый орган подлинников исполнительных документов на личном приеме либо удостоверения подлинности копий исполнительных листов в установленном законом порядке в целях направления запроса посредством почтовой связи. Нотариус свидетельствует верность копий документов и выписок из них, выданных органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации, юридическими лицами, а также гражданами при условии, что эти документы не противоречат законодательным актам Российской Федерации (статья 77 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1). В соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения (статья 21). Срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается: 1) предъявлением исполнительного документа к исполнению; 2) частичным исполнением исполнительного документа должником. После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается. В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю. Если исполнение судебного акта, акта другого органа или должностного лица было отсрочено или приостановлено, то течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется со дня возобновления исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица. В случае рассрочки исполнения исполнительного документа течение срока предъявления его к исполнению продлевается на срок рассрочки (статья 22). Взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом (статья 23). В случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом, другим органом или должностным лицом, принявшим соответствующий акт (статья 12). Таким образом, положения статьи 430 Кодекса и статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» о возможности выдачи дубликата исполнительного листа в случае утраты его подлинника ограничены установленным статьей 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» трехлетним сроком предъявления исполнительного листа к исполнению. Приговором Дзержинского районного суда города Нижний Тагил от 03.04.2003 Григорьев А.С. осужден к 4 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима, Иванов В.Ю. - к 6 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Приговор вступил в законную силу 23.07.2003 (л. д. 49-52). Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29.04.2003 № 36 утверждена Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде. Приговор (решение по иску, вытекающему из уголовного дела) в части взыскания ущерба, причиненного преступлением имуществу, обращается к исполнению не позднее трех суток после вступления в законную силу приговора (постановления, решения) либо возвращения дела из кассационной инстанции. Обращение к исполнению производится путем выписки исполнительных документов и направления их соответствующему подразделению судебных приставов. С исполнительным документом направляется копия приговора (постановления, решения) либо выписка из него в части, касающейся возмещения причиненного преступлением ущерба. О направлении исполнительных документов извещаются потерпевшие граждане и организации - взыскатели долга. В случае когда возмещение ущерба возложено солидарно на нескольких лиц, исполнительные документы выписываются по числу должников с обязательным указанием в каждом исполнительном документе общей суммы, подлежащей взысканию, и всех лиц, обязанных возмещать ущерб. Одному из исполнительных документов присваивается первый номер, а остальным - последующие порядковые номера с указанием количества экземпляров. Учет выписанных исполнительных документов ведется в книге учета исполнительных документов, переданных в соответствующее подразделение судебных приставов. Выдача исполнительных документов для обращения взыскания на имущество является обязательной. Исполнительные документы для производства удержания направляются: в отношении осужденных к лишению свободы - подразделению судебных приставов по месту отбывания наказания; в отношении должников, находящихся на свободе, - подразделению судебных приставов по месту их работы (получения дохода из других источников). В соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (статья 30). Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются: 1) взыскателю и должнику; 2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ; 3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества; 4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка (статья 47). Стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (статья 50). Определением суда от 03.06.2011 заявителю Ломаевой М.В. предлагалось представить суду доказательства предъявления исполнительных документов в отношении должников Иванова В.Ю. и Григорьева А.С. к исполнению за период с 03.04.2003 по настоящее время (копии постановлений судебного пристава-исполнителя о возбуждении и окончании исполнительного производства, в том числе направлением исполнительных документов по месту содержания должников в исправительные учреждения). В судебном заседании представитель заявителя Власов В.С. пояснил, что взыскатель Ломаева М.В. не получала копии указанных постановлений судебного пристава-исполнителя. Из постановления Дзержинского районного суда города Нижний Тагил от 09.03.2011 следует, что Ломаева М.В. не принимала участие в рассмотрении заявления о выдаче дубликатов исполнительных документов. Представитель взыскателя Власов В.С. пояснил суду, что исполнительные листы были направлены в исправительную колонию по месту отбывания наказания должниками Ивановым В.Ю. и Григорьевым А.С. и не возвращены в подразделение судебных приставов. Факт утраты исполнительных документов в отношении должников Иванова В.Ю. и Григорьева А.С. подтверждается сведениями начальника отдела судебных приставов Дзержинского района города Нижний Тагил за № 08-30/480 (л. д. 25-26). Однако с учетом требований Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде исполнительные листы в отношении должников Иванова В.Ю. и Григорьева А.С., осужденных к лишению свободы, подлежали направлению судом в подразделение судебных приставов по месту нахождения исправительных учреждений. В свою очередь, на территории Дзержинского административного района города Нижний Тагил отсутствуют исправительные учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы, что исключало принятие утерянных исполнительных документов и возбуждение исполнительного производства подразделением судебных приставов Дзержинского района города Нижний Тагил. Из ответа отдела судебных приставов по Ленинскому району города Нижний Тагил и Пригородному району следует, что срок хранения архивных документов до 2006 года истек. Информация за 2006 и 2007 года в базе ПК «Судебный пристав» утрачена при смене программного комплекса. В период с 01.01.2008 по настоящее время исполнительные документы взыскателя Ломаевой М.В. в подразделение не поступали. Таким образом, отсутствие в распоряжении должностного лица - заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Свердловской области Пыриной Ю.А. подлинников либо заверенных в установленном законом порядке копий исполнительных листов, а также отсутствие в исполнительных документах, датированных 03.04.2003, сведений о прерывании трехлетнего срока давности предъявления исполнительных документов к исполнению, исключали возможность предоставления взыскателю Ломаевой М.В. информации о наличии у должников Иванова В.Ю. и Григорьева А.С. счетов в банках и иных кредитных организациях. Письменный отказ заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Свердловской области Пыриной Ю.А. от 22.04.2011 №14-24/08619 в предоставлении взыскателю Ломаевой М.В. запрашиваемой информации носит законный, обоснованный характер и не влечет каких-либо нарушений прав и охраняемых законом интересов заявителя, в том числе не препятствует использованию широкого круга полномочий судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве путем предъявления исполнительных документов в подразделение судебных приставов по месту жительства должников Иванова В.Ю. и Григорьева А.С. Из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 № 169-О). В соответствии с частью 4 статьи 258 Кодекса суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 258 и 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Решил: В заявлении Ломаевой М.В. об оспаривании действий (бездействия) заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Свердловской области Пыриной Ю.А. отказать полностью. На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней. Судья А.А.Соловьев