РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 августа 2011 года суд Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи Зайцевой И.Н., при секретаре Графовой О.А. с участием: старшего помощника прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области Макаренко Ю.В. истца Тонкушина И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1055/2011 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Тонкушина И.М. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и администрации Муниципального образования «город Нижний Тагил» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: 20 мая 2011 года прокурор Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Тонкушина И.М. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в котором просил: возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в срок 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в муниципальном образовании «город Нижний Тагил» Свердловской области для Тонкушина И.М. безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования «город Нижний Тагил» для целевого распределения его Тонкушину И.М обязать Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» оформить полученную квартиру в собственность муниципального образования и предоставить переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилое помещение, приобретенное для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей -Тонкушину И.М. по договору социального найма. В обоснование исковых требований прокурор указал, что Тонкушин И.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; его мать Т. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отца юридически нет. Постановлением ... районного Совета народных депутатов г.Н.Тагила № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении в дом ребенка № несовершеннолетнего Тонкушина» Тонкушин И.М. был определен в дом ребенка № на полное государственное обеспечение ввиду того, что мать ребенка бросила, отца юридически нет, что подтверждается справкой о рождении № формы №. Впоследствии Тонкушин И.М. переведен в МОУ « Детский дом-школа №», на основании постановления главы города Нижний Тагил № от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе из муниципального образовательного учреждения «Детский дом-школа №», в последующем переведен в муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение детский дом № для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ... вида, в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Тонкушин И.М. проживал в ... детском доме №, находился на полном государственном обеспечении. Закрепленного жилья Тонкушин И.М. не имеет. Согласно свидетельства № о регистрации по месту- пребывания, обучаясь в ... по специальности ..., Тонкушин И.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: г.Н.Тагил, <адрес>. После выпуска из ...- ДД.ММ.ГГГГ места жительства у Тонкушина И.М. нет.Тонкушин И.М. имеет ... группу инвалидности. Очередное переосвидетельствование назначено на ДД.ММ.ГГГГСогласно письма заместителя начальника управления учета и распределения жилья администрации г.Н.Тагил от 08.04.2011 г. № 17-1199, на 01.01.2011 г. по списку граждан, нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда по городу Нижний Тагил, Тонкушину И,М. установлена очередь № 867, на 01.01.2011 г. по списку граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по городу Нижний Тагил, Тонкушину И.М. установлена очередь № 57. До настоящего времени Тонкушину И.М. жилое помещение Министерством строительства и архитектуры Свердловской области не приобретено, и по договору социального найма Администрацией города Нижний Тагил не предоставлено. В соответствии с практикой Европейского суда по правам человека недостаточность средств не может служить основанием для неисполнения государством принятых на себя обязательств по обеспечению прав. 30 июня 2011 года в соответствии со статьей 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица привлечен СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства. Старший помощник прокурора Ленинского района город Нижний Тагил Свердловской области Макаренко Ю.В.и истец Тонкушин И.М. в судебном заседании заявленные исковые требования, основание и предмет иска поддержали. Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства(л.д.40), направил в суд отзыв на исковое заявление от 04 июля 2011 года №20-04-01-4118 (л.д. 30-34), в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика. В обоснование своей позиции по делу представитель ответчика в письменном отзыве указал, что при наличии у Тонкушина И.М. права на получение жилого помещения в соответствии с абз. 2, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также при условии его постановки на учет в органах местного самоуправления в качестве лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей требование истца о возложении судом на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить Тонкушину И.М. жилое помещение является требованием о возложении на Министерство не предусмотренной законом обязанности в силу следующих обстоятельств. Частью 1 ст. 57 ЖК РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указано, что вне очереди жилые помещения предоставляются в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты) по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Соответственно ЖК РФ устанавливает, что детям-сиротам жилые помещения предоставляются вне общей очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихсяв жилых помещениях в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, таким образом выделяя данную категорию граждан в отдельную группу, имеющую первоочередное перед иными гражданами, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, право на обеспечение жилыми помещениями. Из ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, не следует, что гражданину, относящемуся к категории детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение должно быть предоставлено в течение определенного срокас момента получения им соответствующего статуса. Данной норме не противоречит предоставление жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет,по аналогии с порядком, установленным в ч. 1 ст. 57 ЖК РФ. Жилищные отношения в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, входят в сферу жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Соответственно, в отсутствие конкретных норм, устанавливающих специальное регулирование жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, применению в силу ч. 1 ст. 7 ЖК РФ подлежат общие нормы, регулирующие жилищные отношения по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся. Такое применение не противоречит существу жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, так как эти отношения являются одним из видовжилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Обеспечение жильем детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, отличном от порядка очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, стало бы в силу объективной невозможности единовременного обеспечения всех детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, нарушением требований разумности и справедливости, установленных ч. 2 ст. 7 ЖК РФ, ч. 2 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрена «Порядком обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 г. N 84-ПП. Пунктом 11 Порядка обеспечения детей-сирот установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований в течение 10 рабочих дней с даты получения от СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» адресного перечня жилых помещений, построенных (приобретенных) для обеспечения детей-сирот, представляют в Фонд Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. В соответствии с п. 12 Порядка обеспечения детей-сирот Фонд на основании указанных Предложений органов местного самоуправления направляет в Министерство сведения по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений, на основании которых Министерством в свою очередь осуществляется подготовка приказов о распределении детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений. Таким образом, распределение Министерством Тонкушину И.М. жилого помещения до получения от органа местного самоуправления соответствующего Предложения, включающего в себя Тонкушина И.М., будет противоречить п. 11, 12 Порядка обеспечения детей-сирот. Решение суда в силу ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. Кроме того, в соответствии с п.1 ст. 36 Федерального Закона от 21.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены в 2-х месячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Соответственно, при возложении на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить Тонкушину И.М. жилое помещение, такая обязанность будет подлежать исполнению после вступления решения суда, обязывающего её совершить, в законную силу и в течение определенного срока с момента возбуждения исполнительного производства. Таким образом, именно в силу приведенных обстоятельств обязанность, о возложении которой просит истец, в отличие от обязанности обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, предусмотренной п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, будет иметь срок, в течение которого она должна быть исполнена, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной Порядком обеспечения детей-сирот. Таким образом, требование истца об обязании Министерства приобрести за счет средств областного бюджета и распределить Тонкушину И.М. жилое помещение, является требованием возложить на Министерство обязанность дополнительную к обязанности обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, предусмотренной п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, регламентированной Порядком обеспечения детей-сирот. Из указанных обстоятельств также следует, что требование о возложении судом на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить Тонкушину И.М. жилое помещение, кроме прочего, является еще и требованием о возложении судом обязанности, исполнение которой повлечет нарушение прав других детей-сирот, обязанность по обеспечению которых жилыми помещениями предусмотрена п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ и конкретизирована Порядком обеспечения детей-сирот, так как фактически истец требует предоставить Тонкушину И.М. жилое помещение без соблюдения норм, предусмотренных Порядком обеспечения детей-сирот и без учета очередности постановки на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении. Часть 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия прав других лиц, однако данное право заключается в возможности получения лицом жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ и Порядком обеспечения детей-сирот, вне общей очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а не в возможности получить жилое помещение в определенный ограниченный срок, связанный с датой принятия судом соответствующего решения. Истец же фактически просит суд предоставить Тонкушину И.М. дополнительное право по сравнению с правами, предоставленными другим детям-сиротам, имеющим право на внеочередное обеспечение жилым помещением, - право на получение жилого помещения в срок, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, и не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной Порядком обеспечения детей-сирот. Представитель ответчика администрации МО « города Н.Тагил» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела (л.д.37), позиции по делу не высказал, причину неявки суду не сообщил, не просил дело слушанием отложить или рассмотреть в отсутствии представителя. Представитель третьего лица СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства(л.д.39), направил в суд отзыв на исковое заявление от 19 июля 2011 года № ФА/02-С-2965 (л.д. 41-42), в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В обоснование возражений указал, что в соответствии с абз. 2 п. I ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Считают, что истцом не предоставлены надлежащие доказательства, подтверждающие отсутствие закрепленного помещения за Тонкушиным И.А. В случае, если будет установлено, что за истцом было закреплено жилое помещение, он не имеет право на дополнительную поддержку в виде обеспечения жильем на условиях и в порядке ФЗ № 159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку правом на обеспечение вне очереди жилой площадью в соответствии с ФЗ № 159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обладают только лица, не имеющие закрепленного жилого помещения. В целях реализации меры социальной поддержки детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, установленной ФЗ от 21.12.1996г. №159 -ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также программы «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 г. № 1469-ПП, постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-Г1П утвержден «Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», согласно которому главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, направленных на строительство жилых помещений для детей сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (п. 2 и 3 Порядка). Руководствуясь указанным Порядком, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» совершает следующие действия: в соответствии с ФЗ от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд размещает государственный заказ и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области (п. 6 Порядка); передает жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области. Указанные жилые помещения после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п. 8 Порядка); для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади (п. 10 Порядка); на основании предоставленных органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области предложений по распределению жилых помещений детям-сиротам Фонд направляет в Министерство строительства и архитектуры Свердловской области сведения по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений для подготовки приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении жилых помещений детям-сиротам (п. 11 и п. 12 Порядка). В целях реализации Порядка СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в рамках выделенных денежных средств в 2010 г. было приобретено шесть квартир на вторичном рынке для указанной категории граждан г. Нижнего Тагила, которые в настоящее время уже распределены, на 201 1 год план распределения еще не утвержден. Таким образом, указанный выше порядок действует и исполняется. Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП, не предусматривает обеспечения жильем детей - сирот по решениям судов. Предоставление жилья детям -сиротам по решениям судов нарушает права детей - сирот, не обращавшихся в суд и ставит под угрозуисполнение указанного порядка. Полагают, что нарушения прав Тонкушина И.М. нет, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей- сирот считают, что исковые требования истца к ответчикам не подлежат удовлетворению. Заслушав прокурора, истца, огласив письменные отзыв ответчика и третьего лица, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 38, частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с частями 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года № 163-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» и Законом Свердловской области от 26 ноября 2010 года № 100-ФЗ «Об областном бюджете на 2011 год» функции главного распорядителя средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. В соответствии с указанным Порядком получателем бюджетных средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, осуществляющий размещение государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключение государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений. Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения. Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из общей площади жилого помещения до 45 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, но не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области. Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Списки нуждающихся в жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований. Для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты получения адресного перечня жилых помещений представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам предварительно согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней с даты получения от Фонда сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений. Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений. Согласно ст. 13 Конвенции от 04.11.1950 года «Щ защите прав человека и основных свобод», каждый, чьи права и свободы нарушены, имеет право на эффективное средство защиты в государственном органе. Судом установлено, что Тонкушин И.М. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, что подтверждается следующими документами: копией справки о рождении № Тонкушина И.М., из которой следует, что его матерью является- Т., отцом- Т., сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка, следовательно юридически отца нет (л.д.10). копией свидетельства о смерти матери истца- Т. ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12); решением ... районного совета народных депутатов Исполнительного комитета № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что мать несовершеннолетнего Тонкушина И.М. ДД.ММ.ГГГГг.р., бросила ребенка, отца у мальчика юридически нет, никто ребенком не интересовался, не навещал, писем нет, в связи с чем принято решение определить несовершеннолетнего Тонкушина в дом ребенка № на полное государственное обеспечение (л.д.9); копией постановления главы города Н.Тагил Свердловской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе из муниципального образовательного учреждения «Детский дом-школа №» в муниципальное специализированное (коррекционное) образовательное учреждение детский дом № для детей -сирот и детей оставшихся без попечения родителей, ... вида несовершеннолетнего Тонкушина И.М.» пунктом 2 постановления предусмотрено реализовать право ан жилую площадь несовершеннолетнего Тонкушина И.М., не имеющего закрепленной жилой площади по выпуску его из учреждения государственного воспитания в соответствии с законодательством (л.д.12). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец являлся воспитанником Нижнетагильского специализированного (коррекционного дома № и находился на полном государственном обеспечении, что подтверждается справкой ГОУ Свердловской области для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нижнетагильский специализированный (коррекционный) дом для детей с отклонениями в развитии №» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14). Согласно справки ... истец обучался в ... (л.д.15) и окончил обучение ДД.ММ.ГГГГ Согласно свидетельства № о регистрации по месту пребывания (л.д.11) Тонкушин И.М. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общежитии по адресу: г.Н.Тагил, <адрес>. Судом установлено, что истец на день рассмотрения дела жилья не имеет, проживает у знакомых без регистрации. Постановлением Главы города Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № Тонкушин И.М. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированный в общежитии по адресу: г.Н.Тагил, <адрес>, принят на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и включен в список граждан, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по г.Н.Тагил на 2011г. № очереди 57 (л.д.16-17). Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец достиг возраста ... лет, является лицом из числа детей-сирот, не имеет закрепленного жилого помещения. В силу вышеприведенных норм права истец имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органом местного самоуправления истец правомерно включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по городу Нижний Тагил, до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен, чем нарушены гарантированные государством права истца на внеочередное обеспечение жилой площадью, как меры социальной поддержки. Ссылки ответчиков на недостаточность денежных средств, на необоснованность заявленных требований, влекущих нарушение Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, посредством строительства (приобретения) жилого помещения для истца вне рамок выделенных денежных средств на эти цели, и нарушение прав лиц, относящихся к той же социальной категории, что и истец, суд находит несостоятельными. Российская Федерации провозгласила себя социальным государством, что закреплено в части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государство и его органы, принявшее на себя обязательство по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны исполнять данные обязательства и недостаточность денежных средств не может служить основанием для неисполнения государством и его органами принятых на себя обязательств. Удовлетворение требований истца не может повлечь нарушение прав других лиц, относящихся к той же социальной категории, поскольку их права не взаимосвязаны и удовлетворение требований истца не исключает и умаляет прав других лиц, защита и соблюдение которых возложена на государственные органы исполнительной власти. Исходя буквального толкования статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке. Право на судебную защиту гарантировано Конституцией Российской Федерации (ст.46). Также судом учитывается и то обстоятельство, что у истца не имеется жилого помещения, где бы он мог проживать после окончания ПУ№135, истец является инвалидом ... группы с детства В судебном заседании установлено, что право истца на получение жилья социального использования нарушено, следовательно на ответчиков должна быть возложена обязанность по участию в процедуре предоставления жилья, установленной Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, принятого во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». При этом, определение судом срока исполнения обязанностей по приобретению жилья и передаче его в муниципальную собственность суд находит нецелесообразным. Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах Тонкушина И.М. удовлетворить частично. Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области построить (приобрести) жилое помещение за счет средств областного бюджета Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области, для Тонкушина И.М. и безвозмездно передать построенное (приобретенное) жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области для целевого распределения его Тонкушину И.М.. Обязать Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области оформить переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области построенное (приобретенное) жилое помещение в муниципальную собственность и заключить с Тонкушиным И.М. договор социального найма жилого помещения. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня провозглашения, с подачей кассационной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области. Судья- И.Н.Зайцева.